Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Гришин, г. Химки Моск. обл

Поход IV категории сложности по Алматинской области Казахстана с 5 по 18 мая 2007 года

Часть 2

Начало читайте здесь

7 мая
Всю ночь шел дождь, все-таки он нас догнал с Бартогая. Утром не сработал будильник и вместо 5-40 мы встали примерно на час позже, зато и капать перестало. Над нами небо еще в тучах, зато с СЗ идет прояснение. Хотя всю ночь лил дождь, но земля совершенно сухая – почему-то мне сразу пришло на ум название "голодная степь", хотя она довольно далеко отсюда.
Сегодня у нас плотный график - надо осмотреть каньон, а потом проехать 130 км до поселка Айдарлы, где у нас заказана "экскурсия" в Алтын-эмель. Вообще в планах похода было еще радиально взобраться на пер. Мураб на хребте Кетмень, откуда теоретически можно увидеть Хан-Тенгри. Но пропуск в Алтын-эмель был на 8-е число, так что на тот перевал мы уже никак не успевали.
Быстро проезжаем по дороге оставшиеся 4 км и въезжаем в каньон еще до 9 часов. На въезде стоит будка с шлагбаумом, но внутри никого нет. У будки на север уходит грунтовка, вероятно это и есть наша дорога к шоссе на Чунджу. Проезжаем чуть вперед и видим уходящую направо дорогу, но мы видим впереди туристические плакаты и едем прямо. Сейчас здесь совершенно никого нет - ни работников, ни туристов. Справа постепенно начинается каньон, становится понятно что если бы мы свернули на тот отворот направо то ехали бы сейчас по дну каньона. Вначале вниз еще можно спуститься - стенки еще не такие крутые, но не хочется оставлять велы наверху можно потом и по нижней дороге проехать. Чем дальше мы проезжаем тем больше встречается форм аридного выветривания, пока не доезжаем до смотровой площадки с видом на "долину замков". Каньон очень красив, на ум сразу приходит сравнение со знаменитым американским Большим каньоном. На заднем плане высится хребет Кетмень, отлично подчеркивая огромное пространство. Самое главное сейчас утро понедельника и нет толпы туристов, а что же здесь творилось вчера вечером можно только догадываться. Радует то что здесь чисто. Стены каньона сильно изрезаны мелкими боковыми ущельями, по тропам сверху можно подойти к самим обрывам. Замечаем что появились еще одни туристы на микроавтобусе, и они потихоньку подъезжают все ближе. Проезжаем еще немного вперед и идем по тропе к последней "видовой точке". Отсюда уже видна река Чарын, вода в ней очень мутная. Видно что по нижней дороге можно подъехать к самой воде, там стоит какая-то машина. Пока ходили смотрели нас догнал микроавтобус. Поговорив с водителем узнал что он возит каких-то иностранцев. Он подтвердил что та грунтовка что отходит от будки и есть нужная нам. Расспросил про дороги дальнейшей части маршрута. Он сказал что у Балхаша делать нечего - очень жарко и нет воды, к берегу не подойти, лучше ехать к Алаколю. Про проходимость участка от Рыбачьего до Урджара он сказал что все зависит от сезона - может быть и практически сухим перешеек (фактически это устье р. Урджар), а может придется и по пояс бродить его. На прощанье он наполнил наши бутылки водой, говорит что ему то хватит а иностранцы пьют только покупную.
По нижней дороге решили не ехать так как все равно все сверху увидели, да и времени потратили уже очень много. Возвращаемся к будке и едем от нее по грунтовке на север. Была задумка ехать прямо вдоль каньона, но водитель микроавтобуса сказал что берег сильно изрезан боковыми ущельями и там не проехать. Наша же дорога от каньона идет далеко, вокруг опять бескрайняя степь. Только примерно посередине дистанции от будки до шоссе мы проезжаем какой-то барханистый ландшафт дорога здесь песчаная, но ехать можно. А остальное время приходится трястись на стиральной доске. Примерно через полтора часа выбираемся на асфальт. Трафик сегодня намного менее интенсивный чем вчера - 50-100 машин в час. Ветер конечно-же встречный северо-восточный, но сейчас его скорость всего 5-10 м/с. Виды по дороге не такие уж и унылые - прямая как стрела дорога в степи, на юге белеет заснеженный Кунгей, а на севере горы Улькен-Богеты, а через некоторое время за ними вдалеке начинают виднеться какие-то золотистые горы - неужели это уже видно горы Актау/Катутау в Алтын-эмеле??
Доезжаем опять до Чилика. Перед спуском у дороги стоит каменная фигура горного козла и рабочие стоят ее красят. Долина здесь значительно расширилась, хотя стенки каньона все равно скалистые. Здесь нам говорили что надо посмотреть Ясеневую рощу, да и по карте вдоль нее идет какая-то грунтовка по которой можно проехать срезать к Ташкарасу, да еще и исключить асфальт. Сразу же за мостом есть съезд и какие-то строения. Сворачиваем туда, но там нам говорят езжать по дороге дальше и увидим будет указатель поворота к ясеневой роще. Проезжаем 3 километра и наконец-то его видим. Сворачиваем к деревьям, там переезжаем через водоотводный канал и едем по дороге вдоль него весь лес вдоль Чилика слева огорожен забором с колючкой. Но примерно через 1км видим что там есть ворота и какие-то дома за ними. Спрашиваем про Ясеневую рощу и они отвечают что мы мол по адресу, платите по 200 тенге и входите. Спрашиваю а на что тут собственно смотреть то? "Да вы что, сюда даже иностранцы приезжают". Заезжаем внутрь и спрашиваем куда ехать то? "Ну сами поездите все найдете". Едем по какой-то дороге на юг, но метров через 300 она упирается в сеточный забор с колючкой. Вбок отходит какая-то грунтовка, но она быстро становится труднопроезжей, а потом просто упирается в Чилик. Возвращаемся обратно к домам, здесь все окультурено для туристов. Видим здесь информационный плакат на котором написано что роще пережила ледниковый период, это единственное место обитания ясеня в Казахстане. Также тут нарисована карта Великого шёлкового пути, написано что он проходил в этих местах через Чунджу. Едем по дороге теперь на север, она быстро снова превращается в тропу, по которой можно только идти. Девчонки возвращаются к домам а я разведываю дорогу дальше. Тропа сперва сильно заросшая, затем вновь появляются автомобильные колеи, но примерно через 2 км опять забор. В общем под прикрытием нацпарка тут просто устроили что-то вроде базы отдыха - здесь прохладно, тень от деревьев, не то что пекло в 500 метрах отсюда. Но смотреть тут туристам совершенно не на что, если только дендрологам. Устраиваем здесь обед и набираем у хозяев воды из колонки. Спрашиваем как отсюда выехать и они говорят что проедете дальше севернее и чуть больше чем через километр будет мост через канал. Идет ли дорога вдоль канала до самого Ташкарасу они не знают. Доезжаем до искомого моста и выезжаем по грунтовке обратно на асфальт. Дорога дальше вдоль канала продолжалась, но я решил все-таки не ехать по ней - вид канала с одной стороны и забора с другой как-то не прельщал. Да еще не известно ведет ли дорога до Ташкарасу, а если мы захотим с нее съехать пробраться к шоссе, то это можно будет сделать только найдя мост через арык.
Выехали на асфальт как раз на подъеме из долины, да еще ветер постепенно усиливался в течение дня - едем медленно. После подъема начинается небольшая пересеченка, планы доехать сегодня до Айдарлы кажутся все более призрачными. Трафик по дороге совсем уменьшился примерно до 20 маш/час.
Подъезжаем к Чундже к 16-00. Здесь круговое движение, в Чунджу прямо 1,5 км, в Жаркент налево. Рядом стоит АЗС, хотел было купить бензин, но сидящий там скучающий мужик сказал что здесь его нет, надо ехать в город да и магазины там же. Спросил может уж лучше все в Ташкарасу купить чтобы в город не ехать. Но он сказал что продукты везут туда из Чунджи, так что там ассортимент намного меньше, да и стоят они дороже АЗС там и по дороге нет. Ладно поедем в город. На заправке заливаем бензин в пластиковую бутылку из-под калоши, он здесь желтого оттенка, явно свинец добавляют. Спускаемся дальше вниз к магазинам, городок чистый, не то что Кокпек в нем много зелени. Закупаемся и возвращаемся обратно к повороту с круговым движением, где сворачиваем на нужный нам отворот на север. Ветер сегодня очень "удачно" северо-восточный - хоть мы и повернули на 90гр, но он все равно встречный. Дорога через 3 км вливается в шоссе из Кегена. Оно идет прям через Чунджу, можно было и не возвращаться из города чтобы на него попасть. Вдоль дороги появляются лесозащитные полосы, они ослабляют ветер и наконец-то можно разогнаться даже больше 20 км/ч. Интенсивность движения тут 100-200 маш/час. Вдоль дороги встречается большое количество каналов, как еще действующих так и уже разрушенных. По пути начинают попадаться китайские фуры. Садящееся солнце скрывается за перистыми облаками, это не предвещает ничего хорошего.
Проезжаем Ташкарасу и через 4 км сворачиваем на ночевку - отъезжаем вдоль канала на 300м, туда где растут какие-то деревья.


горы Торайгыр

подъезжаем к Чарынскому каньону

Чарынский каньон

нижняя дорога

долина замков

внизу видна р. Чарын

долина замков

долина замков

долина замков

"дом отдыха" в Ясеневой роще

скульптуры

Итого за день проехали 93 км., набор высоты 677м., чистое ходовое время 6ч15мин

8 мая
Ночью пошел дождь, резко усилился ветер, палатку колбасило всю ночь. Планировался ранний подъем чтобы доехать до Айдарлы часам к 8, так как там нас ждал мотоциклист чтобы провести по нацпарку Алтын-эмель. Но вся красота тех мест в такую мерзостную погоду сводится на нет, так что сегодня просто приедем в Айдарлы и договоримся о переносе "экскурсии" на следующий день.
Вскоре дождь все-таки закончился, хотя ветер был все таким же сильным(~20 м/с), но сегодня уже западным. Аня начинает нас будить и вскоре мы собираемся и в 11-30 мы выходим на маршрут. Выезжаем со стоянки на шоссе, где опять приходится бороться с боковым ветром. Трафик уменьшился до 10-20 машин/час. Защитные лесопосадки практически прекратились, виды повсюду очень унылые, правда сквозь дымку угадываются впереди ледники Джунгарского Алатау. Видно как казахстанский, так и китайский сегменты, тем более что наши узкоглазые друзья отхапали себе территорию, лежащую по орографически левому берегу верховьев р. Хоргос вплоть до пер. Казандабан.
Но вот на горизонте появляются портовые краны и через 3 км. мы доезжаем до моста через Или. По берегам реки растет лес, так что здесь можно встать незаметно на ночевку. Сам мост старого советского типа с колоннами на въездах. Или (Иле)- самая крупная река Семиречья, я ожидал что она будет шире. В русле встречается много песчаных отмелей, а берега заросшие вода довольно мутная. Виды в обе стороны не впечатляют, но это может оттого что погода такая.
На повороте на Айдарлы стоит большой фигурный указатель. Сворачиваем и начинаем бороться со встречным ветром. Тут еще есть какие-то деревья, да и проехать надо метров 500 пока дорога не свернет севернее, так что одолеваем этот участок. Приезжаем в поселок Дорбазакум и узнаем про воду. Предупреждают что если в Айдарлы нет электричества, то там воды не будет, но говорят здесь проедьте вглубь поселка и там увидите вода из трубы льется. Приезжаем и видим как из огромной трубы вода вытекает и затем просачивается в песок. После такого халатного отношения к воде где она такой дефицит вспоминаются совершенно обоснованные обвинения различных фондов и НГО о том что республикам Средней Азии не выделят средства на проекты по водным ресурсам пока они не будут рационально использовать существующие. Набираем под струёй бутылки и уезжаем дальше. Едем пока под боковым ветром но через 7 км дорога поворачивает на запад, и наша скорость падает до черепашьей. В Айдарлы проезжает машина, от ветра от нее идет свист чуть ли не как от самолета. Ехать по горизонтальному асфальту на 1-2 прямо таки оскорбительно, справа растет лесозащитная полоса шириной метров 10, надо бы попробовать поехать прямо в ней, там ветра должно быть меньше. Езда по целине конечно скорости не особо прибавляет, зато здесь уже основательно доставший ветер намного слабее. Аня сделала тоже самое, а Оя так и проехала до конца по асфальту. Потратив больше часа на 6 км. участок наконец-то заворачиваем на юг. Мы уже давно увидели Айдарлы, но только теперь она стала приближаться с адекватной скоростью. Как только подъехали к окраине деревни то на нас налетела местная пацанва хочет посмотреть, потрогать велосипеды, они пытались даже хватать за рюкзак Ои и останавливать, но мы проезжаем дальше и они отстают. Увидели асфальтовый поворот направо, туда и поехали так как он вел вглубь поселка. Народу как-то негусто, даже порасспросить некого. Но вот мы доезжаем до центра и видим милицейский участок. Спрашиваем у участкового про ожидающего нас мотоциклиста и он и еще один мужчина что с ним стоял говорят что тот утром тут был нас ждал но сейчас уехал. Он не местный и ни телефона и никаких способов связаться с ним они не знают. У нас есть визитка работника турфирмы "TOUR ASIA", который нам делала пропуска. Милиционер говорит сходите на почту в торце дома позвоните ему. Дозваниваемся туда и он говорит что мол вы заказывали экскурсию на сегодня и утверждали что за один день все проедете, а сейчас уже 3 часа дня. Сопровождающий мотоциклист ждал утром а потом уехал так как за оставшееся время проехать маршрут совершенно нереально. Связаться с ним на фирме не могут но сказали мы позвоним начальнику нацпарка чтобы он его отыскал. Я оставил ему мобильный чтобы он позвонил как что-то проясниться и вернулся к милиции.
Участковый и стоящий с ним мужик жалуются что сейчас мол очень холодно, хотя на улице 17-18 градусов. Спрашиваю а надолго ли может воцариться такая пасмурная погода с сильным ветром, но говорят что это очень редкое явление и быстро заканчивается. Девчонки сходили в магазин, сидим теперь обедаем. Время уходит и я решаю поедем к кордону покажем пропуск что у нас есть. Говорю милиционеру чтобы он сказал это мотоциклисту если тот приедет, на что он отвечает что никакого кордона то тут нет. И зачем мы здесь просидели 1,5 часа?! Все-таки можно ехать без навязанного сопровождения!! А если заловят то пропуск у нас есть, скажем что мотоциклист не приехал а у нас маршрут-график до самого Усть-Каменогорска. Мужик что стоял с милиционером рассказывает что недавно в Алтын-эмель ушла пешая группа, они говорили что запомнили по предыдущим походам где в горах в углублениях собирается вода. Нам же он говорит что по берегу Или живут чабаны, если что уходите к реке и ищите их. Вообще я думаю уж если совсем нужда заставит и из самой Или воду наберем, мы будем от реки не более чем в 20 км. Также он сказал что вдоль Или идет дорога, но перед горами Улькен-Калкан она сворачивает к пос. Первое Мая (Аралтобе), к поющему бархану какая-то дорога тоже ведет, но вот дальше говорит не уверен.
Напротив милиции стояла школа, сказали что там колонка где можно воды набрать. Набираем ее во все пустые бутылки, а также закупаем еще воды в магазине всего набрали 16 л. Мужик объясняет схему проезда говорит что свернете налево выйдете на параллельную улицу, а там доедете до бетонного забора. Надо проехать вдоль него на север и как он закончится то сразу на запад поведет нужная грунтовка в нацпарк. Едем следуем указаниям, и тут увидели обветшалый забор из бетонных плит но основная дорога у него заворачивает на юг. Непонятно тот ли это забор, проедем на юг порасспросим. Но узнаем что эта дорога ведет прямо к берегу Или. Возвращаемся вдоль ограды и как только она кончается видим нужную грунтовку. Замеряю тут координаты с помощью GPS, так как я никогда не ездил по пустыне, то в случае чего чтобы была бы точка возврата. На территорию нацпарка у меня были 1км карты и та схема что мне дал Лёня в аэропорту.
Вначале дорога обычная пыльная грунтовка, но потом появляется мелкий гравий. Пейзаж становится серо-чёрным, тут практически ничего не растёт. Ветер ослаб к вечеру до примерно 6-8 м/с, больше не надо бороться за каждый пройденный метр. Да и облачный покров редеет, сквозь дымку начинает просвечивать солнце. Но гор Актау на горизонте пока не разглядеть. По карте мы должны пересечь все ручьи "дельты" Коктерека, но сейчас здесь все сухое, видимо воду всю разбирают в населенке в верховьях. Дорога начинает все больше забирать южнее. Вообще ёё часто сложно разглядеть на фоне окружающего ландшафта, может мы уже и пропустили нужный поворот. Или же дорога ведет к Или, а к Актау будет отворотка. Но так получится большой крюк, так что поедем по азимуту на запад, тем более что там виднелись какие-то неровности рельефа. Да и вероятность встретиться с егерями не на дороге на порядок меньше. Движение по целине от дороги не сильно отличается, такая же твердая каменистая поверхность. Надо только объезжать колючки и перебираться иногда через высохшие водотоки. Проехав около 4 км от Айдарлы впереди чуть севернее замечаем несколько песчаных бугров, едем туда может с них сориентируемся увидим Белые горы. Проезжаем еще одну дорогу, но решаю сперва все-таки осмотреться сверху. Залезаю на один бугор (он высотой метров 8), откуда открываются красивые виды. Бугор на который я залез вместе с соседними представляют собой остатки обрыва (чинка). Внизу чуть впереди видно высохшее русло реки, а за ним видны уже более высокие бугры и гряды. Здесь растительность побогаче, встречается больше кустарника, а не только колючек. Опять появляется песок, гравийная поверхность чередуется с песчаной как в шахматном порядке. Возвращаемся на 2-ю увиденную дорогу и едем по ней на запад, пересекаем высохшее русло и упираемся в дорогу что идет в меридиональном управлении. Разведываю ее на север, но она там быстро теряется, едем тогда юг, может она все-таки заберет западнее. Но она так и не собирается этого делать, так что азимут снова рулит. Проезжаем барханы, их высота уже до 12 м, все это останцы от выветренного плато. Вскоре становится видно что впереди снова начинается обширное голое равнинное пространство. Наконец-то видны горы Актау, но из-за контрового освещения и дымки до них кажется очень далеко. Уже 19-00, пересечь равнину до темноты мы уже не успеем, а надо найти безветренное место. Севернее километрах в 3-х видны бугры высотой метров под 40, сливающихся в неразрывную цепь-чинк они отсюда даже больше на горы походят. Но перед ними в 1,5 км от нас есть небольшая группа бугров метров под 15 высотой, поедем туда. Бугры состоят из лёсса, покрытых потрескавшейся от сухости гипсовой коркой. При ходьбе по ней проваливаешься на 1-2 см, причем проваливается именно внутренний слой. Начинаем поиски безветренного места, но из-за турбулентности создается ощущение что дует отовсюду. Облазили все понафотографировали, и встали где потише. Но это только казалось что тут относительно спокойно, процесс доведения воды до кипения отнял минут 40. Рельеф тут весь изрезан узкими водотоками, я пытался поставить горелку туда но там везде тоже дует. Пришлось свернув трубочкой пенку вокруг горелки держать ее чтобы ветром не снесло. И все-таки уже когда стало совсем темно вода закипела. Ночью небо полностью прояснилось но и стало холодно.


найдите 10 отличий
между дорогой и азимутом

останки чинка

Алтын-Эмель

бугры-останцы

бугры-останцы

проясняется

место ночевки

место ночевки

Итого за день проехали 65 км., набор высоты 452 м., чистое ходовое время 4ч 24мин

9 мая
Утром небо безоблачное - от вчерашней непогоды не осталось и следа. Выезжаем из приютивших нас бугров и уже при хорошей видимости обнаруживается что до Актау рукой подать, можно было бы и вчера проломить. Проезжаем с километр и видим что чинк заворачивает на север. Но за ним открывается величественная панорама заснеженных южных хребтов Джунгарского Алатау. Видимость потрясающая, насколько же прозрачен воздух - ведь до них около 70 км. Мы в урочище Кылшалыозек, здесь опять все покрыто гравием. Неожиданно натыкаемся на хорошо укатанную дорогу, она даже совпадает с нарисованной по карте, но к сожалению она опять не в нужном нам меридиональном направлении. Проезжаем по ней на север в сторону Актау, может будет туда отворот - ведь возят же как-то туда попсовых туристов. Вдруг впереди видим какое-то странное бетонное сооружение. Я издалека подумал не какой-нибудь ли это домик егерей. Но подъезжаем видим что это сооружение в виде усеченной четырехгранной пирамиды выстотой 2м и шириной у основания 4м. По карте тут проходит какой-то подземный водопровод, это получается что-то вроде колодцев на нем. Вверху в этом сооружении есть отверстие, видно что набрать воды в нем невозможно, все наглухо задраено и закручено большими вентилями. Никаких отворотов в сторону гор нет, по карте дорога их объезжает с севера, что нам совершенно не надо. Сворачиваем опять напрямик. Поднимаемся на небольшой (~ 5м) уступ, а дальше плато вновь продолжается. Отсюда на юге видно как блестят меандры реки Или. А на север открывается классическая картина Средней Азии - на переднем плане песчаный чинк, за ним бесснежные горы Атыжек, и на заднем плане белеет Джунгарский Алатау.
Проезжаем еще 2 км на запад и плато резко заканчивается. Вниз метров на 25 вниз уходят разрезанные оврагами отроги, а чуть поодаль начинаются горы Актау, причем они ближе к нам желтого цвета и только потом белые. Изрезанность рельефа сильнейшая - по азимуту тут уже не пройдешь. Надо забирать максимально на юг, пока не достигнем подножия гор, а там двигаться вдоль него. Спускаемся по одному из отрогов, затем небольшой прямой участок, а потом спуск к очередному высохшему руслу. 6метровый спуск крутой - сходим траверсом вместе с велосипедами. Это русло шириной метра 2-3, противоположная стенка вертикальная высотой около метра, но проехав чуть дальше, нашли где она пониже и затащили велосипеды. Едем дальше и вскоре начинается овраг, двигаемся по его левой кромке, но тут слева к нему "вливается" другой. Обходить его не хочется так как нужно забираться вдоль него наверх, надо перелезть здесь. Хотел было спуститься в русло основного оврага и идти по нему, так как не известно сколько еще боковых оврагов впереди, а глубина только растет. Но если вверху склоны у оврага еще пологие - 25-30 гр., то внизу уклон достигает 60. Дно очень узкое, да еще при ходьбе с песка сбивается отвердевшая корка и все осыпается, так что продвижение здесь ну очень затруднено. Ладно перелезем боковой овраг - в самом низу у него практически вертикальный участок глубиной ~ 60 см. Сходим по одному к нему траверсом, далее перенос ямы и взбирание наверх делаем уже вдвоем. Проезжаем дальше и я решаю забраться на уступ слева осмотреться продумать дальнейший путь, но ничего кроме нагромождения холмов и оврагов оттуда не видно. Едем вдоль этого уступа, боковых оврагов вроде пока больше нет. Вскоре правее виднеется утес, там явно где-то идет каньон. Проезжаем еще с километр и видим сухое русло шириной до 10м, но долина выноса еще шире - до 100м, видимо это и есть тот самый каньон. По руслу идут автомобильные следы, и на юге видно что через 2-3 км. "река" выходит из гор. Мы вышли к руслу прямо у одного из прижимов, но в 100м левее есть довольно пологий спуск. Слезаем и едем по руслу вверх в горы посмотреть каньон. Буквально через 500м видим как вливается сухое русло притока. Приток намного меньше, видно что он выходит из узкого каньона и впадает в наше русло, образуя порог высотой 1м. Сверху мы видели утес именно этого каньона-притока. Но по притоку не проедешь - там рыхлый песок и множество больших камней (во всяком случае в устье, дальше не проверял). На основном же русле грунт затвердевший песок с мелкими камешками, едется хорошо со скоростью 12-14 км/ч. Иногда, особенно на поворотах русла встречаются россыпи более крупных камней, но все их можно проехать не вылезая из седла. Русло сильно меандрирует, сама же долина более широкая и намного прямее. Получается что водность этой реки со временем сильно уменьшалась. По обоим берегам очень красиво высятся утесы, самые высокие из них на поворотах русла высотой до 20м. На них обнажаются несколько слоев осадочных пород. Доезжаем до самой высокой скалы высотой 30м., здесь за поворотом русла небольшой завал камней. Девчонки остаются ждать здесь а я перелезаю разведываю дорогу дальше. Сразу же за камнями вновь справа вливается приток, опять с порогом. Еду и вижу еле заметные следы автомобиля, значит через завал он тоже пробрался. Но вскоре появляются уже более серьезные обвалы прижимов, и все признаки присутствия человека полностью исчезают. Русло стало чуть уже, но никаких признаков что долина скоро закончится нет - она все еще широкая, уклон очень небольшой. Иногда начинают встречаться белые меловые горы (из-за чего они и названы Актау), в основном же все вокруг желтое, но все равно тут очень красиво. Встречается цветущий тамариск. Река настолько извилистая, что в одном месте следующий ёё виток идет всего в 10м. от предыдущего (от которого я проехал 500м по руслу) и выше лишь на 1,5м. - такое ощущение что еду по треку. Вообще тут отношение расстояния к пройденному путь очень маленькое, так что проехав 4 км. понял что верховьев я все-таки в разумное время не достигну и возвращаюсь.
Выезжаем по руслу из гор, оно даже на равнине углублено на 1,5м. Стенки отвесные, прямо как забор. Но вот видим что следы выбираются на какую-то уходящую налево дорогу. Она просматривается на пару километров, но ведет на юго-восток, так что она нам не подходит. Продолжаем в течение еще 2 км ехать по руслу "за забором", но тут неожиданно оно разделяется на узкие рукава. Хотел проехать по центральному, но оно быстро теряется в кустах. Вообще тут чуть даже не потерялись, так как мы с Аней поехали поехали по центральному, а Оя свернула направо. Высота кустов как раз соответствует человеческому росту, они густо растут и за ними ничего ни видно ни слышно. Проезжаем по правому рукаву, он сперва сужается так что надо чуть ли не продираться сквозь ветки, но потом вновь расширяется до прежних 10м. Отвесных боковых стенок уже практически нет, но они теперь все заросшие кустами. Проезжаем еще 1,5 км и неожиданно русло сужается и через несколько метров видим как оно порогом "обрушивается" вниз. Дальше оно идет в углублении с отвесными стенками глубиной 1,5-2 метра и шириной метра 3. Туда можно разве только спрыгивать, про удобство вылезания оттуда уж лучше и не думать, а вдруг оно еще и глубже станет, да водопады повыше могут попасться. Вообще сегодняшние приключения напоминают мне об восторженных отзывах участников о легендарном походе в Оман , но конечно же там все было жестче. Ладно надо поискать где можно проехать правее. Из-за плотно растущего высохшего кустарника это не так то просто сделать. Здесь уже начались барханы в 5-7 метров высотой. Залезаю на соседний в надежде что-нибудь увидеть сверху, но оттуда на юг видны только соседние барханы, причем это уже гряды длиной более 500м. Они протягиваются в широтном направлении, обходить каждую из них (кто знает сколько их там?) времени не напасешься. Напролом же тоже не выйдет так как песок очень сыпучий, я налегке то запарился залезать на 5м а с груженым байком это будет ужасно весело. Воды хватит до вечера, надо как-то пробираться к Или. У основания гор по карте нарисована дорога, но она странно обрывается на какой-то отметке высоты. Логично что уж если бы она там была то она так бы и шла по крайней мере до дороги что мы видели в ур. Кылшалыозек. Она обязательно пересекла бы наше русло, но ничего похожего мы не видели. Будем продвигаться на запад, должна же ведь где-то быть дорога, по которой ездят на джипах в Актау. Идем везем байки так как вначале кустов очень много. Надо отъехать севернее, так как барханы конденсируют воду и вокруг них тут все растет. Постепенно появляются песчаные прогалины, по ним уже можно ехать, надо только заранее высматривать проезд в кустах на следующую. Со временем растительности становится все меньше и меньше, а песок сменяется потрескавшимся лёссом. Кусты уже высотой не более 20 см. Вскоре мы и вовсе начинаем ехать по практически белой земле, даже глаза немного слепит. Это осели меловые отложения вынесенные сюда когда-то реками с Актау. Как же часто может меняться пейзаж в пустыне! Здесь появляется микроэрозия от талых весенних вод - видно как на площади водосбора лёсс лежит ниже окружения на несколько см., края очерчены острой кромкой. Дальше все истоки собираются в ручьи, которые уже углублены сильнее все их объезжаем полностью даже верховья. Мы получатся едем как по водоразделу, так как все потоки начинаются здесь, но вот на север они не текут. Также тут появляются неглубокие старые водотоки уже сильно выположенные временем. Они идут издалека и наш водораздел пересекают. Их практически все можно переехать, только у некоторых надо спешиваться перетаскивать вел. Виды вокруг отменные - на севере бело-красно-желтые горы Адаг, за ними белеет Джунгарский Алатау, на юге тянутся гряды барханов, а на лёссе часто видны высохшие следы от зверьков. Однажды, обернувшись назад, увидели пару маленьких смерчей вдалеке. Катится отлично, колеса проваливаются при езде от пары миллиметров до максимум сантиметра, наша скорость 6-9 км/ч.
Мы уже практически проехали весь Актау, а дороги все нет. Следов зверья стало больше, причем уже более крупных, они часто соединяются, образуя "тропы". Стараемся ехать вдоль них так как они проходят по более твердой поверхности, но они постоянно уходят в ненужном нам направлении. Вдруг замечаю еле заметные автомобильные следы, они же должны вести к дороге! Едем высматриваем их, но так как машина проедет не везде где сможет велосипед, то пару раз следы все-таки теряем. Возвращаемся находим их, оказывается они объезжали какие-нибудь кусты или водотоки. Нас уже охватил настоящий охотничий азарт, но тут следы резко разворачиваются на 150! градусов и уходят обратно на юго-восток. Вот подстава то! ну ладно, поедем опять по азимуту, уже не привыкать. И через 1,5 км. мы все-таки выезжаем на меридиональную дорогу, от русла проломили 16 км за 2ч40мин.
Езда по дороге не такой и идеал как может показаться после азимута. Колеи часто глубокие, а в песчаных местах разбитые. Начинают попадаться небольшие солончаки, а также такыры, причем плотность у некоторых такая что кажется будто едешь по бетону. Тут мы вспугиваем какое-то оранжевое копытное (джейрана?), и оно быстро скрывается в кустах (здесь они уже опять по 1,5-2м высотой). Время уже 14-30, пора и пообедать - устраиваем пикник на такырной обочине.
После обеда въезжаем в пески Кумкала. Все те же длинные гряды, дорога объезжает их, но начинает все сильней забирать на восток. Это меня настораживает, но памятуя о том что вдоль Или нам обещали дорогу, рассчитываю что рано или поздно мы на неё выйдем и покатим уже по ней. И через несколько километров наконец-то упираемся в т-образный перекресток. Здесь даже указатель стоит - налево в Айдарлы, направо в Бесмая. Я даже на карту не смотрел свернул направо, так как дорога была в нужном западном направлении, а обратно в Айдарлы то уж точно нам не надо. Но не проехав и пары километров обнаруживаем что едем опять на юг. Сверяюсь с картой и вижу что Бесмая это кордон на берегу Или. Кордон то конечно плохо, зато Или хорошо, поедем туда, а заставу как-нибудь объедем. Дорога меандрит прям как сухое русло утром, причем ладно когда еще барханы объезжает, но она и по ровным местам так же петляет.
На "кордон" вылетаем совершенно неожиданно, а ведь хотел незаметно его объехать. Здесь уже довольно много деревьев, чувствуется что река совсем рядом. Почему то у строений видно только овец и собак. Хотел уж было проехать мимо, но тут мы увидели старого чабана, на сурового егеря он совсем не похож. Воды у нас осталось литра 3, спрашиваем у него можно ли где ее тут набрать. Старик очень колоритной среднеазиатской наружности, пойдем говорит у меня колодец есть. Это сооружение типа крытого каменного сарая, а сам колодец в нем больше на скважину походит. Ведро соответственно такое же - диаметром 15см и высотой 60см, в колодец оно как снаряд в пушку опускается. Старик дает нам воронку вырезанную из пластиковой бутылки, говорит сами воду разлейте, а потом закройте сарай решеткой и палкой-щеколдой ему же надо идти за овцами смотреть. Спрашиваю про дорогу что идет дальше, он говорит что до Басши по ней доехать можно, а про поющий бархан он ничего не знает. Наполняем все наши пустые емкости, вода очень чистая, пастух нас спас. Закрываем сарай как он нам указал, хотели были отблагодарить старика но он уже куда-то ушел. Больше никого тут не видно, кордона здесь никакого уже (или еще?) нет.
Едем по дороге дальше и тут она разветвляется, одна идет на юг, другая же уходит опять в пески на запад. Поедем на юг к реке, ведь нам говорили что вдоль Или живут чабаны, должны же они все быть связаны дорогой. Река после ур. Бесмая течет на юго-запад, так что сворачивать на запад нам не надо, так мы попадем в Басши. Проезжаем чуть вперед и буквально через 200м упираемся в Или. Дорога резко обрывается так как будто здесь подмыло и обвал берега произошел. Река тут в 1,5 раза шире чем у моста на Жаркент, по нашему берегу растут редкие деревья, никаких признаков дороги там не видно. Возвращаемся к повороту на запад, старика так и не видать. Ладно, на запад так на запад, другой то альтернативы нет. На крайняк проедем через Первое мая, а там может будут раньше повороты на юг.
Едем и дорога все сильней забирает на север, опять петляем объезжаем барханы. Через несколько километров встречаем такой же бетонный колодец-пирамиду как мы видели в ур. Кылшалыозек. Здесь все такое же закупоренное и заржавелое. От Или мы уехали далеко, на юг видны только бесконечные пески. На севере же красиво тянутся красноватые горы Катутау (Суровые горы). В свое время они очень интересовали Семёнова Тянь-Шаньского, он 2 раза туда ездил.
Проезжаем еще 6 км и упираемся в меридиональную дорогу, какая-то похожая даже на карте нарисована. На север она более накатанная, получается туда ездят в Басши. Правда по карте она там прерывается на 4км и только потом продолжается. Мы же сворачиваем на юг обратно к Или. Дорога сперва уводит на восток но потом возвращается обратно. Солончаков становится заметно больше. Через 4 км от поворота встречаем еще одну развилку, опять на юго-восток и на запад. На запад ведет вроде более накатанная, едем по ней, но буквально через 100м на такыре видны следы от разворачивовавшихся машин (см wp17). Дорога становится намного хуже, проезжаем еще немного и видим как она теряется в зарослях тростника выше человеческого роста. Ладно поедем на ЮВ, проезжаем 2 км и дорога входит в редколесье. Вскоре встречаем одно заваленное дерево, но здесь видны еще следы что его объезжали, но потом упираемся в завал из нескольких деревьев. Сколько же времени тут никого не было, туристов на джипах возят явно не тут. Иду пешком разведываю дорогу и видно что она все-таки поворачивает на запад. Также тут подходит какая-то дорога с юго-востока. Я думал что мы уже у Или, прошел немного по этой дороге но увидел только пески впереди. Возвращаюсь к девчонкам и мы обносим завал и выходим на дорогу на запад. Проезжаем немного по ней, но буквально через 1 км она вся становится заросшей метровой травой, колеи еле угадываются. Пейзаж тут совсем не приветливый - вокруг много обгоревших деревьев, везде сплошные заросли камыша с травой. Только вдалеке впереди сквозь дымку виднелись горы Улькен-Калкан. Мне все больше начинает нравиться идея вернуться к развилке на Басши и ехать к бархану через него. Уже смеркается, пора становиться на ночевку. Отъезжаем обратно на 300м, где у дороги были небольшие полянки, да и деревья не горелые.
Вечером снял координаты с GPS и определил что по карте мы находимся у берега зигзагообразной протоки Или, получается она уже высохла. Эффективное обучение вождению автомобиля - частный автоинструктор www.gazu.ru уроки вождения в любом районе. Мы проехали только половину пути до Поющего Бархана, а ведь изначально планировалась на весь Алтын-Эмель всего 1 день отвести (хотя я с самого начала мало в это верил и продуктов мы взяли на 3 дня). Ладно встаем завтра в 5.


здесь ночевали

здесь ночевали

вдалеке видна Джунгария

ур. Кылшалыозек

ур. Кылшалыозек, вдали чинк

овраги перед Акдагом

утёс

начало каньона в горах Акдаг

едем по сухому руслу реки

едем по сухому руслу реки

в каньоне

ну чем не шоссе?

цветет тамариск

выезжаем из Акдага по руслу

едем по пескам

и по лёссу

на заднем плане Акдаг

эрозия талых вод

пикник на такырной обочине

типичный бархан в песках Кумкала

горы Кату

по приближении к р. Или появляются деревья

Итого за день проехали 65 км., набор высоты 802 м., чистое ходовое время 7ч 05мин

Продолжение следует...

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru