Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Марюхин, г. Кропоткин

Дети в горах. Тридцатый маршрут

Об этом маршруте редко кто не знает. Самый популярный ещё со времён СССР, обросший легендами, туристскими рассказами, былью  и небылицами. Несложный, но очень живописный, как говорили "ходоки". Устав слушать, решил проверить сам, сводить по нему свою группу. Как и всегда, в её составе шёл мой, уже почти двенадцатилетний сан Александр. Но и, как свежая изюминка, - шестилетняя Настенька Шитова, чей выход на маршрут уверенно давал заявку на новый очерк в серию "Дети в горах". Основой подготовки к переходу послужил рассказ моего давнего опытного друга Григория Мартиросяна, долгое время возглавлявшего наш туристский клуб и неоднократно бывавшего на этом маршруте. Главной помощницей нам должна была стать тканевая водостойкая карта - полукилометровка, изготовленная по моему специальному заказу на предприятии "Символъ". Нужно сказать, что она действительно, очень хорошо нас выручала в затруднительных ситуациях.
   

 1 июля 2008 года. Добирались до Гузерипля на автомашине. Останавливались в Хаджохе (посёлок Каменомостский) посмотреть на Теснину на реке Белой. На водопады Руфабго построен мост и проложены сходни для организованных туристов. Эти живописные места уже стали туристической Меккой. Дорога вдоль Белой хорошая, асфальт, турфирмы по пути предлагают рафтинг за недорого. В Гузерипле, в кассе заповедника купили пропуск на прохождение маршрута и проехали ещё на машине, пока не закончился асфальт. Дорогу всё выше и выше хорошими темпами строит компания "Автобан", ведя к горнолыжной базе "Партизанские Поляны", а в перспективе - и ещё дальше. Приятно бодрил свежий ветерок с заснеженных вершин. Жажду утоляли в то и дело попадавшихся на пути ручьях. На горнолыжной базе, откуда прекрасный вид на заснеженный красавец Оштен, отражающийся в искусственном озере, попытался узнать, какие каверзы могут ожидать нас на маршруте, чтобы не делать ненужных ошибок. Художник, на берегу озера писавший маслом на мольберте эту панораму, порекомендовал обратиться к сторожу Серёге. Сделать это оказалось не так просто: сторож - смотритель базы был под изрядным хмельком и долго не мог понять, чего от него хотят. Но за бутылочку спирта как-то резко обрёл память и рассказал много полезного, что помогло нам после не сбиваться на ложные тропы. Нехитрый быт его каморки, заполненной сушёными грибами, которые служат ему основной пищей и закуской для спиртного, их специфический запах напомнил о чём-то очень давно забытом, древнем, о самом раннем детстве человечества.
   
 На горнолыжную базу уже подведена высоковольтная линия электропередачи для питания подъёмников. И всё это строительство выглядит довольно многообещающе: в Адыгее будет ещё один горнолыжный курорт, не уступающий лучшим подобным ни у нас, ни за рубежом.
   
Двинулись дальше. Дорога становилась всё уже. Впереди возвышался стеной хребет Каменное Море  и выступающая из него гора Нагай-Кошки. Дорога, по всему протяжению размеченная колышками для дорожных строителей, вывела нас наконец, на широкую поляну с родником, ручьём и кострищем в выгоревшем комле огромного бревна. Дело к вечеру, решили здесь и устроить ночлег. Накосили травы, чтоб мягче спать, собрали дров. Ужинали уже в темноте при свете костра. Огромные горные звёзды, бесчисленное их множество, Млечный Путь, столь яркие и отчётливые, какими их никогда не увидишь в городе, говорили, что наш мир - это космос. Для Настеньки, впервые попавшей в горы, этот первый день уже был впечатляющим. Маленькая Настя проявила себя очень достойно, перенеся весьма "увесистый" переход, показав отменную физическую форму. Она, как маленькая пружинка, прыгала через ручейки, семенила ножками, не отставая от взрослых. Это и забавно и удивительно: как дети способны быть рядом со взрослыми в трудностях и справляются с ними ничуть не хуже. Мой сын уже не первый год ходит, тоже как и Настя, с шести лет, за него я был спокоен. А вот теперь и Настенька порадовала: девчонки тоже не лыком шиты!
2 июля  утром шёл дождь. Сварили завтрак, воспользовавшись заготовленными кем-то пихтовыми лапами, с аппетитом съели. Определили своё местоположение. Мы под хребтом Каменное Море, у подножия Абадзеша. На Юго-Западе - гора Гузерипль и справа от неё - снежный Оштен, между которыми нам предстояло преодолеть перевал Гузерипль. Погода не давала надежды. Стоять ещё одну ночёвку не имело смысла. Решил вести группу в дождевиках до турприюта Фишт, где легче это будет с детьми переносить. Быстро собрались и двинулись в путь. В зарослях быстро нашли тропу, хорошо промаркированную, часто хоженую. В речке Армянке попили воды и наполнили фляжки. Тропа уходила вниз по течению. Жаль было терять высоту, но другой, верхней тропы мы не знали, а маркировка - только вниз. Шли через лес и буреломы, затем поднялись через заросли трав на последний марш к перевалу. Настенька мужественно преодолела эти заросли, вприпрыжку бежала за мной, как Пятачёк за Винни-Пухом. Ещё выше, на востоке стали открываться панорамы хребтов Паланча, Бзык, Абаго.
  Для всех, но особенно, для впервые идущих, горы дарят массу впечатлений: бумажное осиное гнездо, построенное на камне, разнотравье и разнообразие цветов, стадо горных коз на высоте, снежные языки, подмытые ручьями и висящие, как арочные мосты, пещеры в скалах, парящие орлы, быстро меняющаяся погода. А погода, действительно, удивила: утром казалось, на неделю зарядивший дождь, в обед уже прекратился, и вскоре солнце и ветер прогрели и высушили камни. Ближе к кромке перевала стало холоднее, ветер усилился. Фишт, хоть и весь покрытый облаками, всё равно, поразил своим величием. С перевала Гузерипль быстро стали спускаться на Армянский перевал, сделав по дороге привал с перекусом. Очень живописный переход запомнился висящими справа над головой отвесными стенами Оштена и извилистой тропой меж поросших мхами камней, больших и малых. Увидели за спиной догоняющую нас большую группу туристов и решили ускорить шаг, чтобы первыми добраться на турприют.
   С Армянского перевала Фишт смотрится совсем грандиозно: где-то внизу - крошечные домики приюта у тонкой ниточки реки, а над головой - огромная масса горы, покрытая снегами, затянутая тучами. Удивительно, что при не такой большой высоте над уровнем моря (2854м) Фишт столь величественен. Многие, более высокие горы не смотрятся столь впечатляюще. Наверное, это от редкого значительного перепада высот между подножием и вершиной. Зрелище, стоящее того, чтобы видеть! Я сразу понял, что не напрасно выбрал этот маршрут. Даже только из-за того, чтобы это посмотреть.
     Полюбовавшись, ринулись вниз к приюту, предчувствуя приближающийся дождь.
Спуск живописный, но не везде приятный: после дождей грязь, слякоть. Не обошлось без падений. Перейдя реку Белую по мосту, добрели до домиков, где нас встречали работники приюта. Нам отвели помещение, рассказали, показали всё: что, где и как. Пошёл дождь, под которым мы постирали грязную одежду, приготовили еду на общем кострище - очаге под навесом, который так устроен, что дым собирается под ним и не хочет уходить. Глаза слезятся, с крыши течёт из множества дырочек. Но это всё лишь добавляет улыбок на лицах романтиков туристов-непосед, сбежавших сюда от разбушевавшегося гламура. Народ хохочет, "чешет" байки, обменивается номерами мобилок.
   
Спали на кроватях под одеялами. Грелись восковыми свечами и газовой горелкой, на ней же сушили одежду. Дождь шёл всю ночь, иногда переходя в снег.
    Наутро 3 июля поближе познакомились с директором приюта Сан Санычем, которому очень понравилась наша тканевая карта маршрута  30. Стал предлагать нам продать её или поменять на что угодно. Маршрут дальше предстояло идти по очень хорошо маркированной тропе, без "сюрпризов", к тому же, у меня была в запасе бумажная карта - километровка. Поэтому мы запросто отдали карту как оплату за услуги приюта, чему Сан Саныч несказанно обрадовался и подарил моему сыну (тоже Сан Санычу) замечательный компас. Теперь и Сашины глаза заблестели от радости. Надо было видеть его довольную физиономию!
  Позавтракали, собрались, вышли на тропу. В наших планах было добраться до Бабук-Аула, преодолев Белореченский и Черкесский перевалы. Живописнейшая тропа, удивительные по красоте виды: покрытый свежим, ночью выпавшим снегом Оштен, Армянский перевал и хребет, перевал Гузерипль, который мы уже прошли, ущелье Белой, а вокруг - разноцветные рододендроны. Озерки талой воды под скалами сменяются снежниками, скалы местами - в бурых потёках. Сашок, большой любитель античной мифологии, то и дело старательно всматривался в скалы, пытаясь разглядеть следы креплений и цепей, которыми по легенде Зевс приковал Прометея к одной из скал Фишта. Иногда он восклицал, что, скорее всего, это именно та самая скала! Но потом находил на другой скале ещё более убедительные приметы. На подходе к перевалу стало холодно, даже морозно. Туман, спускающийся с вершины, оседал на камнях инеем. Подходы к перевалу - болотистые, грязные, раскисшая от дождей глина. На перевале, густо покрытом травами - сплошно
 е непонятное перепутье - множество троп в разных направлениях. Помогает только логика и карта - вышли к памятнику, указателю и пошли к Черкесскому перевалу. Туман густой и морозный. Одели все тёплые вещи, да ещё дождевики сверху. В тумане тихо и загадочно. В одном месте снежный язык завалил тропу, было опасно переходить через него по зернистому мокрому снегу. Дальше - скользкая, грязная глинистая тропа до самого черкесского аула. Очень своеобразный, здоровый, простой и суровый быт. Они имеют квартиры в Сочи, но на лето уходят в аул и живут там, пасут скот. Угостили нас айраном. Дети не допили, оставили попробовать. Очень вкусно. Пожилой черкес пригласил в свой домик погреться у плиты. Он всю жизнь проработал пожарным на железной дороге, сейчас на пенсии. Не любит шума и суеты города, летней жары. В горах ему спокойнее и лучше. С ними живут внуки. Ребята резвятся на природе, крепкие, как орешки. Но даже они были удивлены, что такая девчонка - малышка Настя, преодолевает нарав
 не со взрослыми такой маршрут. Поблагодарив за угощение, мы двинулись дальше.
 
Над пропастью в ущелье речки Бушуйки тропа красивейшая, как аллея. Но, "отдохнув" на ней, изрядно "повеселились" на спуске - "хохотунчике". Особенно учитывая, что после дождей - скользота и грязь. Спуск крутой и долгий. Вышли наконец к Роднику Холодному. По времени можно было бы и заночевать. Но на дереве табличка, о том, что этого делать не нужно. "Может, из-за медведей?" - подумали мы и пошли дальше. В Бабук-Ауле проверили наши документы и рассказали, как пройти к турприюту с одноимённым названием. Это совсем рядом, сказали нам. Это "рядом" показалось нам бесконечностью после долгого перехода и в сгущающихся сумерках. По подвесному мосту перешли через Шахе и ещё шли очень долго в темноте по разбитой, грязной дороге, уже не надеясь найти турприют. Но поскольку везде мокро и грязь, невозможно найти места для стоянки, упорно шли дальше, пока не вышли наконец к приюту.  Да, это оазис комфорта после такого пути! Расположились на травянистой поляне, постирались, искупались, ру
 хнули спать. Спали "без задних ног". Здесь, на южном склоне хребта, значительно теплее. Если прошлая ночь была зимой, то эта - летом.
   
4 июля утро встретило нас солнышком, сушившим палатки и одежду. Спокойно выспались, отдохнули и вышли на маршрут, следующей точкой которого была поляна в слиянии Шахе и Бзыча. От турприюта "Бабук-Аул" туда вела старая, построенная когда-то пленными турками, разбитая дождём и джипами дорога. Вокруг - покрытый мхами и лианами буково  - самшитовый лес. Саша подобрал себе из сломанного обвалом дерева самшитовый альпеншток, с которым уже не расставался, как и с подаренным компасом, и даже привёз домой.
   В одном месте дорогу преградил сошедший камнями и грязью сель. Работал бульдозер. Мы кое-как перебрались, изрядно испачкавшись. Пройдя немного, добрались до Бзыча. Остановились на излюбленной поляне со столами и креслами, выпиленными из толстых буковых стволов. Отдыхали, стирались, сушились, купались. Бзыч значительно изменился за год, рукава устья уже не там, где были раньше.
  5 июля решили посвятить осмотру местных достопримечательностей. Оставили в лагере дежурных, пошли на гору Бзныч разыскивать уникальное городище из дольменов. В посёлке Бзогу перешли по подвесному мосту на правый берег Шахе, вдоль берега поднялись вверх по течению до речки Малый Бзныч и прямо по её руслу стали подниматься, благо там есть дорога, петляющая через русло туда-сюда. Наконец дорога оторвалась от реки и начался крутой подъём, приведший нас к пасеке. Пасечник подсказал, как пройти дальше. Очень живописная дорога с уютными местечками для отдыха у родника. Поднялись на вершину и увидели сбитый из досок, крытый металлическими листами домик, с дверью - щитом, подпёртым жердью.  В записке, оставленной энтузиастами из Новосибирска возле двери, прочли приглашение с пожеланием добра всем желающим пользоваться домиком и всем, что в нём есть. А было в нём всё необходимое для жизни, начиная от печки - "буржуйки", кровати с матрацами и одеялами, до съестных припасов на несколько дней парочке туристов. Справа от домика обнаружили первый дольмен, ничем не отличавшийся от виденных мною ранее:  стены, составленные из каменных плит, накрытые каменной крышкой. Углубились в лес по заметной тропинке и увидели поистине захватывающее зрелище: целый городок на склоне из уникальных, цельнорубленных дольменов. Во-первых, это редко, когда дольмен не один, а здесь их было несколько. Во-вторых, большая редкость, когда дольмен состоит лишь из двух элементов: огромной квадратной чаши, вырубленной из целого камня и плоской каменной крышки. Это очень впечатляющее зрелище, порождающее в голове множество вопросов, на которые не находится ответов. Сделав фотосессию, немного отдохнув, пошли назад, в посёлок. Оттуда поднялись вверх по речке Бзогу через каньон до удивительной красоты водопада, описанного мною в рассказе "дети в горах. Аишха". В лагерь вернулись, как в популярной формуле: усталые, но довольные.
   6 июля с утра собрались и пошли в Солохаул на автобус до Дагомыса. В автобусе,  петлявшему по горному серпантину, Настенька не смогла побороть сон и выспалась на коленках у взрослых. В Дагомысе остановились под навесом на пляже, расположившись на поддонах для погрузчиков. Купались в море, отдыхали. Погода несколько раз менялась от холодного шторма и дождя до ласковой солнечной теплыни. Видели удивительную радугу такой насыщенности цвета, словно нарисованную в небе красками, а над нею - ещё две радуги, более прозрачные, висевшие над Большим Сочи. Спали там же, под навесом, наглядевшись на море, звёзды, огни кораблей.
  7 июля купались до обеда. Купили билеты на поезд из Большого Сочи до дома и поехали на центральный вокзал на электричке. Там сдали вещи в камеру хранения и пошли гулять по городу, который хорошеет не по дням, а по часам. Всё в нём становится краше и краше, просто радует глаз. Много фотографировались, купались на пляже под гостиницей "Приморской", в порту любовались яхтами. Саша увидел Филиппа Киркорова, приехавшего выступать в Сочи, когда тот куда-то вышел из своего шикарного лимузина. Саша с Настей тут же не упустили возможности сфотографироваться на фоне этой машины с такими озорными физиономиями. Дети получили ещё одну солидную порцию впечатлений. Вечером вернулись на вокзал, сели на поезд и утром 8 июля благополучно прибыли домой.
www.maryhin.narod.ru
© 1999-2025Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru