главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

«Надувательство как точная наука»

"Надувательство, если рассмотреть его в правильном свете, есть понятие сложное, его составными частями являются: малый размах, корысть, упорство, выдумка, отвага, дерзость, невозмутимость, оригинальность, нахальство и ухмылка".
Эдгар Аллан По

Да, то что происходит в нашем богохранимом отечестве с горовосхождениями описал еще 180 лет назад один из моих любимых писателей Эдгар По. Это моя личная точка зрения, не навязываю ее никому. Просто высказывание: Массы восходителей втаптывают Эверест обратно в недра, за Эверестом на очереди другие вершины восьмитысячники с массовым безусловным алгоритмизированным героизмом (ходить с зажимом по перилам и дышать в кислородной маске) участников. На их успех в достижении вершины работают толпы безымянных шерпов: прокладывают путь, оборудуют биваки, готовят еду, меняют на восхождении кислородные баллонны, носки, рукавицы, переставляют ноги на стрёмных участках... В информационном поле только эти прекрасные восьмитысячные леди и джентльмены, поскольку именно так работает надувательство. Самое главное усилие с их стороны это найти и заплатить бенефициару деньги за участие в экспедиции. Да, конечно, некоторые из них остаются навсегда на склонах вершин, но это лишь добавляет азарта в поиске новых лакшери восхождений с подпорками, а да, кажется, теперь это называется "восхождением с гидами"...

Да они у нас конечно же альпинисты, поскольку на любом закрытии сезона Федерации Альпинизма России у них своя программа со своими регалиями сувенирными. Современные технологии и опыт их применения добавляют безопасности, основной же технологией является команда хорошо обученных непальцев, совершающих всю сложную черновую восходительскую работу за героев надувательства в тени. Когда путь из километров натянутых вплоть до вершины веревок готов, все лагеря оборудованы палатками и комфортными спальными местами, высокогорными продуктами, газовыми кухнями, кислородом в баллонах, аптеками и хороший прогноз, что тоже продукт относительно недавнего времени, благоприятствует, на восхождение выстраивается очередь сеньоров с жумарами и их оруженосцами шерпами, дабы зафиксировать себя на "Аллее славы Покорителей"...

Немного смешно и удивительно, когда к такой процессии присоединяются люди, утверждающие, что они то идут с настоящими спортивными целями, как то: съехать на лыжах с вершины или совершить бескислородное восхождение... Потом на видео этот экстрим соскальзывания по перилам у опытных райдеров может, разве что вызвать улыбку. В мире давно есть эталоны реальной спортивности в высоких горах, а попытка продать внутренней аудитории свои скромные достижения за невероятный успех такое же надувательство...

Безусловно эта "Аллея славы" влияет на неокрепшие умы молодых альпинистов, которые пытаются лазить по тем канонам, что были задействованы прежде и в альпинизме СССР, и в альпинизме РФ вплоть до массового старта коммерческих экспедиций на популярные вершины. Они ставят себе ложные цели.

Высотные восхождения по классике, это в большинстве случаев пешеходные маршруты, лазить там не надо. Мой друг Саша Клёнов вообще не считал высотные восхождения за особые достижения, Саша был прекрасным технарем, он хорошо относился к техническому классу и высотной технике. Я сам вспоминаю, что после двух 6Б на Хан, многих зимних стенных первопроходов на Кавказе, Норвегии и в Альпах, Аксу по С.стене в двойке, а особенно Багирати и Транго для меня Лхотзе Средняя не показалась технически сложным маршрутом, далась легко, хотя понятно что ее общественная значимость как Русского Восьмитысячника превалировала над всем остальным.

В своей глубине подлинный альпинизм, а не симулякр его в виде успешных, как коммерческих, так, впрочем, и командных осадных экспедиций из более менее подготовленных к самостоятельной деятельности на горе участников, адресует нас не к списку топовых вершин, а к неизведанному. Новые районы, новые маршруты, красивые логичные линии, альпийский стиль, равносильные партнеры, свободное лазание, минимум снаряжения, легкий вес, перила (дюльфера) только на спуске это критерии к которым и сознательно, а лучше когда уже и бессознательно надо стремиться. Я так думаю...

Альпинизм в своей изначальной форме в качестве главной корысти имел любопытство исследования, когда все в новой России дрожали о нажитом и не спали в 90 е годы наша генерация альпинистов, сформировавшаяся в позднем СССР, мочила крутые первопроходы. Саша Погорелов, Саша Ручкин, Саша Кленов, Саша Одинцов, Игорь Потанькин, Валера Бабанов... Мне довелось ходить со всеми и практически в 9 из 10 случаев линию возможного нового маршрута находил и аргументировал я, в этом было много счастья. Все мы были приблизительно одинакового уровня, как по тактическим навыкам, так и техничности прохождения сложных участков, что позволяло делать восхождения в хорошем стиле. Саша Клёнов лучше всех ходил свободным лазанием на скалах. Саша Ручкин классно лазил микст на фифах. Погорелов разработал и применял "технику бабочки" на сложных микстовых забитых снегом скалах. Это был плавильный котел, мы учились в процессе восхождений друг у друга и сразу же применяли...

Так уж сложилось, что у меня всегда была литература о передовых достижениях в альпинизме, а так же интерес к ней. В 2012 и в 2013 гг. я поставил себе целью повторного открытия района Сабах, ущ. Ашат. Цель была одна возобновить интерес к этим забытым районам, главным образом из-за разрыва поколений. Я не стремился сделать, что-то сверхординарное для себя, а как бы совершить даяние. Пусть новая генерация альпинистов попробует себя в новом для них районе. Приблизительно с такой же целью я организовал экспедицию в Занскар в июне этого года. Позже я подготовлю более подробный отчет о районе. Там реально много возможностей для открытий как новых линий, так и первовосхождений. Это, надеюсь, для кого то и станет настоящим вызовом... Как и в прошлый раз в Сабахе мы: Баяр, Миша и я, сделав одно ПВ, оставили еще несколько возможностей, как ПВ, так и огромное число возможных линий в Рангтике, а также разведали несколько пиков в соседнем ущелье Хаптал Токпо. Поверьте, это намного интереснее и лучше, чем высотные восхождения по перилам по классике...

Русский культурный код и Женя на северной стене Аксу

Сабах, как пишут знающие люди означает - Завтра

Степень риска в альпинизме

Чатын и Ушба, а как без них — Основа

Рорайма 10 лет назад. Памяти друга…

Альпинизм переднего края. Rolwaling Khang Shar (6645)

Альпинизм переднего края

Катана Оккама

Видео номинантов премии Золотой ледоруб России 2023

Ролвалинг Канг Шар. Подробности восхождения

20 лет восхождению на Лхоцзе Среднюю

Первопроход по северо-западной стене Большого Транго.