Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Евгений Буянов, СПб

Горный поход по Западному Кавказу группы Петроградского клуба туристов Санкт-Петербурга,
район Гвандры
Авторская страница Евгения Буянова


(Уллу-Кам – Узункол – Махар - Даут – Теберда)

Гвандра, 2002 (восточная и центральная вершины)

1. Краткие сведения о походе в районе Западного Приэльбрусья.

Дальность похода (пешим передвижением в горах) 129 км
Длительность похода 13 суток
Количество ночлегов в полевых условиях 12
Количество участников в группе 9 человек
Количество пройденных технических перевалов: 5
- в том числе 1А категории трудности - 1
- 1Б категории трудности (1 – радиально) 4
Категория сложности похода: ВТОРАЯ, вид туризма: ГОРНЫЙ.
Затраты на подъезд из Санкт-Петербурга до района похода на человека: 890 руб.
Затраты на выезд из района похода до Санкт-Петербурга на человека: 910 руб.
Затраты на питание в походе на 1 человека в день: 110 руб.
Затраты на питание в походе, всего на 1 человека: 1980 руб.
Дополнительные затраты на питание и транспорт в Домбае (машина, канатки, ресторан): 270 руб. на человека по ценам 2002 года.

Маршрут похода:

Поселок Хурзук – река Уллу-Кам – река Чиррикол - река Чунгур-Джар – перевал Техника Безопасности (1Б, 3300, радиально) – перевал Южный Доломит (1А, 3350) – река Доломит – река Кичкенекол – река Узункол - река Мырды – перевал Ак-Тюбе (1Б, 3430) – река Ак-Тюбе – река Индрюкой – река Гондарай – река Махар – перевал Узловой (1Б, 3100) – река Даут – река Рынджи – перевал Назлы (1Б, 3350) – река Назлыкол – река Джамагат – город Теберда.

  2. Список личного состава группы

п/п

Фамилия, имя, отчество

(обязанности)

Дата рожде-ния

Домашний адрес,
телефон

(место работы)

1

Буянов Евгений Вадимович

(рук. группы)

12.09.

1950

193015, С-Пб, Кирочная 61-21,271-57-34(д.), т. 577-10-27 (р.) (РИРВ, вед. инженер)

2

Евдокимов Андрей Олегович(ремонтник)

28.05. 1982

С-Пб, ул. Замшина, д.58,корп.1, кв.144 (ГАСУ, студент)

3

Каверина Анастасия Олеговна (завхоз)

15.04. 1982

С-Пб., ул. Лени Голикова, д. 35, кВ. 194 (ГАСУ, студентка)

4

Костылев Дмитрий Сергеевич(летописец)

03.08. 1976

С-Пб, Рижский пр., д.48, кв.27

(В/Ч 39964, военнослужащий)

5

Крюков Вадим Георгиевич

(казначей)

16.04. 1947

С-Пб, Суздальский пр., д.5, корп.1, кВ.384, (ЗАО НТ Оборудование, вед. специалист)

6

Литвиненко Елена Валерьевна

(помощник завхоза)

27.04. 1979

С-Пб, ул. Лени Голикова, д. 108, кв. 105 (Федеральный суд, консультант)

7

Сорокин Дмитрий Николаевич(отв. за распределение веса)

01.09. 1971

С-Пб, пр. Луначарского, д.17, кВ. 21 (з-д Прецезионного приборостроения, слесарь)

8

Кравчук Анна Валентиновна (медик, гитара и песни)

20.08. 1980

С-Пб, Варшавская ул., д. 45, корп. 2, кв. 44 (Инвестиц.Компания АВК)

9

Харченко Дмитрий Сергеевич (фотограф)

06.12. 1975

С-Пб, ул. Кораблестроителей, д.46, корп. 1, кВ. 702 (фирма «Трайв»)

3. График похода 

Даты

07.02

День

пути

Участки маршрута

Км

Способ пе-редвижения

13-14

 

Саект-Петербург - Невинномысск

 

Поездом

15.07

 

Невинномысск - Карачаевск

 

А/трансп.

16.07

1

Карачаевск-Хурзук-ущ.Уллу-Кам-Чиррикол

15

А / тр, пеший

17.07

2

Уч. Выход на по р. Чунгур-Джар (радиально)-

6

Пеший.

18.07

3

-л. Чунгур-Джар-пер.ТБ(1б,3300, радиально) -

4

Пеший.

19.07

4

- пер. Ю.Доломит(1А,3350)-р. Доломит -

8

Пеший.

20.07

5

- р. Кичкенекол-р. Узункол – р. Мырды -

18

Пеший.

21.07

6

- пер Ак-Тюбе(!Б,3430)-р. Ак-Тюбе -

9

Пеший.

22.07

7

- р. Индрюкой – р. Гондарай – р. Махар -

14

Пеший.

23.07

8

- р. Махар – подход под пер. Узловой -

8

Пеший.

24.07

9

- дневка с разведкой пер. Узловой -

-

Пеший.

25.07

10

- пер. Узловой(1Б,3100) – р. Даут –

6

Пеший.

26.07

11

- р. Даут-р. Рынджи -

8

Пеший.

27.07

12

-р. Рынджи–пер. Назлы(1Б,3350)-р. Назлыкол-

11

Пеший.

28.07

13

-р.Назлыкол-р.Джамагат-р.Теберда-г.Теберда-

18

Пеший.

29.07

14

- г.Теберда- пос. Домбай – г.Теберда -

-

А/тр

30.07

 

- Теберда – Пятигорск.

Отъезд в Санкт-Петербург.

 

Поездом.

 

 

Итого пешим способом: 13 суток

129

Км

  4. Подъезд в район похода и выезд из района

От Петербурга до станции Невинномысская: 13.07.02 (16.10) – 15.07.02 (8.20).

От Пятигорска до Петербурга: 30.07.02 (18.30) – 01.08.02 (14.40). Перед этим: от Теберда до Пятигорска рейсовым автобусом за 6 часов.

От Невинномысска на автобусах в составе туриады ПКТ проехали до Черкесска (около 85 км ), затем до Карачаевска 88 км окружным путем через Хабез (ввиду разрушения моста на автодороге выше Усть-Джегуты потоками ливневых дождей). Ночлег за Карачаевском, в 5 км от слияния Теберды и Уллу-Кама (стоимость проезда: 110 руб. с человека).

От Карачаевска на автобусе-«Газели» доехали до Учкулана и выше, за Хурзук еще около 17 км почти до устья реки Узункол – до «каменоломен» (за 60 руб. с человека) у устья реки Узункол. Здесь кордон нижней погранзаставы, домики которой расположены на небольшом возвышении над рекой Уллу-Кам (чуть выше слияния с Узунколом), - в лесу у дороги, Всего в 3-5 минутах ходьбы от шлагбаума кордона (средняя погранзастава расположена у слияния Мырды и Кичкенекола, а верхняя – в ущелье Мырды у границы лесной зоны имеются и другие заставы в других ущельях).

Далее шли пешком по лесной дороге правым берегом р. Уллу-Кам до устья реки Чиррикол (около 7 км , 1,5 часа). У устья - кошара и мост, по которому перешли на левый берег Уллу-Кама и по левому (орографически, ниже: ор.) берегу Чиррикола по лесной дороге поднялись до коша немного выше слияния рек Талычхан и Чунгур-Джар. Чуть выше коша – погранзастава. Базовый лагерь ПКТ располагался, как обчно, на другом берегу реки Чунгур-Джар, у края долины в лесу напротив коша.

5. Перевал Техника Безопасности

Категория трудности: 1Б, снежно-ледовый. Высота 3300 м .

Восхождение радиально, со стороны ущелья Чунгур-Джар.

Перевал расположен в междуречье Чунгур-Джар и Талычхан, в боковом отроге от Главного Кавказского хребта, отходящего от вершины Чунгур-Джар Баши, между ней и вершиной Канны-Кая.

От места стоянки на поляне у р. Чунгур-Джар вдоль края долины прошли скалу-прижим реки обходом вверх на 40 м со спуском вниз по тропе с буреломом. Затем вдоль реки по тропе краем долины, не вылезая на крутой склон справа. Тропа с плавным поворотом вправо уводит в ущелье Чунгур-Джар, вначале отдаляясь от реки (около 200 м ). Лес кончается, и подъем идет по луговине, по размытому ручьем участку недалеко от реки, затем взбирается под скальный уступ. Тропа теряется при подходе к устьевой ступени ущелья: фото.1. Подъем на устьевую ступень справа налево по характерной полке, выводящей наверху к месту стока реки Чунгур-Джар с этого уступа. Выход к полке по лугам и осыпям вправо под основание устьевой ступени. На полке тропа и участок снега 80 м (30˚), на котором вытаптывали ступени.

Фото 1. Устьевая ступень ущелья реки Чунгур-Джар.

Наверху устьевой ступени – зеленая луговина травянистого «аэродрома», за которой в полукилометре следует ледниковый «аэродром» из осыпи и конгломерата уже без зелени. Долина ущелья троговая – фото.2. Слева трога седловина перевала Техника Безопасности (ниже: ТБ, или Инструкторский). – фото. 3 и 4. Левее ее – вершина Канны-кая и перевал Переметный (1А). Правее, на плече Чунгур-баши, виден перевал Наука – фото 2. Перевалы Чунгур-Джар и Талычат не видны за поворотом ледника Чунгур-Джар.

Выше «аэродрома» по снежникам под ледником обошли реку по направлению к ложу потока, спадающего через гребень правой морены и вдоль потока поднялись на морену. Над мореной прошли вперед и вправо по снежному полю (фото.6) к основанию осыпи левее снежного кулуара под вершиной Канны-Кая. Вдоль кулуара поднялись на осыпи под скальный уступ отрога от вершины Канны-Кая, разделяющего (в верхней части) подходы к перевалам Переметный и ТБ. От развилки вправо по снежнику поднялись около 100 м с набивкой ступеней (до 30˚). Далее склон положе, и по некрутому снежнику выводит на перевальную седловину, - фото. 3, 4, 6. С перевала видны верховья ледников Талычхан и Чунгур-Джар., перевал Южный Доломит (фото 9, 10). А с подхода и перевалы Малый Кичкенекол и Чунгур-Джар. Тур в центре седловины. Спуск вели по пути подъема, только вместо осыпей местами глиссировали по снегу.

Фото 2. Верховья реки Чунгур-Джар от начала «аэродрома».

Фото-3. Перевалы Переметный и Техника Безопасности из долины ледника Чунгур-Джар. В центре –Канны-Кая, справа – Чунгур-Баши.

Фото 4. – Перевалы Переметный и Техника Безопасности с перевала Южный Доломит. 

Фото 5. Группа в ущелье Чунгур-Джар.

Фото 6. Верхний участок подъема на перевал Техника Безопасности (справа Д.Сорокин).

Фото 7. Группа на перевале Техника Безопасности (Вадим Крюков, Аня Кравчук, Дима Костылев, Дима Харченко, Лена Литвиненко, Стася Каверина, Дима Сорокин, Андрей Евдокимов.

Фото 8. Вершины Далар, Кирпич и перевал Мырды-Далар с перевала Ак-Тюбе. (2 фото панорамной вкладки отчета), - фото дано в описании перевала Ак-Тюбе.

 

Фото 9. (ниже). Дима Сорокин на ТБ. На заднем плане перевал и вершина Южный Доломит.

Фото 10. Вид на вершину и участок подъема к перевалу Южный Доломит от правой морены ледника Чунгур-Джар.

Время прохождения перевала переходами по 25-30 минут с отдыхом 10-15 минут:

•  От каменоломен (у устья реки Узункол) до устья реки Чунгур-Джар (кош у слияния с Уллу-Камом): 1,5 часа (11.00 – 12.30) –

•  - от устья Чунгур-Джар до коша выше устья реки Чиррикол (базовый лагерь выше слияния Талычхана и Чунгур-Джара): 3 часа (12.30 – 15.30, с большой нагрузкой, без акклиматизации –

•  – от базового лагеря до верха устьевой ступени («аэродром») ледника Чунгур-Джар: 3 часа (10.45 – 13.45) налегке и 3 часа 45 минут с нагрузкой на следующий день (9.10 – 12.55) –

•  – от начала «аэродрома» до перевала ТБ налегке: 2 часа 50 минут –

•  – спуск с перевала ТБ до площадок ночлега на осыпном «аэродроме»: 1 час 20 минут.

Всего: 11 часов 25 минут.

6. Перевал Южный Доломит

Категория трудности: 1А, снежно-осыпной. Высота 3300 м .

Перевал соединяет долины рек Чунгур-Джар (Чиррикол) и Доломит (Кичкенекол) через боковой отрог Главного Кавказского хребта от вершины Кичкенекол (3610). Перевал расположен на южном плече вершины Южный Доломит.

Путь до каменистого плато «аэродрома» ниже ледника Чунгур-Джар дан выше в описании перевала Техника Безопасности.

От плато (фото. 2 и 10) поднялись по осыпям основания скального уступа к ложу потока, текущего из характерного кулуара на левый по ходу берег. Перешли поток на левый по ходу берег, взошли вдоль потока по осыпям, скалам и через снежник на верх травянистого уступа (с подъема открывается Эльбрус с запада – фото. 11.).

Фото 11. Эльбрус из ущелья Чунгур-Джар.

Фото 12 . Перевал Ю.Доломит: последние метры.

Слева – скальный прижим потока. Вправо пересекли поток и продолжили подъем вдоль и правее его с набором высоты по направлению к видимому впереди повороту кулуара ущелья вправо. Вправо по снежникам, вытаптывая ступени, через сужение кулуара ущелья вышли на его верхнюю устьевую ступень. В сужении – наиболее крутой участок (фото 9 и 10)., - около 100 м снега крутизной 30-35˚ (на спуск здесь для группы 1-2 к.сл. может потребоваться навеска перил).

Выше по снегу пологой ложбины (фото. 12) вышли на широкую седловину перевала. Тур в центре (фото.13). С седловины вид на перевалы Переметный и ТБ (фото.4 и 6)., часть обрамления ущелья Мырды и три озера Доломиты. Виды на верховья Кичкенекола открываются ниже, на спуске.

С перевала сошли вниз вправо по участку разрушенных скал, затем влево по снежному скату (фото. 14) спуск около 500 м до плато с верхним ледниковым озером (край которого виден на снимке). Озеро обошли справа. Следующее озеро обошли слева по осыпям и снегу с выходом к истоку реки у левого края самого нижнего (третьего), большого ледникового озера Доломиты. Поток перешли вдоль края озера и по верху скал верхней устьевой ступени прошли вдоль края озера к его дальнему краю. Тропа в обход скал начинается здесь. С верха скал открывается вид на верховья Мырды, массив Гвандры, пики Узункол и Трапеция: фото. 15. Ниже открывается вид на Кичкенекольский цирк с Даларом и Двойняшкой – фото. 17. Тропа сбегает по осыпям правее потока на живописные травяные склоны в выходами скал и крупными камнями – фото. 16. Чистая река петляет слева, местами образуя водопады. На зеленых луговинах много мест, удобных для ночлега (на одном таком и остановились). Утром быстро спустились по тропе к кошу в ущелье Кичкенекол (подниматься вверх к перевалу надо здесь, поворотом от коша по тропе).

От коша за 15 минут сошли по тропе до моста у слияния рек Кичкенекол и Мырды – до устья реки Узункол. Здесь, на левом берегу реки Мырды – средняя застава пограничников. До альплагеря «Узункол» можно пройти и по дороге левым берегом и по тропе правым берегом реки Узункол за 20 минут (коло 1,5 км ).

Время прохождения:

•  От поляны напротив коша (устье реки Чиррикол) до предледникового «аэродрома» у подножия вершины Ю.Доломит: 3 часа 45 минут (9.10 – 12.55)

•  – до перевала Южный Доломит – 5 часов (8.50 – 13.50, по последнему участнику) –

•  – спуск до устьевой ступени под нижним (большим) озером Доломиты: 45 минут (30 минут до среднего озера) –

•  спуск до слияния рек Кичкенекол и Мырды: 3 часа (17.10 – 19.20, 7.25 – 9.00).

Всего 12 часов 30 минут.

 

7. Перевал Ак-Тюбе

Категория трудности: 1Б, снежно-ледовый. Высота 3430 м .

Перевал находится в верховьях рек Мырды и Ак-Тюбе между вершинами Восточной и Малой Гвандры.

От устья реки Мырды (средняя погранзастава) по ее левому (ор.) берегу поднялись по участку дороги, затем по тропе на луговину. Через луг подошли к завалу из крупных камней (обломков скал, поросших лесом). Здесь тропа между обломками скал ведет через лес. Надо идти, не удаляясь далеко от реки (уходить вправо в лес и дальше с набором высоты не следует). Этот участок можно пройти и по правому (левому по ходу) берегу реки Мырды, - для этого надо при входе в долину немного выше заставы перейти на другой берег реки, пройти по тропе правым берегом и вернуться на другой берег у коша в начале широкой заболоченной долины Мырды.

За завалом скал – зеленая заболоченная долина Мырды (фото.18, - см. выше), которую обходили правым краем, перейдя несколько потоков из боковых ущелий. Встречаются заводи-пруды реки с чистой водой (можно окунуться). Имеется тропа и по центру долины – для выхода на нее надо перейти рукав реки в начале долины.

За лугом – небольшой участок леса с верхней погранзаставой. Затем тропа уходит к правому борту ущелья и поднимается более круто на видимую впереди устьевую ступень ледника Мырды (уступ скал – разрушенных бараньих лбов с потоком чуть правее и ниже вершины Кирпич, возвышающейся огромным постаментом). На травянисто-осыпных площадках почти на уровне нижнего края ледника – альпинистские ночевки Мырды. Здесь ночлег («Ночевки Мырды»).

От места ночлега поднялись к оконечности ледника по гребню морены и осыпям правого борта ущелья. Вышли на закрытый ледник (фото.19) без разрывов и поднялись правым бортом и выходом морены к правому повороту ледника. Подъем некрутой. Затем вправо вверх по более крутому ( 100 м , до 30˚) снежнику с набивкой ступеней левее крутой живой осыпи. Далее менее крутой, но длинный подъем-тягун около 1 км через несколько снежных перегибов вдоль скал вершины Малой Гвандры справа. Перевальный взлет – около 80 м снежника средней крутизны (25˚). Перевал – перемычка в скалах. Тур на скалах со стороны Восточной Гвандры под металлическим обелиском с памятной плитой (фамилии трех погибших альпинистов). С перевала прекрасный вид на вершины Далар, кирпич, первал Мырды: фото. 8 и 20. На снежнике седловины провели тренировку по одновременному и попеременному передвижению связок и задержанию на снегу: фото. 21.

Фото. 8. – Панорамный вид на Далар, Кирпич и перевал Мырды-Далар с перевала Ак-Тюбе . Справа –перевал Мырды.

Спускались по центру ледника немного вправо, к правому краю, около 1 км в связках: фото. 22-23. У самого края есть разрывы, поэтому вышли на скальный уступ морены и по нему по скалам и снежнику – к озеру Ак-Тюбе. Со скального уступа, если пройти по нему немного влево (3-4 минуты), открывается глубокий вид на массив Гвандры и лежащий ниже ледник Ак-Тюбе: фото. 24 (и в оглавлении). Спускаться в эту сторону не стоит, поскольку спуск через ледниковые завалы будет более тяжелым и долгим, чем по тропам правого борта ущелья. На скальном уступе остановились на обед.

Далее обогнули озеро справа (фото 23-24), и вышли на тропу правого борта ущелья. Тропа вначале четкая, затем теряется. Здесь не следует уклоняться вправо (с сохранением высоты) или влево (с выходом на осыпи ниже ледника), спускаться надо по травянистым гребням. Несложная разведка позволяет найти правильный вариант и обнаружить тропу, сходящую к холму из каменных глыб в середине ущелья, - она находится примерно на середине спуска к холму. Здесь на травянистых площадках встали на ночлег: фото. 24. Отсюда вид на массив Гвандры (на востоке) и Большого Нахара (на западе).

Спуск до устья реки Западный Кичкенекол (начало Индрюкоя) занял 50 минут. Чуть ниже начинается лес. Спуск по тропе на участке лесного распадка уходит резко влево вниз к реке, затем пастушьими тропами над рекой Индрюкой выводит к кошу и в виде разбитой лесной дороги через мощный пихтарник сходит к реке Гондарай.

Вдоль Гондарая правым берегом спуск по дороге, имеющей заболоченные участки, переправу через боковой приток и участки леса. За переправой дорога переходит на правый берег Гондарая и по нему идет через живописный лес до моста через реку Махар. По этому мосту (перед мостом и за ним неработающие турбазы) вышли к погранзаставе на левом берегу реки Махар. В лесу набрали грибов – белые и «красики» с красновато-коричневыми шляпками (по словам пограничников все трубчатые грибы съедобны, а из пластинчатых грибов большинство ядовитые). Ночевали немного выше заставы, в 15-20 минутах ходьбы по дороге вдоль Махара, - на поляне напротив нарзанного источника.

Время прохождения:

•  От устья реки Мырды до ночевок Мырды: 4 часа 40 минут (12.10 – 14.20, 16.20 – 18.50) –

•  - от ночевок Мырды до перевала Ак-Тюбе: 4 часа 10 минут (7.45 – 11.55) –

•  – спуск в связках до скального выступа ниже ледника – 50 минут (с небольшой остановкой при встрече с группой Кати Егоровой) –

•  – спуск до холма из каменных глыб в середине ущелья: 1 час 50 минут (18.15 – 20.05) –

•  – спуск до уровня устья реки Западный Кичкенекол: 50 минут (9.40 – 10.30) –

•  – спуск до устья реки Махар: 4 часа (10.30 – 13.40, 16.20 – 17.50).

Всего: 16 часов 20 минут.

8. Перевал Узловой

Категория трудности: 1Б, скально-ледовый. Высота 3100 м .

Перевал ведет из долины Махара на ледник Даут (река Даут) и находится в юго-восточном углу Даутского ледника в боковом отроге от пика Даут – в месте, где от этого отрога отходит боковая ветвь в сторону Махара.

С Даута на Махар перевал найти несколько легче, а с Махара на Даут требуется очень внимательное ориентирование, поскольку с этой стороны у перевала нет четко просматривающейся седловины (впрочем, она нечеткая и с другой стороны).

От моста у погранзаставы на Махаре прошли 20 минут по горной дороге, дошли до полянок с бревнами моста на другой берег Махара к нарзанному источнику, где 3 сорта необычайно вкусного холодного нарзана. Здесь встали на ночлег у костровища с деревянным столом, у реки (позже в походе 2004 года обнаружили, что мост из бревен река снесла, и к нарзану пришлось переправляться по поваленной сосне с навеской веревки через реку).

Утром продолжили подъем по дороге левым (ор.) берегом реки Махар по горной дороге (с линией высоковольтки) местами через лес, луговину, заболоченные участки. Перешли через поток, текущий из-под перевала Искровцев. Немного выше – широкий луг с крупными камнями, за которыми видна характерная скала справа: фото. 25, выступающая из левого (орографически, и правого по ходу) борта ущелья. Под этой скалой дорога совершает поворот влево с переходом на правы берег реки Махар. За этим поворотом в 300- 400 м находится верхняя погранзастава на реке Махар. Коша на левом берегу теперь нет (он обозначен на схеме Твердохлебова 1988 г ., фрагмент которой дан ниже) . Примерная орографическая схема с расположением перевалов Узловой и Даутская Щель дана на фиг.1. На некоторых схемах положение этих перевалов задано неточно (в частности, на схеме Твердохлебова С.П. (Черкесск, 1988), которой пользовалась наша группа), - это вызвало затруднения и потребовало дополнительной разведки перевала, которую провел руководитель похода на вынужденной дневке в период непогоды.

Фото 25 (вверху). Махар: характерная скала левого (ор.) борта ущелья. Перед ней справа – ущелье, ведущее к перевалам Узловой и Даутская щель.

Фото 26 (внизу). Начало подъема от реки Махар к перевалу Узловой: осыпной конус, полка и тропа на скале вдоль каньона.

Фото 26А. Устьевая ступень ущелья на пути к перевалам Узловой и Даутская щель. (в правое видимое ущелье влево через гребень – ущелье Киче-Муруджу).

Подъем к перевалу Узловой от Махара начали, не доходя до этой переправы и потока из бокового ущелья справа, - в боковое ущелье под упомянутой скалой. Река здесь падает в обрывистой долине, а подъемная тропа идет по травянистому склону правее (по ходу) теснины потока. Выход на тропу – по видимой подъемной тропе в скалах, которая начинается левее вершины конуса осыпи: фото. 26. По левому краю конуса поднялись к ее вершине под скалами и далее по участку тропы, выбитой в скалах, взошли на скально-травяной уступ (разведка показала, что другие варианты подъема и спуска на уступ существенно сложнее и менее безопасны). Далее по тропе на травянистом склоне поднялись на первую устьевую ступень ущелья (фото. 26А) выше водопада, которым поток стекает в теснину. Вверх и влево прошли по краю ступени к месту слияния потоков и на пологих площадках ближнего левого (ор.) потока встали на ночлег (фото.26А). Примерно на этом уровне за другим потоком слева лежит горное озеро, но оно становится видно только после подъема вверх (см. фиг.1). Через потоки не переходили (только для разведки) – подъем продолжили правым бортом ущелья (правее потока) по травянистым склонам. Поток стекает с устьевой ступени из заснеженного трога (корытообразной ущелья-долины с плато) ниже ледника. Правее трога – ступень морены, на которую мы вышли движением по правому борту, не заходя на дно трога. С морены прямо виден уступ ледника (фото.28), а справа выше морены - уступ скал следующей устьевой ступени – фото 29. К перевалу Даутская Щель надо продолжить подъем вперед вдоль морены, к выходу кулуара ниже расщелины скал (реальная сложность перевала Даутская Щель: 2Б). Мы повернули вправо, и вышли на уступ скал по снежнику, разрушенным скалам и осыпям справа от уступа (возможен обход и слева). Наверху уступа – длинный снежник, в левом верхнем углу которого видно трапецевидное понижение скал – перевал Узловой.

Прошли, набивая ступени, около 200 м по снежнику, затем перевальный взлет влево на гребень 100 м . Крутизна снежного склона около 30˚. В верхней части выход на разрушенные скалы. На гребне – крутые обрывы скал вправо, уходящие вниз крутыми кулуарами у основания бокового отрога в сторону реки Махар. Из расщелины траверсом немного влево по некрутым разрушенным скалам (около 40 м ) вышли на седловину перевала Узловой со снежным скатом на ледник Даут: фото.30-30А. Тур в центре седловины. До выполаживания ледника около 100 м (30-35˚) с ровным выкатом снежника, но на снегу лежат камни, упавшие со скального острова левее перевала (возможно падение камней и травмы о камни при срыве на снежнике). Виды с перевала были закрыты облаками при прохождении в дождливый день.

На спуск до пологого выката ледника навесили 2 веревки ( 80 м ). Далее пересекли поле ледника в связках влево, к центру, затем через полуоткрытую часть с разрывами еще левее, к снежному карману левого края: фото. 31. Вдоль левого края вышли к потоку ниже висячего ледника, - внимание! Здесь возможны падения льда и камней. Ниже крутой уступ бараньих лбов (21 год назад здесь был достаточно простой подъем на снежнику на ледник, но сейчас обнажились крутые скалы, спуск без «дюльфера по веревке» не обнаружен). По всем признакам есть вариант спуска по скально-осыпному уступу справа от ледника.

Мы прошли верхом бараньих лбов немного дальше вдоль левого борта и спустились по осыпному куруару вправо. Здесь крутая живая осыпь обрыва морены (порядка 35˚), следует соблюдать осторожность. Вниз сошли по осыпному кулуару, затем вышли из него влево на более пологий осыпной склон и по нему вправо вниз спустились на плоское дно долины с речными разводьями. Далее вдоль реки левым берегом до устья бокового притока справа (из ущелья от перевала Искровцев и Надозерный – фото-37). Здесь встали на ночлег на травянисто-осыпных площадках: фото.31. До выхода в ущелье реки Рынджи отсюда 30 минут хода вдоль реки по высокотравным лугам и осыпям.

Узел Даута по схеме Твердохлебова Черкесск, (1988). Положение коша и ущелье к перевалу Узловой – неточно.

Разведка и прохождение перевала выявили ряд возможностей преодоления боковых отрогов в узле пика Даут. Имеются по крайней мере две доступные седловины (около 1А) А и В. (см на орографич схеме фиг.1) через боковой отрог между левыми притоками Махара. От этого отрога отходит еще один, более короткий отрог, разделяющий ложа двух ручьев, видимых на панораме (фото.36). Через этот отрог есть доступная седловина С (примерно 1А) от устьевой ступени ниже ледника. У основания отрога от пика Даут между ним и перевалом Даутская Щель видны две седловины D и Е (примерно 2А-2Б, фото 28). Одна из них – перевал Восточный Даут. Перевал Паутская Щель (G) – расщелина со скальным кулуаром, выходящим на снежник в 300- 400 м от уступа левой морены (на которую по пути к этому перевалу можно не подниматься, двигаясь из трога ниже ледника по снежнику справа по ходу, вдоль скал).

Время прохождения:

•  От моста через Махар (погранзастава) до полян у нарзана: 20 минут –

•  – от нарзана до поворота вправо в боковое ущелье левого притока реки Махар: 2 часа (включая разведку 30 минут, 11.20 – 13.00)

•  – подъем на первую устьевую ступень ущелья выше места слияния потоков (место ночлега): 2 часа 40 минут (13.50 – 16.30) –

•  – подъем до перевала Узловой: 4 часа (9.20 – 13.10, под дождем) –

•  – спуск на плато ледника Даут: 2 часа (13.10 – 15.10) –

•  – спуск до места ночлега на реке Даут: 2 часа 30 минут: 15.40 – 18.20.

Всего: 13 часов 30 минут.

9. Перевал Назлы (Назлы-Рынджи)

Категория трудности: 1Б, ледово-осыпной. Высота 3350 м.

Перевал соединяет верховья рек Рынджи (Даут) и назалыкол (Джемагат-Теберда). Перевал прошли вместо перевала МИФИ (условия прохождения последнего показались затруднительными. Перевал МИФИ и пик МИФИ см. на фото. 33 и 37.

Выше места слияния рек Даут и Рынджи , огибая основание пика МИФИ, вышли в ущелье реки Рынджи выше озера у ее устья по травянисто-осыпным склонам:фото. 32. Дальше пошли слева от реки в сторону Муруджинская Игла.

В средней части ущелья река Рынджи поворачивает вправо и течет по дну троговой долины бывшего ложа ледника. Здесь перешли реку вправо (на левый ор.) и взошли на устьевую ступень ущелья (травяные склоны, осыпи) с большим снежником. Здесь нашли две готовые площадки под палатки. Оборудовали третью и встали на ночлег.

Выше виден следующий уступ в виде осыпного вала: фото. 34. Взошли на вал и по снежникам подошли под перевальный взлет левого угла ущелья: фото.35 и 36. Взлет – около 200- 250 м крутого снежника (порядка 30 ° ) , в нижней части имеется участок осыпи. По взлету взошли на седловину перевала, вытаптывая ступени. Седловина – широкая и пологая, тур в центре. С перевала красивый вид на участок хребта между Муруджинской Иглой и пиком МИФИ, узел Даута – фото. 37. Вдали массивы Большого Нахара и Гвандры. В сторону ущелья Назалыкол вид на верховья Бадука, Хутыя и Алибека.

Фото 35. Перевальный взлет Назлы от морены (от места ночлега).

Фото 36. Перевальный взлет Назлы (Рынджи). 

Фото 37. – Панорамный вид с перевала Назлы на узел Даута, пик МИФИ и Муруджинскую иглу (июль 2002). Красная точка – перевал Надозерный(1Б-2А) и чуть правее видна седловина перевал Искровцев желтая точка –перевал Узловой(1Б) зеленая точка – пик Большой Нахар голубая точка – пик МИФИ синяя точка –пик Даут ниже фиолетовая точка – пер. МИФИ(1Б-2А) сиреневая точка – пик Муруджинская Игла. Внизу ледниковое озеро Рынджи .

Фото.38 . Руководитель группы на перевале Назлы.

Вдали видны Большой Нахар и пик Даут.

Фото 39. Группа на перевале Назлы (Рынджи).

Спуск по снежному плато влево к видимому ложу – истоку реки, оставляя справа скальную гряду, круто обрывающуюся в долину ущелья – фото. 40. Затем по осыпям вправо вниз вдоль правого истока. Перед правым истоком сошли с крутого обрыва морены (крутой снежник 40 м , 35 ° ). И перешли по камням на правый берег реки, выбрав удобное место. Дальше шли по лугам правого берега, - от места переправы до границы леса около 1,5 часов. Ущелье сильно заболочено, возможно, вследствие прошедших дождей. В верхней части ущелья тропа, достаточно торная. В средней части она местами теряется – здесь шли по протопке на траве, оставленной прошедшей навстречу группой из Тихвина. После спуска в течение 2 часов, в зоне леса тропу потеряли (возможно, она пошла где-то выше). Еще около 4 часов спускались через густой заповедный лес с буреломом, крупными камнями, поросшими мхом, высокими зарослями рододендрона и кустарника. Идти здесь следует, не удаляясь далеко от реки (далее чем на 50 м ), не забираясь на склон выше. Река преодолима по стволам поваленных деревьев, но на другом берегу тропы тоже нет (как показали две проведенные разведки). В месте выхода бокового ущелья справа перешли правый приток реки Назалыкол по стволам упавших деревьев.

Наконец, вышли к лесной дороге, переходящей реку Назалыкол. Здесь перешли реку вброд по дороге на левый берег. Переправа была возможна и по стволам поваленных деревьев с соблюдением мер безопасности (стволы мокрые и скользкие, торчат сучки).

От места переправы по дороге через лиственный лес за час спустились к окраине Теберды, - к кордону заповедника на берегу реки Джамагат (около 4 км от переправы). Отсюда еще около 6 км по поселку до автовокзала (минуя поворот асфальтового шоссе вправо, к мосту через Теберду). На ночлег встали в гостинице автовокзала.

На следующий день совершили экскурсию в Домбай ( 22 км ), где покатались на канатке, отдали дань местному базару и нарзану, осмотрели турбазы и отпраздновали окончание похода в одном из ресторанов.

Из Теберды до Пятигорска ранний автобус (Мин-Водовский, 6.15) довез нас за 6 часов. В Петербург отбыли вечерним поездом в 18.25, успев прогуляться по Пятигорску и взойти на гору Машук.

Время прохождения:

1. От места ночлега у слияния р. Даут и потока из-под перевала Искровцев до поворота в ущелье Рынджи: 1 час (12.00 – 13.00, утром, была просушка) -

2. – подъем до места ночлега выше ледникового озера в верховье Рынджи: 4 часа 30 минут (13.00 – 15.20, 17.30 – 19.40, с разведками) –

3. – подъем до перевала: 2 часа 40 минут (9.50 – 12.30) –

4. – спуск с перевала до границы леса: 3 часа (13.05 – 13.35, 17.00 – 19.30) –

5. – спуск до места переправы лесной дороги через реку Назалыкол: 6 часов (9.05 – 15.10) –

6. – спуск до автовокзала в поселке Теберда: 2 часа 10 минут (18.00 – 20.10).

Всего: 19 часов 20.минут.

 

10. Пропуска и режим в районе

В Черкесске были оформлены пропуска в пограничном отряде района (совместно с другими группами туриады ПКТ) и встали на учет в местном отделении МЧС, - там была оставлена копия маршрутной книжки группы, и туда было передано сообщение об окончании похода (из Теберды).

При наличии пропуска никаких проблем с пограничниками не возникало, проверки зачастую носили формальный характер. По Интернету узнали, что 27.07 (спустя неделю после нас на леднике Мырды) на перевале Мырды имел место инцидент с ограблением группы альпинистов вооруженными людьми с грузинской стороны, с последующей перестрелкой между грабителями и пограничниками (альпинисты успели вызвать пограничный наряд по рации, который подошел, когда альпинисты уже спускались с перевала).

Чуть позже 14.08 на Даларе (маршрут Варбуртона, северо-восточный бастион, ниже снежного ножа, видимого на фото. 17) погиб альпинист в результате срыва и падения на 350 м – вершина «ждала» свою жертву…

При возвращении в Пятигорск и остановке в Черкесске имел место небольшой неприятный инцидент с некоей местной «службой общественной безопасности»: пользуясь какими-то местными «удостоверениями» двое в штатском отобрали паспорта у двух участников группы. Те совершили ошибку, предъявив свои документы. Руководитель группы предъявил маршрутные документы, в резкой форме потребовал вернуть документы и не задерживать группу на подъезде (в тот же день группа должна была успеть на поезд в Пятигорске). Представители местной «службы» ссылались на напряженную обстановку «в республике» и после некоторых препирательств, все же отдали документы. Решающим аргументом, видимо, явился пропуск в погранзону и ссылки на регистрацию в МЧС. Они нагловато требовали предъявить удостоверение о регистрации для проживания. Требование явно незаконное, поскольку регистрация необходима только для проживающих более 3 суток (причем на курорты это распоряжение не распространяется). Они поняли, что группа имеет все законные основания, и готова пройти проверку не только в пограничном отряде, но и в МЧС. В подобных случаях мы рекомендуем требовать привлечения местной милиции (МВД), поскольку подобные «службы безопасности» не имеют никакого законного права задерживать граждан и отбирать документы. Они имеют право только обратить внимание местных официальных органов власти на «подозрительных» пришельцев. Проходить же регистрацию где-то еще, кроме своей МКК, пограничной службы и МЧС спортивные группы не обязаны: только эти органы могут эффективно проконтролировать положение группы, постоянно меняющей свое местонахождение. Во избежание откровенного вымогательства в таких случаях, следует проявить особую твердость. В случае надобности, попросить защиты не только в местной МВД (которая, однако, тоже может быть связана с вымогателями, но и у пограничников, МЧС, военных). Конечно, для этого все документы группы должны быть «в порядке», а вот отдавать их местным «криминалам» не следует (участникам следует говорить в ответ, что паспорта и маршрутка находятся у руководителя группы). Не следует и покидать свое рейсовое транспортное средство, требуя группой, чтобы на нем всю группу с рюкзаками отвезли для проверки в МВД, штаб пограничного отряда, МЧС (или, на худой конец, войсковую часть, из которой можно связаться с пограничниками). Подчиняться следует только местным официальным властям, и у них требовать защиты и ответа при нарушении прав. В крайнем случае, если группу все же задержат и вынудят выйти из автобуса, надо постараться выгрузиться не где-то, а на территории или вблизи воинской части, отделения милиции, или МЧС, у прокуратуры: само присутствие военных, милиции или спасателей (или только возможность присутствия) может отвадить вымогателей, показав им тщетность их усилий. Надо постараться в таких лучаях сразу «сесть на шею» местной власти (вплоть до расположения группы у мэрии или у здания МВД), чтобы она быстро поняла, что перед ней не преступники, и постаралась побыстрее выпроводить группу «тихих скандалистов».

11. Рекомендации по улучшению и модификациям маршрута похода

Несомненным достоинством маршрута похода является его линейность: группа не возвращалась в места посещения и прошла вдоль Главного Кавказского хребта без его пересечения (по понятным причинам) значительной участок Западного Кавказа.

В качестве недостатков следует указать на недоработку в начале маршрута: участок по реке Чунгур-Джар группа прошла дважды. Лучше было радиально сходить на Талычхан. Конечно, в начале такого линейного маршрута группа имела достаточную весовую нагрузку при слабой высотной акклиматизации, поэтому темп движения был небольшой (в частности, переходы по длительности не превышали 30 минут). В середине маршрута темп движения возрос. Весовую нагрузку легко можно было уменьшить, сделав заброску части продуктов в альплагерь «Узункол».

Район представляет много возможностей для модификации маршрута на уровне второй категории сложности, а также возможности по повышению или понижению категории. Вместо перевала Техника Безопасности может быть пройден перевал Переметный (причем оба перевала могут быть пройдены «насквозь», а не радиально). Вместо перевала Южный Доломит могут быть пройдены перевалы Северный Доломит или Малый Кичкенекол. Вместо перевала Ак-Тюбе возможно прохождение перевала Ак (1А) или перевала Джалпакол (1А). Интересным дополнением может быть прохождение перевала в узле Большого Нахара, - этот участок посещается туристскими группами не очень часто. Вместо перевала Узловой может быть пройден перевал Саламандра, - по-видимому, это широкая снежная седловина, примыкающая с севера к Узловому. Но не исключено, что это и одна из скальных перемычек чуть южнее Узлового, - к ним со стороны Махара ведут извилистые, но вполне доступные кулуары в скалах крутизной около 30 градусов (может, за их извилистость перевал так назван). Положение этого перевала нуждается в уточнении. Конечно, возможен и обход Даута с другой стороны через перевал Киче-Муруджу (1А), - там очень красивое ущелье с горными озерами (руководитель провел там группу новичков 2 года спустя). Возможен переход с Махара на Даут хорошо известным путем через перевал Искровцев (1Б) и более техничным (1Б-2А) перевалом Надозерный со стороны озера Кичкене-Кель.

Руководитель группы не смог точно установить положение перевала МИФИ (несмотря на то, что перевал был пройден им 8 лет назад с другой стороны) и допустил ошибку при ориентировании. Со стороны Рынджи этот перевал оказалось найти не так просто, и в «фас» он кажется более сложным, чем «1Б». В условиях некоторой потери ориентировки, ухода вверх и недостатка времени было решено не возвращаться, а пройти доступный перевал, - на Назалыкол. Выбранный вариант по трудности не превышал 1Б и был достаточно безопасным. Правда, на выходе группа попала в труднопроходимый заповедный лес низовья реки Назалыкол, - потребовался нелегкий пятичасовой переход через бурелом, мшистые валуны и кустарник для выхода на дорогу в Теберду после переправы вброд через Назалыкол. Вообще выход с Рынджи возможен и на Киче-Муруджу (перевалы МИФИ и Рынджи), и на Уллу-Муруджу, - все эти переходы имеют трудность 1Б-2А, и рекомендуются достаточно опытной «двойке или «тройке». Через перевал Назлы можно выйти и на Уллу-Муруджу, - после короткого спуска с седловины влево есть понижение в хребте с перевалом в долину Уллу-Муруджу (набор высоты требуется небольшой).

Возможности прохождения новых перевалов в узле пика Даут даны в конце описания перевала Узловой.

Посещение Домбая, безусловно, должно быть предпринято в случае, если время и средства позволяют это сделать.

Погодные условия в целом благоприятствовали походу, но имелся и период непогоды при подходе с Махара к перевалу Узловой. Группа переждала один дождливый день, встав на дневку. Но при этом руководитель выполнил разведку перевала Узловой, который был пройден на следующий день в условиях неважной погоды под мелким дождем (период новолуния).

В целом группа прошла очень неплохой, содержательный поход, и повысила свою спортивную квалификацию. Отношения между всеми членами группы были дружескими, каких-либо серьезных конфликтов не возникало. Из травм наиболее серьезными были потертости у отдельных участников из-за плохой подгонки обуви (у Кравчук). Заболевания в виде мелких простуд ликвидировали путем частичной разгрузки участников и лечением эфералганом УПСА на ночь.

Руководитель похода Буянов Евгений Вадимович,

М.с. СССР, старший инструктор, 27.11.2002 г., ред. 14.12.08 г.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru