Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памиро-Алай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Борис Егоров, Москва

Каравшин 4.0

Вова Мурзаев:

“Пара слов, чтоб передать атмосферу нашего выезда. Все и так знают, как оно в Каравшине: если ты трекер — это открытка, если лазаешь — это рай, а для нас — это диснейленд. Такое чувство, что пришёл в лес за сыроежками, а вынес две корзины белых просто потому, что остальные залипли дома и проспали добычу. Погода в этот раз подарок, под конец мы уже ждали дождь, чтоб со спокойной душой остаться в лагере и никуда не двигаться. В меру дико, но интернет мать его быстрее чем дома. При всём нашем желании ухватить всё и сразу успели лишь познакомиться с районом, но это не минус это повод вернуться”.
Все наконец-то собрались в аэропорту Оша. Восемь человек — как восемь лет назад в Тайге. Пора начинать верить в нумерологию.

Костя молодец, умеет — наш креативный директор — подбивать народ на приключения. Доехали с комфортом, посетили рынок, где с особым удовольствием наблюдали, как Вова торгуется. Он верит, что это всегда радует продавцов тоже. И я так думал, пока нас с ним чуть не побили в Марокко, когда он торговался за платок для моей мамы. Но это, конечно, был совсем крайний случай.

К старту хайка добрались ночью и уснули там до утра под навесом. На следующий день стартовали с лошадьми, гружёными нашими баулами и велосипедом, который благополучно спрятали на середине пути. Всё-таки кататься там негде, а тащить бы его Глебу быстро надоело. К вечеру, наглотавшись пыли от встречного ветра, добрались до ущелья Ак-Суу. Проходя через базовый лагерь альпинистов, неожиданно для себя попали в интернет. Чёткий тайминг: его дают только на час в день, без какого-либо расписания.

Ну а свой лагерь мы расположили в лесочке выше по ущелью. Идеальное место: южное, защищённое от ветра, с дровами и чистой водой неподалёку. Пожертвовали пару якорных крюков для подвешивания посуды над огнём, натянули тент — и всё! Комфорт обеспечен.

В лесу, конечно, очень хорошо: сразу обрастаешь слоем защитной грязи и сливаешься с местностью. Мыться там полноценно сложно, да и не надо — все одинаковые. Тепло, и валяться можно прямо на земле, особенно рядом с огнём.

С первого дня мы начали разбредаться кто куда по своим делам. Илья с Димой ушли в соседнюю долину разминаться, а мы с Костей и Вовой снарядились на несколько дней в поход, намереваясь обойти весь массив над нами и разведать заход на Ортобек. Предполагаемый экзит на этой скале был отлично виден из лагеря — огромный торчащий дайвинг-борд. Вышли в полдень и долго поднимались по сыпухе и простым скалам.

По дороге немного поругались — а то мы давно этого не делали. Удивительно: мы смотрим чётко в одну сторону, но под совершенно разными углами. Мне кажется, мы так развлекаемся постоянно, иначе вдруг и заскучаем без вечного психоанализа, подколок и подначиваний друг друга.

К шести вечера вышли на гребень на уровень вершины Слесова. Картинка открылась совсем не обнадёживающая: между нами и массивом Слесова — огромный провал. Обходить расхотелось, и мы с Вовой смирились с разворотом. К тому же у нас закончилась вода. Мы надеялись, что она будет течь где-нибудь наверху, но напрасно. А Костя неожиданно твёрдо решил, что будет спускаться и перебираться на другую сторону, где мы подметили хорошее нависание, проходя под ним по лесу.

Спуск выглядел отвратительно: крутой склон с кучей живья. Мы организовали Костику страховку, и он ушёл на все 60 метров по диагонали вниз. Даже с верёвкой движение ему не понравилось: осыпь не проминалась под ногами. Но дальше стало чуть мягче, и он, забрав верёвку, смог медленно передвигаться. Мы с Вовой, понаблюдав какое-то время, начали спуск обратно по пути подъёма.

На середине пути Костя вышел на связь: «Это чума», — его первый комментарий. Он нашёл великолепный экзит и в своей манере активных уговоров стал звать нас прийти к нему другим путём, чтобы прыгнуть всем вместе. А мы сомневались: дней у нас было не так уж и много, и терять один, чтобы прыгнуть вместе, выбивалось из графика. Ведь Костя мог улететь один — и это тоже был бы командный результат. Хотя, конечно, и нам хотелось этих ощущений, мы склонялись слить прыжок и продолжали торопиться спуститься до темноты. А Костя остался ночевать на плато под экзитом.

Под предполагаемым залазом, коротким маршрутом к Косте, мы проходили уже в сумерках и не сумели оценить сложность захода, что не прибавило нам мотивации.

Так и добежали до лагеря, отодвигая решение до следующего дня. А утром рано, но для нас в обычное время — в 6:30, мы проснулись, позавтракали и решили всё-таки пойти посмотреть, как там можно забраться, но не брали с собой никакого снаряжения. Только парашюты, поставив себе условие просто глянуть, идётся ли там налегке.

Дошли до водопада, сделали облёт дроном — и как будто бы проход просматривался. Решили пробовать, раз уж пришли. А раз взяли парашюты, то и полезли с ними. Так, не особо спеша, мы залезли в кулуар, прошли по нему и через четыре часа, после полудня, добрались до Кости. Он успел позагорать и найти воду. Оттуда, где он ночевал, просматривался быстрый заход на вершину Слесова. Но теперь мы отложили дальнейший поход на следующий день и стали готовиться к прыжку.

Ребята молодцы: знатно прокачались в полётах. Приятно смотреть на их уверенность в своих силах и слушать уже другие разговоры на экзите: не просто отделение, а акробатика, полёт рядом, съёмка, интересная линия. Я до этого ещё не дорос, ну что ж — придётся принимать риски.

Мы все оделись, поснимали сами себя и прыгнули 3-way. Всё отлично! Только произошло это в самый разгар термички. Сели в долину реки около лагеря, но кто куда дошёл — вразброс. Хотя такой встречный ветер позволяет приземлиться в точку в любой сложной местности, всё-таки было не очень приятно. И тем не менее — есть новый, доступный экзит в районе! Для нас с Вовой плюс: одна страна опрыгана.

На следующий день, снова снарядившись для ночёвки, но налегке (основное оставили около экзита накануне), мы уже за три часа добрались до места прыжка и продолжили подъём на Слесова. И там, с гребня этой скалы, картинка повторилась: мы так и не нашли, как можно пройти на Ортобек простым, безопасным путём и с тем снаряжением, что мы затащили. Зато у нас было полдня в запасе на поиск вертикали на Слесова. Проверили все доступные нам по снаряжению полки, дюльферяли тут и там, но ничего подходящего. К закату пришлось вернуться на место Костиной ночёвки. Там поставили палатку, поужинали и легли спать. Как уже бывало — один коврик на троих, но мы распустили парашюты, и это был первый такой опыт для меня: оказалось комфортно! Тепло укрываться таким количеством ткани. Вот только втроём в палатке мы едва помещаемся — слишком все широкие.

Утром уложили парашюты. Я решил, что мне без слайдера, с короткой задержкой, будет лучше. Ребята — конечно, на полёт. Мы выбрали правильное время и повторили прыжок, приземлились все на полянку.

После этого у меня оставалось всего два дня, так что, не откладывая, тем же днём вышли в поход в соседнюю долину Кара-Суу. С нами отправились сын Кости Кузя и Ваня. Спасибо ребятам: подгрузили наши тюки, забрав всю еду.

В этот раз, благодаря нашему завхозу Илье, голодать не приходилось: продуктов с запасом, а новая система личных перекусов отлично себя зарекомендовала. Наконец-то можно не считать кусочки колбасы и не нарезать «Сникерсы» на мелкие кусочки. И всё равно я в который раз убедился: нельзя мне упускать вопрос питания из виду. Я очень страдаю, если еды мало, но тут отпустил ситуацию. И вот, когда мы уже прошли без воды (!) больше четырёх часов до Жёлтой стены, где тек мутный ручей, выяснилось, что запасов на грани. Вот всегда так: нет угрозы выживания, но ведь можно же сделать так, чтобы всегда улыбаться. А так — только смех над собой. На ночь упали в небольшой ложбинке, без палаток, и хорошо отдохнули под звёздами.

Утром пошли по тропе на Жёлтую стену. Костик уже прыгал с неё кучу лет назад экзит, по его словам, был не для слика, так что я взял параплан, намереваясь стартануть с вершины. Забрались наверх, и ребята отправились искать выход к краю, а я аккуратно стартанул с маленькой полянки и стал кружить перед стеной. Мы перекрикивались: они никак не могли найти, где лучше расположиться, а я пытался высмотреть для них лучшую вертикаль. Термичка набирала обороты, и я без проблем держался на уровне вершины, потом перешёл к Серебряной стене — там удавалось даже проще набирать высоту. Вскоре ребята начали готовиться к прыжку, найдя-таки большой рок-дроп.

Мы с Костей договорились, что он будет пролетать в винге мимо меня. И когда они были готовы, я вылетел к середине долины. Прыжок — и вот Костя на бешеной скорости пронёсся мимо меня! Класс. Мне понравилось зрелище: как фотография отпечаталось в памяти. Я сразу стал приземляться вслед за ребятами. Немного подмерзнув, налетался.

Сразу уложив парашюты и перекусив, мы двинулись к следующей цели — горе Асан. Пересекли бурную реку, холмистый, засыпанный камнями ледник и подошли под стену Усен с южной стороны.

Готовясь к экспедиции, мы вычитали, что есть тройка — траверс Усен-Асан с юга. Ну и решили: раз ребро южное, значит и заход на него оттуда. Дошли мы уже к вечеру, нашли остатки очень старых построек и заночевали в одной из них, защищённые от ветра кладкой.

Выходить хотели затемно, но передумали: ночи тёмные, и ни черта не видно, куда идти. Встали с первым светом, позавтракали чем было — то есть чаем с маслом (плохая идея бухнуть масло в чай, лучше было бы вприкуску) — и побрели в направлении Усена.

По пути снова сомнения: мы никак не могли понять, как добраться до начала маршрута, до гребня. Перед нами вырастала огромная разрушенная стенка.

Тут нас осенило: хоть гребень и южный, но заход на него совершенно с другой стороны. Обходить мы уже не успевали. Зато — о чудо! — стенка перед нами легла, и, аккуратно передвигаясь по живью и кое-где карабкаясь, мы оказались на перемычке между Усеном и пиком Одессы (4810).

Удивительно, как обманчиво восприятие в горах. По цифрам видно, что стена перед нами — 800 метров (мы на 4000), но она совершенно не выглядит такой огромной. Хотелось бы, чтобы там оказались альпинисты для сравнения масштаба, но в долине вообще никого не было — мы были совершенно одни. А вот там, откуда мы ушли, на Слесова стояла очередь из иностранных альпинистов, мечтающих пролезть знаменитую «Перестройку».

Чтобы я успел следующим днём выбраться в цивилизацию, мы установили жёсткие дедлайны по времени, когда и куда должны успеть. Пока более-менее укладывались в них. Ещё мы надеялись, что тройка — это легко, и мы без проблем сможем передвигаться вверх-вниз, если нужно спускаться. Ведь никто не знал, удастся ли нам отыскать достаточно вертикали.

Лезть по маршруту досталось мне. Посомневавшись совсем чуть-чуть (мы не брали ни скальники, ни магнезию, а страховкой была только тридцатиметровая верёвка 6 мм, рассчитанная на один лишь рывок, да несколько камалотов), я с удовольствием начал восхождение.

Раньше я не получал удовольствия от простого лазания, но тут было по-другому. У меня огромный запас, так что, настроившись, почти не страхуясь, но чувствуя абсолютную уверенность, я пролез весь этот гребень с рюкзаком. И всё-таки хорошо, что не пришлось там спускаться — вот это было бы долго и неприятно. А так маршрут классный, видовой. Вылезли на Усен, спустились пешком на перемычку к Асану и по пути искали экзит.

И всё было на грани: как будто бы да, но хотелось лучше. Оставили рюкзаки на перемычке и продолжили исследование. То, что снизу казалось многообещающим, на деле оказалось не очень. Мы уже немного выдохнули, поняв, что так или иначе спрыгнем, пусть и коротким прыжком без особого полёта. Но хотелось именно полёта! И в самом конце гребня сначала высмотрели, а потом и добрались до действительно классного спота: экзит, под самой вершиной, где удобно одеться, с приятным рок-дропом и великолепным видом в долину.

Вернулись за вещами и снова аккуратно слезли на экзит. Выдохнули, не спеша оделись и, надеясь, что к вечеру термичка начинает утихать, ребята улетели в вингах. Я поснимал на дрон их отделение и тоже последовал за ними коротким прыжком без слайдера. Приземлились на уже известную нам полянку под Жёлтой стеной. В ветер. Ну, я дошёл до площадки — и на том спасибо.

Собрались и побежали обратно в нашу долину. Я ещё по дороге успел зацепить последние пыхи ветерка и улетел с перевала между двумя долинами сразу на другую сторону — наверх, на основную тропу к Ак-Суу. Пришли уже в темноте. Хорошо, что ребята оставили нам готовой еды: не пришлось заморачиваться. Жаль только, что Дима с Ильёй уже легли спать — им предстоял выход до рассвета и маршрут. А мы плюхнулись опять без палатки спать. На следующий день рано утром за мной уже пришла лошадь. Ходить очень надоело, требовался отдых, но нужно было ещё добежать все эти двадцать километров обратно.

P.S. от Кости Яэмурда:
“Обняв Борю на прощание, мы с Вовой поутру забрались на пик Слесова в третий раз за выезд. На этот раз без палатки, но прихватив две шестидесятки нашего технологичного арамидного репшнура 6 мм. Немножко промахнулись на втором дюльфере с вершины, пришлось лезть почти целый питч вверх. Посчитали секунды до удара камня о полку - еху, экзит есть! Утрамбовали репик и железо внутрь вингсьютов - и улетели в базовый лагерь пить пиво австрийцев. Правда, снова с опозданием - мощная дневная термичка потряхивала вингсьюты и к рельефу было не прижаться.
А следующим утром мы вышли в сторону красивого, но далекого пика Птица и спустя 10 часов стояли на полке под вершиной. Опасный боковой ветер не разрешил прыгать. Зато виды на закатные Таджикистан и Каравшин были космическими. В тот вечер с вершины Птицы наша планета выглядела прекрасной и полной любви. Там я нашел нетронутой спусковую петлю, которую мы с Глебом оставили 13 лет назад после свободного прохождения. Еще один круг как будто замкнулся.
А Боря забыл написать, что летом 2026 мы организуем в Каравшине летний лагерь для летунов, хайкеров и неопытных горовосходителей”.
© 1999-2025Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru