Когда что-то случается в горах Киргизии, что мы делаем? Звоним Грекову, плачем Грекову в трубку, ругаем Грекова, благодарим Грекова.
Дима, спасибо тебе за всё и за всех.
С юбилеем! Будь!
Северная стена
Ровно тридцать лет назад тренер ЦСКА Казахстана, Ерванд Тихонович Ильинский положил перед нами фотографию северной стены Хан Тенгри с нанесенными на ней маршрутами. Маршрутов было много, но Шеф взял линейку и сказал: «Здесь всего один маршрут» и порочертил вертикальную линию от вершины до подножия. Мы посмотрели и говорим: «Шеф, нас там убъет, нижняя часть вся пробивается». Шеф спокойно ответил: «Вы думаете в ЦСКА дураки сидят? Вы полезете ночью».
И вот в ночь на 7 августа 1994 года команда ЦСКА в составе: Сувига В., Гатаулин Ш., Михайлов М., Тураев О., Греков Д., Фролов В., Молотов А. стартовала на северную стену Хан Тенги.
«Это мы вылезли на вершину».Фото М. Михайлов.
В ушах все время звучит песня: «Покажи мне людей уверенных в завтрашнем дне. Нарисуй мне портреты погибших на этом пути».
У нас было две высотки и восемь веревок по 50 метров. Еще много всякого железа, топлива и жратвы. Жратву правда Шеф нам урезал сказав: «Возьмете еды на десять дней, десять и будете лазить, а возьмете на пять, то за неделю точно пролезете». Тем не менее рюкзаки на старте были тяжелые.
Проработали по темноте лед и с рассветом подошли под скалы. Вертикальный угол метров двести и в нем висят старые веревки Мысловского. Михайлов, наш главный скалолаз, полез вдоль веревок. Веревки висели на стальных треугольниках. Вот правду говорят, что раньше были стальные люди с деревянными ледорубами. Каждый из нас нашел карабин ровестника. Раньше на карабинах клеймили год выпуска. Взяли на память.
Ковырялись мы в этом углу весь день. К вечеру вылезли на полочку. Полка даже для одной палатки маленькая, а выше вообще все дыбом стоит. Короче начали строить. К темноте поставили одну палатку и залезли в нее все семеро. Раком, боком все поместились.
Утром полезли выше. Микстовый желоб до неба. Первым заслали Шофика. Он схватил пару фиф и давай нарезать веревку за веревкой. Прошли веревок десять и вышли на классный снежный гребень. Быстро срубили гребень и поставили две палатке тандемом. После вчерашней ночевки просто отель Мажестик.
Ночью пошел снег. Утром стали думать, что делать дальше. Мокнуть под снегом всей командой смысла нет. Решили заслать тройку на обработку. Пошли Греков, Гатаулин и Тураев. Взяли восемь веревок и стали развешивать по стене. Стена гнилая. Сплошной уголь. Якорных крючьев тогда еще не применяли на скалах. Перила крепили на «селедках». Клиньях из пятимиллиметрового титана с дырками. Забивали их в уголь как в дерево. К вечеру размотали все веревки и спустились в лагерь.
С утра погода звенит. Быстро проскочили провешенные веревки и ушли выше по стене. К вечеру вышли к двум хорошим полкам построенным предыдущими восходителями. Поставили палатки одну выше, другую немного ниже. Залезли и стали наслаждаться нашим убогим бытом. И тут, внезапно Володя Сувига достает из рюкзака банку пива и поздравляет Мишку Михайлова с днем рождения. Вот это был подарок! Тащить четыре дня по стене банку пива, это нечто.
На следующий день лезли по арыкам к рыжим скалам. К вечеру вылезли в мульду на стыке черного и рыжего пояса. Великий простор. Города можно строить. Поставили палатки. Выше стена дыбом. Решили предварительно обработать, так как мест для ночевок не просматривалось.
Утром Мишка с Шофой полезли в камин вешать веревки. К вечеру все размотали и приехали домой.
На следующий день стартанули по перилам и гнали дальше до самой вершины. На вершине поздравили Володю Сувигу с днем рождения и укатились по классике на перемычку.
А утром спуск в лагерь на Южном Иныльчеке. Поздравления с горой и праздничный банкет.
В итоге за это восхождение мы получили золотые медали на Чемпионате СНГ. Вовка Фролов и Андрюха Молотов стали самыми молодыми проходимцами северной стены Хан Тенгри.
После этого восхождения было еще много других гор и крутых маршрутов, но именно на этой стене я понял, что команда может все…
Дмитрий Греков
Краткая и не полная история о том, как кидало меня от Туркестана до Занзибара с Дмитрием Грековым
Мое тесное знакомство с другом, боевым товарищем, подельником и братом Димой началось с его многочисленного вопроса: «Замир, где колбаса» на что Я отвечал: «под нами». Это началось в далеком 1991г. в ущелье Ляйляк Туркестанского хребта. Потом мы делили с ним и его пассией Еленой не только колбасу, но и последнюю таблетку Валидола на горе Талгар. Были на свадьбе (Я жених), похоронах, рыбалке, «киче», вершинах и континентах. При восхождении по маршруту «Форостяна» (п.Победы) спас мне жизнь. Незабываемые воспоминания!!! При спуске провалился в бершрунд, где меня «благополучно» расклинило между стеной и ледником еще и накрыло слоем снега. Когда Дмитрий меня выдернул первая фраза была: «Ты чё не кричал?» Знаем страшное слово «Кесетке». С перепугу Дима даже поднял флаг с этой рептилией на Эверест, оставив меня на вечно в Челябинске. Про ледник Бивачный отдельная интересная история про которую можно прочитать в книге А.Ручкина «Незабытый бред. Голод». Чуть не сгорели 31 год назад в палатке на северной стене Хан-Тенгри, после этого случая камчатский поджигатель Игорь Бекрин до сих пор ищет свой этногенез или племя в горах Кыргыстана. Попивая зимой чай на пике Северная стена наблюдали как вместе со снежным карнизом в Китай ушли наши боевые товарищи, благо вернулись все оставив карниз Китаю. Ну, а отдыхали мы в Гималаях на Амадаблам, Манаслу, Нангапарбат и «киче» Испании.
Замир Кудашов
У моего друга День рождения
И не просто День рождения, а юбилей.
Мы дружим со школы, с 15 лет, то есть уже 45 лет. Сидели за одной партой и мне всегда была возможность списать если что. Можно много, что рассказать про нашу юность без интернета и более зрелые годы наполненные яркой, активной жизнью. Как мастерили поджиги, бабахали «взрыв пакеты» и бутылки наполненные водой и карбидом. И я скажу, нам очень повезло, что у каждого из нас осталось по 10 пальцев на руках и по два целых глаза. Играли в пиратов, начитавшись интересных книжек про их подвиги, фехтуя самодельными шпагами без всякой защиты на лицо и тело.
Фото из архива Олега Тураева
Дима, кстати, приобрёл потом настоящую спортивную рапиру. Потом стали серьёзно заниматься спортом, гребле на каноэ и достигли хороших результатов, Дима мастер спорта. Не много позже начали ходить в горы, одновременно продолжая повышать своё мастерство в гребном спорте. Благодаря гребле и была в общем то хорошая спортивная форма. И не просто ходили в пешие походы, а лазили технические не простые скальные маршруты у нас поблизости от тогда ещё Фрунзе. Снаряжение было весьма простенькое.
Бельевая х.б. верёвка 9мм. 30м. самодельные крючья, выпиленные из металлического уголка и даже деревянные клинья. Дима вычитал в какой-то из книжек про альпинистов, что их использовали для прохождения некоторых участков в Альпах, но мы то их собирались использовать для основной страховки.
Фото из архива Олега Тураева
Первый же заколоченный в щель деревянный клин разлетелся в щепки и мы поняли, что струганные из соснового бруска клинья с продетой в них бельевой 6ти миллиметровой верёвочкой весьма ненадёжная страховка. Страховочных систем, беседок, кстати, тоже не было. Вязали из основной верёвки грудные обвязки и вперёд. Молотки были обычные из магазина хозтоваров с привязанными к ним верёвочками, что - бы не потерять на маршруте. Остроносы калоши заменяли нам скальные тапки, другой скальной обуви тогда и не было. Снаряжение конечно так себе, но при этом лазили довольно-таки сложные скальные маршруты свободным лазанием. Хорошо по всей видимости лазили. Сейчас смотришь на эти пройденные маршруты и понимаешь какой это был высокий риск, до первого срыва… Но нам очень везло, видать к нам наверху очень хорошо относятся.
Фото из архива Олега Тураева
Это было не безрасудство, а большое желание лазить и уверенность в том, что с тобой ни чего не может случиться. Став по старше, нам уже было за 20, занялись серьёзно альпинизмом, уже в спортивной секции по совету нашего друга Лёши, который уже к тому времени имел разряд по альпинизму и занимался в «Спартаке». Главным его аргументом было то, что на горы надо ходить безопасно, имея определённый опыт в соответствии с выбранным маршрутом. Ну, в общем пока не по убивались, решили пойти в спортивную секцию и там набираться уму разуму и достичь каких то именно спортивных результатов. Это уже другая длинная история, которая в общем то и продолжается по сей день…
Хочу пожелать моему другу здоровья, это актуально в любом возрасте, удачи, спортивного и активного долголетия, желание познавать что-то новое и это ни когда не поздно. Ну и что бы там наверху к тебе всегда, как и прежде, хорошо относились!
Олег Тураев
Что мне сказать о Юбиляре?
Наверное то же, что уже было сказано многократно в его честь сегодня! А именно - Димка, ты изменил мою жизнь!
И это не громкие слова и не преддверие очередной душещипательной истории, коих (с учётом Диминой специфики) великое множество! Горы, скалы, льды и камнепады ... всё это конечно же было! Пресловутые деревянные ледорубы, бельевые нейлоновые верёвки и репшнуры, брезентовые штормовки, прошитые вручную страховочные беседки, убитые Вибрамы для гор и резиновые калоши для скал... Малолетние фанатики гор, неразлучная троица - Димка Греков, Олежка Тураев и Шурик Сандлер ... Ох, и покуролесили же мы пацанами по любимому всеми ущелью Чункурчак! Каждая мало-мальски заслуживающая уважения стена была нами "облизана", промаркирована и приобретала, благодаря нам, название, вычитанное нами из какого-нибудь альпинистского альманаха, справочника, или статьи из журнала о кружащих наши головы восхождениях.
"Пти Дрю, Гран Жорас, Гран Капуцин, Су-Альто"... известные сегодня всему миру названия - Иконы мирового скалолазания и альпинизма превратились благодаря нам в эдакий секретный код, понятный только горстке "посвящённых"!
- Где был вчера?
- В Курчаке, со Слоном!
- Кремни! Чё пролезли?
- Сначала с верхней страховкой на "Дюбеле" полетали, потом полезли на Гран Жорас от "Глыбы"... Было круто!
- Зачёт! Как там Грековский крюк над "Глыбой" ? Торчит ещё?
- Торчи-ит! Куда-ж он денется!
К слову сказать, в один из моих редких прилётов в Бишкек, году в 2011-м я с изумлением убедился, что таки да! Торчит! Хотя ... врать не буду, может это был один из дальних его потомков ...
Пионер и Комсомолец, Адыгене и Семёнов Тянь Шанский, Пик Корона и Скрябина, Байчечекей ... Далеко не полный перечень достижений сопливой троицы 14-ти - 16-ти лет от роду! Мы дико рисковали, поскольку не были нигде зарегистрированы! Мы не состояли ни в каких обществах, клубах, или секциях по альпинизму, туризму, или скалолазанию. Всё на голом энтузиазме, честном слове и диком везеньи! Поздно вечером, последним автобусом мы приезжали в село Воронцовка и начинали 10-ти километровый марш-бросок в кромешной ночи в сторону Альплагеря! План был прост и коварен. Нужно было просто проскользнуть под опущенным шлакбаумом КСП под покровом темноты, часика в 4 утра, не рискуя быть пойманными людьми дяди Славы Ляха и прогнанными взашей в обратную сторону... И лишь с этого момента начинались непосредственно сами восхождения.
И тем не менее, история с изменением моей жизни не про горы.
Она про воду.
С 8-ми лет я занимался плаванием. Занимался неплохо, даже был зачислен в знаменитую специализированную школу № 57, где за 4 года во мне благополучно убили любовь к этому прекрасному виду спорта.
В 12 я бросил плавание и болтался на улице без малейшего желания вливаться в любой вид спорта. Димка, помимо увлечения горами, занимался греблей на каноэ и благодаря закадычной дружбе наших родителей этот факт был хорошо известен моему отцу.
Именно их "сговор" и изменил мою жизнь навсегда! Димка, в один из выходных дней пригласил меня поехать покупаться на Ала-Арчинское водохранилище, пока он с командой гребцов тренируется под руководством Евгения Ивановича Диденко.
Прежде чем я успел расположиться на пляжном полотенце, Димка бодро рапортовал тренеру, что он привёл ему нового гребца в команду. Короткий осмотр, опрос и вот я уже в стареньком фанерном каноэ, с веслом в руках...
Весло я не выпускаю из рук по сей день, 46 лет спустя. "Гоняюсь", то есть соревнуюсь в сравнительно новом виде гребли, под названием САП (Stand Up Paddleboarding). Горжусь тем, что в свои почти 58, я полон сил, энтузиазма и желания "гоняться" ещё хотя бы лет 10...
Быть на воде для меня стократно важнее, чем просто физическая активность! Это моя жизнь, моя Религия!
Однако, продолжать повествование в этом ключе было бы несправедливым по отношению к Юбиляру! Сегодня, к хору голосов прославляющих Дмитрия Грекова я хотел бы присоединить свой.
Диман, я вечно благодарен тебе за крепкую пацанячью дружбу, за прекрасные уроки выдержки и авантюризма, за то что опекал меня на правах старшего брата и оберегал от диких неприятностей, в которые я залетал с завидным постоянством, достойным лучшего применения... за приглашение искупаться в Ала-Арче в далёком 78м!