Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск
Ерыдаг: Ефимова 6А
Массив Ерыдаг привлекает своей доступностью и масштабом. Красноярская команда, побывавшая на Стене Троллей в 2000х, уверяла, что объект «не слабже».
В 2023 году мы удачно дебютировали здесь на самом популярном маршруте Шановазова, 6Б (назначаемая, зимняя). Действительно, расхоженность этого маршрута поражала: иногда вместо одной дырки под скайхук было сразу 3: 6мм, 8мм и ещё одна 8мм, видимо запасная.
В тот раз мы, ни с кем не соревнуясь, показали рекордное время, но и только… Стас этим восхождением закрыл Мастера. Была мечта приехать сюда ещё раз, но уже подумав о стиле: команда растёт и со временем понимаешь, что платформа — это не совсем то, что хочется, ведь она упрощает тактику восхождения до расписания электропоездов. Да и команде из 3-4 человек на такой стене уже тесно: не все успевают поработать, хотя в команде все могут, все достойны.
Итак, этот Новый год я снова встретил на Ерыдаге. С Александром Лисиным, мы до этого не ходили, но я решил, что на уровне мастера люди должны уже встраиваться в восходительский коллектив с листа, как хороший музыкант в группу, тем более, что про Саню я много слышал лестного как о человеке, а это главное, когда вас только двое на километровой стене.
Теперь о маршруте. Сначала предполагали маршрут Могилы 2011г., который, если верить описанию, существенно сложнее имеющейся 6Б, потом же, оценив свои силы на разминочном восхождении, решили, что маршрут Ефимова («золотой» маршрут 1981 года) как раз то, что нам нужно, — по сложности не уступает «Шановазову» (900 и 962 метра 5-6 к.с., соответственно, плюс полверевки новый участок А3, который видели только питерцы). К тому же в последнее время достаточно редкопосещаемый. Есть сведения, что ряд команд обходили ключ,- 100-метровое «зеркало» по более простому пути. Значит, всё, что делили на 4х, теперь ляжет на плечи двух Мастеров, к тому же наличие полок позволяет подумать о стиле (пусть не везде и не совсем пригодных для ночевки, но всё же).
Судьба сводит меня с Ефимовым уже давно. В 2019-м году мы прошли первопроход, первый мой собственный маршрут в больших горах, на пик Блока, рядом с маршрутом С.Ефимова, даже пересеклись на пол веревки. Переехали под Энгельса и тут сделали попытку пройти маршрут параллельно Ефимовскому и это было самое логичное и безопасное (тогда!) место на стене. Видимо С. Ефимов — это для меня эталон, на который хочется равняться (не единственный).
Для разминки мы пошли 6А Дорро, но сдюльферяли примерно с середины: закончился рельеф, закончились шлямбура. А на таком рельефе, не видя следующий шлямбур, можно двигаться в направлении всей верхней полусферы обзора и даже чуточку вниз. Да и время, отведённое на разминку, заканчивалось: главное не устать, всё-таки зима и стена под километр.
Итак, лезем. Саня начинает в ботинках (утром всё-таки достаточно холодно), но потом переобувается в скальники. Лезть там, где указано А1 — окрыляет! Программа-минимум, она же максимум, — это выбраться на большую полку, иначе придётся ночевать сидя на небольшой полочке R4, что не очень вдохновляет, в первый же день. К вечеру Саня ещё засветло вышел на полку R7. Ночёвка одна из самых оригинальных — в гроте пещеры, где в самой глубине выложен «алтарь» — полка, позволяющая разместиться вдвоём валетом, но в палатке. Снарягу развесили здесь же, в обрамлении висящих гроздьев мха.
Второй день, настала моя очередь. На улице -8 с ветром, надеваю скальники, стараясь не наступать в снег. Лезу, главное не останавливаться. Лазание по «бараньим лбам». Почему-то встречаются стенки, не проходимые свободным лазанием, подходящие под описание, но без следов прохождения. Но этот ребус оставим последующим восходителям, а нам важно прийти на ночёвку. К обеду вылазим под «перчатку». Ничего похожего на ночёвку для двоих нет. По описанию ночевали в узком проёме между стеной и перчаткой, не могу понять, как, ведь там камин, причём самый узкий его вариант, возможный к прохождению каминным лазанием.
Приступаю к «зеркалу». Первопроходцы били шлямбура 44 года назад, то здесь, то там встречаются пеньки обломанных шлямбуров, поэтому стараюсь страховаться дополнительно якорями в каверны и глухие трещины, хотя бы на носик. Когда отошёл от полки, стало повеселее: если полетишь на А3, то хоть не спиной об откол «перчатки». После первой веревки начался блуд: на середине второго участка должен быть маятник вправо, но там нет никаких следов. (потом, на спуске, я увидел шлямбур сильно слева, кто-то похоже путает право с лево.) До темноты успел пролезть 70 метров от полки, сделал станцию на двух якорях и своём шлямбуре. Слева подходит макроугол, до которого не долез метров 15. Завтра этот ребус предстоит разгадать Сане. Площадку пришлось искать ещё на 40 метров ниже «перчатки», кое-как сравняли кучу сыпучего снега под 1.5 тела, залезли в палатку и… всю ночь я соскальзывал в сторону Куруша.
3-й день. Случайный шлямбур слева был не случайным и после двух маятников попали снова на маршрут. Следующая верёвка была целиком по кальцитовой жиле.
Такой опыт впервые: ты лезешь, привязавшись к рельефу, которым нельзя пользоваться. Все точки, в том числе и на прохождение, только по левой или правой, кромке жилы, а сама жила нависает хрупкой черепицей на которую и смотреть то не хочется! Я бы отметил эту веревку как бесспорный ключ маршрута.
Ещё в это день запомнилась ночевка. Нормальной полки снова не подвезли и в этот раз ночевать пришлось сидя и без палатки. Делать нечего, подстелили под себя коврики, пристегнулись самостраховкой к перилам внатяжку, надели на себя всё, что было, залезли в спальники и укрылись тканью палатки. Тоже ничего… Не самая теплая, но уж точно самая замечательная ночь: в полудрёме открывая глаза вижу ясное морозное ночное небо, усыпанное звездами, Венеру, Луну, в долине мерцает огнями засыпающий Куруш, иногда пролетают поблескивая габаритными огнями реактивные самолёты.
4-й день. С самого утра надеваю скальные туфли, пока напарник готовиться страховать, грею в руках подошву скальников. Сразу от станции начинается ИТО вперемешку с лазанием, перескакиваю с зацепок на фифы и обратно. Жизнь налаживается: рельеф «книги» преимущественно лазовый, монолитный (по меркам района). Лазание максимально разнообразное: траверсы с плохой страховкой, камин, стенка, сложенная из песчаника, злого, как абразив. И в конце стены бонусом 25-30 метров нового участка обвалившейся стены, который видели только Питерцы: Рустем Нагаев прошёл его на дырочных скайхуках. Отверстия спитов с тех пор затекли породой и заржавели, поэтому приходится бить отверстия под съёмные шлямбура.
В закатных лучах выбрались на плато. До вершины рукой подать. Саня идет медленно, видимо акклимуха догнала, но это не важно, мы пролезли стену!
В туре ничего не нашли, даже капсулы, также, как и в промежуточных контрольных турах. Просто сфотографировались на вершине. И довольные повалились в палатку доедать остатки «Снедков» и «Сникерс». Перед сном досмотрел вторую серию «Иронии судьбы». Почему-то не спалось обоим…
Как сказал МСМК по Горному туризму Г.С., когда мы пили «стременную» ещё в Новосибирске: «Ж@па- понятие развивающее, ты никогда не выйдешь из нее тем же». Мы прошли километровую стену северной экспозиции, в двойке, зимой, без платформы. Надеюсь, помороженные пальцы, ободранные руки, слезшие от лазания в скальниках зимой ногти, и сидячие ночевки пойдут в копилку знаний и навыков и в следующий раз на большой стене это уже не вызовет таких эмоций, а только замечание между делом: «Ит из нормале».
Читайте на Mountain.RU:
|