Описание события "в авторской редакции": непосредственно от руководителя похода Романа Абилдаева" />

Автор: Роман Абилдаев, г. Новосибирск

Спасработы в Ала-Арче

Гора Байчечекей. Закат. Вид с приюта Рацека.
Фото: Михаил Сосин, г. Кемерово
Многие имели возможность в районе 7-8 января видеть по телевизору "информацию" о героическом спасении якобы терпящей бедствие в горах Тянь-Шаня группе из Новосибирска. Сюжеты прошли по многим каналам, в том числе федеральным.

НТВ: «Пять российских альпинистов оказались блокированы в горах, на леднике в ущелье Ала-Арчи. На помощь россиянам направлено подразделение горноспасателей…»

Описание события "в авторской редакции": непосредственно от руководителя похода Романа Абилдаева:

"Коротко хронология похода 2 к.с. группы туристов секции горного туризма НГУ в районе Киргизского хребта (планируемые сроки 27.12-7.01).

Вечером 27 декабря 2006 года наша группа приехала в альплагерь "Ала-Арча", где была оставлена заброска продуктов, после чего, сделав одну ходку по тропе, остановились на ночлег перед началом крутой тропы в урочище Адыгене. За следующий день группа переместилась из долины реки Тестор под перевал Электро (1а, 3800).
Проснувшись утром 31 декабря, группа за две ходки поднялась на перевал, где был найден тур, но не найдена контрольная записка. Написав записку, мы двинулись дальше в ущелье Адыгене и к 17-30 дошли до альплагеря, где был отпразднован Новый год.
Утром 1 января в 10-15 группа двинулась по маршруту в ущелье Аксай, к вечеру добрались до стоянок Рацека. 2 января продолжили подъем в сторону перевала. Байчечекей. Пройдя полтора часа и глядя на усугубляющееся отставание от группы участника Карелина, было принято решение отправить его вниз в альплагерь дожидаться возвращения группы с маршрута. Раскидав поровну вещи по рюкзакам, мы двинулись дальше, держась левой (по ходу) стороны ущелья (двигались по турам).
Дойдя до снежного взлета, мы поднялись к 15-00 до Семенских стоянок. Ввиду порывистого штормового ветра и метели, было принято решение переждать плохую погоду в палатке, предварительно выкопав под нее и кухню траншею. На следующий день поняв, что погода установилась ясная и безветренная, к обеду группа поднялась на пер. Байчечекей (1б, 4250). Тур обнаружен не был ни в одной из возможных седловин, поэтому мы сложили свой и поместили туда контрольную записку.
Далее четверо участников (Абилдаев, Ролин, Ивирсин, Аверков) совершили радиальное восхождение на п. Байчечекей (1б, 4516).

Долина реки Ак-Сай
Фото: Михаил Сосин, г. Кемерово
В 14-00 был начат групповой спуск с перевала. Сначала двигались как по описанию по льду в связках, однако участниками было высказано предположение, что проще было бы спускаться по сыпухе сколько позволяет уклон, а потом переходить на передвижение в связках по леднику. Выйдя вновь на ледник, участники Кривенко и Малькович потребовали провесить дальнейший путь перилами.
Спустившись с рюкзаками до фирнового плато и оставив свой рюкзак внизу у палатки, участник Казарезов вновь подошел пешком без ледоруба к перилам, чтобы встретить Мальковича и помочь ему донести рюкзак. В результате неосторожного движения Казарезов упал на фирн (уклон около 8-10 градусов) и покатился вниз. При попытке задержаться кошками он неудачно подвернул ногу и, как оказалось впоследствии, заработал перелом малой берцовой кости с вывихом голеностопа.
Диагностировав полученную травму как вывих и растяжение связок, мною было принято решение полностью разгрузить рюкзак Василия по участникам и транспортировать его вниз.
После бесплодных попыток нести пострадавшего на спине, на коврике, вести вдвоем под руки пострадавший заявил, что он способен передвигаться сам, но чтобы всегда рядом был кто-нибудь для поддержания его на случай падения.
В течение всего светового времени 4го и 5го января нами был пройден открытый ледник Байчечекей (3 км, 500 м. перепада).
В 18-30 5-го января после выхода на моренные валы ущелья Чонкурчак, по согласованию с группой я и Максим Ивирсин отправились вниз за помощью. В 00-00 6 января мы добрались до первого коша (телефона и транспорта у хозяина не было), в 1-00 была остановлена машина, водитель которой согласился подвезти нас до альплагеря Ала-Арча, откуда в 3-00 был сделан первый звонок в городскую службу спасения г. Бишкек.
Дежурный попросил нас перезвонить в 6-00, когда придут на работу спасатели.
После повторного звонка в районе 11-00 был создан спасательный отряд под руководством Нурманбетова Сталбека и в 14-00 спасотряд в количестве 4 человек поднялся вверх по ущелью со всем необходимым оборудованием для оказания первой медицинской помощи и транспортирования пострадавшего.
В 18-20 оставшаяся группа, спустившаяся до высоты 3200 по морене, была обнаружена спасателями. 7 января в 8-00 мы поднялись вверх по ущелью, где на высоте 3100 мной была встречена группа спасателей, передвигавших Василия на санях-волокушах. Поднявшись далее вверх, мы забрали походные рюкзаки у подошедших участников.
В 12-00 пострадавший был спущен вниз и увезен в 4ю республиканскую больницу г. Бишкек, где ему был наложен гипс."