Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Альпинизм, параплан и горы
Юра, когда ты совершил свой первый полёт на параплане? Это был 1988 или 1989 год, в это время проходил Кубок мира по скалолазанию в Симеизе. Тогда мой друг, один из сильнейших скалолазов Чехии , Гюдичек занял второе место. Чем всех очень сильно удивил, а секрет был в том, что я его пригласил в Крым и он уже два месяца усиленно лазал по нашим известнякам, благодаря чему хорошо подготовился. Так вот в Крым приехал Ив Балю - это президент федерации парусных видов спорта Франции, активный пропагандист парапланиризма. Он обратился в КСС Крыма за помощью, ему нужен был человек для полётов. Так как это был новый вид спорта, экстремальный то кроме меня желающих не нашлось. В течении двух недель я осваивал параплан под руководством Ива и по не многу научился управлять куполом. Летали в районе Бахчисарая и Фороса. Я был в детском восторге, от полёта. Сразу представлял, как прохожу маршрут на Форосе, на вершине раскрываю купол и лечу. У меня была цель не в продолжительных полётах по нескольку часов, а в прыжках со скал. Одним из первых моих прыжков стал полёт с Форосского канта в сторону моря. Я был второй человек который прыгнул с этого массива. Первым был Мирослав Шмидт. Один из моих лучших друзей. Талантливый чешский альпинист, фотограф и писатель. В 1993 году погиб во время соловосхождения на Эль-Капитан.
Мирослав Шмидт. Некоторые из восхождений: Эль-Капитан Dihedral wall соло, Гранд Жорас соло зимой, Донгуз-Орун северная стена соло зимой, Лхоцзе южная стена, Дхаулагири западная стена, Ама-Даблам соло, Эверест, МакКинли соло, Фицрой соло, Сьерро-Торре, Замок Крым маршрут Фантика, Хан-Тенгри. Справка: Парапланы на тот момент были с очень плохими лётными характеристиками с качеством полёта 1 или 2, то есть они практически слетали с возвышенности под 45 градусов. А по безопасности полёта современный спортивный параплан на много безопасней учебного параплана того времени. Сейчас качество полета 10 это значит, что при отсутствии ветра с высоты 1 километр можно улететь на 10 километров от старта, постепенно снижаясь по горизонтали. В то время, когда начал летать Юра и следующие поколения парапланиристов. В Крыму не было ни каких школ, ни каких знаний о районах полётов. По-этому травматичность была довольно высокой. Летали из-за бедности пилотов, как правило на подержанных куполах спортивного класса. Они были самыми дешевыми и очень опасными особенно для новичков. Занимались парапланиризмом как правило парашютисты, альпинисты и любители экстрима. Можно назвать их первопроходцами и сравнить с первыми лётчиками начала 20 века.
Одно из самых запоминающихся альпинистских восхождений это подъём на массив Еры-Даг в Дагестане. Планировался первопроход 1200 метров. Так как мы были индивидуалистами, то подход к маршруту делали по одиночке и назначили встречу под стеной. Я пришел раньше. Там уже стояла лагерем группа итальянских альпинистов, которые собирались на следующий день совершить восхождение на Еры-Даг. В ходе беседы у нас возникли разногласия по поводу советского альпинизма и уровня лазания наших альпинистов. И дабы защитить национальную гордость и сбить спесь с иностранцев. Я за 7 часов, соло, с двумя закладками и самостраховкой совершил восхождение по маршруту 5а 1200 м на вершину Еры-Дага и получил от этого огромное удовольствие. Как раз к моему спуску с горы подоспел Шмидт, и мы начали восхождение, длилось оно несколько дней и закончилось спасработами. Где-то на середине маршрута испортилась погода. Начался дождь, продолжавшийся несколько дней с мощными камнепадами. Мы приняли решение спускаться вниз, я предлагал подождать, пока ослабнет дождь и будет меньше риска попасть под обвал, надеясь в глубине души продолжить восхождение и вот во время спуска, прошёл камнепад и один из камней раздробил Мирославу лучевую кость на левой ноге. После был сложный спуск вниз и транспортировка Шмидта в Душанбе, маршрут остался не законченным. Мирослав то же увлёкся парапланом и в 1989 году совершил полёт с вершины Монблана. Из меня был плохой парапланирист, так как основным увлечением для меня был и остаётся альпинизм, а полёты были одним из способов спуска вниз и ещё большего ощущения удовольствия от восхождения. Я часто летал без подвесной системы и запасного парашюта, чтоб не брать лишний вес на восхождение, а прищёлкивал купол прямо к альпинистской системе. Я одним из первых совершил прыжок с Ай-Петри, стартовал возле зубцов, с Демерджи и с Орла в Новом Свете. В фильме «Соло» использованы съёмки одного из моих полётов в районе Ай-Петри.
Юра, а чем тебе больше нравится альпинизм, многие так увлекаются парапланом, что полностью переключаются на него?
А сейчас ты общаешься с кем-нибудь из парапланиристов? Да. Ко мне часто заходит Дима Стаценко, один из самых опытных пилотов Крыма. У нас с ним много общего. Он и я инвалиды 1 группы, оперировались у одного врача. Дима то же спинальник. Несколько раз ломал позвоночник во время полётов на параплане, ему повезло, он не потерял чувствительности ног. У нас с Димой был ряд совместных альпинистских восхождений. На Замок по моему одному из самых интересных альпинистских маршрутов через грот. Восхождение двух инвалидов 1 группы, спинальников. Не знаю, было ли такое восхождение в истории крымского альпинизма до нас или после. Маршрут категории 6а, прошли за 3 дня. Так же мы несколько раз ходили на грот Голицына. Дима Стаценко единственный пилот Крыма которому удалось совершить беспосадочный полёт от Таз-Тао в Судак и от Таз-Тао в Гурзуф . В горном Крыму разработано несколько направлений полётов. Назовем их зонами полётов.
1 зона. Оборонное- г. Морчека. 2 зона. Форос- Ялта. 3 зона. Ялта- Изобильное. 4 зона. Чатыр-Даг ( г. Таз-Тао )- Судак- Коктебель. Есть ещё склоны, где могут безопасно обучатся новички. Гора Климентьева мекка планеризма с богатой историей начинающейся ещё в дореволюционное время. В этом районе много летал Арцеулов внук Айвазовского. Лётчик, который первым смог научиться выходить из штопора. Село Строгоновка возле Симферополя. В Строгоновке летают в основном вечером, когда морской бриз из Николаевки доходит до Симферополя. Создавая стабильные условия для полёта, но лететь сложные маршрутные полёты с этого места удаётся очень редко. Гора Таз-Тао очень интересное место для полётов. С этой точки пройдено много потрясающих маршрутов.
В этом районе большое количество правительственных дач. Было несколько случаев, когда парапланиристы совершали вынужденные посадки на территории этих объектов, но в тюрьму пока никого не посадили. Вот один случай из жизни Димы Стаценко. В 2000 годах в Крыму часто проводили международные саммиты стран черноморского бассейна. Все дороги от Севастополя до Ялты перекрывались, вдоль трассы устанавливали оцепление. Всех скалолазов сгоняли с Сарыча и других скал возле дороги. В один из таких дней Дима стартовал с Форосского канта. Какое-то время летал вдоль скал. Затем стал приземляться. Место посадки развилка трассы Ялта Севастополь спуск в Форос. Когда до земли оставалось буквально 10 метров. На бешенной скорости вылетает огромный президентский кортеж. Постовой с выпученными глазами кричит Диме стоять, что тот естественно в воздухе сделать не смог. Кортеж пронёсся мимо, Дима благополучно приземлился и был арестован силами безопасности, с мягко говоря не дружелюбными намерениями. Но Дима всегда берёт с собой удостоверение инвалида первой группы. После предъявления которого, пилот был отпущен на свободу. Власти решили не связываться с таким «оторванным человеком». Сейчас в мире стал популярным парапланерный туризм. Распространен он в больших горах Гималаях, Альпах. Пилот часть дня летит, затем приземляется, ночует. Утром взбирается на ближайшую гору, стартует и летит снова. Таким способом путешествуют, и преодолевают большие расстояния.
Глеб, какие ощущения, когда пролетаешь над Форосским кантом, Морчекой, Шан-Каёй, и вообще от полёта. Я знаю, у тебя было много альпинистских восхождений в этом районе? В принципе ощущение полёта вызывает бурю эмоций таких же сильных, как при восхождении и чем-то схожих. Только восприятие времени и расстояния другое. Физические нагрузки отличаются, в альпинизме и скалолазание они сильнее. В альпинизме больше риск особенно в экстремальных направлениях как соло, лазание ближе к природе человека, чем полёт. С другой стороны в альпинизме опасность, сложность маршрута более понятней чем при полёте на параплане. Развивая эту мысль можно сказать следующие. Альпинист подойдя к маршруту и увидев жуткие нависания может испугаться и отказаться от восхождения или, пройдя первые пол верёвки ощутив, что физически маршрут не по силам спустится вниз. Парапланирист или человек считающий себя таковым, без должного опыта полётов. Может подняться на Ай-Петри и прыгнуть вниз, не представляя, что его там ждёт и что делать дальше. Это одна из причин несчастных случаев, травматизма во время полётов. В парапланиризме есть свои экстремальные направления. Это воздушная акробатика. У нас она не развита. Чем параплан отличается от парашюта, внешне они очень похоже? Многие думают что параплан и парашют сродни друг другу, это не так, принципы полёта другие. Параплан это крыло, только мягкое на ощупь, и ведёт оно себя точно так же как крыло самолёта. Подчиняясь тем же законам аэродинамики. Можно по настоящему долго находится в воздухе и парить, как птицы. Ощущение во время полёта на параплане словами не передать, это надо попробовать самому. Дальше отказаться от этого вы не сможете. На сегодняшний день научится летать стало проще и безопасней. В Симферополе и в других городах Украины есть группы опытных пилотов, появилась литература, проводятся семинары по обучению полётам, возникли школы. Ситуация в корне изменилась по сравнению с тем, какой она была 20 лет назад.
Глеб, а были реально опасные ситуации во время полётов? Да, но не часто, это всё-таки экстремальный вид спорта. И не нужно об этом забывать. Я летел маршрутом Форос – Ялта. Это один из самых красивых полётов в моёй жизни, на сегодняшний день. Маршрут проходил над горой Морчекой. У меня неожиданно сложился купол, это не опасно когда большая высота, я же летел низко. Стремительно потерял высоту. Современные парапланы сконструированы так, что купол быстро возвращается в рабочее состояние. Вот во времена полётов Юры это могло закончится серьёзным падением. Что с ним и произошло в районе Нового Света. Нужно было искать место для посадки, кругом скалы и лес. На счастье я поймал восходящий поток и начал быстро набирать высоту. На этом приключения не закончились. Впереди был пожар под Шан-Каёй. Его уже почти что потушили, оставались только отдельные очаги. Приземлился я в Ялте, на территории какой то строительной базы. Обслуживающий персонал долго не мог выразить соё отношение к этому инциденту, зато собаки прореагировали быстро. Глеб, ты в октябре летал в Индии на пред кубке мира по парапланеризму. Что общего и в чём отличие между полётом в крымских горах и Гималаях. Какое было эмоциональное состояние. Другая страна, древняя культура? Гималаи большие и очень красивые горы, в районе где я летал были горные хребты, джунгли, красивые водопады. Резиденция Далай-ламы, много храмов и живописных деревушек. Дешевые продукты, особенно фрукты. Местное население приветливо. К белому человеку относятся как к существу высшей касты. Большое расслоение по достатку. Одни живут в роскоши, а большая часть населения за гранью бедности. Совсем другое отношение к автотранспорту, чем у нас в стране. Машина может быть без поворотников, фар, тормозов, стекла и спокойно ездить. Но если не работает клаксон, то не один индус не сядет за руль этого автомобиля. Сигналят везде и непрерывно. Летать понравилось, но через несколько дней я почуствовал, что на сотни километров вокруг всё такое же одинаковое. В Крыму по-другому. Взлетев возле моря через несколько минут, можешь оказаться в горах а через час пролетать над равниной. Пейзаж очень разнообразен и интересен. По сложности полёта один километр над горным Крымом можно прировнять к нескольким километрам полета над равниной где-нибудь на Донбассе, или в тех же Гималаях. В заключение хочется сказать. Что благодаря изобретению параплана, небо стало более доступным для каждого человека, достаточно купить параплан, освоить базовые знания, правильно оценивать свои силы и убедить семью, что это не "опасно". Фото с полетов: Глеб Сухоцкий. www.fantik.crimea.ua |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||