Автор: М. Попов и О.Шестак

Маршрут Дульнева на Тютю – Западную 5А или 5Б
(Отчет о восхождении МАК ФРИЛАЙН г. Пятигорск)

Читайте на Mountain.RU

г. Тютю. Южная стена
Тютю-баши по Северной стене, м-т Хергиани, 6А
Массив Тютю

Обратить внимание на маршрут Дульнева на Тютю - баши заставило упоминание о нем на сайте альплагерея «Улу-Тау», с предложением подтвердить маршрут вторым прохождением как 5Б.

План действия выработали следующий: вначале, для разминки, Тютю западная по Хацкевичу, через день на Дульнева.

Общий вид стены.
Маршрут Дульнева – красная линия.
Маршрут Рыжикова – желтая линия.

22.07.2007г. Получив благословление на данное мероприятие, как всегда в

оригинальной форме от Ким Киримыча, мы тронулись в путь.

Ночевки под Тютю были свободные. Там действует закон приливов и отливов. Мы попали в отлив. На следующий день яблоку упасть было некуда. Почти все с Украины. Отличные ребята - коммуникабельные и ненавороченные. Здорово пообщались.

Рассказывать о маршруте Хацкевича смысла нет – он хоженый, перехоженный, хотя несмотря на это мы блуданули после первого контрольного пункта. Весь следующий день отдыхали. На обработку идти было лень – далеко.

Нижняя часть стены.

Верхняя часть стены.

На следующий день вышли в 4-30. в 6-30 начали обработку маршрута. Нам немного повезло - по «Рыжикову» в 10 – 20м правее лезли двое ребят из Санкт Петербурга. Так что было веселее – травили анекдоты, перекрикивались. Шли на сдвоенной веревке. Первые 15м пятерочного лазания трудности не вызывает. На узкой полке петля. В принципе можно еще 10м пройти свободным лазанием – крутизна стены 60˚, в единственную трещину, проходящую через всю гладкую стену маршрута входят и ноги и кулаки. Следующие 8м – стена становится вертикальной и последние 6-7м до станции – нависание 95˚. Как и обещали первовосходители в трещину хорошо идут большие «френды» и «гексы» средние закладки идут в начале трещины – 3-4м и в конце, через 70-80м. В начале нависания появляются шлямбура, как Российские, так и Petzl . Шлямбура пробиты в среднем через 5м., правда парочка Petzl перед второй станцией вызывает сомнение – вылезли наполовину. Честно говоря мы рассчитывали на шлямбура только на станциях, поэтому взяли всего 4 шлямбурных ушка Petzl . Вследствии этого, а также ограниченности больших «френдов» принялись шарахаться по трещине туда сюда – закладываешь очередной «френд», нижний вынимаешь. Доходишь до очередного шлямбура – закручиваешь «ушко» спускаешься – выкручиваешь предыдущее. Первое нависание заканчивается висячей станцией на двух шлямбурах, в 1,5м выше шлямбур с контрольной запиской. В этом месте стена вертикальная, от начала маршрута 40-45м. Поменяли «забойщика». Затем выполаживание до 75˚ - 6м и снова вертикаль переходящая в нависание 95˚ 10-12м. В конце нависания – станция. Опять висячая на шлямбурах. Очень порадовались наличию крюконогов у обоих: - Второму висеть без лесенок на одной системе и страховать 1-1,5часа нереально.

Средняя часть стены.

Первая веревка.

Вторая веревка.

После станции стена «ложится» до 70˚ -5-6м и следующие 10-15м 80-90˚. Наконец-то широкая удобная полка, где можно стать на землю ногами. Станция на двух шлямбурах. Вторая контрольная записка. Из контрольной записки мы с сожаленьем узнаем, что мы не вторые на маршруте, а третьи. Нас опередил клуб Демченко в 2004г. Еще 12м ИТО - 80˚, после 3м свободным лазанием и узкая полка с ограниченным количеством трещин. Станцию сделали на трех мелких закладках. В принципе эту часть стены можно пройти свободным лазанием, но вы же знаете - как тяжело перейти с крюконог на лазание.

Дальше 40м не очень сложного пятерочного лазания вверх и вправо обходя нависающий жандарм слева. Под жандармом гладкая плита со шлямбуром – довольно сложное место, но больше для второго. При выкручивании ушка шлямбура кидает влево – на 2м, что при наличии двух рюкзаков не совсем приятно. Выше - 4-5м удобная площадка. Сложная часть маршрута закончилась. Еще 20м четверочного лазания по гребешку идущего от жандарма вверх на слияние с маршрутом Рыжикова. После того как гребешок уперся в стенку по полкам налево 30м до очередной стенки – 10м VI . Опять полка и стенка 4м VI + . Мы на осыпи. Перед нами предвершинная башня. Ее обходим слева по границе скал и снега до слияния с маршрутом 3Б – 150м – II . Затем по полкам Западного склона предвершинной башни поднимаемся направо вверх, пересекая небольшой снежник- 80 м . Здесь вода. Еще 80м по осыпным полкам широкого кулуара вверх и мы на предвершинном гребне. Оставляем рюкзаки и еще 100м до вершины. Спуск решили укоротить – тем более уже темнело. Дошли до Тютю Западный. От нее на запад спускается ледник. Средняя крутизна 45º - 6 веревок, из них 4 на трех точках и мы на земле. Встретили несколько трещин в верхней и средней части ледника. Ледник проходили по середине, ближе к южной части. Страховка на ледобурах. На наш взгляд такой спуск легче и короче спуска по 1Б.

Теперь к главной теме нашего очерка - в настоящее время пройденный нами маршрут считается вариантом 5А Рыжикова. Так как в прошлом году мы его ходили, можем сравнить. Разница очевидна. 5А Рыжикова – красивый «мужской» маршрут насыщенный разнообразным лазанием, практически без ИТО. Не «испорчен» шлямбурами и др. железом. Все станции на полках. Крутизна маршрута 70-80º, последняя веревка - 90º.

Третья веревка.

Вид вниз со второй станции.

Веревка после 2-ой К.Т.

Маршрут Дульнева на 70% ИТО. На абсолютно гладкой стене, две висячих станции, два нависания общей длиной 10-12м. Так же не испорчен огромным количеством набитого железа. Средняя крутизна стенки - 80º. Пройти его может только слаженная команда. Отличная школа для подготовки к длинным - стенным маршрутам.

Решать категорийность маршрута будет конечно же классификационная комиссия ФАР. Однако всем желающим получить удовольствие от прохождения смело рекомендуем оба таких близких и таких разных маршрута.

Рекомендации восходителям :

•  Наиболее чаще применялись большие и средние френды. Желательно иметь 6-7 шт.
•  Ушки для шлямбурных крючков Petzl потребуется 8-9шт.
•  Крюконоги существенно упростят жизнь обоим восходителям.
•  14 оттяжек которые мы взяли на «связку» - очень мало – желательно 18-20шт.
•  маршрут не камнеопасен , проходится за один день.

Теперь слово за комиссией. Маршрут Дульнева на Тютю 5А или 5Б.

пятое видимо прохождение

29 июля 2014 года группой КАиС МЭИ маршрут пройден в двойке (Топорков-Лиленко) свободным лазанием без использования ИТО (лидировал Топорков А.). С контрольного тура, который на шлямбуре возле щели была изъята записка группы из Пятигорска, но она была повреждена водой и дату прохождения было не разобрать. Так как мы читали этот отчет, решили что у нас третье прохождение. Маршрут пройден без обработки. От начала до вершины - 9 часов. Маршрут оценен как не типичная, сложная, скальная 5А (скорее короткая 5Б). Начали лезть как только он осветился солнцем, до этого холодно... На маршруте есть спиты, но мы их не использовали, так как не было ушей. Отлично идут большие и средние камалоты (2-3-4 номера) а так же крупные гексы. Саша Сошников - на маршруте нет железа, если не брать в расчет спиты. Но согласен с твоей оценкой - сильная 5А.

Четвертое прохождение!

Командой "Traverse" Украина Киев было совершено четвертое прохождение маршрута Дульнева. По причине плохих погодных условий, несмотря на небольшую протяженность, маршрут был пройден с предварительной обработкой. 29 июля 2008 года командой было провешено 2 веревки, после чего команда была вынуждена отступить по причине крайне неблагоприятных погодных условий. Дождь, град, штормовой ветер. Переждав непогоду, команда снова вышла на маршрут 31 июля. Немного не разобравшись с описанием, в конце стенной части маршрута была пройдена еще одна веревка 5к.с. Что затянуло время. Не смотря на опять же плохие погодные условия уже в 18:30 двойка счастливых Киевлян стояла на вершине Тютю. С контрольных туров были изъяты записки Попова-Шестака. Маршрут был оценен как сильная скальная 5А. Есть предложение подать в ФАиС Украины на переоценку маршрута в рамках Украины, но это спорный вопрос…

Какая комиссия?

Мужики, на 5Б маршрут явно не тянет, но сильная 5А. Я не ходил этот маршрут, но ходил соседний - Рыжикова, и смотрел на этот. Маршрут длинной в 2-3 веревки в больших горах это вобще не серьезно, а тут еще и на 5Б претензии... Тем более, что столько железа торчит.

Второе прохождение этого маршрута уже было.

Второе прохождение этого маршрута уже было. маршрут был пройден в июле 2004г командой клуба ЦСКА им.АС Демченко