Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, г. Бишкек

Прикосновение

Прикосновение. Сезон закончен, любимая ждет на Иссык-Куле, а я машу рукой вертолету, уносящему в Кар-Кару остатки северного базового лагеря . Позади очередной шторм на вершине Хана и обидное до слез возвращение из под купола Победы во имя спасения жизни клиента. Впереди мой долгожданный Рубикон, граница, единственная, оставленная самому себе лазейка в «мирную» жизнь. Пять лет назад, после неудачной попытки прохождения центра Северной стены Хана, закончившейся сломанными руками и нескучным самоспасением, в душе засела заноза- здесь можно пройти в одиночку! Постепенно , в процессе ежегодной подготовки и отчаянных тренировок, заноза превратилась в «идею фикс». Вот она, моя «Высшая проба», испытав себя которой, я, может быть( Месснер обещал), найду наконец согласие с самим собой и окружающим меня миром.

Опять привычная, слепящая солнцем тишина, только не в Арче, а на Северном Иныльчеке. От смены масштаба слегка познабливает. Галки ,приготовившиеся к пиру на остатках разобранного склада, встревожены. «Неужели эти хитрые двуногие оставили сторожа на зиму?!». Не дрейфь, пернатые, я лишь на ночь. Передо мной два пути на Юг, к вертолету. Справа, знакомая до боли классика- путь позорного бегства и слева, пугающая громада Северной стены. До рассвета я должен сделать выбор.

Но сначала мне надо обустроить быт. Ночь придется провести без спальника, чтобы он не отсырел и не прибавил к моему затридцатикилограммовому рюкзаку лишнюю тяжесть. Пожалуй, для ночлега отлично подойдет остов бани с неразобранной парилкой. Натягиваю на крышу оставленный тент, забрасываю внутрь кошму- одеяло для овощей и отщепенцев, и вполне приличная ночлежка готова. Теперь можно провести рейд по лагерным помойкам, под неодобрительными взглядами галдящих галок. Прочекивание гарбиджа принесло несколько пакетиков «Гала-Гала», пол банки кофе и много всяких вкусностей. Шикарный ужин и не менее шикарный завтрак мне обеспечен. Оставляю, мелочи, необходимые для ночлега и выдвигаюсь в сторону Стены, чтобы забросить своего захребетника как можно ближе, ибо ночью колбасить по леднику с таким чувалом- мало приятного, да и путь не мешало бы просмотреть. Фонарик у меня аховый, и я хочу знать состояние ледника для ночного подхода. Дойдя до начала подъема к чаше ледника под Стеной, оставляю рюкзак и поднимаюсь в чашу. Снега нет вообще- прекрасно. Чаша завалена свежими обвалами- это хуже, но по дну можно все обойти. На обратном пути сооружаю туры и, воодушевленный, возвращаюсь на базу. Чтож, осталось не поддаться наваливающемуся страху и сильно не проспать. Смешно, спать перед Такой Горой!

Ночь подозрительно теплая, но на небе ни облачка. Пообещав себе, что если будет слишком страшно, то я вернусь от берга, в три часа стартую. Махом налегке дохожу до рюкзака и сливаюсь с ним в «экстазе». Споро миную чашу под стеной, благо снега- ноль и начинаю карабкаться под берг. Под ним снега, как и положено, от «развилки» до груди. Выкладываться я не имею права, и это плавание занимает почти два часа. В шесть нуль нуль я под Стеной. Точка принятия решения. С верху, шипя, пролетели два приличных аргумента в пользу возвращения. Увернувшись, продолжаю одеваться и, сглотнув горькую от страха слюну, переваливаю через крутую кромку берга и двигаю в направлении развилки. Развилка- место, где можно либо свернуть налево, к центру Стены, либо пойти прямо, по правой части. До нее где-то 12-14 веревок.(по 2001 году, тогда мы перилили от берга). Надеялся пройти этот участок без перил, но к десятой веревке, тяжелый спутник за плечами сделал свое черное дело. Боль в ногах перешла все допустимые пределы и я, грустно матернувшись, начал процесс еложенья вверх- вниз. При подходе к развилке, по небу повалила беспросветная циррусня. Начались мучительные раздумья по поводу дальнейшего пути. У меня пятнадцать кил «железа» , приготовленного для центра, но я абсолютно не готов к восхождению в непогоду, ибо вся моя качественная снаряга сгорела во время прошлогоднего хели-приключения. Увы, но, похоже, мне придется отказаться, от восхождения по центру Стены. В непогоду, с плохой одежонкой и бивуаком, можно запросто оставить там все здоровье, а я давно являюсь непримиримым противником тупого спортивного героизма. Да и просто заторчать на Стене я не имею права, потому, что никто не знает, что я пошел не по классике, и в случае моего невыхода к вертолету, ни в чем не повинные люди поимеют кучу левых хлопот. Будь это моя собственная экспедиция- другое дело, но сейчас я гид у Казбека Валиева, и не могу так по хамски подставлять шефа, итак пошедшего на немалый риск оставить меня одного без присмотра на леднике. Опять же, по левой части я ходил, по центру ходил, а по правой нет, интересно. Подведя под свой страх такую мощную теоретическую базу, я направился в сторону крутого ледового взлета, выводящего на правую часть Северной стены. Впереди полная неизвестность, поэтому решил подумать о дальнейшем пути на первой ночевке, а ее еще надо было найти. Пройдя две интересные веревки крутого, хрупкого льда, перевалил на ледовую плоскость обычной крутизны( маршрут Лоу на п. Свободная Корея). Дело к вечеру, вокруг все затянуло, пора искать ночевку. Еще через веревку, вижу подходящее место для моей палатки, сшитой из остатков тента, пережившего стенное приключение 2001 года. Полочка оказывается залитой льдом, но особого выбора нет. Начавшийся снегопад не оставил шансов для маневра, по льду загрохотали «скорые поезда» лавин. За два часа удалось вырубить на своем «полустанке» вполне приличную, полулежачую полочку, но в палатку набилась куча снега. Обидно, промокнуть насквозь в первый же день абсолютно не входило в мои планы.

Утро развеяло сомнения в правильности выбранного пути. Снегопад не прекращался, и у меня не было никакой возможности двигаться ни вверх, ни в низ, поскольку я не знал расписания «поездов», чтобы проскочить между ними. Вот так попадалово. В 2001м у нас было три дня хорошей погоды, а сейчас- полный беспросвет с самого начала. «Пух» стал похож на мокрого барбоса с грустными глазами, который и рад бы помочь хозяину, да не в состоянии. Вот тебе и Центр, по правому краешку вылезти бы до гребня. Еды и газа у меня на десять дней, но впереди сплошные загадки. Сколько продлится непогода, какой рельеф выше и куда вообще лезть?! Облачность не дает просмотреть стену до гребня, видна только скальная ступень, веревках в трех, но насколько она сложна, не оценить с такого расстояния. День проходит в грустных мыслях. Следующий рассвет опять вселяет надежду, но стартовать рано не удается, ветер сдувает приличные лавины из остатков снегопада. До скал оказалось не три веревки, а пять с половиной, как обманчив горный воздух! Пройдя веревку крутой, заснеженной черепицы, нахожу на месте планируемой станции отличный швеллер, прекрасный подарок на неприятном рельефе. А окружающий мир опять погружается в снегопад. Вот тебе и полазили, пора искать убежище от лавин. Вокруг крутые скалы под пушистым, свежим снегом. Ничего подходящего не видится, вытоптать хотя бы под «пятую точку». Нахожу подходящее место, но оно пробивается небольшими лавинами. Делать нечего, потихонечку трамбую снег, но готовую полочку постоянно заравнивают лавины. После двухчасовой, безрезультатной борьбы, становится грустно, а, главное, холодно. Вся одежда мокрая насквозь и согреться, даже работой, весьма сложно. К счастью, всеже удается поймать маленькое «окно» в лавинах, и я успеваю устроиться на своем «стульчике». Ну, теперь, как сказал бы мой друг Эдик, я- фаворит Луны! Аккуратно, чтобы не прожечь палатку, топлю воду. Будет кипяток- будет жизнь. Разгневанные снежные потоки постоянно пытаются вытеснить меня с крохотной полочки, но на моей стороне рюкзак. Он, еще более отяжелев от воды, превратился в хорошего соратника по борьбе за «место под солнцем», точнее под лавинами. С ужасом думаю о завтрашнем дне. Если снегопад не прекратится, мне придется по настоящему туго.

Ближе к утру растянуло. Ночь прошла без сна, и в начале шестого я уже разбирал свою ночлежку. Желания доставать фотик не было, а жаль. Передо мной возвышалась следующая скальная ступень, а за ней видна ледовая стена «подушки», по которой можно выползти на гребень. Сегодня я, как минимум, должен найти место для нормального отдыха, а лучше- вылезти на «подушку». Корявая ночевка отняла кучу сил, а мне они еще очень нужны, ибо я понятия не имею, сколько лезть до гребня, и сколько мне понадобится энергии и везения, чтобы спуститься на Юг по незнакомой и опасной тропе. Пропериливаю одну веревку и ухожу в отрыв. Чтобы прорваться придется потерпеть просто хамскую боль в ногах. Под ступенью некрутые скалы, засыпанные по пояс снегом. В борьбе с бездорожьем не сразу замечаю, что вылез на приличную крутизну. Лихорадочно ищу место для станции, бросаю рюкзак и прохожу хорошую веревку скал, начинающуюся с легкого нависания. Вот и низ ледовой подушки. Попытка закрутить «гривелевский» бур приводит меня в замешательство. Он выпадает с ведерным «эскимо» из непонятно как перемороженного или перестоявшегося льда. Вот так сюрприз! Даже кондовый, зимний Арчинский лед ведет себя гораздо приличнее! Надо мной веревка такого, слегка нависающего льда, очень неприятно. Виден вроде бы более пологий выход слева, но там веревок пять надо долбить кошками, а терпеть боль уже крайне затруднительно. Высматриваю участок с просто отвесом и решаю вылазить через него, пусть круче, зато всего веревка. К счастью, наискосок, стенку пересекает трещина, забитая снегом, и пол пути я прохожу по ней. Вот она, «подушка»! Из за ближних сераков я не вижу всю плоскость и не знаю, смогу ли я на нее здесь выбраться, но усталость берет свое. Вытаптываю площадку и готовлю запоздалый завтрак. Напротив, на склоне плеча Чапаева, замечаю три тела, идущие вверх. А я думал, что закрываю сезон с Севера! Интересно, что за челы и куда они будут спускаться. Глядишь, спусковую тропу мне протопчут на Юг. Мечты, мечты. Тут еще не понятно, сколько до гребня, и небо опять затягивает. У серака напротив отличное место для ночевки, ах, как хочется поставить палатку и завалиться спать! С огромным трудом заставляю себя начать движение, мне надо выходить на гребень, здесь меня опять может запереть лавинами. Перевалив через сераки, попадаю на основную плоскость «подушки», но на ней снега по грудь. Вижу гребень, но продвигаюсь по метру за пять минут. Через час борьбы склон предупредительно ухнул, дав понять, что скоро мы все вместе поедем к началу маршрута. Час от часу не легче! Спускаюсь обратно и блуждаю в поисках более безопасного снежного покрова. Повезло! Нахожу менее глубоко заснеженный участок склона и по нему тихонько гребу в сторону гребня. Хорошо, что пока хватает сил на 50 шагов, есть шанс, до темна достичь безопасного места для ночевки. По знакомому сценарию начинается снегопад, а прибавить, мощи уже нет, страшно. Надеюсь, что с таким рюкзаком, в снегу по пояс, меня не так то просто сковырнуть со склона. В сумерках выполз на гребень в районе 6100, вот оно счастье. Под перемычкой разглядел палатку, но следов к ней не было. Неужели еще кто то поднимется с Юга?! Для меня это был бы просто подарок фортуны! Троица с Чапая потихоньку спускалась к перемычке, кто ж такие то? Дойдя до перемычки организую бивуак и, сквозь темноту слышу, что соседи встают на ночевку где то выше. Ладно, утро вечера мудренее, еще надо сходить на вершину, а снега на гребне- «мама, не горюй». Тяжелейший день заканчивается полным отрубоном под шелест снегопада.

Утром проснулся от голосов соседей, спускавшихся на Юг с перемычки. Один голос женский, гурманы. Ночевали они под бергом, на склоне Чапая. И прикалывает же туристов перевал Западное плечо Хан-Тенгри! А я уж думал вместе до вершины потропим. Сразу возникло острое желание увязаться за спускающимися, и пропади оно все пропадом. Кое как уговорил себя не делать глупости и в половине двенадцатого, по пижонски, вышел в сторону вершины. Семь часов туда-обратно, нормальное время. Однако, глубокий снег и накопившаяся усталость, заставили повернуть назад от первых скал, обложался дружочек. Чтобы скоротать время пошел искать веревку с перемычки на Юг. Нашел случайно, пока рыл яму для самовыверта и в это время на перемычке начался настоящий снежный шторм. Кое как добрался до палатки, отметив про себя, что не зря сегодня не пошел наверх. Надо будет завтра выйти пораньше. Первый раз в своей истории, вышел, аж в половине седьмого, очень не хотелось попасть в стандартную вечернюю непогоду. Главное доплыть до перил, а там, по накатанному, легче. До вершины дошел не быстро, но без особого напряжения. И здесь был одарен великолепной солнечной тишиной. Удалось спокойно погулять по вершине и пофотографировать. На спуске заметил следы, ведущие с Юга к палатке под перемычкой. Какая удача! Значит смогу приклеиться к кому-нибудь и пройти Семеновского со страховкой- здорово! К трем часам дня я был на перемычке и после часа отдыха свалил на Юг. А там Серега Бродский и Аллочка Тузова с какими то шальными клиентами, ура, здравствуй, жизнь!

А на самом деле, жизнь началась только «под крылом» Димы Грекова, после того, как мы, с Серегой и Аллой прорвались через снежный шторм к последнему, в этом сезоне, оплоту уюта и спокойствия на Южном Иныльчеке- базовому лагерю «Ак-Сай тревел».

Жаль. Столь тщательно подготовленное восхождение по центру Стены не удалось. Видимо- тщательности не хватило. Но, всеже, я сумел прикоснуться к ее леденящему кровь величию, почувствовать всю прелесть и весь ужас одиночной высотной техники, когда, даже по простейшему пути, расстояние до гребня измеряется несколькими десятками веревок и уйти через верх, проще, чем сдюльферять и никто не подбодрит тебя по связи теплым матерным словом.

Огромное спасибо Казбеку Шакимовичу Валиеву за его долготерпение к моим задвигам и Дмитрию Грекову за настоящее южноиныльчекское гостеприимство.