главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Тянь-Шань >
Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск

Летний бомжетрип в Туюксу

Значит на Энгельса мы отхватили оперативно, буквально за 4 дня от пересечения границы Таджикистана.

И вот опять я в Оше у Орома, сижу на дастархане в саду с канарейками. Напарников ни на что подбить не удалось, и на мои предложения они живописали словами картину Васи Ложкина «Секта скопцов в религиозном угаре». Мол летит сейчас везде, либо сезон закончился, - льет, - в общем, не будем уподобляться вышеописанной диораме. И правда, вариантов безопасных не много, «вкусных» ещё меньше. Билет до дома стоит немалые 37000р. А отпуска ещё 11 дней, позорно и стыдно провести их в городе! И тут у меня зародилась идея, гениальная в своей простоте: выезжать из Оша «по земле» и «забежать» «по дороге» в Туюксу, там Лиза нахаживает 4ки и их с напарником могут не выпустить на серьезные восхождения вдвоём. Лиза с Егором получают карт-бланш на восхождения, я получаю замотивированных напарников и, хотя бы часть отпуска проведем вместе, а главное, в горах!

Туюксу — горы моей альпинистской молодости. Здесь я ходил горный поход 4 кс в 2007 и нахаживал первые 3-ки, 4-ки в альпинизме с суперинструктором ЗМС(!) Сергеем Лавровым, чье мнение тогда звучало для меня как истина в последней инстанции. Моя первая команда в альпинизме, первый тренер Андрей Шамро, мы вместе начали с 3-ек и дошли до 5-ок, тогда нам думалось, что мы можем всё. И могли...

В общем, задумано — сделано! Бомжетрип продолжился: 2500 сомов (почти то же, что и рублей) на подсадной машине Ош-Бишкек (700 км, 12часов), такси до госграницы, 400м пешком с 50 кг через границу (багаж на себе, суперсервис, бе-сят!) и 350 рублей (в тэньге) на маршрутке до автовокзала Сайрам в Алмаате (200 км, 4 часа). Не задерживаясь в городе, через магазин с дипломатическими напитками сразу в горы. Да, я до последнего сохранял интригу, хотел сделать сюрприз Лизе. Так что о моем приезде жена узнала, только когда встретились в альплагере, расположенном на плотине Мынжилки. Тут же, как водится, между хорошими людьми, выпили с организатором сборов и старым другом Антоном Лежневым (далее Антон, Петрович), за встречу и за всё хорошее и я встал на довольствие.

Туюксу — район с достаточно мягким климатом, зимой здесь не слишком холодно, летом — умеренно дождливо. Диссонанс появляется дважды:
1) Когда читаешь фамилии первопроходцев: Букреев, Урубко, Вадим Смирнов, Зинур Халитов, Голодов, - всё золотой состав сборной СССР, а затем республики Казахстан.
2) Когда на 4-ках встречаешь «злое» лазание аж до 6b с бедной страховкой (как Лиза сказала- это не на столбах вдоль щели лазить!), понимаешь, что это напрямую связано с п1.))
«Прикурить» дала уже первая 3Б Голодова. Помню ходили её зимой, в скальниках, согреваясь перед пролазом по старому рецепту: в пуховике и под тренталом. Лазание забористое, до V к.с. UIAA и масса вариантов усложнить себе жизнь и прокачать сложность до VI-VI+, - надо уметь читать рельеф и знаки, - как правило такие подвиги заканчиваются крюком с дюльферной «мотявкой».

На сложных участках лидирует Лиза, там, где нужна скорость и умение быстро ориентироваться, - Егор. 3Б всего в 2,5 веревки и длинный-длинный гребень. За эти сборы мы побывали на гребне Пионера и в дождь, и в снег и в грозу, - ничего не поделаешь, - восхождение должно заканчиваться на вершине!

На следующей 4А Горбунова лазание стало ещё сложнее, особенно 2я веревка, начавшаяся с психологического траверса под нависающим «пузом» и продолжающаяся сложным, местами подвисающим внутренним углом со щелью. Ещё смущала табличка в самом начале маршрута. Лиза молодец, пролезла всю эту дичь, пару раз отдохнув на точках,- «альпинистский трэд». Уже на гребне нас настигла гроза, и снег, пришлось пережидать хотя бы грозу.

Первую 4Б я предложил идти на Учителя, классическую, по контрфорсу 1978 года. Лазание здесь простое, главное грамотно настроить одновременное движение или не тупить при попеременной страховке. По отзывам Макса Тена в этом маршруте ключ на подходах. Блин, когда привык ходить стены, начинаешь излишне впечатляться на крутой сыпухе (( Столько шансов разобраться у меня не было последние два года! Больше, конечно, боюсь за Лизу: она впервые на таком рельефе, где всё сыпется, откалывается, едет, - лезешь и придавливаешь зацепки, чтобы не уехали из-под ноги. После каждой горы я думал, что она нас пошлёт. А в целом маршрут приятный)

В 12, как я надеялся, конечно, не получилось, но к 4-м вышли на вершину. Пик Учитель выше, чем Пионер и отсюда открывается вид на Северную Стену Орджо (высшая точка района). Это знаменитая стена, по центру идёт «сильная» ледовая 4Б, бывшая 5А (когда ещё было принято облазить крутой лёд по скале). Про этот маршрут писал Денис Урубко в своей повести «Вертикальный лёд», после того, как прошёл его фри соло. Когда на маршрут попадают первые лучи солнца, начинают вытаивать и лететь вниз «чемоданы». Поэтому в 2010м мы стояли на вершине в 8.40 утра. Виден и «Комсомол», он же «Нурсултан», но всё же «Комсомол», - моя первая 4А в альпинизме.

Но что я всё о горах и о горах? Ведь главное — люди!

А люди здесь собрались замечательные! Инструкторский состав давно знаком, в том числе и по маршрутам 6-й категории сложности. Вообще, правильные сборы у Петровича! Недаром они пользуются заслуженной популярностью среди всех регионов России. Продуманная организация и правильные посылы: централизованная кухня с замечательным поваром, скальные занятия, разбор полётов после восхождения и встреча всем лагерем в торжественной обстановке с троекратным «Ура!» и «Привет!». Даже самому захотелось возвращаться в сумерках с какой-нибудь 5ки и уставшим, но бодрым голосом докладывать: «Спортивное отделение в составе n- человек вернулось с восхождения 5А категории сложности, жертв и разрушений нет!». А вечером гитара и песни на любой вкус и обязательно классика- про Горы. Но не в ущерб восхождениям. Отделения знают сами, когда отбой, ведь выход-то ранний, особенно на «далёкие» горы.

Поскольку время поджимало, договорились, что, если останутся силы и желание сходить вторую 4Б на следующий день. Желание осталось, но сил не слишком. Пришлось воспользоваться №104м и №232м из четырёхсот способом склонить человека к восхождению. В сумерках заполняли маршрутный лист. В темноте, при свете газовой лампы подписывали его у ОБ и старшего тренера. Вяло, но собрано передвигаем уставшими ногами в сторону горы. Успокаиваю отделение: там, считай, каждому по 2 сложных веревки пролезть (я не вмешиваюсь в лидирование. 2-Лиза, 2-Егор.)

Самое вкусное достаётся опять Лизе: веревка восходящего траверса с движениями до 6b. Порадовала добротная станция перед ключевой веревекой: три кондовых крюка и две анкерных шпильки. Лиза начинает уверенно двигаться в направлении нависания. На ключе нужно закинуть ногу на уровень плеча на тумбу, выкатить и встать на равновесии под нависающим «пузом» с бедным рельефом. Лиза пытается сделать это движение с лазания. Накатывает, встаёт, ухватится не за что, теряет равновесие, не может встать на одной ноге, спускается в исходное положение. Я на всякий случай подбираю веревку пожестче. Лиза пробует начать движение с лесенки, так исходное положение выше. Накатывает, начинает вставать под нависанием, подшаркивая свободной ногой, … срыв! Хватаюсь за веревку, быстро выбираю. Обошлось: в полёте Лизу перевернуло вниз головой, но срыв был в пустоту. Лиза, привыкшая к срывам на ТРЭДе, видимо не слишком впечатлилась, собирается лезть дальше. В итоге делает это движение, встаёт и снова оказывается на покатой полке под следующим нависанием на котором нет удобных зацепок. Траверсирует под нависанием, пытаясь найти зацепки, пытается отдохнуть, 5…10 минут, забивает якорь на уровне ног в полку, повисает на нём и…срыв, - якорь вылетел, Лиза оказывается на том же месте и снова вниз головой. Появляется нервная дрожь, матерится, кажется пытается всплакнуть. Надо что-то решать. Егор предлагает Лизе пролезть левее, там смотрится рельеф поположе и можно итошить. Лиза делает несколько шагов на ИТО дальше лазанием по длинному внутреннему углу до большой полки, соединяющей несколько маршрутов. Сменились. Полез Егор. Час и мы на гребне.

Больше всего впечатлений от маршрута лично мне доставило даже не сложное, не характерное для троек и четвёрок лазание, а Лизины станции. Сделаны безупречно… для ИТО маршрута А4-А5)))))). Куча филигранно поставленных точек, правильно сблокированная каскадная станция с узлом, но сами точки! Якорь, забитый на носик, якорь, забитый в горизонт, пару тотемов, вставших на 2-3 кулачка в неглубокой щели и к тому же это всё может отвалиться с куском рыхлой породы!

4Б на Пионер по маршруту Вадима Смирнова была последней горой уходящего лета...

В итоге Егор с Лизой сходили на этих сборах 1Б(открывашка), 3А,3Б,4А,4Б, 4Б (последняя 4Б только из-за длинны, скорее 5А), а вспомнил как это быть на больших сборах и ходить с отделением.

Вот так неожиданно для себя я провёл конец отпуска. За 4,5 недели я побывал в 3х горных системах: Памир, Памиро-Алай и Тянь-Шань, причём пересек их все с самого Юга Памира до самого северного района Тянь-Шаня на автомобильном транспорте. И, знаете, не устал, и опять тянет в горы, мечтаю, как снова окажусь в горах, куча планов, потому что мне это нравится, это и есть настоящая жизнь!

Ленина или ординарный БОМЖ

Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть

Немного про TRAD-Contest 2024

Пик Военных Топографов. Работа над ошибками

Пик Военных Топографов. Рабочие будни

Пик Военных Топографов. Как облегчиться на горе?

Пик Военных Топографов. Работа

Всё не то и всё не так на пике Военных Топографов

Пик Военных Топографов. Трудности

Пик Военных Топографов. Хроника экспедиции

Пик Военных Топографов. Ближайшие планы

Акклиматизация перед первопроходом на Военных Топографов

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)