Горы мира > Тянь-Шань >

Экспедиция "Год Собаки"
Узбекистан, Киргизстан

Мой брат обнаружил посторонние организмы в наших телах… Протягивая мне бутылочку с водой, в которой извивались неизвестные создания, он издал мрачный смешок. Хотя, увидев, что же проживает в наших кишечниках, эта реакция была единственной, на которую мы былм способны. С момента, когда мы покинули последнюю деревню и достигли этой вертикальной гранитной скалы, прошло три недели. Все это время нас преследовала жуткая боль, в нашем организме надолго не задерживались ни еда, ни питье - все моментально просилось обратно из всех, заметим, предназначенных для этого мест. Жизненные силы покидало нас с невероятной силой, а я никогда не чувствовал себя настолько истощенным и лишенным энергии, как в этот раз. Просто переставить ноги было уже большим достижением.
Когда "посторонние" были в нас обнаружены, мы достигли хорошего уступа в скале на высоте 300 метров. Нас лихорадило от такого коктейля как микроорганизмы и антибиотики, ощущение было такое, как будто мы наелись галлюциногенов: звон в ушах, дезориентация и слабость. Нам необходимо было переждать сильный ливень, что достаточно неожиданно дало нам день передышки. Сидя в укрытии, мы слушали как барабанят капли дождя, и, глядя, на двух извивающихся в воде червяков, нас душил истеричный смех. Перевернув бутылку, мы смотрели как эти существа исчезли в бездне: Умрите маленькие демоны отчаяния!

Зерна принятия решения по этой экспедиции заронил в нас мой друг из Австрии. Ему достаточно было показать фотографии, сделанные с вертолета в поздние восьмидесятые, что бы я пришел в священный трепет. Это были фотографии трех разных мест: Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. Я стал фантазировать на тему увиденных башен-скал, о том, как я шаг за шагом покоряю вершину за вершиной. Эти мысли были так вкусны, что у меня начинали течь слюни, как будто я учуял запах чудесной домашней стряпни после двухдневного катания на лыжах. Таинственные земли ждали меня, и я должен был их разведать.
Разрешения я получил через мои связи в Китае и Киргизстане, где я уже был ранее в экспедициях. Основной целью было провести геодезическую разведку гранитных образований в той местности, и, в лучшем случае, взобраться на их вершины. Вспомогательный планом было исследование долин между Киргизстаном и Таджикистаном. После приземления в Киргизстане и встрече с нашими русскими связными, мы наняли минивэн, который через три дня пути доставил нас в нашу первую отправную точку.
А дальше нас ждала моя самая любимая часть путешествия: местная трапеза, полная национального колорита, который так отличается от привычной Американской еды. Мы отведали голову козы, позвоночные хрящи, печеные яблоки, целую запеченную рыбу, добавили ко всему этому конское молоко и йогурт. По пути нам встречались люди в национальных одеждах ярких расцветок с вышивкой. Мы прошли, наверное, более 15-ти вооруженных пограничных отрядов. Сами солдаты, вооруженные автоматами, выглядели не старше 18-ти. Мы не всегда понимали, в какой конкретно стране мы в данный момент находимся. События здесь, видимо, менялись часто, и наша карта уже не отражала всей реальности. Мы даже не могли навести справки у нашего водителя, поскольку он не знал абсолютно ни одного слова по-английски. В конечном итоге мы прибыли в ту долину с гранитными башнями, которую я видел на фотографии. Через пыль от плохой дороги мы увидели туманные игловидные шпили гранитных башен, собравшиеся вокруг снежных горных вершин. К сожалению, по времени, которое у нас было, мы не успевали заняться скалолазанием. Вокруг не было ни одной деревни, в которой мы могли бы найти необходимую помощь. Горная речка так же затрудняла путь, так что нам потребовалось бы не менее двух недель только для того, что бы доставить наше снаряжение в базовый лагерь. Но, тем не менее, это короткая разведка могла стать прелюдией к будущему большому приключению.

Теперь же мы направились в долину Каравшин, на границе Киргизстана и Таджикистана. Мы договорились остановиться в местной семье, наняв их для перевозки нашего снаряжения с помощью лошадей и ослов.
Мы шли 4 дня по долинам и по взгорьям, мимо красивых вершин, выискивая стены для скалолазания. На пути нам встречались кочевники, живущие в горах, в юртах. Мой брат поражал воображение местных, по вечерам высекая искры из своего банджо. Примерно в это время мы начали чувствовать подступающую заразу. Мы шли от рассвета до заката, и как раз в этот период "оно" начало выходить из нас, причем, как сверху, так и снизу. В таком состоянии мы как раз и присмотрели красавицу - гранитную скалу вкупе с соблазнительными гранитными плитами.
Осмотревшись с вершины горной гряды на долину, где стоят во всем своем величии Асан и Усан, мы поняли, что противостоять искушению бесполезно.
Базовый лагерь мы установили с видом на 1000-метровую отвесную золотого гранита стену Асана.

Мы спрятали наши вещи в выемке у подножия стены. Во время приема очередной порции антибиотиков, нам на ум пришел глупый голливудский фильм Predator vs. Alien ("Чужие"). И когда уже эта битва в моих кишках прекратится?
Несмотря на слабость и боль, мы начали восхождение по стене, прошли несколько веревок и достигли большой полки. Во время прохождения двух первых питчей мы нашли старые заклепки с остатками старой пеньковой веревки. Выше прошли четыре веревки offwidth-а, пришлось вспомнить свою технику лазания широким распором, доставшуюся мне в наследство со времени моего проживания в Йосемитах. По разным причинам, если я когда-либо начинаю незнакомый offwidth, слишком широкий для снаряжения, смесь страха и возбуждения пронизывает меня насквозь. Это довольно таки острые ощущения - находиться посередине между двумя точками страховки (25 метров), проходя полностью развернутый #7 cam, который, возможно, едва выдерживает только собственный вес.

Мой брат Энди жумарил пару стен до этого, но у него всегда кто-нибудь был на подхвате, что бы помочь с безопасностью и логистикой. Но в этот раз были только он и я. Я лидировал все питчи, а он страховал, чистил, занимался нашими транспортировочными мешками и прочей скальной ерундой в первый раз совершенно самостоятельно. Делать все это одновременно достаточно опасно. Куча случайностей может произойти на стене, возникнув буквально из ниоткуда и больно ударить в самое уязвимое место.

И тем не менее я был уверен, что если со мной что-то случится, мой младший брат меня не подведет. Навряд ли это могло понравиться нашей мамочке, но то, что делал Энди, было потрясающим. Его сила и концентрация на восхождении превосходила его боль, переживания и ободранные в кровь руки.
Переждав дождь в бивуаке, мы решили сделать рывок. В районе 12-ой веревки мы траверсировали влево по стене к крутым девственным расщелинам. С этой точки начинался абсолютно нетронутый камень. Здесь начиналась самая острая часть маршрута. И это было классно! Я ощущал себя одним из тех орлов, которые гордо кружили вокруг нашей скалы. Несколько питчей А2 коралловых вкраплений принесли некоторую монотонность и вместе с ней мысли о бактериях, поселившихся в наших животах. Пара участков 5.10 привела нас к хорошей полке. После 20-ти часов вертикального лазания вершина казалась очень близкой, всего несколько веревок.
Подкрепились нехитрой едой. Когда солнце зашло, температура существенно понизилась, нас трясло как мультяшных персонажей до самого рассвета. С собой у нас было только одежда, непосредственно на нас одетая, и никакого бивуака. Расстелив кое-что прямо на земле и засунув ноги в рюкзаки, мы попробовали заснуть. Огромные ледяные скульптуры в пустотах породы неподалеку добавляли холода в нашем фестивале безумия.

Асан.

Когда еще не рассвело, мы включили налобные фонари и продолжили восхождение. С собой взяли только по литру воды, по шоколадке, антибиотики, снаряжение и 2 маски собаки, которые мы должны одеть на вершине. Да, и еще с нами были наши маленькие друзья, живущие в наших животах - такое соседство при восхождении со мной было в первый раз.
У меня появилась одышка почти сразу в конце первой веревки, но опыт и тренировка такого рода могли оказаться неоценимыми для будущих путешествий. Спустя пару часов после того, как солнце осветило наши лица и согрело наши тела, мы уже стояли на вершине стены. Мы шли от нашего первого бивуака 35 часов. К сожалению, было очевидно, что при спуске дюльфером мы бы рисковали застрявшими веревками и падающими пластинчатыми отколами от скалы. Мы провели 5 минут за интересным занятием фотографирования себя в масках собак.

Я не сильно представлял себе, как мы будем спускаться вниз, так как мы стояли на вершине настоящей башни, откуда невозможно спуститься. И все же единственной возможностью представлялся спуск дюльфером, поскольку мой брат имел совсем небольшой опыт фиксирования веревки в скале и в случае чего, навряд ли смог бы спастись. При этом было понятно, что если мы не сможем успешно сдюльферять, особенно в нашем состоянии ослабленности, то все может обернуться очень плохо.
У нас было только две веревки, и если одна застрянет, то уже не будет возможности использовать ее снова. В общем, как это не удивительно, но настоящим восхождением для нас стал спуск.
Спустя пятнадцать часов мы оказались в кулуаре. Именно по нему мы спускались дальше. С вершины до низа нам пришлось сделать семнадцать новых станций по новой для нас противоположной стене. Фактически я делал все это в каком-то трансе, я не мог прекратить думать о том, что веревка может застрять. Это было похоже на Русскую рулетку на каждом участке.
После всего надо было подумать о возвращении. Нам предстояло идти по совершенно другому пути и с помощниками, которых мы абсолютно не знали. Люди, которые везли наше снаряжение на лошадях и ослах, не говорили ни слова по-английски, плюс к этому, впереди было пересечение Таджикской границы. Нас предупреждали о нехорошей территории в районе границы, где были случаи перестрелки между местными, а так же случай похищения немецких инженеров. А теперь мы как раз находились в этом месте.

Киргиз, управляющий нашими лошадьми, с помощью жестов и непонятных слов попытался нам объяснить, что дальше идти нельзя. Мы подозревали, что он просто не хочет быть пойманным в этой местности ночью. Он разгрузил наши пожитки, залез на лошадь и попросту уехал. Нам ничего не оставалось, как спрятаться в кустах и ждать до утра, в надежде что наш проводник вернется за нами утром и отведет хоть в какую-нибудь деревню. Мы абсолютно не знали, где мы и что делать дальше. По настоящему страшно стало, когда абсолютно непроглядная тьма сгустилась вокруг нас. Мы были уверены, что вскоре появятся бородатые мужчины и заберут нас в плен. В три часа утра мы увидели, что кто-то идет к нашему укрытию. За эти секунды наше сердцебиение поставило мировой рекорд. Человек посветил нам в лицо и сказал только два слова: "Таджик, Таджик". После этого он просто сел на землю рядом с нами и не сказал больше ни слова. Что за черт? Это хороший человек или плохой?
Час спустя, проведя его с молчаливым незнакомцем, мы услышали звук мотора. По узкой старой тропе на встречу нам двигался небольшой джип. Мы решили идти на сближение. Восемь человек высыпало из джипа - Киргизские солдаты и Киргизская семья. Пока мы показывали туда, где, по нашим понятиям, была цивилизация, человек, сидевший рядом с нами, исчез в ночи.
В самом начале нашего путешествия мы просили наших русских знакомых , помогавших с организацией экспедиции, написать нам несколько основных фраз на русском и киргизском. Одна и таких записок гласила: "Нам надо вернуться в Бишкек". Солдаты показали, что могут нам помочь. Позже мы узнали, что джип приехал в деревню, что бы забрать больную женщину, которой срочно надо было в больницу. Получилось, что солдаты спасли нас от бандитов благодаря абсолютной случайности.
Совершенно чудом мы (10 человек) и наш багаж влезли в маленький джипчик, словно сардины в банку. Все это напоминало глупые соревнования в парке аттракционов: как много человек сможет влезть в телефонную будку.
Позже по утру мы прибыли в деревню. Там прочитали нашу записку и какой-то мужчина, опять абсолютно без владения английским, привез нас в убежище. Теперь мы могли вплотную заняться нашими маленькими террористами, путешествующими вместе с нами в наших животах. Лечиться пришлось пять недель.

Мысль, что больная женщина спасла нас от крайне нежелательных приключений, казалась мне почти мистической.
Есть ли разница между мистикой и приключениями? Я думаю, что нет. Мечта огромна, по ней можно лазать снова и снова!

- Время жить - Mike J. Libecki

Майк Либецки (Mike Libecki) предан двум вещам в этой жизни: своей трехгодовалой дочурке Лилиан и поиску далеких нетронутых вершин и стен по всему миру. Он живет в каньоне Cottonwood (штат Юта) со своей дочерью, собаками, кошками, птицами, кроликами и маленькой свинкой.

MIKE LIBECKI

Обычно Майк заканчивает свои письма такими фразами, как: "следуя своей страсти…", "Мечтая по-крупному…", "Прожить мечту…", "Время жить - сейчас…". В общем-то, это как раз то, как он живет и как он чувствует свою жизнь.
Майк родился в сердце гор Сьерра Невада (штат Калифорния), где он и рос, рыбача, охотясь и занимаясь туризмом со своими родителями. Одновременно он совершенствовался в математике, начиная с начальной школы и до окончания колледжа. Детские и юношеские годы успешно заронили зерно "одержимости" приключенческим и даже несколько авантюрным образом жизни.
Теперь, во взрослой жизни, Майк, в основном, занимается тем, что отыскивает наиболее удаленные, экзотические и нетронутые места на планете, что бы преследовать свою истинную страсть: покорение больших стен! Чаще всего это первопроходные восхождения, нехоженые пути и другие совершенно невероятные и неповторимые приключения, многие из которых он совершил в одиночку.
Майк стал первопроходцем множества различных стен и маршрутов в таких странах и землях, как Баффинова Земля, Гренландия, Китай, Мадагаскар, Киргизстан, Венесуэла и Антарктика.
Так же он первым совершил переход через пустыню Такламакан (Taklamakan, Западный Китай), известную среди местных людей, как "море смерти". Он провел по два месяца, совершая соло восхождения в Баффиновой Земле, Гренландии и Китае.
Из последних достижений стоит отметить масштабную лыжно-скалолазную экспедицию, которая длилась 80 дней и проходила в Антарктике (Земля Королевы Мод).
Майк так же занимается исследованиями многих первозданных территорий, таких как Земля Франца Иосифа, ряд территорий России, Узбекистана, Новой Гвинеи, некоторые свои первопрохождения Майк хранит в секрете.
Недавно Майк вернулся с самой границы между Китаем и Киргизстаном и уже пакуется для новой большой экспедиции к Земле Королевы Мод (Антарктика), но на этот раз абсолютно один, дабы испытать себя в одиночку.
Когда Майк не исследует и не фотографирует край земли, его можно найти у одного из дилеров Mountain Hardwear, где он дает одно из наиболее интересных и остроумных мультимидейных шоу в мире.
Почти 2 месяца в году Майк тратит только на дорогу, но такая жизнь стоит того.
Майк Либецки известен во всем мире своими сольными первопроходами по крутейшим девственным стенам в самых отдаленных уголках света. Интересно, что в свои экспедиции он обычно берет с собой необычные костюмы, которым дает волю по достижении своих целей.

Ключ к успеху: Оптимизм, энтузиазм, взаимное согласие, вера в мечту, следовать своей страсти, всюду сеять хорошую энергию и доброту, позитивизм.
Самая старая вещь Mountain Hardwear: Самый древний пуховик 1994 года, который я купил, работая в горном магазине в Yosemite National Park.
Самая любимая вещь от MHW: пуховик Phantom и спальники Phantom, куртки и штаны Paclite, Windstopper, и изделия из Soft Shell.
Лучшее в жизни: Рождение моей дочери Lilliana Librecki, моя соло экспедиция на Баффинову землю, в Гренландию и Китай.
Любимые артисты: Suriya, художник из Таиланда, Buuti, уникальная Гренландская художница и скульптор. Акустическая музыка, Bob Marley, Johnny Cash.
Работа: Отец, спортсмен, фотограф, писатель, видеооператор, публичный оратор, преследователь мечты, мечтатель больших мечтаний, и.т.д.

По материалам сайта: mountain-hardwear.ru

Согласен - только два

Вы бы знали как эти уроды туда добирались, вы бы вообще со смеху померли бы. Чего только стоит одна фраза этого крутого клаймбера "спросите пожалуйста у наших носильщиков - куда мы идём, а то они нас уже четвёртый день куда-то ведут, а куда мы не знаем, они по английски не понимают." А потом он показал нам фото Асна и сказал что они с братом собираются штурмовать вершину, правда при этом добавив что его брат не фига не клаймбер, но зато на банджо играет. Вот тогда то я и подумал : ну вот тебе и спасы незапланированные, слава богу всё обошлось. А ещё , когда он про брата мне сказал, мне почему то мульт про капитана врунгеля вспомнился, серия про айсберг. А лезли они действительно Альперина, но кажется ещё и схалявили.

Больше "двойки" они не заслуживают.

Ну, это типичные американцы! Что у штатовцев за менталитет, когда они мало того, что не знают того, что нужно, так ещё и не подозревают меры своего невежества. Ставлю им "двойку" за то, что выезжая в незнакомую южную страну, они не удосужились прочитать ни о природе, ни о социуме, заглянуть в Интернет по поводу положения в этих странах. Слава богу, что дело обошлось мелкими гельминтами, а лет пятьдесят-шестьдесят назад могли и ришту подхватить, благо, что при советской власти этого червя, кажется, вывели. Если они такими невежами въедут ещё южнее, так заработают себе приключений поболее...

Фотография Асана зеркально перевернута!

Лезли они похоже, по маршруту Альперина, но понтов конечно выше крыши. " Крутые девственные расщелины" "1000метровая стена Асана" Читается весело.