главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Люди и горы > Полемика >
Автор: Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото участников экспедиций и из архива автора

Запретная тема

“Мы с Серёгой не имеем права погибнуть, у нас с ним на двоих семеро детей”

Дмитрий Головченко

В 1960 году на пик Победы с амбициозными планами полного траверса массива Победы от западного плеча, 6918 м, до перевала Чон-Торен, и первопрохода на Хан Тенгри с востока, выехали сборная профсоюзов под руководством Гринфельда и команда Туркестанского военного округа под руководством Рацека.

Годом ранее на северном гребне Победы погибли трое узбекских альпинистов - Ананьев, Добрынин и Солдатов.
Родственники погибших настаивали на том, чтобы их тела были сняты.
Это и становится параллельной задачей.
Снятие тел решают совместить с акклиматизационными выходами, несмотря на то, что многие участники считают подъём по северному гребню небезопасным. “Но мы шли туда не для спортивного восхождения, а выполняя просьбы родных погибших”, - напишет позже Гринфельд.

17 июля две группы в составе 33 человек выходят на первый акклиматизационный выход по леднику Звёздочка. На высоте примерно 5000 метров на северном гребне встают на ночёвку.

18 июля четыре человека остаются в лагере, остальные продолжают подъём по гребню к плато на 5200 метров для заброски продуктов и снаряжения.
Когда первая связка была уже почти у плато, метрах в тридцати выше неё по склону пошла трещина, и поле, размером 200 на 100 метров поехало вниз, увлекая за собой альпинистов. После остановки, пятнадцать человек, из тех, кому повезло остаться на поверхности, начали откапывать своих товарищей, замурованых под снегом.
Спасти удалось одного, Анатолия Лябина.

Десять человек, большинству из которых не исполнилось и 30 лет, погибли при попытке снять тела участников узбекской экспедиции.

Вот их имена:
Владимир Буянов, 1932 Москва
Орест Глембоцкий, 1931 Одесская обл.
Альберт Кадочников, 1936 Красноярск
Виктор Кузьменко, 1931 Ташкент
Александр Лысенко, 1933 Москва
Евгений Лычёв, 1934 Ленинград. обл.
Эдуард Нагел, 1927 Чирчик
Анатолий Осинцев, 1931 Москва
Юрий Плотников, 1938 Ташкент
Виталий Сац-Дмитрук, 1939 Ташкент

На фото: Караван с телами погибших ребят покидает лагерь

Наши дни

31 августа 2023 года при попытке первопрохода по юго-восточному гребню Гашербрума IV погиб один из лучших российских альпинистов своего поколения Дмитрий Головченко.

Его напарник Сергей Нилов, оставшись один, без палатки и тёплых вещей, скоротал ночь на полке без спальника и без ботинок (во внутренниках), борясь с холодом.

С рассветом Серёжа сдюльферял около 15 верёвок по линии падения палатки на плато.
Нашёл тело Мити, завернул его в палатку и перетащил ближе к ледопаду, где выдувает снег.
В одиночку, без еды и питья, Сергей спускался по сложнейшему маршруту, ночевал в снежных норах, проваливался в трещины, с переломами рёбер и обморожениями упрямо шёл вниз.
Спуск в базовый лагерь занял пять дней.
Гора его отпустила.

Летом 2024 года, по инициативе отца и брата Дмитрия Головченко, организуется экспедиция для снятия тела с ледника.На заседании правления ФАР ответственным за подбор команды (требования: участники с высотным опытом, не ниже 1 разряда по альпинизму), за взаимодействие с организациями и лицами, которые будут задействованы в экспедиции по транспортировке тела Головченко Д.Н. в Россию назначается Александр Яковенко (Протокол №9 заседания Правления ФАР от 03.04.2024, п. 7.2 ).

Финансируют экспедицию частные лица.

Команду набирают в последний момент.

В состав входят:

Сергей Нилов, МС по альпинизму, самый опытный участник, дважды лауреат премии Piolets d’Or (в 2013 и в 2017), четырехкратный обладатель премии Золотой Ледоруб России.

Евгений Яблоков, МС, высотный опыт отсутствует.

Алексей Баутин, 3 разряд, участник проекта “7 вершин” в составе коммерческих экспедиций в качестве клиента. Руководитель Московской областной Федерации альпинизма.

Сергей Миронов, МС по туризму, 1 разряд по альпинизму, Снежный Барс.

Михаил Миронов, 2 разряд, высотный опыт отсутствует.

На фото: Е.Яблоков, А.Баутин, С.Миронов, М.Миронов, С.Нилов

31 июля
Вылет в Исламабад. В районе находится группа Романенкова, которая обещает подключиться к поискам.

2 августа
Перелёт в Скарду.

11 августа
Команда добралась до базового лагеря. Выясняется, что группа Романенкова уже покинула район.
Ранее они осмотрели ледопад и оставили следующий комментарий: “Хорошо просмотрели ледопад, над которым лежит Дима Головченко. Ледопад, по сравнению с фото прошлого года, усложнился и не выглядит безопасным. Верхний фронт ледника обвалился. Тела, завёрнутого в палатку, не видно нигде”.

Сергей Романенков: "Ребята из экспедиции прибыли в базовый лагерь на семь дней позже изначально оговоренного с Александром Яковенко срока. 10 августа вместо 3 августа.
3 августа, когда группа экспедиции только добралась в Скарду, я через мою жену передал Алексею Баутину сообщение и он прочел его.
"Участвовать не будем. Нас осталось 4 человека. Они будут в базлаге в лучшем случае 10.08 без акклиматизации. Мы неделю не сможем их ждать. У нас нет на это времени, еды и гарантий по обратным билетам.
Ледопад, где лежит тело Димы сильно не понравился. По сравнению с прошлогодними фото он обвалился и стал опасен для поисковиков."

Если бы мы встретились с ребятами как изначально договаривались с Яковенко 3 августа, то, думаю, от них никуда бы уже не ушли и остались бы для работ. И, возможно, удалось бы как-то повлиять на решение подниматься через ледопад под висящими сераками.
Со сдвинутыми сроками по нашим прикидкам, выходило, что на эвакуацию в лучшем случае должно было уйти еще три недели дополнительно к 1,5 месяца нашего похода. Этого ни работа, ни семьи позволить нам не могли".

Том Ливингстоун и Алеш Чесен, оставившие свою палатку с газом в первом лагере на 6000м. и разрешившие нашим ребятам в ней ночевать, также добавили, что тела Мити не видели.

15 августа
Парни сообщают, что осмотрели ледник и заночевали на 5500м.

Алексей Баутин и Евгений Яблоков из-за симптомов горной болезни остались в АВС на 6100.

17 августа
Около десяти утра по местному времени, на высоте 6400, обрушивается большой кусок льда, примерно 20 на 30 метров, который уносит Сергея Нилова.
Первые сообщения о состоянии Мироновых (Примечание редакции: они не родственники) тревожные: Сергей сильно травмирован, состояние критическое, затруднённое дыхание, и, вероятно, перелом бедра.
Михаила практически не задело.

Погода хорошая. В этот же день пакистанские лётчики делают первый вылет. Мироновы видят вертолёт, машут руками. Они находятся на постоянной голосовой связи по спутниковому телефону с координатором экспедиции и с Баутиным.

Вертолёт делает облёт, забирает Яблокова и Баутина в Скарду.Мироновы остаются ночевать без палатки и спальников на 6400.

18 августа
Второй вылет. Погода портится.
Вертолёт не может подняться к Мироновым.
Поступает информация о том, что замечено тело Сергея Нилова, без движения. Фотографий и видео при этом нет.

Во второй половине дня Мироновы самостоятельно спускаются на сто метров ниже, к рюкзакам, в которых есть всё необходимое для ночёвки: спальники, газ, продукты, аптечка. В рюкзаке Нилова находят палатку.19 августа Яблоков и четверо пакистанских спасателей вылетают к месту аварии и поднимаются в АВС на 6100.
Баутин руководит операцией из Скарду.

Мироновы слышали вертолёт, приободрились духом.
Передают, что состояние Сергея удовлетворительное.
Остаются в палатке ждать спасателей (третья ночь на горе после обвала).

20 августа
Спасатели поднимаются к Мироновым и начинают спуск пострадавших.
Идёт снег, поэтому продвижение замедленное.
Михаилу помощь не требуется.
Сергей на обезболах идёт сам, при поддержке сопровождающих.
Погода нелётная. Ночуют в АВС на 6100.

21 августа
Мироновых эвакуируют в Скарду. Травмы Сергея оказались незначительными (по не подтверждённой информации - перелома бедра нет). Обморожений нет.

Поиски Сергея Нилова решено прекратить из-за большого количества выпавшего снега.

Вместо эпилога

Сергей Нилов до последнего не хотел ехать в эту экспедицию, дома дел невпроворот, к зиме надо утеплить стены и провести отопление на второй этаж, но когда деньги и участники нашлись, отложил ремонт до возвращения и собрался со словами: “Без меня они его точно не найдут”.

Если бы травмы Мироновых были серьёзнее, чем оказались, то сейчас мы бы оплакивали троих.

Когда вы не находите в себе сил сказать “нет” оглушённым горем родным и близким погибших друзей, вспомните эти фотографии, такого Нилова мало кто знал: домашнего, уютного, нежного, заботливого, любящего и любимого.

Настя осталась одна с пятью детьми на руках.
Андрюша, Петя, Соня, Ваня и Иришка.

С кучей проблем, которые надо решать уже сегодня.
С пустотой, которая теперь всегда будет с ней.
Деньги - это малое, чем мы можем помочь.Мы не сможем вернуть Сергея, но можем изменить качество жизни малышей.

Если есть возможность, сделайте платёж регулярным, даже на небольшую сумму.

Назначение платежа: Помощь семье Сергея Нилова

Реквизиты для переводов

СБЕР

Валюта получаемого перевода: Российский рубль (RUB)
Получатель: НИЛОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Почтовый адрес доп.офиса: 143000, Г.ОДИНЦОВО, УЛ. МОЛОДЕЖНАЯ, Д.21

ВТБ

Номер карты: 2200 2404 3029 0045

Наименование Банка получателя: Филиал № 7701 Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Москве

БИК Банка получателя: 044525745

Переход к лагерю Paju. 5:50 - 12:40

Переход Paju - Urdukas. 6:50 - 14:50

Переход к лагерю Goro - 2. 8:15 - 13:45. 11 км. 4000 - 4300

Переход от Goro - 2 до лагеря за Конкордией.
07:15 - 21:00. Гид плутанул, прошли лишних 12 км, итого около 30 км вышло. 4300 - 4700

10.08 Переход в базовый лагерь Гашербрум.
9:30 - 14:30. 4700 - 5000. Сходили с Сережей вверх по морене посмотреть ледник, плюс акклиматизироваться

Сходили всей командой на ледник к его повороту.
Летали вверх на дроне. 5000 - 5250.
Решили выходить наверх завтра. Начали собираться.
Поняли, что нужен ещё день на переупаковку и взвешивание груза, плюс день акклиматизации на 5000.

С утра взвесили груз, поделили. Получилось около 23-24 кг на человека.
Ходили с Сережей вниз на связь. Акклем приходит, решение остаться ещё на один день верное. В 0:30 ходил в туалет, ситуация выравнивается)

Выход наверх
7:30 - 16:00. Преодоление первой ступени ледника Южный Гашербрум. 5000 - 5430.
Ночевка на леднике. Ледник разрушен, много трещин.

Переход к ABC. 9:00 - 16:30. 5430 - 5900.
Немного не дошли до штатного лагеря. Две трещины не успели обойти.

Переход в ABC. Я и Леша остались тут (очень плохое самочувствие, не спал, сильно болела голова, два раза вставал ночью ходить, задыхаюсь лежа.
Ребята (Серёжа, Сережа и Миша) пошли дальше на подушку под ледопад. Их время движения 11:00 - 15:00.

Я (один или с Лешей) должен был выйти из ABC к ребятам наверх по их следам и к 8:00 быть на подушке. Но не вышел. В 1:00 пошел снег, следы замело, рельеф не виден.
Леша идти отказался, у него сильный кашель.
Дождался связи с ребятами в 6:30. Решили подумать до 7:00, что делать.
На связи они предложили нам с Лешей их догонять со своим биваком или идти в базу вниз.
Мы не согласились ни на один из вариантов.
Далее мы несколько раз связывались и никак не могли решить, как быть.
Я предлагал им спуститься к нам, оставив бивак наверху (в ABC стоят две уже ничейные палатки, места хватит), на следующий день подняться вчетвером и далее так работать вверх или вообще "делать ноги", так как погода портится, и один человек выпадает из команды.

Они предложили прийти за мной сегодня и завтра вместе идти наверх, но меня смутил вопрос от Сережи, смогу ли я, переночевав на подушке (где-то 6300), работать, мол не сольюсь ли ещё раз.
В итоге, я подумал ещё раз и выбрал компромис, не оставлять Лёшу одного и гипотетически не стать якорем для верхней части команды.
Леша и я остались в ABC. Миша, Серёжа и Серёжа полезли дальше.
С 6:00 до 9:00 немного просветлело, вышло солнце, потом слегка пошел снег, и с 10:00 полностью все затянуло туманом, снег усилился.
Сижу в палатке, растяжку делаю.

13:00 Отоспали всё, что можно и что нельзя. Снег идет, сквозь него светит солнце, жарко. Сходил на улицу, искупался в снегу.

Ребята в этот день набрали 200 м и встали на ночевку, с которой 17.08 стартовали.
Встали они в 5:00, начали двигаться в 7:00.
В 8:50 остановились передохнуть. В 10 произошел обвал.

В 10:00 мы с Лешей пошли снять палатку Ферину, оставленную неизвестно кем, в ABC никого нет, мы проверили у офицера, чего палатке пропадать.
Идти недалеко, 30 мин, надо обойти две широкие трещины, да и все.
Только мы отошли 100м от своего лагеря, слышим грохот в стороне ледопада, по которому сейчас лезут ребята. Точного их места в тот момент я не знал, потерял их около часа назад. Мы к рации, там Миша, говорит: нас всех зацепило, он более-менее. Сергей Миронов был на перилах, порвало верёвку, чудом остался на ней, закреплена была внизу на станции.

Сергея Нилова не видно и не слышно, он лез первым и был выше всех.
Вс стихает, Серегу не слышно, Миша зовет его.
Парни собираются вместе, на ледовой полке, Сергей Миронов не может самостоятельно передвигаться.

Лёша начинает инициировать страховой случай и вызывать вертолёты.
После всех перипетий вертолет прилетает в 16:00, делает 2-3 облёта над ледопадом, забирает Лёшу, потом возвращается, забирает меня, и мы оба летим в Скарду.

На вопрос: там наши ребята, их на надо спасать, пилоты отвечают “туморроу, время вышло, туморроу”. Тогда это был шок. Но в дальнейшем, при общении со всеми службами в Пакистане, я понял, что это для них нормальная практика, они не волнуются ни за кого, тем более за иностранцев.

В итоге, мы в Скарду, ребята на полке остаются ночевать, без палатки и большинства тёплых вещей, потеряны при обвале, Серега потерян.

Дальше два дня согласований, день ожидания вылета в порту в Скарду. Поиски спасотрядов, так как нам с Лешей вдвоём не спустить Сергея Миронова.
Одна группа соглашается, потом отказывается, вторая также.

Находим через Гулама (руководитель Блю Ская, контора, которая нас принимает и сопровождает в Пакистане) отряд, готовый за 40000 долларов вылететь спасать наших ребят при условии, что с ними будет один из наших, это я.
Они покупают за наши деньги палатку, верёвки, еду, снежные колья, джет, и ещё что-то на сумму около 70000 пакистанских рупий.

У них нет ни раций, ни спутника, они просят у меня пауэрбанк (у меня тоже нет), прилетев в ABC, просят у меня один ковер (даю им с местной помойки, приныкал в прошлый раз.
Их четверо, все в пуховых высотных комбинезонах, пьют исключительно кока-колу.

Мы, впятером, таки высаживаемся в ABC на 6000м. И это было тоже чудо, так как приказ лететь, а не очковать, дал сам командующий ВВС Пакистана.
Около 15-16:00 мы все на месте. Сегодня, конечно, уже никуда не пойдем, далеко и набор около 600м.

Вчера договорились, что выходим в 4:00, пораньше, чтобы не жарко было, и вс успеть.
Встаю в 3:30, разогреваю вчерашнюю пюрешку, досыпаю немного новой, ем, пью.
В 4:00 готов. Погоды нет, снег, туман. Они не особо шевелятся, стою истуканом над их палаткой.
Двое начинают одеваться и о чем-то переговариваются с главным.
Ближе к 5:00 мы выходим втроем, я и двое пакистанцев. Мотивируют это тем, что лавиноопасно, и вторая группа выйдет за нами через 30-40 мин, по нашим следам. Ладно, идем.

Бегут они быстро, аклеманные, до верха подушки дохожу хорошо, 6350. Потом меня выключает, и пропадают все силы. Но идти надо, идем немного медленнее, часто останавливаемся.

В итоге, выйдя ближе к 5:00, к ребятам на 6500 мы добираемся в десятом часу, то есть около 5,5 часов ходу.

Погоды нет совсем, туман, снег, ветер, холодно. И тут начинается самое интересное. Уколы обезболивающего Сергею Миронову делаю я. Станции и проушины, при отходе от полки есть крутые участки льда, делаю тоже я, верёвки дергаю я, спускает Сергея Миронова парашютиком Миша.

Эти парни ничего не умеют в плане техники альпинизма и спасработ, у них нет ширева, у них нет акьи (это, правда, мы знали заранее, не до жиру, других спасателей не удалось найти), нет спальника и ковра для пострадавшего, нет ничего!

Наше счастье, что Сергей Миронов после обколов, смог кое-как передвигаться сам, и мы с Мишей спустили его на верёвке парашютиком 2-3 крутых участка.
Спасателей “сгоняем", как можно быстрее вниз, к началу пологих участков, чтобы там они приняли Сергея Миронова.

Они берут его под руки, медленно идем вниз, я с Мишей ищем путь и топчем след, они за нами. Проходим подушку.
Юнус и Аббас кладут С Миронова на ковер, обвязывают верёвкой и тащат вниз, придерживая вдвоём от соскальзывания.
Выходя на плоский ледник им пригождается наша акья, сделанная из полиуретана с люверсами. Она отлично скользит по снегу.
Приходим в ABC около 15:00, парни с С Мироновым на 30 мин позже. Хорошо, большую часть работы сделали. Теперь все в палатках с газом и едой. Остаётся дождаться погоды и улететь в Скарду.
И да, вторая часть группы, два человека спасюков, так и не подошли, сидели в палатке, сказавшись больными.

Погоды нет, сидим в ABC, ждем.

В 7:20 прибывают первые вертушки, начинается спуск в Скарду.

Спасработы на Гашербрум IV. Выжившие в Скарду

Гашербрум IV. Дневники Мити Головченко

Гашербрум IV. Как это было

Хроника экспедиции

Запретная тема? Ни сколько!

Очень правильная тема и правильно поднятая. Но не тот сайт... Скорее всего, ничего не нужно объяснять тем, к имеет отношение к альпинизму. Они прекрасно понимают и сложности, и опасности связанные с транспортировкой тел погибших. Очень похоже, что родственники просто "капризничают" и пытаются давить на жалость в подобных ситуациях. Сразу неожиданно становятся религиозными и вспоминают о христианских (или каких-то иных) обычаях... Наверное, будет уместно перед выездом в большие горы, озвучивать свою "последнюю волю" - оставить себя там, где лежишь, чтобы не подвергать никому не нужному риску товарищей.