«Так мало в мире нас, людей, осталось…»
Ольга Берггольц
Год назад я получил письмо от спартаковца Валентина Граковича.
Для меня спартаковцы – альпинисты Ленинграда-Петербурга, Москвы, Казахстана, Украины, Кабардино-Балкарии, с которыми был в горах – всегда давали мне чувство общности и единения. Зная о юбилее К. Б. Клецко, я перечитал его книги «Мгновения, принесенные с вершин…» и «А мы ночуем в облаке…» и, находясь уже (увы!) не в возрасте тинэйджера, я поблагодарил судьбу за то, что она привела меня в «Спартак».
О К. Б. Клецко написано много, но за всеми восхождениями, экспедициями, званиями остается в тени Берта Николаевна Клецко – его ЖЕНА, ДРУГ, мастер спорта по альпинизму, проживающая с ним долгую жизнь и в горе, и в радости.
В своих книгах К. Б. Клецко рассказал многое, но я обратил внимание, как о нем писал А. В. Кизель, спартаковец, гулаговец Норильска (где позднее оказался и я), один из основателей советского альпинизма, в книге «Победивший судьбу (Виталий Абалаков и его команда)» в главе «Молодежь».
К. Клецко, фото из книги
Еще когда книга была не издана, мне написал Геннадий Стариков, спартаковец, ученик М. Ануфрикова и сказал, чтобы я не прозевал эту книгу. И он же прислал небольшое видео, на котором можно увидеть спартаковцев В. Кавуненко, Г. М. Поликсенову и А. В. Кизеля. К. Б. Клецко будет интересно посмотреть, так как снималось оно на встрече ветеранов в честь 90-летия А. В. Кизеля.
02.03.2011 Площадь Восстания ветераны Кизель:
А вот как пишет о профессионализме К. Б. Клецко один из членов его команды и преданный друг В. Ф. Гракович:
«Непревзойденным мастером и стратегом стенных восхождений был у нас К. Клецко. Без его опыта мы бы не стали чемпионами СССР 1970 г. Он заставил нас накануне сезона подойти к стене, посмотреть, изучить маршрут и потом всю зиму смотреть на фотографии и привыкать к стене. Он полностью подготовил гамаки, палатки-здарки, которые сверху накрывают гамак и скрывают от непогоды. Лежа можно даже готовить пищу на газовом баллоне в специальной кастрюле. Именно эти приспособления очень выручили нас, когда на маршруте мы несколько дней пережидали снежную бурю в гамаках.
Подготовка лидера на стенных маршрутах требует другой технической и психологической подготовки. Наша группа на восхождение по новому маршруту была подготовлена тренером К. Клецко до мелочей. Было продумано питание как на ночевках, так и в пути для лидеров. Это особая наука, и она должна изучаться теми, кто надежно хочет пройти стену».
Спартаковцы (слева направо) А. Бычков, Д. Макаускас, В. Гракович, В. Кавуненко
Я практически не участвовал в общественной альпинистской жизни Ленинграда, но, когда в 1988 году грохнуло в Армении, мне вдруг позвонил председатель Федерации альпинизма С. М. Саввон. Он задал мне вопрос: «Ты поедешь? Там будут погибшие…». Я ему сказал, что готов, но надо лететь сейчас, а организация потребует времени. Он ответил, что организацией отряда занимается Костя (Клецко) и все будет сделано. Так и получилось, и мы улетели быстро. А я воочию убедился, что К. Б. Клецко – не только высококлассный альпинист, но и хороший организатор.
Ю. Разумов, альпинист «будановского призыва», одним из своих тренеров считает К. Б. Клецко (советую почитать – vk.com). Через всю свою альпинистскую жизнь Юрий пронес традиции альплагеря «Шхельда» времен К. Б. Клецко, стремление стараться быть первым без излишнего пафоса и дружбу со своим другом по связке Борисом Силиным.
Юрий Разумов
Юрий предоставил мне фотографии к юбилею К. Б. Клецко:
Слева К. Клецко
Г. Ильинский и К. Клецко
Слева направо В. Подгурский, В. Маеркович и К. Клецко
Главный судья – Константин Клецко
Константин Клецко, Галина Саввон, Берта Клецко, Юрий Разумов
P. S. Возникло большое желание написать: Константин Борисович! Альпинисты Ленинградского и Петербургского «Спартака» помнят о тех, кто учил их альпинизму.
В. Овсянников, Ю. Разумов, С. Пойда, Л. Ежгурова, В. Байбара, В. Симонов
Фото И. Ольхиной
В 1971 году я был в альплагере «Шхельда», где начальником учебной части был К. Б. Клецко. По программе группы, куда входил и я, нужно было совершить восхождение на Бжедух. Руководителем был И. Ромашевский, член спартаковской команды К. Клецко. Это восхождение описал Виктор Игнатьев, входивший в нашу группу. Он, ленинградский спартаковец, впоследствии стал журналистом, а потом директором Дома Писателей, и, как мне кажется, смог передать атмосферу учебного восхождения в «клецковские» времена.