Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Mountain.RU

Кызыл-Аскер. Страницы истории.

Кратко о районе.

К району Западного Кокшаал-Тоо обычно относят участок этого высочайшего хребта Тянь-Шаня, расположенный к западу от прорыва реки Сары-Джас, стекающей на юг в направлении Таримской впадины и пустыни Такла-Макан. От ущелья Сары-Джас хребет Кокшаал-Тоо (или просто - Кокшаал) простирается в широтном направлении на запад почти на 400 км (по прямой) до Ферганского хребта, на этом участке его прорезают еще две реки - Ак-Сай (на западе) и Узенги-Кууш (на востоке), также берущие начало к северу от основного хребта Кокшаал-Тоо и стекающие в Китай.

На этом огромном участке хребта можно выделить несколько районов, наиболее высотный из которых - так называемый Аксайский узлел оледенения, находится на 70-километровом участке между прорывами Ак-Сая и Узенги-Кууша. Водоразделом этих рек с севера от Кокшаала служит плато Кагалячап, расположенное к северу от Кокшаал-Тоо на высотах около 3800 м.
Основные вершины Западного Кокшаал-Тоо, включая третью по высоте (после пиков Данкова и Шмидта) - пик Кызыл-Аскер (5842), находятся здесь.

По гребневой линии Кокшаала проходит граница между Киргизией и Китаем, однако в 2002 году под нажимом Китая ему была передана территория бассейна реки Узенги-Кууш. Через Кокшаал есть единственный пограничный переход на дороге, проходящей через перевал Торугарт в западной части хребта, рядом с озером Чатыр-Кель. Еще один простой перевал Бедель, известный со времен Великого Шелкового пути, находится чуть восточнее прорыва реки Узенги-Кууш, но там пока нет дороги и погранперехода.


Комментарии к снимку из космоса:
Массив, отбрасывающий тень южнее "двойного" озерца в центре карты - Кызыл-Аскер (5842). В правой части карты выделяется вершина, отбрасывающая треугольную тень и расположенная чуть севернее основного хребта - это пик Данкова (5982) - высшая точка Западного Кокшаала.
На снимки видно, что реки, стекающие с хребта на север, в левой части снимка поворачивают налево (на запад) - они далее, сливаяс, образуют реку Ак-Сай (она же в верхнем течении называется Мюдюрюм). Реки, стекающие с хребта на север, в правой части снимка поворачивают направо (на восток) - они далее, сливаясь, образуют реку Узенги-Кууш. В dодоразделе этих рек находится плато Кагалячап (в верхней части в центре снимка). Обе эти реки поворачивают на юг и, прорезая хребет Кокшаал-Тоо, стекают в Китай. Наиболее высокие вершины хребта Западный Кокшаал-Тоо сосредоточены на участке хребта, ограниченном ущельями этих двух рек.

Просмотр карты в Google.Maps...


Первые экспедиции в район.

От Mountain.RU:
Мы будем благодарны, если читатели, обладающие более подробной и/или точной информацией смогут выслать ее нам на info@Mountain.RU для публикации уточнений и дополнений по истории освоения района Западного Кокшаал-Тоо.

Район Западного Кокшаал-Тоо впервые посещался европейцами с исследовательскими целями - в 1867 году здесь побывал Николай Алексеевич Северцов (1827-1885), русский зоолог и путешественник. Организованная им экспедиция прошла со стороны южного берега Иссык-Куля ущелье Барскаун, перевал Джуука и достигла верховьев Нарына, хр. Акшийрака и спустилась к реке Ак-Сай и озеру Чатыр-Кель. Таким образом, Северцов продвинулся дальше и ближе к хребту Кокшаал-Тоо, чем Петр Петрович Семенов (Тянь-Шанский) который побывал во Внутреннем ТяньШане, достигнув верховий реки Нарын за 10 лет до Северцова.

Затем в 1870 году сюда прибывает военный отряд - тогда Российская Империя утрясала пограничный вопрос с Китаем и, кроме того, в результате дунганско-уйгурского восстания в Китае и сложной воено-политической ситуацией в Восточном Туркестане приняла в свое подданство часть территории Синцзяна в верхнем течении Или во главе с городом Кульджа. В ходе объезда приграничных районов на Западном Кокшаал-Тоо побывал барон Александр Васильевич Каульбарс (1844-1929), будущий генерал от кавалерии и первый командующий авиацией русской армии (1915), а тогда старший адъютант штаба войск Семиреченской области, поставленный во главе русского посольства в Кульдже (протекторат России с 1871 по 1881). Отряд А.В.Каульбарса поднялся на перевал Кубергенты, пересек плато Кагалячап и спустился на запад по реке Мюдюрюм (один из притоков Ак-Сая, берущий начало с ледников Кызыл-Аскера) и нанес на карту неизвестные дотоле хребты Кокшаал-Тоо и Борколдой (тогда Борколдой приняли за боковой отрог Кокшаал-Тоо - и в чем-то это представление оказалось верным, поскольку здесь водораздел проходит именно по Борколдою, а не по Кокшаалу).

Следом Западный Кокшаал-Тоо посещали исследователи в составе экспедиций Николая Михайловича Пржевальского (путь возвращения экспедиции 1883-1885 годов) и Михаила Васильевича Певцова (начало маршрута из Каракола, экспедиция 1889-1990 годов). Среди участников этих экспедиций были ставшие впоследствии известными путешественники В. И. Роборовский, П. К. Козлов и геолог К. И. Богданович. Указанные экспедиции не были посвящены изучению Тянь-Шаня, их главной целью были хребты Кунь-Луня и Тибета, к тому же пути этих экспедиций пересекали Западный Кокшаал-Тоо через перевал Бедель, расположенный немного восточнее прорыва реки Узенги-Кууш, то есть далеко восточнее Кызыл-Аскера, поэтому исследователи не могли видеть этот горный район даже издалека.

Самым первым исследователем, проникшим вплотную к высотной части Западного Кокшаал-Тоо, по-видимому, был венгерский географ Гюла Принц (Gyula Prinz) (1882-1973), который посетил этот район Тянь-Шаня в трех экспедициях в 1906, 1907 и 1909 годах. Им была открыта река Узенги-Кууш (берет истоки к востоку от пика Кызыл-Аскер), к которой он прошел с нарынских сыртов через перевалы Ашу-Су и Каракоз). Он также первым поднимался вверх по долине Чон-Турасу (в ее верховьях находится пик Данкова, 5982 м - высшая точка Западного Кокшаал-Тоо) и нанес на карту основные ледники и вершины района. Есть основания предполагать, что результаты его исследований не были известны некоторым последователям и потому было бы крайне интересно посмотреть на архивы его экспедиций...

Первая качественное картографирование местности было проведено русскими военными топографами в 1910-1911 годах. Известно, что экспедицией 1911 года командовал поручик Ледомский. По одой из версий пик Данкова, высшая точка Западного Кокшаала, назван в честь одного из топографов, однако эта версия сомнительна, поскольку фамилии Данкова нет в списках офицеров КВТ (Корпуса Военных Топографов) русской армии (590 фамилий) и также она не найдена по спискам других подразделений армии, в том числе Генштаба, имевших к КВТ отношение.
Топографам во главе с Ледомским не удалось совершить топосъемку в долине Узенги-Кууш в восточной части района, поскольку там они были встречены враждебно настроенными китайскими киргизами и, избегая конфликта, решили уйти. Поэтому даже после этих экспедиций на издаваемых картах Семиречья район восточнее Кагалячапа представлялся белым пятном - от прорыва реки Ак-Сай на западе до реки Сары-Джас на востоке не было обозначено никаких понижений хребта, кроме известного с VII века перевала Бедель - то есть реки Узенги-Кууш не было на карте в принципе. Также не были обозначены правые (западные) притоки Сары-Джас. Эта неопределенность послужила одной из предпосылок недавнего пересмотра границ и передачи Китаю всего бассейна реки Узенги-Кууш (от водораздела на плато Кагалячап до хребта Бедель, граница проходит с севера по водоразделу хребта Боколдой).

Следом в этих местах оказался в 1912 году русский ботаник и географ Василий Васильевич Сапожников (1861-1924), который успел потом послужить министром народного просвещения в правительстве Колчака в Сибири.
Именно описаниями Сапожникова, который в ходе ботанико-географических экспедиций по Семиречью побывал на плато Кагалячап и описал северные склоны Западного Кокшаал-Тоо, пользовались дальнейшие экспедиции.

Перерыв в исследованиях, связанный с антирусскими восстаниями в нынешних Киргизии и Казахстане в 1916 году, последовавшими революцией и гражданской войной, продлился до 1929 года, когда этот район посетили сразу две экспедиции - геолога Н.М.Прокопенко, который пересек район, двигаясь по маршруту Каракол - Узенги-Кууш - Нарын, и географа и гляциолога Н.Н.Пальгова (его именем назван ледник в этом районе), который дал имена ледникам Комарова, Ототаш (Мушкетова), Наливкина, Маллицкого и Ферсмана.


Н.А. Северцов (портрет работы Т. Шевченко)

А.В. Каульбарс

Н.М. Пржевальский

М.В. Певцов

В.В. Сапожников

Н.Н. Пальгов

Информация экспедиции Н.Пальгова привлекла внимание альпинистов и туристов из туристской секции Московского дома ученых, которые летом 1933 года в свой отпуск отправились в первый туристский поход в этом районе, оганизовав его с научными целями, а также в надежде совершить там первые восхождения. Именно эта экспедиция дала названия основным вершинам района, в том числе и пику Кызыл-Аскер.


Экспедиция Московского дома ученых, 1933 год.

Руководителем группы туристской секции Московского дома ученых был профессор Август Андреевич Летавет (1893-1971), котрый через пять лет, в 1938 году возглавит экспедицию, в ходе которой тройка Л.Гутман - Е.Иванов - А.Сидоренко взойдут на "пик 20-летия комсомола", который впоследствии окажется еще не открытым тогда пиком Победы.
В состав экспедиции 1933 года входили профессор В.В.Немыцкий, К.С.Летавет (жена А.А.Летавета), В.К.Гольцман и М.М.Гольцман.

В те времена это было трудное мероприятие - достаточно сказать, что от Москвы до села Покровское на Южном берегу Иссык-Куля экспедиция добиралась с 19 июля по 08 августа, то есть 20 дней! Или тот факт, что единственным топливом на сыртах были кизяки, поскольку дровам там взяться неоткуда. Экспедицию сопровождали караванщики с лошадями, а также красноармейцы-пограничники, поскольку в те времена в Средней Азии было еще неспокойно.

В район плато Кагалячап добирались не как сейчас, через Нарын, а тем же способом, что и большинство предшественников: Каракол (Пржевальск) - южный берег Иссык-Куля - пер. Джуука - река Арабель - пер. Джетым - река Таргай - хр.Чакыр-Корум - пер.Кубергенты (иногда его указывают как Кубюргенты или Кюбюргенты).


Массив Кызыл-Аскер, фото экспедиция А.Летавета (1933-1934 годы).
Источник - книга "По ледникам и вершинам Средней Азии", Д.М.Затуловский, Москва, ОГИЗ-Географгиз, 1948 год.


Массив Кызыл-Аскера с севера. Фоо экспедиции осенью 2002 (А.Ручкин, М.Михалов, Д.Мить, В.Акимов).
Сравните (см. выше) - тот же вид, что на фото 1930-х годов (из экспедиции А.Летавета).

Вот как описан момент наименования пика Кызыл-Аскер в книге "На ледниках и вершинах Средней Азии" (издание 1948 года):
"... взорам открылись замечательные по красоте вершины, поднимавшиеся в верховьях ледников. На их крутых стенах местами прилепились висячие ледники. Снежное одеяние с трудом удерживалось на выступах скал, с которых временами срывались лавины. За этим безымянным ледником находится, по-видимому, главная вершина всего хребта. Пик возвышается над всеми своими соседями. Он как бы стоит на страже границы, проходящей здесь по гребню Кок-Шаал-Тау. Летавет и его спутники решили назвать его Кзыл-Аскер (Красноармеец)."

По-киргизски "аскер" - означает всадник, но, поскольку у кочевых киргизов пеших воинов не было, как не существовало в языке и понятия "армия", термин "кзыл аскер" (красный всадник) как раз означает "красноармеец".

Кстати, название хребта Кокшаал-Тоо происходит от киргизского "кок шаал" - "ременные путлища" (термин путлище - обозначает ремень, на который стремя привешивается к седлу).

Экспедиция 1933 года дала названия, помимо Кызыл-Аскера, еще нескольким вершинам района, среди которых:

пик Джолдаш (5780) от киргизского "жолдош" - "товарищ" (сперва его окрестили "Тяньшанской Ушбой" и это название иногда употребляют и поныне)

пик О.Ю. Шмидта (5954) окрестили "Тяньшанской Канченжунгой" (впоследствии часто употребляется другое название - пик Космос)

пик Альпиниста - так назвали вершину в верховьях реки Чон-Турасу, а ледник - именем Корженевского - но это было уже в следующей экспедиции 1934 года.


Пик Джолдаш (5780 м), вид с ледника Джурек, 1933 год.

Пик Шмидта, (5954 м), он же пик Космос, с ледника Григорьева, 1934 год.

Пик Альпиниста, с ледника Корженевского, 1934 год.

В ходе экспедиции 1933 года участники пытались максимально осмотреть район, даже не пытаясь совершить восхождения. Максимально, куда удалось продвинуться - это вылазка на восток от плато Кагалячап, в бассейн реки Узенги-Кууш. Двигаясь вверх по ущелью этой реки (урочище и ледник Джурек), вышли на ледник и по нему не дошли примерно 3-5 часов ходу до перевала через Кокшаал в Китай.
В Москву вернулись 9 сентября 1933.

На Mountain.RU опубликован отчет об экспедиции 1933 года в исходном виде - как он был впервые опубликован в издании «Исследования ледников в СССР» 1935, вып.2-3 под заголовком "Новые данные об оледенении в хребтах Чакыр-Корум, Борколдой и Кок-шаал" (авторы - А.Летавет, В.Немыцкий).


Продолжение - экспедиция 1934 года и первая попытка восхождения.

В 1934 году А.Летавет организует повторную экспедицию в район в составе четырех человек - помимо него и его жены, участвовавших в предыдущей экспедиции, в состав включены два молодых но опытных альпиниста, члены туристской секции Московского дома ученых - Машков и Марон (врач).
Они предпринимают попытку восхождения на Кызыл-Аскер, но после двух дней подъема по леднику, попав в непогоду, они понимают, что сходу на эту вершину не взойти. Группа отказывается от продолжения попытки и переключается на исследование района на восток от Кызыл-Аскера, желая достичь места прорыва реки Узенги-Кууш через хребет Кокшаал-Тоо. В итоге, так и не дойдя до прорыва, группа исследовала ущелье Чон-Турасу, выводящее к пику Данкова с востока (ледник Корженевского), ими было дано название пику Альпиниста в верховьях этого ледника.
Вскоре после возвращения экспедиции в Москву скончался один из участников экспедиции - Марон (врач) и в память о нем одной из вершин в ущелье Чон-Турасу было дано имя пик Марона.


Альпинистская экспедиция 1938 года, попытки восхождений.

Летом 1938 года, воспользовавшись информацией об экспедициях А.Летавета 1933-1934 годов и получив его консультации, в район прибывает альпинистская группа общества "Крылья Советов" (туда объединяли работников авиационной промышленности) в составе 6 человек под руководством Бориса Симагина - Багров, Литвинова, Разуваев, Дик и Гиршон.
Группа сперва планировала восхождение на Джолдаш, однако на месте решили подыскать объект попроще. Переключились на пик Шмидта, однако со стороны ледника Григорьева он казался неприступным, а обойдя с другой стороны - чересчур легким и потому не интересным со спортивной точки зрения. Осматривая окрест верховья ледника Пальгова, заметили подходящую вершину, которую назвали Крылья Советов (5560).

"...Борис Симагин обратил внимание товарищей на вершину необычной формы. От ее острой верхушки, слегка напоминавшей голову птицы, плавно шли в стороны плечи гребня. Затем гребень симметрично спадал вниз, образуя как бы крылья.
- Смотрите, вот вершина специально для нас. Название - пик Крылья Советов - самое для нее подходящее. Да и высота, вероятно, превышает 6000 м."

Восхождение наметили по наиболее простому маршруту - на перевал к западу от вершины и с него по длинному гребню на вершину. После трех дней подъема, не дойдя до вершины около 200 метров по высоте, группа попала в непогоду и после отсидки решили спускаться, поскольку у некоторых начались признаки обморожений (в итоге Дику ампутировали пальцы ноги).


Схема хребтов высотной части Западного Кокшаал-Тоо.
Публикуется по книге "По ледникам и вершинам Средней Азии", Д.М.Затуловский, Москва, ОГИЗ-Географгиз, 1948 год.

Комментарии к схеме:
Названия ледников на хребтовке 1930-х годов, отличаются от названий, нанесенных на современную схему (приведена ниже в конце статьи):
ледник Комарова на современной схеме обозначен как ледник Кызыл-Аскер западный
ледник Мушкетова на современной схеме обозначен как ледник Кызыл-Аскер восточный
ледник Наливкина на современной схеме обозначен как ледник Котур
ледник Маллицкого на современной схеме не подписан, он виден между ледниками Котур и Наливкина
ледник Наливкина на современной схеме обозначен как ледник Котур.
Есть сомнения в правильности этой схемы 1930-х годов, так как на ней перепутаны местами пики Данкова и Джолдаш.


Другие исследования в 1930-х годах.

В 1935 и 1937 годах (в промежутке между альпинистскими экспедициями А.Летавета, 1934 и Б.Симагина, 1938) Управлением по охране недр Киргизской ССР проводилась геологическая съемка района расположения ледника Комарова (ледники 78 (Комарова) - 81).


Вот так, если вкратце, шло изучение и освоение района до 1940-х годов. О последующих экспедициях и восхождениях мы напишем позже.

Среди источников в Интернете, рассказывающих об истории освоения района, следует прежде всего отметить Отчеты о походах московских групп О.Чхетиани (1995) и А.Новика (1997). Там же приведен обширный список литературы, включающие труды экспедиций А.В. Каульбарса, Н.Н. Пальгова, Н. Прокопенко, А.А.Летавета - для самостоятельного ознакомления с первоисточниками, которые на момент публикации этого материала на Mountain.RU еще не были переведены в электронный вид даже частично, и поэтому недоступны пока в Интернете.


Западный Кокшаал с севера с перевала Курбегенты (3907 м, плато Кагалячап). Фото 1969 года.
Автор фото: А.Г. Корсун. Сканирование: Отто Чхетиани.


Западный Кокшаал-Тоо. Район пика Кызыл-Аскер. Хребтовка, наложенная на Генштаб.

Комментарии к карте:
Названия ледников на этой карте отличаются от названий на хребтовке 1930-х годов (об этом см. примечания к старой хребтовке выше в статье).
Водораздел между басейнами рек Ак-Сай и Узенги-Кууш проходит по линии хребта между ледниками Комарова восточный и Котур (по этой схеме).


Редакция сайта с благодарностью опубликует любую дополнительную информацию или Ваши уточнения - пишите в комментариях или присылайте на info@Mountain.RU.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru