Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август-сентябрь 2004г.
Паспорт спортивного похода 1. Туристский клуб “Гадкий утенок”ЦВР “Митино”, г. Москва, Ангелов пер., 2. Тел.: 753-49-71. htttp: www.g-utka.ru 2. Республика Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, Киргизский хребет.
Участок пути р. Аламедин – р. Ачик-Таш – под пер. Чертов палец - пер. Чертов палец (1Б) – под пер. Сахарная голова - пер. Сахарная голова (2Б) – под пер. Искра Северная - пер. Искра Северная (2Б) – под пер. Искра Центральная - пер. Искра Центральная (2А) – под пер. Тоо-Карын - пер. Тоо-Карын (2Б) - из-под пер. Тоо-Карын – р. Аламедин – под пер. Каджир-Уйо - пер. Каджир-Уйо (3А) – под пер. Корона Южная - пер. Корона Южная (3А) — ледник Аксайский - радиальный выход на вершину Первая башня Короны (3А) - ледник Аксай — перевал Обходной (1А) — хижина “Наука”-радиальный выход на пик Семенова–Тянь-шаньского (3А)- ледник Аксай — р. Ала–Арча — р. Адыгене — пер. Джеламыш (1Б) — под пер. Ледовый - пер. Ледовый (2Б) – р. Чон-Тер - р. Чон-Тер — под пер. Нигрея - пер. Нигрея (2Б) – р. Кара-Тер — р. Сокулулк — под пер. Сокулук - пер. Сокулук (1А) — р. Сокулук — пос. Белогорка 4. Состав группы:
Место хранения отчета: библиотека МГЦТК Маршрут рассмотрен МКК ФСТ ОТМОбщая смысловая идея похода Мы выбрали в качестве района похода Киргизский хребет, потому что:
Цели похода:
Справочные сведения о районе путешествия Киргизский хребет расположен в северо-западной части Тянь-Шаня, в 40-60 км на юг от Бишкека. Вытянут с запада на восток на 400 км. Гребень его расположен примерно в 50 километрах к югу от Бишкека, который собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек. Наиболее высокие вершины Киргизского хребта расположены в верховьях рек Аламедин и Ала-Арча и достигают почти 5000 м. Наивысшие - пик Семенова-Тянь-Шанского (4875 м), Корона (4860 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Практически все сложные перевалы сосредоточены в окрестностях наивысших вершин. Для района характерно наличие обширных осыпей и моренных отложений, оставленных отступающими ледниками. Ручьи и речки зачастую просто уходят под их каменный покров, оставляя туристов без воды. Климат района континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное средняя температура летних месяцев +12С. Наиболее теплый и сухой месяц лета - август. Осень ясная, теплая, самый сухой и теплый месяц осени - сентябрь. Зима холодная, но не суровая. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600-3800 м, на южных доходит до3900-4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причем северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Многие ледники на значительной площади покрыты обломочным материалом, почти все имеют мощные современные морены. Часто встречаются обширные зоны разломов, ледопады, ледосбросы. Реки имеют типичный горный характер, средний уклон 6м/1км длины. Озера района чаще всего небольшие, мелкие, подпруженные моренами. Киргизский хребет расположен на небольшом удалении от Бишкека и имеет достаточно удобные подъезды. Долины крупных рек хорошо освоены и имеют автомобильные дороги. В районе большое количество перевалов 1А - 2Б к/т, встречаются перевалы 3А-3Б. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух северных отрогах Киргизского хребта - Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Набор перевалов позволяет совершать походы любой категории сложности. Все перевалы очень техничны и разнообразные по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере – снег и ледовые стенки, на юге – осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходцы отличаются резкими перепадами высот, малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки. В целом подходы достаточно утомительны физически. Из подножного корма встречается земляника, смородина. Основная опасность в районе – камнепады. Район популярен в связи с наличием удобных подъездов, небольшой удаленности от города, возможностью строить техничные маршруты. Особенно привлекает альпинистов и туристов Аксайская подкова, с хорошими подходами, очень красивыми и технически сложными маршрутами. Варианты подъезда и отъезда В основные долины ведут асфальтовые дороги. Заезд от поезда до гор один из самых простых в бывшем СССР. Во многих долинах функционируют дома отдыха и турбазы (например в долинах Иссык-Ата – курорт “Иссык-Ата”, долина р. Аламедин – курорт “Теплые ключи”, в долине р. Ала-Арча – альплагерь “Ала-Арча”). В некоторые долины ходят рейсовые автобусы, во многие долины ходят маршрутные такси (как правило ко всем курортам). Но лучше всего при заезде заранее договориться о вашей доставке к началу маршрута и от места завершения маршрута с одной из местных туристических фирм. Машина (автобус, микроавтобус) встретит вас прямо на вокзале и довезет в указанную точку, а так же заберет вас из оговоренного заранее места. Также турфирма может оформить обязательную в Киргизии регистрацию на пребывание, что может сэкономить вам время и нервы. Мы пользовались услугами следующей турфирмы: Достук –Треккинг Адрес: г. Бишкек, ул. 18-й линии, 42/1. Тел. (3312) 545455 и 427471. e-mail: dostuck.saimanet.kg Сайт (англоязычный): www.dostuck.com.kg Фирма оказывает услуги на всей территории Киргизии. Аэропорт “Манас” расположен в 23 км от г. Бишкека. От аэропорта до Бишкека можно добраться на маршрутном такси или рейсовом автобусе №153. Время в пути – около 30 мин. Стоимость проезда – 20 сом. Конечная остановка в Бишкеке - "Бейшеналиева" (на пересечении проспекта Чуй с бульваром Молодой Гвардии). Еще один вариант – добираться на “частнике”. За 300 р. вас отвезут в любое место Бишкека, плюс расскажут обо всем что вы увидите по дороге. Аварийные и запасные выходы Запасные варианты: При плохой погоде перевал Тоо-Карын обходится по реке Салык вниз, перевал Каджир-Уйоо обходится по леднику Каратор. При плохой погоде или недостатке сил у группы мы могли бы не ходить на вершины Корона и пик Семенова-Тянь-шанского (или одну из них). Последние два перевала нашего маршрута (Нигрея и Сокулук-1) можно обойти, спустившись по долине р. Сокулук. Аварийные варианты: В экстренной ситуации возможен выход (или выезд) по долинам р. Аламедин и р. Ала-Арча. График движения
1-ый ходовой день Нитка маршрута: р. Аламедин – р. Ачик-Таш – под пер. Чертов палец Общая протяженность пути: 11 км Выходим в 7.30. От стоянки на правом берегу р. Аламедин, расположенной непосредственно над Теплыми ключами, движемся вверх по долине р. Аламедин. Тропа вдоль р. Аламедин идет непосредственно вдоль реки. За 25 минут по хорошей тропе поднимаемся до места слияния р. Аламедин и р. Ачик-Таш. Тропа вдоль р. Ачик-Таш начинается выше места слияния (в 300 м), за юртой. Тропа вверх по долине Ачик-Таша идет по правому берегу реки и местами читается весьма плохо. После 30 минут подъема тропа раздваивается на верхнюю и нижнюю. Мы продолжаем движение по нижней тропе непосредственно по берегу ручья. 40 минут движемся вверх по долине по нижней тропе, которая становится все хуже и хуже, а в конце концов теряется в зарослях арчи. Мы траверсируем 30-градусный склон, заросший арчой и колючим кустарником. Организовав разведку, находим хорошую тропу в 300 метрах выше по склону и за 20 минут поднимаемся на нее всей группой. Скорее всего, нужно было идти изначально по верхней тропе. Еще 1 час 15 минут поднимемся по тропе. На границы лесной зоны тропа пересекает ручей. Выходим из зоны леса. Вскоре тропа приводит нас к верховьям р. Ачик-Таш. Движемся вдоль реки, через 30 мин. вода кончается – река уходит под камни. Мы продолжаем подъем по пересохшему руслу ручья (мелкая и средняя осыпь 10º–15º). Çа 1 час движения по руслу выходим в цирк перевала. По пологому травянистому склону подходим под первый моренный вал. Здесь есть вода (из-под центра моренного вала вытекает ручей) и хорошие места под палатки. Здесь в 17 часов 30 минут мы и ставим наш лагерь. При необходимости можно ставить лагерь еще ближе к перевалу. Как выяснится на следующий день, вода и место для 1–2 палаток есть в левом по ходу моренном кармане в 30 минутах от перевального взлета.
2-ой ходовой день Нитка маршрута: пер. Чертов палец (1Б) – под пер. Сахарная голова Общая протяженность пути:6 км Выходим в 7.12. За 1 час по левому карману серединной морены подходим под перевальный взлет пер. Чертов палец. Нужную нам седловину легко узнать по характерному скальному выступу посреди седловины. Перевальный взлет представляет собой крупную осыпь в нижней части и среднюю – в верхней. Протяженность взлета – 400м. Подъем на перевальный взлет весьма утомителен. Крутизна склона около 30º. Перепад высот от подножия взлета до седловины перевала около 400 метров. Движемся плотной группой, в касках, с самостраховкой альпенштоками. Путь подъема стоит тщательно выбирать, т.к. в некоторых местах осыпь “живая”. В самой верхней части подъема стоит двигаться особенно аккуратно, чтобы не спускать камни на идущих ниже. За 2 часа 30 минут поднимемся на узкую скальную седловину перевала. На перевале в 11.15. Характер склона на спуске аналогичнен подъему, но перепад высот несколько меньше. Спускаемся плотной группой. Осыпь “живая”. Спуск с перевала занимает 50 минут. Сразу под перевальным взлетом мы обедаем. Затем пересекаем пологий открытый ледник и по правому по ходу моренному гребню, не теряя высоты, движемся к леднику, стекающему из цирка перевала Сахарная голова. По пути мы пересекаем пологий зачехленный ледник, стекающий из-под перевала 241. За 1 час 30 минут от места обеда траверсом выходим к нашему леднику сильно выше его подножия. В 16.20 ставим лагерь на морене левого борта ледника под перевалом Сахарная голова.
3-ий ходовой день Нитка маршрута: пер. Сахарная голова (2Б) – под пер. Искра Северная Общая протяженность пути: 4 км Выходим в 5.12. За 1 час движения в Ю напр. по пологому (5º) открытому леднику подходим к ступеньке, выводящей под перевальный взлет. Ступенька представляет собой фирновый склон (25º, перепад высот около 100м). За 20 минут понимаемся под бергшрунд, за которым начинается перевальный взлет. Бергшрунд забит снегом. Сам перевальный взлет представляет собой ледовый склон крутизной 30º – 40º. Ïерепад высот от подножья перевального взлета до седловины – около 300 м. За 90 минут проходим перевальный взлет в связках с организацией одновременной страховки при помощи скользящих буров (через каждые 15 м). В 8.10 выходим на широкую пологую снежную седловину. С седловины хорошо виден наш следующий перевал (Искра Северная) и путь подъема на него. Спуск с перевала – мелкоосыпной кулуар крутизной 30º, перепад высот – около 300 метров. За 40 минут спускаемся с перевала. Движемся плотной группой в касках с самостраховкой альпенштоками. За 1 час подходим под перевальный взлет перевала Искра Северная. Идем по пологому закрытому леднику в связках. Здесь в 11.00 ставим лагерь. Группа готовит обед, а одна связка отправляется провешивать перевальный взлет перевала Искра Северная. Перевальный взлет в нижней части разрезан бергшрундом. Крутизна склона – 25° . До бергшрунда поднимаемся в связках, рубим ступени. Бергшрунд переходим по одному из многочисленных ледовых мостов. Выше бергшрунда склон значительно круче – до 50º. Снега довольно мало. Вешаем 200 м перил, но до седловины остается еще 50 м траверса. Крепление всех перил на ледобурах. Провешивание перил и возвращение в лагерь занимает 90 минут.
4-ый ходовой день Нитка маршрута: пер. Искра Северная (2Б) – под пер. Искра Центральная Общая протяженность пути:3 км Выходим в 5.30. Поднимаемся под бергшрунд по пробитым вчера ступеням. Проходим 200 м перил, также провешенных вчера. Выше них вешаем еще 50 м траверса до седловины перевала (крепление тоже на ледобурах). Подъем на перевал занимает 3 часа. В 8.30 оказываемся на седловине. Здесь есть небольшое озерцо, места под 2 палатки, которые, правда, нужно оборудовать, и пустой тур. Спуск с перевала возможен по одному из трех скально-осыпных кулуаров. Мы выбираем левый по ходу, так как он кажется на наиболее простым. С седловины вешаем вниз 2 веревки по 50 м через выходы мокрых скал (30º – 40º, êрепление перил за скальные выступы). Последний участник снимает веревки с нижней страховкой. Остальная часть спуска проходит по мелкой и средней осыпи, присыпанной тонким слоем снега. Движемся в касках, плотной группой. Перепад высот от седловины до перевального влета – 300 м. Спуск от перевальной седловины до подножия перевального взлета занимает 2,5 часа. Спустившись с перевала на моренный гребень, проходим по нему 20 минут в В направлении и находим оборудованные места для двух палаток. Но стоянка на этом моренном гребне нас не привлекает, поэтому мы проходим 200 м к подножию гребня. Здесь мы строим две новых площадки под палатки. Встаём на ночёвку в 12.30 напротив перевального взлета перевала Искра Центральная.
5-ый ходовой день Нитка маршрута: пер. Искра Центральная (2А) – под пер. Тоо-Карын Общая протяженность пути: 8 км Утром плохая погода: видимость менее 50 м. К 11 часам небо проясняется, и мы выходим на перевал. Спускаемся с моренного гребня и выходим в цирк перевала на закрытый пологий ледник. Движемся по нему в связках 20 минут и подходим под перевальный взлет. Перепад высот от начала перевального взлета до седловины – 400 м. Крутизна склона постепенно возрастает от 20º до 40º. Взлет засыпан снегом (тропим по колено) и изрезан трещинами (идем в связках). В верхней части крутизна склона увеличивается (более 30º), снега становится меньше, поэтому мы организуем страховку на скользящих бурах. Вертим 10 буров, расстояние между бурами – 20м. Непосредственно под седловиной перевальный взлет разрезан большим бергшрундом. Выше бергшрунда – ледовый лоб крутизной 45º. Преодолеваем бергшрунд по ледовому мосту (перильная страховка). Затем вешаем одну веревку (50 м) по ледовому лбу (крепление перил на двух ледорубах) и поднимаемся на седловину. Выходим на перевал в 15.00, подъем занимает 4 часа. Возможен технически более простой подъем на перевал левее (по ходу) нашего пути. Здесь крутизна склона меньше. Но мы отказались от этого варианта из-за его лавиноопасности (много снега даже в верхней части перевального взлета). Седловина перевала широкая и заснеженная, можно поставить несколько палаток. Спуск с перевала осуществляем в связках по пологому (15º) закрытому леднику. Спускаемся по правому борту ледника. При выходе из цирка перевала ледник становится более крутым (до 25° ), язык ледника сильно изрезан трещинами. Обходим трещины по средней и мелкой осыпи справа по ходу. Спуск на плоский открытый ледник Салык Восточный, стекающий с перевала Проценко (1Б), занимает 1 час 10 минут. Движемся в З направлении, пересекая язык ледника в строну перевала Тоо-Карын. Пересекаем этот язык за 50 минут и в 18.00 ставим лагерь на морене в начале подъема на перевал Тоо-Карын. Высота стоянки по альтиметру – 3500 м.
6-ой ходовой день Нитка маршрута: пер. Тоо-Карын (2Б) Общая протяженность пути: 4 км Выходим в 7.00. Подходим под перевальный взлет по среднеосыпной морене осыпи (15º). За 50 минут подходим под перевальный взлет. Перевальный взлет представляет собой 25-30-градусный склон (средняя осыпь, перепад высот от начала перевального взлета до седловины – около 200 м). В верхней части перевального взлета – несколько метров скальных выходов, которые, впрочем, легко преодолеваются по расщелине, которая выводит к седловине перевала. Проходим перевальный взлет за 60 минут, и в 9.30 выходим на узкую скальную седловину перевала. В 30 м ниже седловины со стороны подъема есть площадка для одной-двух палаток. Воды нет, но можно топить снег с седловины. Для спуска с перевала вешаем 125 м перил по скалам (60º) и 50 м перил по льду (45º). Первую веревку крепим на крюке и старой расходной петле вокруг большой глыбы. Вторую веревку крепим на трех крючьях (швеллера). Третью веревку – на расходную петлю вокруг скального выступа. Четвертую веревку (по льду) – на два ледобура. Последней веревки как раз хватает, чтобы преодолеть бергшрунд, ниже которого склон выполаживается. Первые три веревки мы сдергиваем, оставляя скальные крючья и петли, а последнюю снимаем с нижней страховкой. От подножия перевального взлета спускаемся в связках. Через 200 м склон снова становится круче (35º) и мы вешаем еще 25 м перил, чтобы преодолеть этот крутой участок и трещину в его нижней части. После этого ледового лба проходим еще 500 м на спуск и выходим на морену в правой части ледника, где готовим обед. Воду берем из ручейка, стекающего со скал. Спуск с перевала до места обеда занимает 5 часов. После обеда продолжаем спуск по среднеосыпной морене крутизной до 20º. За 1 час 10 минут спускаемся к первым зеленым площадкам. Есть вода в ручье и места для палаток. Ставим лагерь в 19.00.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||