главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Тянь-Шань >
Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск

Ленина или ординарный БОМЖ

Долгое время я обходил эту гору вниманием, видимо, потому, что позиционирую себя как технарь. А может потому, что в районе нет больше других гор, ради которых можно приехать и сходить на Ленина на акклиматизацию. Но в этом году решили климатиться в Киргизии для.. Пакистана. Посоветовавшись с опытными высотниками и своим небольшим опытом высоты решили, что за неделю заброски аклём не расплескается окончательно, всё равно в районе Огре простых гор выше 6000 нет и, соответственно, качественную акклиматизацию получить негде.

Потом была травма Ратмира, в последнюю неделю пришлось перекраивать планы, менять основной объект, но Ленин, как и положено вождю мирового пролетариата, остался незыблем на своём месте. Парни уехали работать с клиентами на 10 дней раньше, а я, зарядившись минимальными знаниями на предмет проникновения в район, отправился в путь.

Последний вечер жаркого июля я провёл в Оше с остатками Красноярской экспедиции в Ашатскоеущелье, то есть с Дашей, за бутылочкой «Киндзмараули». Перед этим я постарался решить все хоз вопросы, чтобы не откладывать это на утро, которое обещало быть с лёгким флёром похмелья.

В 9.30 у «Глобуса» нас ждал микроавтобус, который повезет нас прямо до базового лагеря, всего за 40 долларов. Пока всё просто..

В 4 дня микроавтобус высадил нас в базовом лагере на поляне Ачик-Таш. Нас встретила гид альплагеря «Тянь-Шань Тревел», пересчитала и с недоумением смотрит: «Кто лишний?». Я не стал скрывать: лишний — я. Все пошли в кают-компанию, а я доел припасённую с города самсу и двинулся в сторону 1-го лагеря. Перед перевалом путешественников мне попался камень с табличками, среди них Костя, Константин Обеднин, человек, который олицетворял собой золотой век Красноярского массового спортивного альпинизма. Какая светлая жизнь и нелепая смерть, но внезапная смерть всегда нелепа...

Темнота и одновременно дождь застали меня за перевалом, когда я уже спустился на морену. Продолжать движение не было уже ни сил, ни желания, ни смысла. Лагерь у меня всегда с собой.

Палатку поставил под усиливавшимся ливнем. Спать лёг без ужина, потому что не запас воды.

Утром за 1,5 часа дошёл до лагеря Аксая (лагерей, - их тут множество) и встал на отшибе, за самыми крайними палатками, чтобы было меньше вопросов. Как выяснилось в последствии, в этих палатках жили немцы, такие же безпакетники, как и я, они съехали и мой отшиб превратился в ссылку в добрых 150 метрах от стоянки человека платежеспособного.

В лагере встретил Наташу и её напарницу Полину, очень целеустремленную девушку, познакомились. Договорился с ними о совместном выходе на 6100, чтобы не шататься одному через трещины и вообще soul.

Выходим рано утром, чтобы не стоять в очереди. Впереди движется связка двух Андреев, тут же познакомились. Сославшись на то, что мы здесь не местные, пристроились им в хвост, вроде скорость устраивает. Первая половина пути между лагерем 1 и 2 состоит из сильно разорванного ледника, где происходит основной набор высоты. Для прохождения трещин, там, где нет снежных мостов, перекинуты секции металлических лестниц. Но это не панацея. Лето жаркое, ледник постоянно меняется, мосты стаивают, и, что самое неприятное, стаивают без предупреждения. Я немного отстаю от девчонок по акклиматизации, - они уже ночевали на пике Юхина, а Полина вообще работает в горах, но пока удаётся сохранять их темп.

Примерно на отметке 5200 ледник выравнивается, начинается «сковородка». Я, видимо, так и не прочувствовал всей прелести преодоления этого участка в солнечную погоду, - оба раза мы шли достаточно рано, но недостаток акклиматизации даёт о себе знать, - темп замедлился, дыхание участилось. Дошли до лагеря 2 и решили здесь пообедать, набраться сил, да здесь и остались, не пошли в лагерь 2,5(Топль-Камп), к которому привязаны девчонки. Во-первых, снег раскис, а во-вторых, уже нет сил, - и так набрали 1км.

Остаток дня провели за поеданием «ништяков», оказалось девчонки, со свойственной им основательностью, неплохо подготовились: «Снедки» пересыпали в полиэтиленовые кульки, запаслись сухофруктами, в том числе самыми экзотическими и взяли спальники, в которых можно спать зимой, здесь же, а ещё пуховки, в которых можно спать без спальника))

Утром мы быстренько забежали на 6100 (Раздельная) и легли спать уже тут. Вообще, такое ощущение, что в высотном альпинизме всё делается по ночам. В прошлом году в 8 утра я уже стоял на вершине Хана.. Вернувшись в лагерь, в ожидании Лехи и Сани, я лёг читать «Снежную страну" Кавабата Ясунари. Люблю читать в горах, это как ужин в спокойной обстановке в ресторане: ты не глотаешь, не давишься страницами, а смакуешь каждый образ, который создаёт автор. Можешь отложить книгу, когда сознание устало, вскипятить чаю, попить его с шоколадкой или даже отхлебнуть из фляжки, затем снова погрузиться в чтение. Такой и должен быть пассивный отдых, отдых пассивно- созидательный. А что ты созидаешь? - свою личность.

Парни пришли после обеда. Я их узнал издалека, по походке Рындыка, - молодой, ретивый.

Договорились идти вместе на штурм, в планах парней заночевать невдалеке от вершины, я - по состоянию.

Раннее утро. Уверенные в своей форме, поднимаемся не слишком рано. Такое ощущение, что некоторые даже не ложились: на взлётах ледника уже светло от фонарей. Постепенно обгоняем всех идущих. Вдруг Саша, который до этого бежал, начал замедляться. Ждём, «Кажется отравился», - говорит он. Лицо приобрело вначале бледность, затем желто-зелёные оттенки. Нас начали обгонять те, кого мы обошли на первых взлётах. Саше всё хуже. На очередном привале спрашиваем: «Идём дальше»?, - «Как-нибудь дойдем»,- отвечает Саня. Где-то между 2-м и 2,5-м лагерем Саня ускорился, видимо полегчало. Поставили палатку в лагере 2,5, Саня опять слёг.

Постепенно начала открываться жестокая правда: Леха тоже начал задерживаться, сидя «за барханом». После очередной отлучки Леха сказал: «Видимо ротавирус». Та-ак, не хватало ещё этой напасти, видимо кто-то в лагерь привёз с «большой земли». Я никогда не болел ротавирусом, но по рассказам очевидцев, эта болезнь сопоставима со средневековой чумой или последствиями применения хлор-иприта, мигом выкашивает весь лагерь. Теперь только ждать..

Утром следующего дня двинулись к 6400, - в условиях сложившейся ситуации о ночёвке под вершиной уже не может быть и речи, пойдем отсюда, либо даже пойду я, а парни подождут здесь, на подстраховке.

День штурма. Саня почти ожил, Леха всё ещё болеет животом, но ходит с крейсерской скоростью бывалого высотника. За что люблю высотный альпинизм - ты всегда выше облаков, почти всегда.

Потрясающее зрелище. Справа проступают силуэты Памирских гигантов: Гармо, Коммунизма, Корженева. Не смотря на общую коммерциализацию и современную доступность, я испытываю некоторое благоговение перед этими вершинами, - ведь когда-то на них восходили вкладывая все силы и характер, буквально ползком лучшие, а с протоптанной тропой классических маршрутов соседствуют маршруты, которые не повторены до сих пор.

В 11.30 утра все трое: я, Сухарь и Рындык стояли на вершине, с погодой повезло, виды во все стороны на 200 км, в общем, «Ты счастлив и нем».

Это моя третья гора выше 7000 метров, а у Лехи юбилейный, 10-й семитысячник.

Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть

Немного про TRAD-Contest 2024

Пик Военных Топографов. Работа над ошибками

Пик Военных Топографов. Рабочие будни

Пик Военных Топографов. Как облегчиться на горе?

Пик Военных Топографов. Работа

Всё не то и всё не так на пике Военных Топографов

Пик Военных Топографов. Трудности

Пик Военных Топографов. Хроника экспедиции

Пик Военных Топографов. Ближайшие планы

Акклиматизация перед первопроходом на Военных Топографов

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)