Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях
Авторы: Необходимость в спасательных службах в горах существовала уже давно. Ещё в 19 веке началось активное продвижение людей в горы, и, к сожалению не всегда пребывание людей в горах заканчивалось благополучно. Так на Кавказе первой крупной катастрофой можно назвать переход Новороссийского драгунского полка в обход Крестового перевала во время Русско-Турецкой войны. В марте 1853 года, передвигаясь по маршруту сел. Коби – сел. Каркуча - пер. Бусарчильский, при спуске с последнего один из эскадронов попал в лавину, при этом 3 офицера и 31 солдат оказались под снегом, из них 14 человек погибло. Также погибло 28 лошадей. Необходимо отметить, что снежно-ледовые обвалы, лавины, сели и связанные с ним наводнения до середины 19 века часто и надолго прерывали движение по Военно-Грузинской дороге. На то время это была единственная хорошая дорога, соединявшая центр Северного Кавказа и Закавказье. До наших дней сохранились тропы обхода над дорогой от р. Кистинки до Казбеги, а вплоть до 1917 года существовал Терский отдел Кавказского округа путей сообщения со своими казармами, будками, наблюдателями и т.п. Надо сказать, что главной задачей 19 века для администрации крепости Владикавказ было бесперебойное и безопасное передвижение по Военно-Грузинской дороге. Для этого на перевале были построены приюты, держали горных проводников. Так на Крестовом перевале длительное время спасателями-проводниками работали несколько поколений Бидаровых – их можно назвать первыми спасателями Осетии. Начало первых профессиональных поисковых работ в горах Кавказа было положено выдающимся английским альпинистом-путешественником Дугласом Фрешфильдом в 1889 г., когда он возглавил и проводил поисковые работы пропавших в горах в 1888 г. альпинистов Донкина и Фокса. Д.Фрешфильд был отважным горовосходителем, сумевшим за один сезон 1868 года совершить великолепный дубль – первовосхождение на Казбек и первопрохождение на Эльбрус с Юга (Вост. вершину), и он сумел через год отыскать лагерь погибших альпинистов под Коштантау.
Возникновение организованной индустрии горных путешествий на Кавказе в начале 20 века потребовало создания класса проводников, наблюдателей, спасателей для обслуживания туристов. Возникла необходимость строительства приютов, хижин и троп вдоль туристических маршрутов. В 1901 г. возникло Русское горное общество в 1903 г. - Владикавказское горное общество. Вопросы безопасности и разбор несчастных случаев в разных горных системах подробно освещались в географических изданиях, трудах, сборниках горных обществ. Так, в “Ежегоднике Кавказского Горного общества за 1905 г.”, разбирался несчастный случай на Барт-Корте, когда в обычной экскурсии на спуске по осыпи от Ермоловской хижины в августе 1904 г. погиб гр. Котельников. Сам председатель Русского горного общества делал подробный анализ и выводы: “Действия проводников и спасателей были верными, а несчастный случай произошёл по вине пострадавшего, легкомысленно не пожелавшего выполнять указания проводников”. Смутный период 1915-1924 гг. практически свёл на нет все достижения в области горного туризма предыдущей эпохи. Приюты и хижины пришли в упадок или были разрушены, кадров для работы в горах не стало. Но в 1925 году с бандитизмом на Кавказе было покончено, и в стране вновь зародился широкий интерес к горным путешествиям.
Точно так же, бесконтрольно, нигде не регистрируясь, на свой страх и риск, действовали первые отечественные спортивные группы в горах, и для их нормальной работы требовалось создание единой организации по горным путешествиям. В 1929 г. возникло “Общество пролетарского туризма и экскурсий” с отделениями в союзных республиках. Началось строительство турбаз и альплагерей. В целях безопасности была введена классификация горных маршрутов, а степень подготовки самих альпинистов с 1934 года стала оцениваться значками “Альпинист 1 и 2 ступени” и “Мастер Советского альпинизма”. К 1940 году в стране действовало около 40 альпинистских лагерей, подготовивших более 100 тысяч альпинистов. Регулярно работали школы инструкторов, и достаточно чётко была налажена работа горноспасательных пунктов на Кавказе, где трудились: А.Гусев А.Малеинов А.Золотарёв Н.Гусак А.Дурнов и другие. Развитие массовости в альпинизме и горном туризме привело к усложнению маршрутов восхождений, к выбору более трудных путей подъёма и прохождению сложных перевалов. В целях безопасности и для постепенного роста спортивного уровня альпинистов в 1946 году были введены спортивные разряды по альпинизму. Несчастные случаи в горах 1951-1956 гг. (вершины Пассионария, Домбай, Щуровского, пик Победы и др.) поставили спортивное руководство страны перед необходимостью создать единый контролирующий орган. Он нужен был для предупреждения и профилактики чрезвычайных ситуаций с альпинистами, а также возможности спасения попавших в беду, т.к. все эти несчастные случаи вызвали большую негативную оценку у руководства страны. В альпинизме СССР возникла предпосылка для создания КСП, и в 1958 г., по решению, ВЦСПС, для координации и руководства действиями спасательных отрядов альплагерей (состоящих из самих же альпинистов) были созданы постоянно действующие Контрольно–спасательные пункты – КСП. В 60-х годах, через 15 лет после создания КСП, такая же реакция ВЦСПС на большое количество несчастных случаев с неуправляемым кланом т.н. спортивных туристов вызвала образование системы Контрольно-спасательных служб – КСС, через 15 лет после создания КСП. В подготовку, организацию и обучение кадров инструкторов и спасателей КСП много сил вложил Ф.А.Кропф (1914-2004гг), который, с 1935 г. по 1993 г., работал в системе альпинизма. Он же создатель основного пособия для спасателей “Спасательные работы в горах”, написанного в 1975 г. и актуального и востребованного до сих пор, т. е. через 30 лет после выпуска книги! После создания КСП для подготовки кадров ввели курсы обучения на жетон “Спасательный отряд” и ежегодные соревнования спасательных отрядов альплагерей на скальном рельефе. В дальнейшем подобные соревнования стали проводиться и в системе КСС. Система КСП помогла стабилизировать и упорядочить выпуск альпинистских групп на восхождения. Все группы на восхождениях имели радиосвязь (5 сеансов в день, плюс аварийное и контрольное прослушивание), группы наблюдения и взаимодействия. В случае крупных аварий КСП имело право организовать и привлекать на спасательные работы почти любых спортсменов в альплагере. Большое учебно-методическое значение имели проведение разборов и зачет восхождений, разбор несчастных случаев, их профилактика, наблюдение за учебными занятиями, контроль объективно опасных горных объектов и маршрутов данного района, организация и проведение поисково-спасательных работ. Больше всего неприятностей в работу КСП вносили аварии с внеплановыми, “дикими” туристами, и внелагерными альпинистскими мероприятиями, т.к. их деятельность заведомо шла в обход инструкций и указаний КСП. Доходило до того, что работникам КСП приходилось мобилизовать, в ущерб спортивным планам, спортивные составы альплагерей, для ведения масштабных поисково-спасательных работ по поиску или спасению отдыхающих. Аналогичная ситуация возникла и в работе КСС, где дополнительные трудности были не только из-за большого количества групп в сезон, но из-за отсутствия радиосвязи с этими группами. Также не всегда хватало квалифицированных кадров спасателей и транспорта. Иногда были периоды, когда число аварий в горах с туристами и альпинистами значительно возрастало, а руководство ВЦСПС требовало усиления контроля над спортивными группами (вплоть до ограничения доступа их в горы) с целью уменьшения числа несчастных случаев (т.н. закрытые районы). Для индустрии спортивного туризма и альпинизма это был серьёзный удар, но при тех нормах финансирования и материального обеспечения, видимо, по-другому и быть не могло. Несмотря на все эти трудности, общественные спасательные отряды, укомплектованные добровольцами, которые, в основном и работали в КСП и КСС, проводили десятки, а иногда и сотни работ в год. При этом количество погибших на территории СССР, до начала демократизации, составляло в среднем около 50 человек в год. Сейчас же если только на территории России в год выходит такая же цифра, то год считается “удачным”. После развала Советского Союза и самой структуры ВЦСПС финансирование КСП и КСС фактически закончилось. Одновременно с этим началось образование МЧС. В конце 1990 года группа депутатов добивается создания в РСФСР Российского корпуса спасателей, и 27 декабря (сейчас это День Спасателя) принимается соответствующее решение. Но только в августе 1992 г. был образован Государственный Комитет по Чрезвычайным Ситуациям (ГКЧС), который объединил КСП и КСС. Работники КСП и КСС вместе со своей материальной базой перешли в ГКЧС. Ещё через 3 года, присоединив к себе войска Гражданской обороны, ГКЧС реорганизуется в МЧС. Начиная с 1992 г. функции спасения людей в России, в том числе и в горах, берёт на себя эта организация. Но работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР, для которых главным было предотвращение несчастных случаев в горах, контроль безопасности восхождений и организацией учебного процесса альпинистов, спасение попавших в беду. Спасатели МЧС, может быть, осуществили мечту многих поколений спасателей – общественников, работавших в КСП и КСС – они смогли, занимаясь любимым делом, получать за это деньги и небольшие льготы от государства. С появлением МЧС в Перечне Профессий наконец-то появилась профессия “Спасатель”. Но спасатели сегодняшнего дня, получающие за свою работу в среднем 6-7 тысяч рублей (на апрель 2006 г.), должны быть спасателями-универсалами. Они должны уметь оказывать помощь, и не только в горах, но и под водой, на воде, и в техногенных катастрофах. Исключением по зарплате и по необходимости быть универсалами, являются только т.н. муниципальные спасатели. Они входят в состав городских спасательных служб, которые за последние 5-7 лет были образованы почти в каждом крупном городе России. Сфера деятельности муниципальных спасателей - Дорожно-Транспортные Происшествия, промальп на захлопнувшихся дверях, кошечки на деревьях и собачки посреди реки, иногда техногенные аварии и водолазные работы. При всём этом зарплата, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем у спасателей на федеральном бюджете (а если город или край богатые - то и больше). Спасение же людей за пределами города падает на плечи федеральных спасателей, которых во всей России около трёх тысяч. В последнее время, правда, в некоторых субъектах РФ намечается, а кое-где уже осуществилось, создание краевых, областных, республиканских спасательных отрядов на местном бюджете, которые будут оказывать помощь по всей территории субъекта, т.е. и в горах, если они есть на территории этого края или республики. Но человек, хорошо разбирающийся в альпинизме, прекрасно понимает, что спасателя, безаварийно работающего на маршрутах 6-й, или даже 4-5-й категории, за год-два не подготовишь. А таких спасателей нужно не 20 и не 30 человек, поскольку спасатели - тоже люди, и они могут, как не странно, болеть, им нужно заниматься другими работами, ездить на обучение, повышать свой спортивный уровень, ходить в отпуска, наконец. И кто скажет, сколько нужно спасателей для Приэльбрусья, где в прошлом году через Эльбрусский ПСО прошло, только зарегистрированных, более 2000 групп. Вот иногда и складывается такая ситуация, что не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь. Зато потом бывает повод во всех околоальпинистских изданиях, на многочисленных форумах в Интернете склонять МЧС (случай на Коштантау во время гибели альпинистов на Чемпионате России в 2000 году Уллутау в 2004 году). Стоит вообще отметить, что в 21 веке изменилась психология, принципы и этика восходителей. За редким исключением, бравада, риск и пренебрежение опасностями и погодой стали главными мотивами пребывания в горах. Современные туристы и альпинисты это, очень часто, люди, сознательно ищущие неприятности на свои головы в погоне за пресловутым адреналином. Это стремление изо всех сил поддерживается печатными изданиями, кино, и даже рекламой различных товаров, далёких от гор, воспевающих экстремальные ситуации и смертельный риск. Если ты не рисковал на “единичке” или “двойке” - значит ты не экстремал! И, к сожалению, спасательные отряды и службы в горах сейчас - последний оплот на пути таких людей, потерявших чувство опасности в горах. Хотя МЧС и не может не пускать туристов и альпинистов куда - либо, поскольку у нас в стране свобода передвижения. У спасателей остаётся только право регистрировать группы, уходящие в горы, и то не все удосуживаются зайти в ПСО и дать информацию. Хотя в Правилах совершения восхождений в горах Ответственный за Безопасность (раньше это был начспас) обязан согласовывать работу альпинистского мероприятия с поисково-спасательным отрядом МЧС РФ в районе нахождения. Часто за помощь и консультации спасатели получают небрежные ксерокопии маршрутных документов (без схем и карт). По ним, в случае ЧС, невозможно будет определить, где находится группа. Так же часто можно увидеть и услышать игнорирование любых замечаний по маршруту, стремление к анархическим путешествиям по горам в любых направлениях и комбинациях (одно “затаскивание”, по другому и не скажешь, детей из детдома, директором (батюшкой), для совершения на Западной вершине Эльбруса торжественной литургии). Чего стоит и кому он нужен, этот подвиг!? Несмотря на все эти проблемы, Министерство по Чрезвычайным Ситуациям, никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, какими бы правдами и не правдами они оказались в горах. В течение нескольких минут группа спасателей выдвигается к месту ЧС. На Кавказе все республиканские ПСО, являющиеся филиалами Южного Регионального ПСО, который базируется в Сочи, иногда вынуждены работать на крупных поисковых работах по очереди, из-за большой нагрузки на спасателей, так как некоторые работы растягиваются на несколько недель. Пример – майские работы 2004 года по поиску группы ульяновских туристов на Эльбрусе с Севера, и транспортировке тел с высоты 5100 м. Поисково-спасательные работы в мае 2006 года по поиску и транспортировке тел российской и украинской групп с высоты 5400 метров по Южному склону Эльбруса.
Сейчас, наконец-то, руководство МЧС осознало, что человек, выполняющий десятки силовых комплексов и приносящий чемпионские очки на соревнованиях по пятиборью спасателей
Для справки: Рабочая частота ПСО МЧС России– 164,425 МГц. Владикавказ, Май 2006г. |
|||||||||||||
|
|||||||||||||