Горы мира > Сибирь >

Автор: Иван Темерев, Томск

Горный Алтай. «Подкустовный выползень» 5Б, FA

Маршрут «Подкустовный выползень», вершина Бегемот, горный Алтай.
В октябре 2023 с Наилем Хасановым спустились по линии вероятного маршрута с места пересечения с 4А. Почистили как смогли от живья, кустов и земли. Установили по 2 шлямбура на станциях.
В апреле 2024 с Наилем прошли ориентировочно "малогороную" 5Б.

Вышли с поляны в сб. в 11:40
Пришли под маршрут в 12:10
Начали лезть в 12:40. Закончили работать в 19:00 в конце 5-го участка.
- Первый участок 40 мин, 75гр 30м 5, 5+кт, 3як, 3фр, 1 зак, 1шл - 2м А1е.
- Второй 40 мин, 90гр 35м 5-6кт, 7фр, 2як, 2м А1 (хорошо идут камалоты BD номера 4 и 5!).
- Третий 20 мин, 90гр 15м 6кт, 15м 5кт 6фр.
- Четвертый 60 мин, 10м 45гр 3кат, 22м 97гр 6кт A3, A1е 7шл (3 шага на дырочных скайхуках), 7як, 3фр.
- Пятый 50 мин 40м, по косой налево полке 8м 1кт, 12м A2 6як, 1фр, лазание 10м 5кт 2шл, 10м 5кт по плите и вн.углу 1як, 2фр.

В вс начали работать в конце обработанных участков в 11:00.
- Шестой 20 мин, 45м. По полке вправо 8м 1кт, по плите 8м 45гр 4кт, 3м 5кт 1фр, 15м 1кт, совпадает с м-том 4А - 16м 4+5кт до полки с деревьями. Слева от них на стене станция на 2шл.
- Седьмой 45 мин, 25м 95-90-85гр с полки по нависающему неявно выраженному внутреннему углу влево вверх. ИТО А3 9як 5фр. Под большим карнизом слева станция.
- Восьмой 40 мин, вверх слева от карниза по монолитной слабо нависающей плите в разрушенный вн.угол 15м А3, А1е - 1 шаг на скх 6мм, 1 шаг на шл, 6як, 5фр, далее 17м 4+ 2як, 75гр, станция перед верт.стеной с небольшим карнизом.
- Девятый 30 мин, 15м по плите влево и через карниз 6кт, А3, A1е - шаг скх, шаг шл., 6фр, 3як, выход в рыжий разваленный вн угол по нему 10м 3кт вверх очень-очень аккуратно. Станция на шлямбурах на монолитной пологой плите справа.

Спуск по пути подъема:
1) Веревки 66 м. хватает до полки с пихтами (пересечение с 4А), но надо перегнать узел через перегиб, поэтому лучше иметь веревку 70 м. Все равно еле протянули через первый перегиб. Можно катиться по промежуточным станциям.
2) Дальше дюльфер 40 м.
3) 66 м. хватает до полки с деревом
4) 60 м.
5) 30 м. спуск на землю.

Прохождение новых маршрутов на Бегемоте крайне важно для набора технического опыта у альпинистов Томска, Кемерова, Новосибирска, Омска, Барнаула, Бийска и Горно-Алтайска.

Потому что на Алтае все что выше 4Б, это ледово-снежное, комбинированное или траверс вершин, либо очень разрушенная порода, схоженная один раз первопроходцами.

Ну и большой бонус, что везде в горах еще/уже снег, а на Бегемоте можно, лазить с марта и до ноября, если текущее состояние погоды, конечно позволит.

Гора известковая и довольно разрушенная, поэтому для безопасного прохождения очень необходима предварительная подготовка. Гора хорошо известна путешественникам на Алтай, тем что на западном склоне расположен водопад Ширлак (Девичьи слезы) Ширлак (алт. чорлок — капля, журчащий[1]) — водопад на реке Текту (бассейн Чуи) на Айгулакском хребте. Находится в Онгудайском районе республики Алтай.

Водопад расположен вплотную к Чуйскому тракту.
От Горно-Алтайска около 350 км, от Томска 1030 км.

Ехали около 15 часов, потому что в Томске и половину дороги до Барнаула поливал дождь. Обычно можно на пару часов быстрее добраться.

На данный момент на горе проложено четыре маршрута: