главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Памиро-Алай >
Автор: Ольга Лукашенко, СПб

Как я провел этим летом

Шёл очередной весёлый вечер ФАР. О, как контрастно этой атмосфере, поистине радостно и фривольно они болтают на задних рядах, а потом ещё и с чувством едят мясо и пьют алкоголь на вечерней афтерпати.. Именно так я и нашла своих напарниц, с которыми мы захомячили один из самых знаковых для всех троих первопроходов в районе далекого Сабаха.
Очень сложно остановиться, когда никаких обещаний ещё не дано, а перспективы максимально туманны - этим логическим тупиком началась наша экспедиция на Ашатскую стену. А дальше уже все как в тумане, помню только как я, Даша и Настя без разбора греем мокрые холодные ноги в нежных подмышках друг друга, сидя в платформе на Арго.

Вид мощного и величественного Сабаха, доминирующей вершины Ашатской стены, давно наводил на меня морок. Моя гора, думаю, надо! Что ж, признаю свои ошибки.. гениальными. И эту в первую очередь. Как феноменально здорово, что мы не полезли на этот огромный, отнюдь не монолитный, перманентно сбрасывающий с себя месиво из лавин и камней, Сабах, а выбрали тоже не покладистые, но более совместимые с жизнью Парус и Арго. Спасибо большое Саше Парфенову, Юре Кошеленко и Вите Ковалю, эти товарищи смогли соблюсти тонкий баланс между ‘качественно проконсультировать по району’ и не ‘до дрожи запугать’. План в голове уже начал окукливаться, вспомнила, что есть такой прекрасный грант Маши Гордон - Grit&Rock Expedition Award - аккурат для поддержки женских первопроходов. Перепроверила свой паспорт, экстраполировала на Настю и Дашу - все совпадает, обалдеть! Как и полагается, заявку отправила в 0:00 дэдлайна и довольно скоро получила заветное ‘Congrats..approved’.

И вот мы с Настей, Дашей и Дэником Прокофьевым (нашим предводителем/смотрителем/отцом/матерью/покровителем коров и просто прекрасным человеком, который не может просто нормально смотреть на горы, а везде видит линии первопроходов) наблюдаем, как запрягают наших реактивных безалаберных ишаков в Озгуруше, и дальше мы два дня топаем до BC, чтобы приземлиться под заветной Ашатской стеной. Долго водим жалом в поиске братских команд, групп поддержки.. а их просто нет - это автономная экспедиция в 4 каски в тот самый удаленный район, куда прежде ходили только матерые мэны, наша альп элита, где девушек до сих пор не было и в помине.

Парус, 5б

• Парус: 28 участков, протяженность 1460, перепад 1150, 6с, М3, и ИТО А2
  • Акклиматизироваться и размяться решили на "скальном" Парусе, Дэник заметил приятную логичную линию по гигантскому внутреннему углу. Классный рельеф, ветер завывает, но пока иллюзия того, что эта экспедиция будет легкой прогулкой, сохраняется. Даша явно кайфует от прекрасного лазания, раздавая особо трепетные комплименты обледенелым катушкам. Быстро уверенно набирает метры, сейчас уже стена закончится, остановите ее кто-нибудь. Настя пересаживается за руль. Причем удачно пересаживается, сразу в какой-то невероятный шпагат, хруст разносится по всей долине. Залезает красивенные рельефы, молодэц. А дальше происходит ежезимнее удивление петербургских коммунальщиков - оказывается, наш скальный Парус не такой уж и скальный, да и вообще не Парус, а, скорее, Брут. Начинается зона снега, льда, и, о, боги, микста. На горе 4850м, в районе Сабаха, да лед - просто очевидное и невероятное - кто такое мог предположить. Инструментов у нас не было, ледовых кошек тоже, кармическое везение. Первый раз в жизни я лезла лед и микст со скальным молотком, иногда рубя ступени им же. Это или очень инновационное лазание, или дань праотцам, но никак не отсутствие планирования и недальновидность. Для страховки во льду - скальные фифы и якоря, на ногах - тупые фирновые кошки. По расстоянию не стратосфера, но по ощущениям - дальний космос: не уверена, что хочу повторить, но было интересно.

Поскреблись еще немного и.. мы на вершине! Какая прелесть!

Где-то между этим случилась 1-я сидячая ночевка, идеальная для первого знакомства и необходимого слеживания. 2я ночевка, на вершине, уже огонь, аэродром антропогенного характера, здесь был человек - и этот пассионарий аж тур сложил. Рады. На утро дюльферяем. Не планировали, но чудом наткнулись на петли Юры Кошеленко. Фантастиш, пара швеллеров как из музея альпинизма. Спасибо еще и за уроки истории, Юра!

Еду вниз, ищу место под станцию - вижу летящий сверху камень размером с маленький арбуз. Уже открыла было рот крикнуть - 'мимо, мазилы!', но в этот момент вижу этот самый камень в своей руке. И, надо сказать, больно было на него даже смотреть. Думаем, что перелом (спойлер - нет). Спасибо, дорогие мои, Даша и Настя, как приятно я провела оставшиеся пару дюльферов, как нежно, с любовью вы меня спустили вниз, пока я подвывала либо от досады, либо от плохо действующего обезбола.

Йоу! Спустились на тропу, на перепутье нас встречает спокойный и радостный Денис, а значит, все закончилось, причем удачно! Он не признался, но, думаю, сходил пару маршрутов соло, пока нас ждал. Спасибо, тренер, не устану тебе это повторять! Получился идеальный маршрут, цель которого ввести в заблуждение, что на Арго все будет "не сложно".

Пару дней наедаем бока - борщ, рагу, и так по кругу - перекатываемся от одной тарелки к другой, параллельно успеваем перебрать снарягу и затолкать обратно в рюкзак.

Кульминация или на кой мы вообще здесь в этом Босхом забытом районе - Арго, 6а

• Арго: 29 участков, протяженность 1250, перепад 950, 7b, М5, ИТО А3+
  • Первый раз подошли под стену, когда она еще была напрочь заметена снегом, просто белая. Честно, она потрясает. Огромная мощная суровая Ашатская стена. Вспоминая, кто здесь лазал - потрясает вдвойне.

Во второй заход видим, что ледовые речки по центру стены вот-вот растают, намеченного маршрута по сути не существует. Находим пару ледовых горлышек и рюмок (эхо гидства в Шамони) в самой правой части стены. Альтернативный маршрут detected.

День 1

Благодаря борщу, спирулине и осознанию затраченных на экспедицию финансов рука почти заживает! Чудо! План пятилетки за 2 дня (хотя спроси моего босса, сказал бы: могла бы и побыстрее) Молотки в руках держатся крепко, ура.

Первые 500м перепада по высоте: микст, снег, лед. Состояние льда сомнительное и не окей, решаю придерживаться скал и лезть родной любимый микст. Общий угол довольно добрый, но темп рваный - постоянно встречаются вертикальные стенки, однажды доходит аж до ито (А3). Барыни сегодня наслаждаются на жумарах. И я знаю, как они в этот момент ненавидят меня и весь классический альпинизм.. но я далеко и все их негодование достается баулам, а поэтому продолжаем) Это был 1-й и решающий день всего восхождения, в стане не было единства на предмет 'чем оно должно закончиться' - вершиной или таки немедленным дюльфером. Вот она, та самая основная задача веревок (конечно, Венто) в альпинизме. И все же, какие молодцы, тихой сапой мы доплетаемся до 1й ночевки в нижней части огромной косой ледовой речки, пересекающей всю стену. План пройти первую половину горы за 1 день (ибо летит и откровенно опасно) казался маловероятным, но оказывается, мы не просто доползли, а со скоростью ветра взлетели. Ставим платформу 2 часа - потому что рекорд должен смениться антирекордом, как лето сменяем зиму. И для этой цели ничего лучше этой платформы не найти.

День 2

Погоду обещали дрянь, решаем дом не переносить, а просто обработать пару веревок. Настя с Дашей уходят на дело, я остаюсь этот дом сторожить. Какой шикарный погодный апокалипсис с градом и снегом они отхватили! О, как я страдала, смотря на все это, зарывшись в теплые спальники.

День 3

Сегодня жжет Настя. Лезет какие-то траверсы щекотливые. Но вот мы приплываем к развальному внутреннем углу - 40-метровое месиво из гудящих перьев и крупноблочной нависающей сыпухи. Даша с Настей лезть это добро тактично отказываются со словами 'не, жить хотим', а мне просто не устоять уже перед этой тактичной безысходностью. Если точка вылетает, то уносит за собой еще пару, а также груду камней размером со скромный рюкзак. Вспомнила Женю Дмитриенко и его Ерыдаг. Не скажу, что на душе полегчало, но хотя бы потеплело. В трансе заскреблась как-то. Зверски рада, что не убила женщин моих дорогих. Сошлись на А3+. Воодушевились. Как говорил Марк Твайт "It doesn’t have to be fun to be fun". Наванговал так наванговал.

Еще одна яркая вспышка дня - мокрый камин с нависающими перьями, который попадается Насте под самый занавес - ее ожидает потрясающе добротный душ. Реки текут во всех направлениях, но попадают в Настю. Ей очень хочется домой, но каким-то невероятным матерым (матерным?) усилием удается забороть этот камин и уложить нас всех спать, забив первый розовый шлямбур на этой прекрасной серой горе. Потом мы вместе выжимали ее термобелье - наконец-то нашлось, что на груди сушить, место перестало простаивать. Если эта картинка уже покинула вашу голову, то вот вам новая - прикиньте, по каким веревкам нам пришлось жумарить с утра, на перегибах на них наросло по паре сантиметров льда.

День 4

Лезем финальные скальные участки. Здесь обещают простую логистикой, надо просто тараканить вверх несколько веревок по широкой щели под 6й камалот. Даша очень рада этой новости, зная, что максимальный размер кама, который у нас в наличии - четверка, и то одна. Внутри скальные пробки, они спасают. А мне просто всегда приятно смотреть на скалолаза 8а, в любых кондициях.

О, да, мы на перемычке! Открывается потрясающий, первозданный вид на снежные пики Таджикистана. Шикарный подарок, очень красиво. Километровые кыргызские стены с этой стороны совсем коротенькие. Дальше по гребню топаем на вершину. Черт, какое счастье.

День 5

Просто и коротко - дюльфера прошли обалденно! Да, мы перебили одну из веревок, да, мы часто дюльферяли с одного якоря (Даша - мой герой), неделю назад поклявшись - ни-ни, но все прошло просто как по маслу, веревка ни разу нигде не застряла - еще один прекрасный подарок.

Уже на снегу после берга Настя отстегивает платформу, и мы все втроем завороженно со сладким чувством упоения вендетты смотрим, как она, безвольно подпрыгивая, катиться вниз. Какое счастье!

Это все было и это все закончилось. Акцент на было, на том, что это состоялось. У меня реально нет никаких сомнений, что это знаковые для нас троих первопроходы и мы все запомним этот трип как поворотную точку надолго. Куда поворот? Узнаем

Спасибо огромное Дэнику Прокофьеву - без тебя этого бы просто не было, Марине Поповой - за то, что ты это ты, и за постоянную связь с нами и большим миром. И всем, кто помогал словом и делом, кормил, переживал, ждал.
    Спасибо компании Венто за снаряжение, O3 Ozone за отличные мембраны, Julbo за очки, Grit&Rock Expedition Award за финансовую поддержку, премию Стальной ангел и Mountain.RU за инфоподдержку. До скорого!

Небольшой рассказ про горы. Первопроходы на Парус Западный (4850м.) и Арго (4750м.)

Денис Прокофьев. В альпинизме с 1998 года

Первый женский первопроход в районе Сабаха. Подробности и видео

Первый женский первопроход в Ашатском ущелье в районе Сабаха

Видео номинантов премии «Стальной ангел 2023»

Победители премии «Стальной ангел 2023»

Первопрохождение горы Улун (5588) - экспедиция на Тянь-Шань

Видео номинантов премии Золотой ледоруб России 2023

Золотой ледоруб России. Пик Военных топографов

Short-list премии «Золотой ледоруб России – 2023»

Три девицы - как в сказке

Классно написано! Ну, а про сами восхождения и девчонок я вообще молчу))