Автор: Сергей Ганаховский, г. Москва

Отчет о горном путешествии 5 к.с. по С.Памиру летом 2009 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Четырёх ледопадов (3А*, 5555)

Категория трудности: 3А*
Высота: 5555 м
Ориентация: запад-восток
Координаты по GPS: (089, 39.481180, 73.518620, 5571м)

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Кызылсу и Кичкесу. Ведёт с ледника Кызылсу Восточный на ледник Кичкесу Правый.
Прохождение: 27-30 июля 2007 года со стороны Кызылсу. Описание даётся от ночевок на правой морене ледника Кызылсу Восточный. Для описания из Алайской долины см. 19-20 июля
Тур не обнаружили, сложили свой в центре седловины, севернее относительно точки выхода при пути с востока.
Снята записка: записку не обнаружили

28.08 Подход под ледопад №2

Выход в 8:00. Движемся по карману морены, затем по курумнику. Через 1 переход прошли неплохое место для ночевки (072, 39.509020, 73.593270, 4172м) - травка, небольшой ручеек, которого может и не быть в зависимости от года. Еще через полперехода вышли на ледник (074, 39.506390, 73.579720, 4244м), пересекли неровную его часть и вышли в ровную центральную. По ней дошли за переход до взлета перед поворотом ледника (075, 39.499320, 73.568570, 4251м). Преодолев взлет, в 12:45 сели пообедать (076, 39.497810, 73.566840, 4326м) на зачехленном участке ледника. Тем временем разведали выход на левый борт, что требуется для обхода ледопада №1.

После обеда, в 13:55, немного приспустились и вышли в левый ранклюфт ледника. В нижней части ранклюфт трещиноватый, но поскольку лед открытый, трещины хорошо читаются. Выше представляет собой сн-ледовый желоб, удобный для подъема.

За 1 переход вылезли на осыпной борт (078, 39.498110, 73.563870, 4372м). Здесь есть ровное место для ночевки, вода. Далее прошли по осыпи, хорошо читается тропа, оставленная предыдущими группами.

За 1 переход вышли на плато над ледопадом. Здесь связались, надели снегоступы. По заснеженному плато двигались сперва по левому его краю, затем забрали к центру, с тем чтобы выйти к месту ночевки, куда добрались к 17:20 (079, 39.499040, 73.557090, 4470м). Воду брали из талого ручья в 100 м ниже.

С места ночевки видны перевалы, которые ждут своих первопроходителей.

Вечером решили сходить на разведку. "Классический" путь по снежному галстуку через скальный гребешок нам не слишком нравился ввиду его потенциальной камнепадной и лавинной опасности. Описания этого участка также оставляли мрачное впечатление. Ледопад, напротив, выглядел весьма приветливо - зализанные снежно-ледовые склоны, просматривается безопасный путь по центру, где ничего не прилетит.

Итак, мы решили подняться, провесить пару веревок. Подъем под ледопад занял 1:10, что было несколько дольше, чем мы рассчитывали. Ледопад начинался практически отвесными стенам в несколько десятков метров, что тоже заставило повозиться. Провесив две веревки, мы начали спускаться, в это время начались сумерки и плотный снегопад с пургой. В результате мы несколько дезориентировались и точное местоположение лагеря смогли определить только по крикам оставшихся товарищей. Не смотря на то, что они повесили все имеющиеся фонари на палатку, увидели мы их только находясь в непосредственной близости (~200 м).

29.08 Подъем на ледопад №2

За ночь выпало сантиметров 15-20 снега, с утра ясно. Вышли в 8:10. Подход под ледопад представляет собой пересечение плато и подъём на холм, накрытый снежно-ледовым мусором - следами давних лавин и ледовых обвалов.

Подъем по ледопаду начали от ледового озерца в центральной части основания ледопада. Первая веревка вывела на относительно пологую заснеженную ступень, по которой мы поднялись без веревки. Вторая веревка - прямо в лоб по небольшому кулуару. Третья - вправо вверх к трещине. Четвертая - немного направо вдоль трещины, затем в лоб до выхода на пологую часть. При подъеме попадались практически отвесные участки до 75 градусов.

В районе 13:00 здесь собралась вся группа. Погода испортилась, пошел снег, сели облака. Пожевали всухомятку, немного отдохнули и обсудили дальнейший план действий. Крутая часть ледопада здесь закончилась, но ледопад пересекала огромная трещина, обойти которую не представлялось возможным. Отметя идеи из серии прыгнуть с двумя ледорубами через самую узкую часть трещины (~2 м) на ее верхний край (~ на полметра выше), решили спуститься на снежную пробку и залезть по противоположному борту.

В результате получился дюльфер ~10 м в трещину и вылаз по местами отвесному борту с преодолением небольшого карниза. Затем вытягивали рюкзаки, поскольку зажумарить по такому рельефу под грузом на высоте в районе 4900 здоровья хватило не у всех. Видео с этого участка http://www.youtube.com/watch?v=vboG-zEVsUM

От края трещины начиналось сильно трещиноватое плато с сераками, представляющее собой плоский провал диаметром несколько сотен метров, опущенный метров на 20-30. По нему нашли путь (связки!), пройдя вдоль трещины налево, затем направо. В одном месте стена, огораживающая провал, имела снежный язык - конус (до 50 градусов), по которому и вылезли, провесив одну веревку.

Очутившись на краю плато над 2-м ледопадом, распутали трещиноватую область и встали в нескольких сотнях метров от точки выхода на плато, стараясь не подходить близко к плохо видимому из-за погоды, но явно лавиноопасному склону.

Порядком измотанные погодой, на ночевку встали в 17:30 (084, 39.494930, 73.535150, 4948м).

30.08 Подъем через 3-й в 4-й ледопад.

С утра и ночью погоды нет - шел снег, ветер, видимость в пару сотен метров. Позавтракав, ждали, пока распогодится. В итоге вышли в 11:00. Глубокая тропежка, высота, набор. Движемся медленно, используем тактику непрерывного движения - пока одна связка тропит, другая отдыхает. К тому моменту, как первая садится отдыхать, её как раз догоняет следующая связка и продолжает тропить. Лавиноопасно, поэтому идем в лоб с распущенными лавинными лентами. Выбираем путь сложнее, но безопаснее.

В 3-ий ледопад зашли по центру. Далее поднялись в большую трещину (14:45) и по ее дну вышли направо, где, произведя разведку, нашли проход между сераками для выхода на плато над ледопадом. В одном месте повесили веревку для облегчения подъема на четырёхметровый крутой участок. На плато над ледопадом вышли в 16:30.

Погода между тем испортилась, дул сильный ветер, временами натягивало облака. Решили пожевать всухомятку шоколадок и преодолеть последний ледопад.

В правой по ходу части ледопада вылезли на первую трещину, преодолев довольно крутой (10 м, до 55 градусов) участок с попеременной страховкой. В трещине, укрытые со всех сторон ледяными стенами, встали на ночлег в 18:20 (087, 39.481290, 73.522450, 5303м).

С вечера сходили провесили одну веревку из правого по ходу края трещины для выхода на плато над ледопадом (снег до 50 градусов).

31.07 Перевал 4-х ледопадов и спуск на ледн. Кичкесу правый.

Выход в 6:50. Небо ясное, во время сборов встречаем рассвет. Выйдя на плато по провешенной накануне веревки, дошли до перевала в 8:15. Тур находится в северной части седловины, в наиболее низкой её части. Туда сбегал самый бодрый участник.

Полюбовавшись видами, отсняв фото и видео сессию, отправились вниз, траверсируя склон вниз направо по ходу под скально-снежно-осыпной пичок, закрывающий перевал с севера. Буквально через 200 метров останавились, чтобы поменять снегоступы на кошки, поскольку фирн стал плотнее. Продолжили траверс склон до ребра, ограничивающего склон (090, 39.487750, 73.518810, 5439м), 1 переход.

Далее вдоль ребра спустились к началу ледопада, несколько раз несильно проваливаясь в хорошо замаскированные трещины (1 переход). Первую трещину, отрезающую ледопад от плато над ним, обошли слева по ходу и с ее нижнего края начали вешать перила. Вешать старались по более крутым и менее заснеженным участкам, а также по ледовым ребрам, чтобы уменьшить риски спуска лавины.

В результате повесили две веревки, между веревками прошли по сравнительно пологому участку. Вторая веревка вывела в нижнюю часть ледопада, где, выбирая наиболее безопасный путь, вышли на плато под ледопадом, здесь и заобедали в 14:30 (092, 39.490320, 73.510030, 4767м).

В целом, создалось впечатление, что в левой части ледопада возможен более простой в техническом плане проход, но снежная обстановка к подобным экспериментам не располагала.

С обеда вышли в 16:40, погода несколько нахмурилась, начали садиться облака. Следующий ледопад практически не заметили. Центральная его часть представляла собой абсолютно ровный заснеженный склон. Трещины, если и были, то глубоко под снегом.

Далее спускались вниз по леднику, обходя его трещиноватые области. В одном месте командир, шедший первым, ухнул в трещину метров на 6-7. Слабина, эластичность страховочной цепи, прорезанный веревкой склон, инерция второго в связке привели к такой глубине падения.

День закончили на морене северного притока ледника (094, 39.500010, 73.470360, 4228м) в 20:30, это было первое увиденное нами пригодное место для ночевки (на какой морене ночевал Малахов в 2003, мы так и не поняли). Здесь есть озерца, относительно ровные площадки и чистый ручей. Напротив виден пер. Кичкесу (2Б, 5186).

01.08 Спуск на чукуры

Учитывая ударный предыдущий день, поспали подольше. Выход в 9:40. Спускались по центру ледника, который через некоторое время совсем открылся и начал зачехляться. Ледник ровный, на всём своем протяжении простой (за исключением трещиноватых областей, которые легко обходятся). Через переход-полтора вылезли на левобережную морену практически в точке ее начала (096, 39.502580, 73.444230, 3946м), здесь есть ровные площадки и ручей. Переобули ботинки на кроссовки и далее шли по морене пару переходов, местами пересекая курумники.

Сразу после простого брода через р. Левый Кичкесу в районе 13:45 заобедали на пару часов.

Далее вдоль реки один переход, после чего поднялись на травянистую перемычку между р. Кичкесу и рекой с ледн. Пограничников, перебродили последнюю. Брод простой, так как большие разливы.

На противоположном берегу вышли на заросшую дорогу, которая через переход ушла севернее, а мы пошли по лугам без дороги.

В 19:15 на озерах встали на ночевку (105, 39.554690, 73.364770, 3543м). Искупаться помешал налетевший заряд дождя, он же помог побыстрее поставить лагерь. Созвонились с Катей, выяснилось, что она все еще болеет и сходит с маршрута окончательно.

02.08 По чукурам в Бордобу

Выход в 7:50. Хочется поскорее выйти в Бордобу и там отдохнуть возле заброски. Вскоре после выхода подсекли тропку, потом опять ее потеряли. Движемся по лугам. Через пару переходов подсекли дорогу, прорезанную в склоне. Она проходила выше.

Далее двигались по дороге. На следующем привале выяснилось, что куда-то делся Андрей, хотя последние, выходившие с привала утверждали, что он выходил с ними. Тот привал был в прямой видимости от подсекаемой дороги, поэтому куда он мог деться, мы не поняли.

Осознав потерю, мы организовали масштабные поиски, на которые потратили порядка трёх часов. Было три версии - первая, что Андрей заблудился и с ним что-то случилось (перелом ноги, сердечный приступ и т.п.) вторая, что он пошел в Бордобу самостоятельно и третья, что его похитили. На месте мы могли проверить только первую версию, чем и занимались. Перекрыли все выходы (поставив наблюдателя в обзорную точку), обшарили окрестности дороги между привалами, сходили в несколько других обзорных точек. Посчитав свои усилия по проверке первой версии исчерпанными, выдвинулись по той же дороге в Бордобу для проверки второй версии.

В Бордобу вышли за 2,5 перехода в 15:30 (108, 39.512860, 73.268560, 3463м) с простым бродом через р. Капстур по пути.

В Бордобе обнаружили Андрея. С его слов, он, выйдя с привала, замешкался и потерял группу из вида. Дальше пошел самостоятельно, представляя местную географию. Мы его упустили, видимо потому, что расставили наблюдателей позже, чем он проскочил зону наблюдения. Местность там холмистая, много распадков, потерять друг друга из вида просто.

Повыясняв отношения, пришли к выводу, что ошибкой было отсутствие общего алгоритма действий в подобных случаях (командира в детстве научили возвращаться в точку, где он последний раз видел тех, кого потерял) отсутствие раций (при их наличии одна рация всегда идет с последним участником). Но всё равно было обидно, что полуднёвки не вышло.

Вечером сходили зарегистрироваться к погранцам. К выявленным ошибкам в бумагах (номера не тех паспортов, ошибки в датах рождения) они отнеслись лояльно. Зато довольно жестко ограничили разрешенную зону (долина р. Джанадартака) в точном соответствии с записанным в бумагах. Поскольку запасной вариант с подъемом по долине Атджайло в бумагах отсутствовал, решись мы на него, пришлось бы разбираться дополнительно. Для регистрации нужны оригиналы паспортов (желательно тех, которые записаны в пропусках J ).

Разобрали заброску, отстрелили лишнее снаряжение и продукты (за ним заедем на обратном пути), угостились гостеприимством пастуха и устроили праздник обжорства. В этой заброске был большой излишек продуктов, рассчитанный на запасной вариант с поздним приходом в МАЛ.

Жили на полянке в 150 м выше вагончика пастуха вдоль дороги. Воду брали из ручья на краю поляны. С места ночевки отлично видно дорогу (как и нас с нее) и всё происходящее вокруг. Вечер и ночь прошли спокойно.

Связка (траверс) перевалов Мира Западный + Золотой Теленок (2А,4900)

Высота (высшая точка): 4900 м
Ориентация: запад-восток

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Джанадартака (ледн. Корженевского) и Ачик-Таш. Ведёт с ледника Перевальный на ледник №197.
Прохождение: 03-05 августа 2009 года со стороны Джанадартаки. Описание даётся от Бордобы.
Тур пер. Золотой Теленок находится на вершине осыпного возвышения в северной части седловины.
Снята записка: ПКТ, г. С-Петерубург, 5 к.с. под рук-вом Шкилёва В.В. от 23.07.07

03.08 р. Джанадартака - ночевки под ледн. Назарова

Выход в 9:00. Прошли простой брод через р. Атджайло и устремились в нужную долину Джанадартаки по ее правому борту. Оба берега пригодны для движения, но наши ночевки находятся именно на правом берегу, а Джанадартаку во второй половине дня, да еще и в верховьях перейти затруднительно.

Путь простой, внедорожный грузовик может заехать на несколько километров вверх по долине, а лошадь так и вовсе дойти практически до речки с ледника Назарова.

Через три перехода в 12:30 заобедали до 14:20 возле относительно чистого ручейка (111, 39.447530, 73.189960, 3678м). В целом, чистая вода в этой долине встречается относительно редко, в основном "какава".

По дороге встретили болгар, которые пытались совершить альпинистские подвиги с подъемом на один из пиков в верховьях ледника Назарова. Но погода подкачала и сейчас они уже возвращались. Это были первые туристы, встреченные нами (помимо автомобилистов и велосипедистов, виденных в Бордобе).

Чтобы подняться к ночевкам под ледником Назарова, надо дойти до речки, стекающей с него (164, 39.428160, 73.145480, 3827м), подняться вдоль нее, перебродить в удобном месте (на разливах в 200м от устья брод относительно простой) и далее подняться по курумнику и моренным отложениям правее (по ходу) речки, набрав метров 150 высоты, что мы и сделали за один переход. По дороге встречаются озерца, некоторые даже пригодны для небольших заплывов.

Площадки находятся прямо под склонами в. 5010 на древней травянистой морене ледника. Рядом протекает прозрачный ручеек. Замечательность места несколько омрачает свалка банок, оставленная советскими альпинистами.

На место ночевки (165, 39.422650, 73.139180, 4001м) вышли в 17:40.

04.08. ледн. Корженевского - ледн. Перевальный

Выход в 9:10. Сперва прошли по нашей морене, затем по курумникам, в удобном месте через переход вышли на ледник. Ледник здесь зачехленный, сильно пересеченный ледовыми увалами и руслами талых вод. Еще за один переход пересекли ледник на его левый борт. Это нам понадобилось для того, чтобы лучше рассмотреть знакомые места подвигов, совершенных годом ранее. Далее пару переходов двигались по правому по ходу краю ледника, преодолевая многочисленные увалы.

В 13:20 ледник стал ровнее, местами очистился от чехла и мы устроили обеденный двухчасовой привал (218, 39.430280, 73.085850, 4196м).

Через пару переходов после обеда ушли на левый борт долины, где поднялись на осыпную террасу. Ориентиром служит мощный ручей (39.428000, 73.051170), стекающий из последнего цирка перед ледн. Перевальный. Вдоль ручья и стоит подниматься.

Далее еще один переход по террасе до места ночевки (282, 39.424540, 73.043210, 4459м), куда добрались к 18:00. Хотелось пройти дальше, следующий день обещал быть ударным, но весь день многим шлось тяжело, поэтому решили, что на сегодня хватит. Да и что там дальше с ночевками, нам было неизвестно.

Вечером любовались на величественные панорамы п. Спартак и ледника Корженевского, вспоминали друзей.

05.08 ледн. Перевальный - пер. Мира З. + Золотой Теленок - МАЛ

Вышли с первыми лучами солнца в 6:00, собирались в темноте. Пройдя полперехода дальше по террасе и выйдя на боковую морену ледн. Перевальный, обнаружили еще одни хорошие места для ночевки (300, 39.423430, 73.037600, 4472м). Далее шли по морене, затем по осыпному склону. Еще через полтора перехода спустились в заснеженный карман-желоб ледника и поднимались по нему до его окончания, а затем по границе ледника и склона, в который тот упирался. Через переход подниматься этим путем стало менее комфортно ввиду увеличивающейся крутизны склона и более рыхлой структуры снега, что приводило к пролому наста.

Связались, вышли на ледник Перевальный, представляющий собой холмы вроде шариков мороженого. Распутав простой ледник, за полтора перехода поднялись под перевальный взлет (382, 39.434910, 73.004220, 4798м), оставив слева по ходу треугольный скальный пичок.

Пока подходили под перевал, село облако и видимость упала метров до 300. Нам было известно, что чтобы выйти с пер. Мира Западный на пер. Золотой Теленок, надо траверсировать гребень между перевалами через в. 4969. Смутило нас то, что на фото в имеющемся у нас описании (Ветлужских, 2003) в. 4969 была отмечена как тот самый скальный пичок, который мы обошли.Что 4969 сливалась с пичком, мы поняли только в Москве, рассматривая фото на мониторе . Топокарта повторяет ту же ошибку, скальный выход обозначен западнее, чем есть на самом деле. У В. Ляпина на хребтовке также ошибка - перевал обозначен не верно, на самом деле он находится восточнее 4969. Отсутствие видимости помогло решать задачу подольше.

Разобравшись где же всё-таки перевал, оставив 4969 "на потом", поднялись на пер. Мира Западный (39.437638, 73.001908) в 10:30. Седловина снежная, широкая. Хорошо виден перевал Золотой Теленок

Сразу ушли на траверс, который удобнее всего осуществлять непосредственно по гребню, спуски с гребня в попытках срезать - от лукавого. Гребень простой и преимущественно широкий, хотя местами приходилось преодолевать небольшие снежные стеночки до 60 градусов с попеременной страховкой, а также идти по довольно узким (несколько десятков см) участкам. Перед вершиной 4969 можно уйти правее по снежному плато, на её гребень, спускающийся к пер. Золотой Теленок.

На перевал вышли в районе 12:00, здесь же пообедали часа за полтора. Удалось даже начерпать мокрого снега в качестве воды.

С перевала спустились по заснеженному склону, за 1 переход вышли к окончанию ледника, где вылезли на правый осыпной борт. Сперва по осыпям, затем по морене (один переход), затем по руслу ручья (правее по ходу, еще один переход) за пару переходов вышли на тропу, спускающуюся к р. Ачик-Таш и идущую ее правым берегом. Еще за пару переходов по тропе, к 18:00 вышли в район МАЛа.

Вечерний Ачик-Таш выглядел сурово, бродить его было страшно. Но попасть в МАЛ хотелось. Поэтому мы позвонили в лагерь туроператора с просьбой прислать за нами лошадей. Оказалось, что лошадникам тоже страшно, поскольку на днях у них во время брода через Ачик-Таш произошел несчастный случай, в результате которого погибла лошадь.

Решили ждать до утра, устроившись на приятной полянке возле ручейка несколько выше по течению (397, 39.468120, 72.920790, 3622м).

06.08 Днёвка

С утра перебродили Ачик-Таш чуть ниже по течению, найдя более спокойный участок. Брод сравнительно простой, часть команды перешла стеночкой, часть - по одному. Через 20 мин после брода уже обустраивались в лагере.

Помимо еды, в развлечения входила стирка, игра в волейбол (есть площадка) и пионербол футбольным мячом, баня, чтение, посещение врача (многих мучал кашель), солнечные ванны, сон в постелях с постельным бельем.

Траверс в. Раздельная - пер. Лачплесис - в. 30 лет Узбекской ССР - пер. 60 лет Октября (3А, 6165)

Высота (высшая точка): 6165 м
Ориентация: юг-север

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Ачик-Таш (ледн. Ленина) и Коман. Ведёт с ледника Ленина на ледник Коман.
Прохождение: 07-10 августа 2009 года со стороны ледника Ленина. Описание даётся от МАЛа. Траверс пройден в режиме первопрохождения, поскольку материалов на этот участок при подготовке мы не нашли, возможно они в принципе отсутствуют.
Тур - туров не встретили, своих не складывали.
Снята записка: -

07.08 Подъем в лагерь 4400

Вышли в 10:30. От базового лагеря "Ачик-Таш" до в. Раздельная в сезон всегда есть тропа, поскольку туда-сюда курсируют люди и гужевой транспорт (последний - между б.л. и 4400). Первый переход тропа идёт до окончания луковой поляны. Второй - подходит под пер. Путешественников (н/к, ) вдоль р. Ачик-Су. Третий - преодолевает перевал, траверсирует осыпной склон и выходит в распадок с ручейками. Четвертый - забирается по скалкам и продолжает траверсировать осыпной склон. Этот участок камнепадоопасен. Далее выводит на морену, где тоже есть ручеек и где мы в 14:30 пообедали.

Затем один переход до мощного ручья, который во второй половине дня придется перебродить (в первой можно перепрыгнуть по камням). Здесь есть хитрость - от точки выхода к ручью видна тропа в лоб. Это спусковая тропа, более трудоемкая. Подъемная тропа идёт метров 200 вдоль ручья, затем плавно уходит налево на морену. Еще один переход по морене выводит к нижним лагерям стоянок 4400. Чтобы подняться в верхние лагеря (где располагался наш туроператор), надо пересечь впадину на леднике и подняться на морену на противоположной стороне.

В лагерь пришли в 17:30 (400, 39.397190, 72.863780, 4452м).

08.08 Подъем в лагерь 5300.

С этого дня у нас начинался довольно напряженный график - впереди лежала самая высотная и насыщенная технически часть маршрута. Встали довольно рано, однако во время сборов Надежда проявляла апатию и жаловалась на боли в животе. Командир предложил отлежаться, сборы приостановились, но довольно скоро Надя сказала, что съела таблетку, ее отпустило и что группа может выходить.

Первый переход (до большой трещины) шли вместе, но ввиду большой разницы в темпе, большому количеству народа и четкой тропе, решили, что каждая связка пойдет в своём темпе. Здесь же связались.

После трещины три перехода практически в лоб до сковородки, один - по сковородке до лагеря.

Стоит отметить, что выходить стоит как можно раньше, чтобы успеть проскочить по "холодку". Часов с 10-11 снег раскисает что здорово увеличивает трудоемкость подъёма.

Также стоит отметить, что многие здесь игнорируют использование связок. И каждый год кто-нибудь проваливается в трещины с разным исходом. В 2009 году в трещину на этом участке провалилась связка, один человек погиб.

На всем протяжении подъёма нет воды, стоит об этом подумать заранее.

Первая связка поднялась на ночевки (405, 39.370660, 72.847670, 5432м) в 13:40, вторая - в 15:00. Лагерь не ставили, т.к. хотели в этот день подняться еще на 200 м выше и заночевать на гребне к Раздельной. В 16:30 подошёл одинокий Лёша.

С его слов, Надя шла медленно, а на отметке около 5000 (около перехода до "сковородки") совсем перестала. При этом она в порядке, просто не идёт.

Расклад получался не очень хороший. Вверх Наде явно было нельзя, поскольку даже если устроить дневку, на высоте 5300 это вряд ли смогло бы её восстановить. Учитывая, что следующим препятствием был весьма протяженный траверс 3А с высшей точкой 6100, который мы шли в режиме первопрохождения, выходить на него больным было опасно. Если спускаться в лагерь 4400 и делать дневку на восстановление там, то мы теряли два дня и в результате у нас не оставалось запасных дней на окончание маршрута. МКК при таком раскладе (без запасных дней) запрещало нам завершать маршрут по запланированному варианту и предлагало воспользоваться запасным.

Поэтому вырисовывался вариант, что сегодня мы провожаем Надю обратно на 4400, на следующий день возвращаемся на 5300 с потерей одного дня. Однако Лёша сказал, что тоже решил сойти в связи с плохим самочувствием на протяжении последней недели (симптомы, похожие на Катины развились после пер. 4-х ледопадов).

Быстро перекидав снаряжение, первая связка и Леша сходили к Наде, которая выглядела "огурцом" и готовой к новым подвигам. Решение о сходе с маршрута ее явно расстроило. Обменявшись прощаниями, снаряжением и продуктами, мы разошлись - одна связка вверх, другая вниз.

В это время вторая связка разбивала лагерь и готовила ужин. Воду лучше брать на скалках, по которым днем бежит ручей. Беря воду в ручье на территории лагеря, ею можно отравиться, поскольку санитарное состояние лагеря оставляет желать лучшего, очень много брошенного мусора.

09.08 в. Раздельная - пер. Лачплесис

Ночью спали плохо - тесновато с непривычки в одной палатке, место не ахти, всё в буграх (на 5300 вообще плохо с местами, особенно если приходить туда во второй половине дня). В 6:30 с первыми лучами солнца вышли.

Первый переход - подъем на гребень, ведущий к в. Раздельная. Второй - по гребню к началу крутого подъема на Раздельную. Выйдя сюда, увидели, что сквозной траверс Раздельной смысла не имеет - Раздельная возвышается шишкой на небольшом плато, от которого отходят два гребня - тот, по которому мы поднимались к ней и тот, по которому будем спускаться. Поэтому бросили рюкзаки под склоном (408, 39.368080, 72.835500, 5836м) и за одни переход вышли к лагерю 6100 (409, 39.362410, 72.832160, 6130м). Сама вершина располагается правее по ходу, куда дошли еще минут за 20 в 10:20 (410, 39.362670, 72.827530, 6165м). Точное ее местонахождение установить не удалось, поскольку представляет она собой обширный весьма плоский снежный купол.

С вершины открываются красивые виды на юг, в сторону центрального Памира, хорошо виден п. Дзержинского, подъём на пик Ленина и начало нашего гребня. Вид на Алайскую долину закрыт подступающими облаками.

Спустились к вещам в 11:30, устроили обед. Тем временем ветер усиливался, мела поземка, облака подступали.

Вышли с обеда в 12:50, через полперехода подошли к началу гребня, пройдя вдоль склона Раздельной на Запад (412, 39.368100, 72.826440, 5906м). Отсюда виден пер №27 (по сх. В. Ляпина), ждущий своего первопроходца. Андрею идется плохо, восхождение на Раздельную далось тяжело. На расспросы говорит, что всё нормально, вполне может идти, просто кашель достаёт.

Метров через 200-300 поднимаемся на в. 5865, откуда провешиваем одну веревку перил, поскольку к краю подходить страшно (из-за возможных карнизов), а характер склона оценить невозможно, его не видно за перегибом. Веревка эта оказалась лишней, вполне можно было пройти с попеременкой. Склон крутой, зато глубокий снег и карниза нет.

Здесь нас начали обступать облака и мы двигались вперёд, пережидая моменты потери видимости и разглядывая дальнейший путь в разрывах облаков. Гребень довольно простой, но характер его меняется - как по состоянию снега (от тропёжки по колено до жесткого фирна), так и по крутизне отдельных участков. Местами попадаются непротяженные участки до 60 градусов, которые преодолевали с попеременкой. Местами торчат скальные выходы. На восток почти везде висят карнизы.

Особенно долго пережидали потерю видимости перед пер. Лачплесис, надеясь заночевать на нём. Когда слегка распогодилось, сходили на разведку, которая показала, что ночевать там негде. Решили заночевать несколько не доходя перевала, где выкопали площадку под палатку (415, 39.376000, 72.823550, 5688м) в 18:00.

Вечером замеры температуры показали 38-39 у Андрея и Димы. Решили дождаться утра и решить, что с этим делать. Вечером распогодилось, любовались божественным закатом.

10.08 пер. Лачплесис - пер. 60 лет Октября - ледн. Коман

Ночь прошла много комфортнее, чем предыдущая. Температура у Андрея почти нормальная (в районе 37), у Димы по-прежнему высокая (38,4) самочувствие Андрея лучше, чем вечером. Идем дальше, т.к. путь хоть и неизвестный, зато вниз.

Выход в 7:50. За ночь наст схватился, держит хорошо. Спешим пройти гребень, пока снег не раскис. Благо, западная часть довольно долго остается в тени.

Дальнейший характер гребня более спокойный - небольшие подъёмы и спуски, местами крутизной до 60 градусов (попеременка), траверс протяженных западных склонов, местами крутизной до 45 градусов. При определенных условиях по нашей оценке эти склоны могут быть лавиноопасны. На плоских участках попадаются трещиноватые участки, на восток висят мощные карнизы.

На гребне вершины 30-летия Узбекской ССР есть плоская площадка для ночевки (416, 39.384190, 72.825290, 5702м), затем под склонами вершины (417, 39.391880, 72.822820, 5349м), далее в мульде (418, 39.401860, 72.822090, 5171м), в р-не пер. "60 лет Октября" (точка не доходя перевала (419, 39.411860, 72.825510, 5079м)), в район которого мы вышли в 12:30.

Отсюда просматривается возможный путь спуска с вершины 30-летия УзССР по её восточному контрофорсу, виден пер. Дзержинского (3А, 5700). С другой стороны внизу хорошо виден западный контрофорс, по которому нам надо спускаться. На самом гребне контрофорс никак не выделяется, чтобы на него выйти, надо спуститься по склону метров 200-300, уйти за перегиб. Здесь от небольшого скального выхода мы провесили одну веревку перил, воспользовавшись имеющейся здесь петлей. Также здесь висела и оставленная кем-то веревка на спуск, местами заплавленная в лёд, поэтому ни воспользоваться ею, ни быстро снять возможности не было.

Дальнейший спуск по контрофорсу, можно по снегу, а можно по осыпному гребешку слева. В удобном месте через несколько сотен метров сняли кошки, развязались и ушли вниз налево по мелкой осыпи, где в 14:40 заобедали у первой воды (421, 39.411570, 72.814470, 4506м).

С обеда вышли в 16:45. Спустились вдоль склонов контрофорса по осыпи, вышли на травянистую морену ледника Коман за один переход. Далее вышли на покрытое моренным чехлом тело ледника и, лавируя между холмами, подошли к глубокому руслу, пересекающему ледник вдоль. Спустились в русло и по его боковому притоку за полперехода пересекли ледник, выйдя на его западную морену. Здесь провели разведку в поисках лучшего места для ночевки и в 19:30 разбили лагерь (424, 39.411550, 72.768730, 4033м). В кармане морены на другой стороне ручья приемлемых мест не видели.

По дороге посмотрели на пер. Красина (2Б, 5300) - один из вариантов, которые мы прорабатывали, готовясь к маршруту.

Последние полтора перехода Андрей шел медленно, видимо, сказался вчерашний недуг.

пер. Цурюпы (3А, 5218)

Высота: 5218 м
Ориентация: юг-север
Координаты по GPS: (442, 39.395190, 72.690730, 5265м)

Расположен в главном хребте.
Соединяет долины рек Кунгыр-Суу и Кузгунтеке.
Ведёт с ледника Кунгыр-Суу на ледник Кузгун.
Прохождение: 11-12 августа 2009 года со стороны Кунгыр-Суу. Описание даётся от левого борта ледн. Коман.
Туррасположен на нижнем осыпном выходе гребня под в. 5242 (к востоку от перевала).
Снята записка: г. Рязань, 5 к.с. под руководством Кондракова О.В. от 07.08.2008 (в отчете по этому походу указаны даты прохождения 26-28.07.2008)

11.08 ледн. Кунгыр-Суу - подход под пер. Цурюпы.

Выход в 8:30. Идём вдоль ручья, на котором ночевали. Через 20 мин проходим возможные места для ночевки лучше наших (426, 39.417000, 72.759120, 3952м). Движемся в направлении явно выраженной травянистой седловины правее "подводной лодки", этот путь выглядит наиболее логичным. За пару переходов поднимаемся на седловину (427, 39.423720, 72.753460, 4004м). Дальше движемся налево по гребню в точку, где гребень круто уходит вверх. В эту точку можно подняться и прямо снизу, без пути по гребню и, возможно даже, это окажется быстрее, хотя такой подъем ведет к более резкому набору высоты. В эту точку вышли за еще полперехода (39.420310, 72.746510 4080м).

Здесь обнаружили тур с запиской группы из Рязани (Кондраков, 2008). В записке говорилось, что это перевал, обозначенный как №23 на картах В. Ляпина сложностью 1Б. Это было явное заблуждение, поскольку перевал №23 находился выше в гребне (мы его отсняли с ледн. Кунгыр-Суу). Подъем на эту перемычку сложности не представляет (н/к) и сама перемычка перевалом не является, поскольку ведет в ту же долину Комана (в отличие от пер. №23, выводящего в дол. Кунгыр-Суу.)

Поэтому тур мы разобрали, а свой путь продолжили, траверсируя каменисто-осыпной северный склон контрофорса в направлении гребешка, за которым находился ледн. Кунгыр-Суу. На гребешок вышли через полперехода (428, 39.420960, 72.739910, 4140м). Ниже в гребешке видна седловина с большим туром, сложенным, видимо, пастухами, но идти туда было не охота.

По осыпи спустились к леднику, вылезли на его зачехленное тело. Андрюха шел медленно, поэтому договорились держать друг друга по возможности в зоне видимости, а также об основных ориентирах и ушли вперед готовить обед. Хорошим ориентиром при пересечении ледника является зелёный треугольный холм на другой стороне.

Чистой воды практически нет, по пути попадаются глубокие впадины, которые приходится обходить или перелазить. Через пару переходов от гребешка вышли на противоположную сторону ледника.

Еще один переход понадобился, чтобы перелезть через травянисто - осыпной отрог левее треугольного холма. За отрогом спустились к ручью и заобедали (429, 39.419420, 72.696980, 3880м) в 13:00. Минут через 40 подошёл Андрюха.

С обеда вышли в 15:00. Перешли ручей, пошли вверх по гребешку-бровке, идущему вдоль ручья под склоны в. 4230 (находящейся в отроге, по которому нам предстоит подниматься). В верхней части гребешка подсекли козью тропку, траверсирующую склон отрога. Прошли по ней немного и в удобном месте (без тропы) вылезли на отрог, представляющий собой плоский широкий травянисто - осыпной гребень. Это заняло у нас один переход, Андрюха по-прежнему отстаёт.

Далее поднимались местами по снежникам, местами по осыпи и еще через полтора перехода в 17:00 остановились на ночлег в удобном месте, укрытом с запада скальной стеночкой от весьма и весьма сильного начавшегося ветра (433, 39.411770, 72.688760, 4334м). Выше по гребню на следующий день нам попадались приемлемые места для ночевки, но все они были открыты ветрам.

Построили площадку, дополнительную стеночку с севера и с комфортом провели вечер.

12.08 пер. Цурюпы - ледн. Кузгун

Выход в 7:00. Через полтора перехода подъема по широкому, местами осыпному гребню связались и вышли на ледник. Далее шли в связках, местами с попеременной страховкой. Первая связка обгоняла вторую ~ на 1 переход, обе связки почти постоянно находились в зоне видимости друг друга. Склон зафирненный, местами с выходами льда (такие участки мы обходили). Крутизна до 45 градусов. Наиболее крутая часть склона - перед и после скального пальца-острова, торчащего посреди снежно-ледового склона. Палец следует обойти справа по ходу. На самом пальце можно собраться и отдохнуть, что мы и сделали в 9:40 (438, 39.401530, 72.696090, 4973м).

Далее 1 переход до выхода пологий гребень с карнизами (439, 39.400650, 72.696420, 5052м), а затем еще один переход до начала взлета перед выходом на перевальный гребень. Взлёт этот завершается заснеженным склоном до 60 градусов протяженностью метров 70. Первая связка вылезла на гребень в 12:00 (441, 39.395980, 72.694630, 5322м). Вторая связка в этот момент была хорошо видна приблизительно в одном переходе от первой на середине участка пологого гребня.

Увы, этот участок она шла много дольше. Дело в том, что первая связка успела проскочить по холодку, пока наст держал, и то, тропя по бедро на некоторых непротяженных участках. Вторая связка не успела и тропила по полной. В результате вышла на перевал в районе 14:30 сильно измученной.

Поскольку было потеряно много времени, решили горячий обед не делать, тем более, воды не было, а пожевать шоколадок и колбасы с чайком, принесенным снизу. В 15:30 выдвинулись дальше.

Снежное плато на спуске трещиноватое. Ледопад обошли слева по ходу, преодолев внизу пару засыпанных снегом трещин с попеременной страховкой. Через полтора перехода к 17:00 ледник открылся, здесь развязались, сняли снегоступы (443, 39.375220, 72.681790, 4774м).

Далее 1 переход по центру ледника, в месте, где ледник пошел вниз волнами, ушли в левый ранклюфт (444, 39.368870, 72.671860, 4652м). Хотя и создалось впечатление (и оно сохранилось после просмотра ледника снизу), что можно спуститься непосредственно по центру ледника, нам туда было не надо - хотелось поскорее заночевать и желательно на морене, чего при таком пути не предвиделось.

Еще один переход шли вдоль левого борта - где по ранклюфту, где по руслу ручья, где по снежникам левого склона. Этот путь вывел на осыпную морену, спустившись по которой, до поворота, обнаружили хорошие площадки для ночевки (445, 39.365860, 72.661650, 4460м) в 19:00. Воду брали из ручейка со снежника, лежащего рядом. Неподалеку стекал ручей помощнее, но более мутный, часов в 8-9 вечера он замёрз.

Очень надеялись встретить в этот день группу А. Никанорова из "Вестры", но чудо не произошло, они прошли здесь двумя днями после.

пер. Минджар (2А, 5050)

Высота: 5050 м
Ориентация: запад-восток
Координаты по GPS: (453, 39.380530, 72.603780, 5032м)

Расположен в главнои хребте. Соединяет долины рек Минджар и Кузгунтеке. Ведёт с ледника Минджар на ледник Кузгун.
Прохождение:13 августа 2009 года со стороны ледн. Кузгун. Описание даётся от ночевок в устье ледн. Цурюпы (№236).
Тур расположен в начале западного скально-осыпного контрофорса.
Снята записка: г. Рязань, 5 к.с. под руководством Кондракова О.В. от 09.08.2008 (в отчете по этому походу указаны даты прохождения 29-30.07.2008)

13.08 пер. Минджар

Выход в 6:55. Спустились по морене ниже, в удобном месте вылезли на ледник Кузгун. За пару переходов по ровному открытому леднику подошли к нашему повороту - устью ледника, стекающего с пер. Минджар (448, 39.368820, 72.629790, 4597м) На этот раз плохо идется Сереге, видимо, сказался предыдущий ударный день. Немного его разгрузили, темп нормализовался.

Здесь вылезли на левый осыпной борт ледника, чтобы обойти зону слияния ледников и немного срезать. Затем опять вышли на открытый ледник.

Через полтора перехода ледник начал закрываться, здесь связались (450, 39.376330, 72.621210, 4790м). Далее надо идти по правой (левой по ходу) ветви ледника. Ветви разделяются скально - осыпным гребнем.

Еще через полтора-два перехода в 13:15 вышли на перевал (453, 39.380530, 72.603780, 5032м).На перевале задержались на полчаса, пофоткались, поменяли записку.

Спуск с перевала начали по скально-осыпному склону, однако вскоре он сузился представляя альтернативу либо практиковаться в скалолазании, либо уходить на снежно-ледовый склон справа по ходу. Выбрав второе, надели кошки и несколько сотен метров прошли по сн-ледовому склону крутизной до 35 градусов. Затем вернулись на гребень и далее спускались по нему. В точке, где на гребне находится явная седловина, ушли направо по ходу, спустившись по осыпному склону к ручью. Затем вдоль ручья дошли до травянистой поляны, где в 14:15 заобедали (456, 39.392450, 72.591070, 4006м). Воду брали в ручье севернее поляны.

Можно было бы здесь и заночевать, торопиться, в сущности, было некуда, до самолёта еще четыре дня, но команде хотелось поскорее в Ош, поэтому решили, что стоит нагнать еще один день и уехать уже на следующий день. Созвонились со своим туроператором, заказали машину на завтра из Ачыксу.

С обеда вышли в 16:40. Переход-полтора шли по правому борту долины вдоль ледника. Затем, испугавшись каньонистых обрывистых берегов ниже, вышли на тело ледника и пересекли его на левый борт. (Это было не лучшее решение, как потом оказалось. Напротив места ночевки просматривалась тропа, идущая с правого на левый борт долины по тем самым берегам, которых мы испугались. Правда, не совсем ясно, что там с бродом, т.к. ледник в этой части уже должен был закончиться). Ледник неприятный, движение затруднено пересечением увалов и озерами из грязи. После выхода на левый борт еще переход - полтора шли сперва по травянисто-каменистому борту, затем по ранклюфту, преодолевая весьма пересеченную местность.

Через некоторое время подсекли баранью тропу и по ней в 19:30 поднялись в замечательное травянистое урочище с хорошими площадками, родниками и баранами с пастухами (последние оказались весьма гостеприимными), где и заночевали (459, 39.433890, 72.610350, 3584м).

14.08 Выход в Ачык-Таш, отъезд в Ош.

Вышли в 8:40. Благодаря пастуху, узнали хитрость, как правильно выйти в долину р. Сынар-Джар. Урочище с Запада огорожено хребтиком с продолговатым холмом посередине. Справа и слева от холма по одинаковому перевалу. Налево пойдешь - в Сары-Джар выйдешь, направо - в Катта-Кур-Булак. Мы пошли налево. От перевальчика начинается тропа (460, 39.437800, 72.600010, 3727м), по которой за пару переходов мы вышли к поселку в верховьях долины, откуда еще за переход по дороге вышли в Алайскую долину. Свернули с дороги на тропинку, перебродили речку Сары-Джар и поднявшись по тропинке на противоположный борт, вышли на другую дорогу, по которой к 13:00 вышли в Ачыкташ.

У нас было около часа до машины и мы зашли в гости к знакомому киргизу (познакомились по дороге). Слегка перекусили, посмотрели, как они живут. "Хорошо живём" - сказал он нам и улыбнулся.

В 14:00 загрузились в машину и уехали в Ош. По дороге еще раз покушали в придорожном кафе, прокололи колесо. К вечеру были в Оше, встретили Лёшу (Надя уехала на Иссык-куль). Ребята забрали на обратном пути оставленное в Бордобе, поэтому мы туда не заезжали.

15.08 Ош

Делать особо нечего, сходили на Сулейман-гору и в музей в горе, потом в бассейн, посидели в интернет-кафе. На следующий день решили съездить в Арсланбоб .

16.08-17.08 Арсланбоб

Арсланбоб - поселок в Ферганском хребте Тянь-Шаня. Ехать туда часа 4-5 на север от Оша. В окрестностях поселка есть пара водопадов, лиственные леса, а также четырехтысячник с красивым озером. Водопады мы частично посмотрели, на этом наша культурная программа закончилась. Мысль об озере, до которого полдня ходу вверх(для мотивированных людей) никому в голову не пришла. Отойдя на край поселка в указанное лесником место, очистили площадку от коровьих лепешек и разбили лагерь. Весь вечер наблюдали за туристами, проезжающими на тазиках мимо в сторону второго водопада.

Наварили картошки, сделали кастрюлю салата, пожарили шашлык, пожгли костёр, разбирая забор ближайшего огорода. До второго водопада (~ в 1 км) дошел только один, остальным как-то не хотелось J.

В полдень на следующий день уехали в Ош. В целом, Арсланбоб хорошее место, нам понравилось, но из развлечений там только активный отдых, а после месяца подобного отдыха хотелось что-нибудь попассивнее.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

• Район в целом имеет высокую потенциальную лавинную опасность. В случае неблагоприятных условий лавиноопасными становятся все пройденные нами перевалы, за исключением пер. Минджар. Даже пер. Путешественников в начале сезона может вызывать опасения.
  • На гребнях характерны карнизы в восточную сторону.
  • Многие ледники трещиноваты, из-за обилия снега трещины плохо читаются.
  • Отдельную опасность представляют броды через крупные реки. р. Кызылсу, Нура, Ачик-Таш, а также многие реки помельче при неблагоприятных условиях могут быть непереходимы.
  • Район является довольно высоким, что несет в себе опасность в случае непереносимости высоты.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

Район поражает воображение своими красотами. Каждый день мы восхищались этими горами даже в конце путешествия, когда, казалось бы, должны были уже привыкнуть.

Интересным было прочитать книгу об истории МАЛа, найденную в МАЛе.

В районе богатая флора и фауна при практически полном отсутствии людей, разве что в местах их концентрации - в Бордобе и под п. Ленина.

Особенности погодных условий

Сроки похода были выбраны исходя из почерпнутых в отчетах наблюдений, что оптимальным сроками для района являются середина июля - середина августа. Эти наблюдения нас не обманули, погода на всем протяжении похода была хорошей.

Год выдался весьма снежным, что отложило отпечаток на особенности прохождения маршрута.

Также есть мнение, что наш 2009 год был необычайно хорош с точки зрения погоды для этого района. Однако у нас отсутствуют наблюдения, чтобы присоединиться к этому мнению.

Снаряжение

Из снаряжения нам не пригодились:
  • Снежные лопаты-якоря
  • Крючья, скальный молоток
Газовые баллоны закупали у туроператора. Брали фирменные, не перезаправленные, корейские Kovea KGF-0230 230 г.

Рации, проверку которых мы частично провели в Москве, оказались нерабочими - у одной не работал микрофон на передачу (не заметили в Москве), а еще одна рация более старшей модели той же линейки, которая по всем описаниям должна была хорошо дружить с моделями помладше, отказалась это делать. В результате шли без раций, что местами здорово осложняло жизнь.

Аптеку носили раздельно по двум участникам на случай утраты одной из частей.

Веревки использовали 8 мм - одну beal (использовали там, где нужна была страховка), остальные коломенские (перила, связки). Веревка с пропиткой хорошо себя зарекомендовала - действительно, сохраняет свой первоначальный вес.

В качестве сдергивающей веревки использовали кевларовый шнур 2мм.

Брали лавинное снаряжение.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут, район и все остальное нам понравилось.

Тактические рекомендации изложены в техническом отчёте.

С точки зрения стратегии, спуск на чукуры и несколько дней по низам негативно сказались на общем самочувствии группы. Не совсем понятно, связано это с усталостью от прохождения пер. 4-х ледопадов, психологическим эффектом или с чем-то ещё. И тем не менее, эффект от этого участка был обратным запланированному.

Безусловно, район требует хорошей акклиматизации. Высотность района увеличивает риски осложнения здоровья участников. Находка с радиальными восхождениями на 4249 была ценной для безопасного начала маршрута.

Также ввиду разной переносимости высоты соотношение подготовленности участников и их возможности работать отличаются от таковых на равнине, при подготовке.

Исключение из маршрута восхождения на п. Ленина позволило сэкономить время и удлинить маршрут, посмотреть побольше интересного.

Вместо перевалов Мира Западный + Золотой Теленок можно пройти перевалом Ильфа и Петрова (см. фото DSCF8063), который больше похож на 3А, чем на 2А, получив таким образом 3А в середине маршрута.

При планировании маршрута мы не смели надеяться, что пройдём его без использования запасных дней. На этот случай можно было бы предусмотреть его завершение еще одной 3А, например, перевалом Лыбедь (3А).

Рекомендуем маршрут к повторению.

Основные использованные источники

1. Библиотека отчетов о спортивных походах на основе архива Московского городского центрального туристского клуба
2. Карты и схемы В. Ляпина, обработанные А. Лебедевым
3. Топокарты на poehali.org
4. А. Джулий. Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.
5. Лебедев, 6 к.с., 2001
6. Малахов, 5 к.с., 2003
7. Ворожищев, 6 к.с., 2007
8. Ветлужских, 5 к.с., 2003
9. Кондраков, 5 к.с., 2008
10. Зеленцов, 5 к.с., 2003
11. Янчевский, 5 к.с., 2006

Спасибо за дополнительные консультации А. Никонорову, А. Воробьеву, Д. Зеленцову, Е. Зеленцовой, В. Шкилёву, О. Кондракову, Р. Деянову.