главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Тянь-Шань >
Автор: Яна Калинина, Москва

Как мы сходили Хан-Тенгри и Победу.
Часть I

Прошел месяц, как мы вернулись с Южного Иныльчека. Грустно осознавать, что сезон в больших горах “все”. Возвращение к реальности всегда крайне болезненно.

По правде говоря, трудно было заставить себя сесть за написание отчета (впрочем, как и всегда), если это можно вообще назвать отчетом. Нелегко менять ледоруб на перо Поэтому хочется сказать спасибо неравнодушным людям и моим друзьям - без их поддержки вряд ли бы я стала его публиковать.

Эта экспедиция оставила много противоречивых эмоций: мы выполнили свой намеченный план на все 100 процентов, но цена этих сбывшихся мечт… оказалась слишком высока - не все наши друзья вернулись домой к своим родным. Сегодня ты сидишь с ними за одним столом и делишь воду, еду, болтаешь о прочтенных книгах и дальнейших планах на жизнь, а завтра на очередном сеансе связи по рации говорят, что этого человека больше нет. Эти раны вообще никогда не заживут. Более того - они с каждым годом болят все сильней, особенно когда возвращаешься в горы и смотришь на заснеженные пики вершин. Все эти вещи чертовски меняют нас и затем оказывают влияние на то, как мы живем, взаимодействуем, боимся, дышим.. Но так важно не позволять им заслонять собой все остальное. Суть не в том, чтобы обесценить или забыть - суть в том, чтобы не закрывать глаза.

После удачного сезона на поляне Москвина в 2023 году в моей голове сразу же плотно засела мысль сходить на Победу. Мысль сходить на ради галочки, а ради приключений, как бы по-сумасшедшему это не звучало в контексте такой горы. Самый сложный, суровый и самый северный семитысячник, который унес жизни стольких талантливых людей-альпинистов. Мне же повезло познакомиться с замечательными людьми, и уже где-то в районе октября 2023 года был понятен состав команды, куплены билеты в один конец (особый вид наслаждения и свободы для меня) – делать на этой горе без надежных напарников нечего. И у нас собралась по истине классная и сильная команда.. Но вместе сходить на гору нам было не суждено, к сожалению.

Весь предстоящий год был посвящен подготовке - тренировкам, выездам на сборы в Арчу, чтению советских книг про Победу, штудированию отчетов разных команд и изучению статистики о восхождениях, мониторингу погоды (почему-то особенно нравилось смотреть температуры, количество выпавшего снега и скорость ветра зимой , ну и переживаниям конечно же.

Изо всех сил мы все старались не убиться и не травмироваться, проводя время кто где – я, в основном, на аэродроме в Подмосковье. А еще - никому ничего не рассказывать о своих планах и держать язык за зубами. Честно признаться, мне не всегда это удавалось - иногда хочется получить ценный совет или поддержку, а получаешь по морде (в переносном смысле конечно же).

Пользуясь случаем, шлю пламенный привет всем тем, кто в меня не верил!

Вот наконец счастливый день - 13 июля, сидя в Шереметьево в полусонном состоянии было трудно поверить, что год так быстро пролетел, и мы вместе с Наташей наконец летим навстречу приключениям - к главной экспедиции нашей жизни. Они, к слову, начались уже буквально с порога – у меня отобрали единственный powerbank, а Наташа забыла свои высотные ботинки дома в пакете у двери. Отличное начало

Люблю город Фрунзе – идешь по улицам, жарень и духота несусветные, никого не знаешь, и никто не знает тебя. Чувствуешь себя немного беглянкой, а на горизонте горы! Заселились в хостел, накупили еды на месяц вперед в супермаркете, газ, поменяли деньги.. 14 июля затараканили в две ходки тяжелые чувалы к офису Аксая, грузимся в трансфер. Мчим в Каркару!

После невыносимо долгих дней ожидания погоды вертушка доставила нас на Южный только 17 июля. Воздух тут был вкусный и прозрачный, он успокаивал и не утомлял. Ощущался какой-то бешеный прилив счастья, и мне вдруг показалось, что еще немного и мои ребра разойдутся в стороны по-настоящему. Все только начинается, солнце яркое, друзья рядом, острое ощущение жизни. Пошли к Грекову поздороваться и доложить наши планы: “ООО, наши, Арчинские прилетели! Ну заходите!”. Наконец-то я Дома, и тебе здесь все по-душе. Наконец-то начинается та жизнь, ритм которой делает тебя абсолютно счастливым!

В лагере тьма народа, у всех какие-то грандиознейшие планы, а нам позарез надо переночевать на 6400 на Хане, чтобы получить должную акклиматизацию для Победы (а это минимум две ночевки). Начались какие-то тараканьи бега, потому что конечно же не одни мы такие умные. Воздух был наэлектризован нервозностью, а Греков спокойно отправил нас сначала на акклиматизацию, а потом “посмотрим”.

В базе нам сидеть не хотелось - жажда действий нас одолевала, поэтому в тот же день - в день прилета - пошли гонять кровь к “капусте”. Так в простонародье называют единственное произрастающее здесь растение “соссюрея обернутая”, и это на высоте 4000 мнум! Удивительно Пока дошли по морене до места и обратно - меня поднакрыло. Ну привет, горняшка. Промучилась я где-то до вечера.. фото-карусель (22-29)

Фото 22 подпись “базовый лагерь Южный Иныльчек на фоне стен пика Горького”

Очень быстро наступила ночь. Все давно спали, а я вышла из палатки на морену, и волосы мои развевались от прохладного морозного ветра, и перед глазами была почти сплошная темнота и огромная стена Победы. А над головой раскинулось сумасшедшее ночное небо с невероятно яркими - потому что вдали от города- звездами и млечным путем прямо от Хана до Победы. И я смотрела на него во все глаза, одновременно не веря тому, что вижу, и думала.. да много чего думала. А небо - такое прекрасное - есть даром у всех, но никак его себе не присвоить и не ухватить, вот только и остается, что ловить мгновенья своим дырявым сачком, который с годами становится все более прохудившимся.. и ничего больше.. ничего больше.

Уснуть долго не получалось, нарезать круги вокруг палаток мне надоело. Пришлось взять фонарик, усесться на лавочку неподалеку от палатки и почитать. «Наискось, с угла на угол над ним тянется тонкая сеть трещины, и эта сеть напоминает абрис горной вершины. Он видит Победу. Он разглядывает ее то как бы из лагеря на леднике Диком, то словно с перемычки перед Хан-Тенгри, он мысленно раскладывает перед собой пасьянс различных фотографий, вновь и вновь примериваясь к массивным взлетам ее станового хребта, к сумрачной цитадели вершинных скал, вечно объятых космами вьюг и снежных флагов. Конечно, он и раньше думал об этой горе. Но все это были туманные, предположительные мечтания, пока два года назад не испытал себя на самом высотном маршруте страны — на пике Коммунизма. Следующей ступенькой могла быть, по логике вещей, только Победа. Не обломится ли теперь под ногой эта ступенька?»

Не обломится ли….? Этот бесконечный вызов - прежде всего самому себе.. Куда тебя приведет эта чертова тяга к странствиям? На следующий день погода испортилась, но мы без дела не сидели - собирали вещи, чтобы 19 июля стартануть в район Л1 под Хан-Тенгри. Наши товарищи - Рома и Женя - предварительно акклиматизировались в Арче, заночевав на пике Учитель, поэтому решили идти в Л1 на день раньше. По итогу дорогу до наступления темноты они найти не успели, и Рома вернулся в ночи назад, а Жека словил холодную ночевку на леднике :) На следующее утро я, Наташа, Арюна и Рома стартанули в сторону Л1 под Ханом, на всякий случай записывая трек. Набора высоты не было, до лагеря мы шли порядка 3 часов и даже умудрились не заплутать. Мы собрались все вместе. Ледник.. очень сложно описать эмоции от прохождения самого крупного ледника на Тянь-Шане!

Вот через такие трещинки мы иногда перепрыгивали

Ночью нам предстояло стартовать через “бутылку” - узкий проход между стеной пика Чапаева и бастионом Южной стены Хана. Высоко наверху на пике Чапаева висят огромные сераки, и периодически они обрываются и падают вниз. Ночью потому, что наименьшая вероятность обвалов - температура ниже, снег смерзается. Забегая вперед скажу, что этот год выдался слишком теплый, и я сильно недооценивала опасность этой горы. Вероятно, потому, что все мое внимание было сосредоточено именно на Победе, а Хан был промежуточной горой. И зря - не повторяйте моих ошибок! Безопасных гор не бывает, ну а статистику смертей и несчастных случаев на Хане с по классике с юга в этом сезоне можно почитать в новостях в тематических пабликах (только не нужно верить всему, что там пишут, если это не прямые очевидцы или участники этих НС).

Идем по “бутылке”. Слева - стена пика Чапаева, а в самом верху можно наблюдать следы свежей лавины. Ползем к “горлышку”

Проходим бутылочное горлышко

Какой-то из этих сераков несколькими днями позже обвалится…

Несмотря на отсутствие акклиматизации, мы быстро их догнали, надели кошки, связались и побежали наверх. Наша связка шла первой - грохот лавин где-то неподалеку придавал бодрости духа, поэтому ноги несли меня поскорее к Л2. В дальнейшем наша скорость передвижения упала - я неправильно подобрала темп, ребята устали, пришлось тормозить там, где тормозить нельзя. Внутреннее напряжение росло - солнце уже начало освещать сераки на Чапаева, а правая сторона бастиона Хана выглядела еще более устрашающе с нависающими огромными глыбами. Приходилось “подбадривать” команду не в самом приятном ключе. Один раз с Чапаева слетела пылевая лавина практически прямиком на нас - это событие моментально всех отрезвило. С горем пополам мы дошли до 2 лагеря, солнышко нас так сильно разморило, что очень долго пришлось заставлять себя начать что-либо делать - ровнять склон, ставить палатку, делать чай.. Переночевали мы без каких-либо неудобств - признаков горняшки не было, аппетита, кстати, тоже)) спасали только конфеты и чай.

Набор высоты составил 1300 метров (с ~4000 мнум до 5300 мнум). Шли мы порядка 5 часов.

Лежим в Л2, я угораю над Наташиными комментариями бросить это дело и оставить палатку развеваться на ветру как есть. Потом растянули нормально

На утро мы стартанули в Л3 - радовало, что идти там не долго, набрали 500 метров до 5800, на перемычку не полезли из-за адского дулова, остались в мульде, поставили палатки. План - заночевать, получить нужную акклиматизацию и спуститься ночью вниз, т.к. опять предстояло идти бутылку.

Ночь выдалась адской. К головной боли добавились тошнота и тревожность, пришлось опять “спать сидя”. Чувствовали мы себя очень хреново, таблетки нам не помогали, поэтому втроем с девчонками выходить договорились в 2, но вышли только в 3... Прошло 2 дня, а “бутылка” выглядела уже совсем иначе - склон перепахали свежие лавины, вероятно, это стало причиной нашего относительно быстрого спуска. Ребята догнали нас позднее.

По плану мы должны были отдыхать в базе 2 дня, не считая дня прихода (то есть по факту 3). По итогу отдыхали 2 дня с учетом прихода в лагерь - мы достаточно быстро восстановились и стало скучно. Все вокруг крутили пальцем у виска, говоря, что никто так не делает и нужно отдохнуть подольше. Мы же, взвесив все шансы на ночевку на 6400 и планы других команд, решение выходить пораньше приняли единогласно. фото-карусель (76-82)

Отдыхаем в базе после первой пилы акклиматизации

Погодка все дни отдыха нас радовала и вселяла надежду на то, что впереди нас ждет неминуемый успех

Арюнка смастерила мусорку, к которой каждое утро прилетали вороны и жадно ее дербанили

Арюна сварила нам борщик, который, пожалуй, был самым вкусным в моей жизни. Да и еще с таким видом!

Вышли 24 июля, а 25 июля уже были 3 лагере в мульде. 26 июля начали карабкаться на 6400. Штурм был запланирован на 27 июля, а прогноз обещал 45-50 км/час ветер на вершине. Работаем!

Где-то на старте с перемычки в сторону полки на 6400

Жду свою команду-ураган на 6400

Так выглядит полка на 6400

Вид с полки на 6400 на Л2 на маршруте с юга

Вид с полки на 6400 на Л3,5 на перемычке, где сливаются южный и северный маршруты

А так выглядит Л3,5 в натуральных масштабах без зума

Внизу - ледник Южный Иныльчек сливается с ледником Звездочка, что ведет к пику Победы…

Карабкаются

Вид с полки на 6400 на какой-то лагерь по пути северного маршрута на Хан

Так выглядит счастливый человек с обгорелым лицом и обветренными губами на 6400

Фактически стартанули в 4:30 утра, на вершине я стояла в 8:40, от холода и ветра у меня сел телефон - я смогла сделать только 2 фотки и снять 1 видео. Очень хотелось дождаться ребят, но поняла, что я просто окочурюсь от космического холода и ветра. Рация сдохла сразу после связи. Пришлось быстрее валить вниз. На 6400 я была уже в 10:40. Палатку от ветра сложило пополам - повезло, что вообще не унесло восвояси, пришлось быстрее залезать внутрь и держать ее в раскоряку. Так я и уснула.

Есть вершина!

Держу собой палатку

Ребята вернулись целые и невредимые. Спали мы как убитые (ну, по крайней мере мы с Наташей точно). На утром еле раскачались, встретились со спускающимся вниз с вершины Денисом. План был спуститься до Л2, чтобы ночью уйти вниз и в базу. Но у погоды как всегда свои планы. В Л2 мы собрались в районе 16:00 - к этому моменту погода испортилась окончательно, начал сыпать снег. Видимость при этом была, поэтому мы активно обсуждали, что делать - идти вниз прямо сейчас или ночью. Греков дал добро на очередной связи, мы начали собираться.

Стартанули в 17:00, проваливаясь в глубокий мокрый снег, мы уже достаточно подустали, поэтому скорость передвижения была не такой высокой, как хотелось бы. Опять эта чертова бутылка.. впереди был тяжелый спуск. Всем было не по себе, вокруг стояла какая-то звенящая тишина.. Уже после горлышка мы увидели гигантский след лавины, которая буквально перепахала всю бутылку - масштабы впечатляюще пугающие… Вешек нигде не было, трещин, через которые мы проходили наверх - тоже. Мы не могли поверить своим глазам.. острых ощущений добавляли звуки грохота камней где-то недалеко и журчащих ручьев с пика Чапаева. Начали распутывать тропу. Уже вечерело, было аномально тепло...

Сейчас я часто думаю о том, что на нас каким-то чудесным образом ничего не прилетело тогда. Вокруг валялись обломки ледовых глыб размером с холодильник, а лавина долетела до самого начала взлета ледника.. Как потом мы узнали - эта самая лавина сошла на день позже нашего выхода в Л2, побила многих ребят, которых в последствии эвакуировал вертолет, и их экспедиция на этом закончилась.

“Расслабиться” мы смогли только когда пришли в Л1.

Несмотря на уговоры остаться на ночевку - мы решили идти домой в базу. Физических сил у нас практически не было, световой день уже близился к завершению. О чем мы в тот момент думали? Полагаю, что о наших друзьях и товарищах, об их теплоте, душевных разговорах... и о том, чтобы наконец побыстрее закончить эту часть пути, поставить логичную точку. Тем не менее, оглядываясь назад, это было правильным решением, потому что переросло в увлекательное и незабываемое приключение домой по ночному леднику

С большим трудом брели мы по этим ночным лабиринтам, а в базе оказались в час ночи. По пути я уж было отчаялась, что нас кто-то будет ждать. Преодолев последний взлет на морене перед лагерем - увидела фонарики, много фонариков. Нас встретили Баир, Жека, Мурат, Александр и кто-то еще.. и вот я уже чувствую тепло от крепких объятий и до боли родные голоса, знакомые интонации и музыку, добытую из глубины веков и моей души.. ребята, спасибо вам, это так ценно!

“Будьте осторожны со своими желаниями - они имеют свойство сбываться”.

Дядь Дима, Леночка и Гоша вручают грамоту за восхождение

Через пару дней нам предстояло выдвигаться в сторону основной нашей цели этой экспедиции...

Продолжение следует...

Очень интересный рассказ, читал и прям заново совершил восхождение. Хотелось бы связаться с автором, есть несколько вопросов. Спасибо.