Автор: Дмитрий Павленко, г. Москва

Главное - удовольствие!

Авторская страница Дмитрия Павленко

Читайте на форуме Mountain.RU про спасработы на Джанги-Тау и в Ала-Арче

Как тяжек и опасен, порой, путь самостоятельного «изобретения велосипеда», сколько неизвестности таится за каждым перегибом гребня нашей судьбы, как, порой неоправданно, бросаем мы себя в пучину беспросветного риска, безо всяких гарантий на получение удовольствия. Навсегда запомнилось высказывание одного из сильнейших, в свое время, альпинистов СССР Сани Колесова: «…и третьеразрядник может пройти «шестерку» при благоприятном стечении обстоятельств, но получит ли он от этого удовольствие?» А ведь именно удовольствие, радость от общения с Горами, в конечном итоге и является тем наркотиком, который заставляет нас снова и снова вырываться из душной городской обыденности, стремясь навстречу новым впечатлениям. Как человек, прошедший полный курс самостоятельного альпинизма, позволю себе перед летним бумом в сто сорок восьмой раз заострить внимание общественности на проблеме адекватной оценки собственных возможностей, ибо начавшийся сезон уже дал приличную пищу для размышлений.

На данный момент ситуация, сложившаяся в нашем альпинизме, весьма способствует переоценке своих способностей, ведь на общем, очень невзрачном фоне, так легко почувствовать себя сильным, едва приподнявшись над средней планкой, которая нынче крайне низка. В связи с этим огромное значение приобретает самоконтроль и самоанализ, способность стать жестким и беспристрастным судьей для самого себя. Проблемы, возникающие по ходу данного процесса, идентичны, что для третьеразрядника, что для МСа, разница лишь в последствиях. Практика показывает, что у залезшего «в жопу» МСа, шансов на благополучный исход гораздо больше, несмотря на разницу в размерах этих самых «жоп». Как начинающему солисту, мне довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда маршрут, на который я вышел, оказывается «не по зубам». И надо прикладывать все свои знания и умения для того, чтобы отступить без потерь, притом, что дюльферять по стене в непогоду гораздо безопаснее, чем шарахаться в «молоке» по гребням да кулуарам. Мораль: вовремя и грамотно отступить - не значит проиграть. В начале спортивной биографии очень часто отступление вообще не рассматривается как вариант продолжения событий, начинающих развиваться в неблагоприятном направлении. В результате - холодные ночевки и полночный клаймбинг «со всеми вытекающими» на стандартных «тройках» и «четверках». А в чём удовольствие-то? Да, опыт хождения в экстремальных условиях очень полезен и нужен, но только тогда, когда каждый участник группы по все параметрам готов к преодолению предстоящих трудностей. Только тогда урок будет впрок! И к преодолениям надо готовиться внизу!

От команды к личности.
Другой важнейший аспект-озвучивание перед товарищами своего личного «я не могу» или «я боюсь». О, как же это неимоверно тяжело, и к каким катастрофическим последствиям приводит. Из боязни ли прослыть трусом или слабаком, из ложного героизма или нездоровых амбиций люди ставят себя (и в конечном итоге - всю группу) в очень сложное положение, выйти из которого не всякой группе по силам. Коллеги, не бойтесь признаваться себе и окружающим в своих слабостях, признаваться не тогда, когда отказали ноги или ещё чего, а когда начинаешь чувствовать слабину. Не надо пытаться «перешагивать через себя» в Горах, это надо делать дома, на тренировках, чтобы возможный сбой в организме закончился отдыхом и визитом в физдиспансер, а не спасами. И чем меньше опыт тренировочного процесса, тем более заниженной должна быть внутренняя планка нагрузок на восхождении, ибо даже опытному спортсмену не всегда удаётся распознать приближение к опасной черте.

Так же очень важно научиться использовать свой страх себе во благо, ведь страх - элементарная и крайне полезная и информативная реакция организма на опасность. Врожденный инстинкт дает понять, что пора подумать о самосохранении, и Вы начинаете применять свои знания и умения, чтобы снизить уровень риска. Если уровень знаний и умений достаточен для выбранного маршрута, страх отступает, но постоянно стоит на страже и мобилизует организм на борьбу с опасностью, в этом его основная позитивная функция. Если же знаний и умений недостаточно, страх начинает подавлять, становясь реальной силой, усугубляющей опасность. Поэтому не жалейте времени на самоанализ. В восхождении, как в процессе, есть куча «полочек» по которым можно разложить свой страх, чтобы выяснить свои наиболее уязвимые места и узнать, над чем следует поработать на тренировках и восхождениях. Человек боится того, чего не знает, а альпинист ещё должен бояться и того, что знает. Поэтому надо читать разборы несчастных случаев, осмысливать их. И не стесняться попросить напарника подстраховать тебя лишний раз, или пересмотреть маршрут движения, или изменить тактику… И ещё куча всяких «или», а это опять упирается в проклятый опыт, и, соответственно, пока его, проклятого, недостаточно, сто раз стоит подумать, прежде чем продолжать ломать себя, превозмогая необъяснимую дрожь в коленках, пытаясь «не облажаться» перед товарищами. Пытка страхом - очччень неприятная штука, не раз испытывал на собственной шкуре, и стоит ли терпеть её, не имея шансов понять причину, чтобы попытаться устранить её. В чём тогда удовольствие-то?

Работая гидом и инструктором, я научился просто категорически уважать людей, не боящихся признаться в собственных слабостях, ибо это позволяет предотвращать попадание группы в критические ситуации, и, как следствие, обеспечивать людям получение максимум удовольствия от общения с Горами. Поэтому не бойтесь бояться - это полезно для здоровья.

Чтобы «не растягивать макароны», остановлюсь на рассмотренных выше проблемах, встречающихся практически в каждой группе. Коллеги, не забывайте о тренировке собственного самоосознания, всё-таки горовосхождения - удел думающих людей.

«На закуску» - негативный пример из прошлого сезона со счастливым концом. Я работал с крутым клиентом на пике Победы. Посмотрев его послужной список, состоящий из восьми восьмитысячников и кучи Гор поменьше, я надеялся, что восхождение сложится удачно и не очень напряженно. Акклиматизационный выход утвердил меня в моих ожиданиях, клиент до 5800 почти не отставал. Выйдя на восхождение, мы так же легко и непринужденно достигли 5800, а на следующий день, уже на 6100, я с сожалением увидел, что у нашего проекта нет будущего. Чуть выше 6400, на ночевке я предложил вернуться, так как такой резкий спад у опытного спортсмена ничего хорошего не обещает. На своё предложение я получил ответ в духе: «уплачено до вершины и нечего тупить». С 6400 на Важу мы выгребали два дня! Об отступлении я уже не заговаривал, просто пытался не дать клиенту окончательно закиснуть. После четырех дней ожидания погоды, мы, при идеальных условиях, вышли на штурм. Двести метров по гребню убедили меня, что надо поворачивать, пусть даже насильно. Возле пещеры уже начались требования спасательного вертолета на 6900 и прочих «удовольствий» - амбиции иссякли. До клиента, наконец, дошло, что он просто начинает умирать от сердечно-сосудистой недостаточности. К чести его, он смог взять себя в руки и потихоньку двигаться. К счастью его, у меня была с собой веревка 60 метров, и за день мы спустились под перевал Дикий, где ему полегчало. При отсутствии у него такого большого высотного опыта, гибель была бы неминуема. Вот во что выливается неспособность вовремя признать свою слабость.

Поэтому, господа, к чёрту амбиции и прочую чепуху, главное - удовольствие!

Опыт решает все

Дмитрий, наверное после нашей группы возникают такие критические статьи. Главное что мы приняли все твои замечания и будем над этим работать. Отлично, что мы ходили с тобой. Все правильно пишешь, только как человек узнает свою грань, до которой можно ходить без аварийно? "У страха глаза большие".

страх - это хорошее лекарство

Отлично! Полностью согласна ! Очень приятно читать мысли, созвучные своим, от человека весьма авторитетного в альпинизме. Хочется добавить относительно работы с участниками(клиентами) - горы сами воспитают, искусство инструктора в том и состоит - обезопасить этот процесс (по-возможности), дать людям совершить учебные(т.е. не смертельные) ошибки и сделать из них правильные (для будущего) выводы.

Отличная статья!

Примеры, стилистика - все здорово. Будем настойчиво предлагать :) народу ознакамливаться перед походами. Заставляет задуматься - эта та категория материалов, осмысление которых меняется еще и с опытом.

Кратко, емко...в самую точку :)

Неконтролируемый страх - паника...экстремалам понравится :)