Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||
|
||||
СПРАВКА
о разборе несчастного случая в спортивном туристском походе в группе С. И. Черника
Дата разбора: 26.11.07 Предварительный разбор проведен рабочей комиссией в составе: Рязанский Н. – председатель, Панов С., Солод С., Марчук Д., Новак С., Говор В., Измайлов Л. – члены комиссии. Решение от 06.11.07 прилагается. Разбор проведен на совместном заседании ЦМКК ТССР и МКК ФСТ-ОТМ (список прилагается). Присутствовало 40 членов МКК ФСТ-ОТМ, 12 членов ЦМКК ТССР.
1. Дата и время несчастного случая (НС):
2. Место НС, характер препятствия:
3. Вид туризма (категория сложности):
4. Маршрут группы:
5. Заявленное количество участников в группе: 6 человек. Черник И.С. Зверев А.В. Паутов А.С. Тищенко Д.И. 7. ФИО руководителя группы: Черник Сергей Иванович
8. Полное наименование организации, проводящей поход: 9. Номер маршрутной книжки: МК № 177 ¼-608
10. Полное наименование МКК: Полномочия утверждены ЦМКК ТССР
11. Сведения о пострадавших:
Черник И.С., 1982. Опыт: 5 походов 6 к.сл., чемпион России 2005 г. в группе
Сметанников В.Б., 1982. Опыт: 4 похода 6 к.сл., чемпион России 2006 г. в группе Исход НС этих трех человек – летальный, асфиксия при утоплении. Тищенко Д.И., 1973. Опыт: 4 похода 6 к.сл., чемпион России 2006 г. – пропал без вести. 12. Соблюдение маршрута: маршрут соблюдался. 13. Соблюдение графика движения: опережение графика на 1 день. 14. Темп и продолжительность движения в день НС: в обоих случаях нормальные. 15. Подробное описание участка, на котором произошел НС: труднодоступный каньон р. Юрункаш в 130-140 км от точки начала сплава, расход воды около 150 м3/сек, уклоны от 5,3 до 9,6 м/км, водопадных сливов нет, мощные «бочки» после пологих сливов в каньоне, местами крайне сложном для разведки. Берега каньона – крутой сыпучий конгломерат. 16. Метеорологические условия к моменту НС: нормальные. 17. Действия и положение участников в момент НС: первая авария 24.08.07 – движение со страховкой тандемом, впереди К4 (капитан Черник С.И.), за ним К2 (капитан Зверев А.В.). Переворот К2 в бочке у ПБ: «прострел одной «бочки» у ЛБ К4 и попадание в рядом расположенную следующую без скорости. Сметанников с К2 выбрался на камень ниже места аварии К4, а Тищенко, Паутов с К4 и Зверев на ЛБ еще на 150-200 м ниже. С. Черник и И. Черник «застряли в бочке». Вторая авария: экипаж 4 чел. (Зверев, Сметанников, Тищенко и Паутов) на К2 не зачалились перед мощной бочкой. В бочке – оверкиль. Зверев выбрался на ЛБ, а Паутов на ПБ. Остальные «застряли в бочке». 18. Действия пострадавших в НС: досконально выяснить оказалось невозможно. В первой аварии: С. Черника в «рабочем состоянии» никто не видел. Позднее было обнаружено, что «выжимная труба» катамарана попала между спасжилетом и гидрокостюмом. Объяснить происшедшее ни участники, ни члены рабочей комиссии не могут. И. Черник около двух часов боролся со стихией, а далее проплыл мимо Сметанникова, не подавая признаков жизни. Во второй аварии Тищенко и Сметанникову долго (более часа) не удавалось вывести катамаран из бочки и суводи у правобережной стенки, затем Тищенко выпал с катамарана, и через некоторое время его пронесло мимо Паутова без признаков жизни. Как вышло из бочки тело Сметанникова, никто не видел. 19. Непосредственная причина НС: в обоих случаях – попадание катамарана в мощную бочку, при этом эти участки не были предварительно разведаны по объективным или субъективным причинам. 20. Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: не производились. 21. Действия других групп и местного населения: ПСР были организованы по инициативе МКК ФСТ-ОТМ и ТССР силами Минобороны КНР, Центроспаса МЧС и группой московских туристов. Большую помощь в организации ПСР оказали Президент федерации гребного слалома С. Лавров и вице-президент С. Папуш. 22. Тактические ошибки, допущенные при организации и проведении похода: необходимо отметить, что данный маршрут представлял собой полное первопрохождение реки в новом для водников районе. Поэтому степень риска и неопределенности была весьма высокой. По-видимому, для безопасного прохождения маршрута, обеспечения тщательной разведки сложных участков следовало планировать менее жесткий, чем принятый С. Черником в предыдущих походах, график движения. Отсутствие в группе заместителя руководителя похода привело к тому, что при потере в первой аварии авторитетнейшего руководителя и одного из опытнейших участников отсутствовал человек, который мог бы взять руководство на себя, что, возможно, послужило одной из причин второй аварии. Ошибочным было наличие только одного комплекта картографического материала. В результате одного участка карты (он был у С. Черника) у оставшихся членов группы не было. Комиссия считает, что более безопасным при организации экспедиции был бы состав из двух экипажей К-4, а не К-4 + К-2. Не были использованы все возможности для поиска пути разведки препятствия, в котором произошла первая авария. Недостаточная проработка действий участников группы в аварийной ситуации. 23. Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС: в первой аварийной ситуации технических ошибок не выявлено. После гибели С. Черника и И. Черника в группе не было руководителя. Оставшиеся члены группы находились в неадекватном состоянии. В результате оставшиеся четверо допустили большое количество ошибок: - продолжение сплава до места аварийного выхода вчетвером на К-2, а не восстановление К-4 - оставление на месте нахождения К-4 части необходимого сплавного и горного снаряжения - незачаливание в намеченном месте чалки перед точкой второй аварии. Для комиссии осталось загадкой, как «выжимная труба» катамарана могла попасть между туловищем С. Черника и его спасжилетом, что, видимо, и привело к его гибели. Также непонятно, как могли отвязаться (оторваться) все рюкзаки. В практике сложных водных походов таких случаев не было. 24. Организация страховки, ошибки при ее выполнении. В районе первой аварии страховка осуществлялась «тандемом». Возможность организации другой страховки не установлена. Во второй аварии страховки не было, т.к. «влетели без разведки». 25. Ошибки в организации ПСР группой: ПСР, проводимых группой, не было. Только стрессовым состоянием четырех выплывших участников первой аварии можно объяснить отсутствие записки на телах с указанием фамилий и описанием происшедшего и планируемых действий, а также отсутствие фиксации или временного захоронения тел. 26. Нарушения «Правил»: нарушений действующих правил со стороны группы и выпускающей МКК не было. 27. Замечания в адрес выпускающей МКК: МКК при выпуске группы письменно не указала руководителю на чрезмерно жесткий график, а также на необходимость более подробной проработки вариантов аварийного выхода с маршрута. 28. Прочие причины НС: - непредвиденные обстоятельства при полном первопрохождении. Участок оказался сложнее ожидаемого, в частности, из-за береговой обстановки - необъяснимое «зацепление» за выжимную трубу С. Черника - сплав в стрессовом состоянии после первой аварии и гибели руководителя и участника. 29. Рекомендации комиссии по наказанию виновных лиц. виновных лиц не установлено. 30. Предложения комиссии по поощрению: выразить благодарность от ТССР 1. Властям и МО КНР. 2. МЧС и конкретно Центроспасу. 3. Федерации гребного слалома и лично президенту ФГС С. Лаврову и вице-президенту С. Папушу. 4. Участникам спасательной операции. Марчуку Д. Селезневу М. Казакову А. Торговкину М. Крынкину С. 5. Гражданину КНР Чжан Хуну.
31. Рекомендации комиссии по предотвращению несчастных случаев. На основании настоящего разбора несчастного случая комиссия рекомендует: 1. при подготовке спортивных экспедиций в данный район планировать на прохождение реки не менее 20 дней и начинать сплав на 7 – 10 дней позже 2. вернуться к практике наличия в группах, совершающих походы 6 к.с., заместителя руководителя 3. для облегчения поиска спасательными службами с воздуха участники сложных автономных походов должны иметь спасжилеты (одежду) ярких тонов (красные, оранжевые), фальшфейеры, специальные сигнальные зеркала 4. для сложных автономных походов необходимо наличие спутникового телефона 5. разработать дополнительные рекомендации для групп и выпускающих МКК, касающиеся первопрохождений или длительных автономных экспедиций. Принято с изменениями и дополнениями на совместном заседании МКК ФСТ-ОТМ и ЦМКК ТССР 26.11.07. Председатель ЦМКК ТССР С. Костин Председатель МКК ФСТ-ОТМ Н. Рязанский |
||||
|
||||