Горы мира > Западная Европа >

Автор: Валерий Шамало, СПб

Къераг

Читайте другие публикации автора:

Три недели за пределами обитаемого мира
Конгур - 2003
Как мы перезимовали лето
Ак-Кая, район Безенги, Кавказ. Февраль 2003
Эльбрус. Расписание полетов

Про стены норвежских фьордов:

О стене Троллей (из истории, маршруты и про две российские экспедиции зимой 2002)
Анатолий Мошников о зимней экспедиции на стену Троллей
Стена Троллей, Красноярский маршрут, зима 2002
Экспедиция ЦСКА им. Демченко: Стена Троллей - 2006

И еще... Скалолазание в Норвегии - массив Hornaksla, район Romsdal

Успешно закончилась поездка на Къераг.

20.02.2009 Галя Чибиток, Слава Иванов (Фома), Леша Лончинский, Иван Дождев и Валера Шамало выехали из СПб, 22.02.2009 заехали в Осло к друзьям - Марине и Феде Исхаковым, 23.02 прибыли на небольшом пароме в столь же небольшой городок Лусиботн. До горы пришлось добираться на байдарке, которую взяли с собой. Причем сделали 4 рейса, т.к. она была 2-местная, и ещё куча снаряжения... Плыть там километров 5 всего. 24.02 поднесли снаряжение к стене, осмотрели маршрут и сразу полезли. Начали лезть всего метров в 20 от воды.

В начале верёвок 5 совсем простого лазания, по полкам, заросшим травой, возможно, летом там ходят без навешивания перил и вообще не страхуясь, но сейчас было скользко, местами снег, много груза, пришлось всё провешивать.

С 6-й веревки началось серьёзное лазание, пошли нависания и вертикали.

До 14-й верёвки маршрут напоминал рядовую 6А, народ сравнивал это с Даларом. Но последние 6 верёвок, начиная с 15-й - представляли собой огромное нависание, с минимумом рельефа, причём скала очень твёрдая, даже шлямбура бьются плохо, особенно на наиболее крутом месте - 15, 16 и 17 верёвках. Там крутизна не менее 100 градусов, скала жёлтая из-за большого содержания кварца, который твёрдый, но при этом скалывается. Героическими усилиями Фомы сложнейшие участки были пробиты, но проходить удавалось 20-30 метров в день. Ночевать приходилось на полочке в 3.5 верёвках ниже начала нависания, поскольку там лежал снег в количестве, достаточном для готовки и питья.

Этот маршрут видимо кто-то пытался пройти, до начала нависания попадались спусковые петли и мусор на полочках. Обнаружили даже консервные банки 1999 года выпуска.  Мы уж испугались, не идём ли мы пройденный м-т. Но через метров 15 после начала нависания после очередной драной петли все следы деятельности на м-те резко перестали появляться.

В итоге 09.03.2009 к вечеру, пройдя 21-ю верёвку, Фома вылез на ровное место, а на следующий день туда поднялась и вся группа, вытащив снаряжение и найденное в середине стены ведро с мусором !!! Этот мусор мы отнесли вниз, не хотели, чтоб после прохождения русскими на м-те оставался такой срач.

Удивительно, что до нас там кто-то так намусорил, вообще на западе альпинисты культурные... мне казалось.

Спустились в Лусиботн к ночи 10-го марта, поскольку рюкзаки (баулы) были тяжелые, снег  глубокий, фотографировались на вершине (в нескольких сотнях метров от места, где вылезли), да и уставшие все. Чуть не заблудились в тумане.

Хотелось поскорее уехать, а нужно было ещё забрать байдарку и некоторые оставленные под стеной вещи. Поэтому я (Валера Шамало) достал имеющуюся на этот случай надувную лодку, и часа 2 выгребал в ночи по фьорду против ветра. В итоге мне это удалось, и мы успели уплыть на утреннем пароме.

Заехали к друзьям в Осло, Марина и Федя устроили нам прекрасную встречу, напоили-накормили, некоторые помылись, и к утру 13-го марта уже приехали в СПб.

Впечатления масса, особенно от крутого участка. Жумарение по нескольку верёвок не касаясь стены, хождение в туалет в пустоте....

Народ однозначно оценивает стену высшей категорией. Явно сложнее технически, чем наш прошлогодний м-т на 4810, хотя и покороче. Высота стены Къерака ок. 1000 метров, ну видимо от 950 до 1020, в таких пределах. Протяженность м-та ок 1100 метров, не считая конечно подхода по тундре к самой вершине.  Провесили 21 верёвку, причём иногда оставляли висеть 60-метровые динамические.  2 верёвки побились и перетёрлись (конечно, только оплётка).

Погода была постоянно очень влажная, в самом начале нас промочило дождём, все пуховки промокли, высушить их не было никаких шансов. Это мы явно не предусмотрели, и потому всё оставшееся время страдали от холода. Хотя морозы и не большие, вряд ли холоднее град. 10, но с ветром, и при почти 100-процентной влажности.

В итоге  никто ничего всё ж не отморозил, хотя ноги и руки мёрзли постоянно. Обошлось и без травм, все срывы были на нависаниях, поэтому не опасные. Все исключительно довольны, никто ничего подобного пройденному желтому поясу никогда не ходил, оч. полезный опыт и замечательный новый русский маршрут в горах Норвегии.

Скоро постараемся создать фотоотчёт и отчёт для подачи на чемпионат России.