Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко

Много слов о чём-то горном

Четверть века назад началось моё сотрудничество с журналисткой Анной Пиуновой. Это давало интересные результаты и позитивные эмоции. Много лет минуло, но и теперь сайт Mountain.RU сохраняет актуальность для меня… и для всех в России. Благодаря взвешенной “политике” редакции и сбалансированной подаче информации. Стабильность — признак мастерства, сказано. Спасибо за возможность в очередной раз поделиться мыслями и чувствами.

Колизей Альпинизма - вершины выше восьми тысяч метров. Их мало, поэтому людям проще концентрировать внимание. Из-за простой арифметики и ограниченности психологии даже Гашербрум-4, пик Победы, Жанну и Гьячунг-канг при всём величии не вписываются в обозначенное ожерелье. Гор на свете миллион и одна, но восьмитысячников только четырнадцать.

После пяти новых маршрутов в альпийском стиле на 8000 я устал от высотных восхождений. Долго крутить одну и ту же шарманку тяжело психологически. К тому же начал сказываться возраст - в сорок пять это “баба ягодка опять”, а профессиональному спортсмену сил и выносливости надо больше. Поэтому зимой 2020 года отправляясь в попытку зимнего Броуд-пика я твёрдо решил, что она станет моей последней высотной экспедицией. Дальше только “тёплые скалы, холодное вино и горячая подруга”. Что и в самом деле неплохо получилось: я снова полез 7б с перспективами, итальянское вино с испанкой Марией Хосе Карделл меня вдохновляли. Но потом вмешалась французская поговорка “шерше-ля-фам” (причиной искать женщину) - Маша попросила помочь ей сделать новый маршрут “по-взрослому” на вершину восьми тысяч метров. Отказать я не смог.

Это один из предельных показателей спортивности в высотном альпинизме. Начиная с 1978 года (линия Месснер-Хабелер на Хидден) было совершено около десятка подобных восхожений. С чистого листа, от подножия до вершины “шашки наголо и вперёд” - за сорок пять лет этих линий на пальцах пересчитать. Куртика, Моисеев, Самойлов, Афанасьеф и некоторые другие творили Искусство. Довелось и мне приложить руку. Кстати, со вторых-третьих попыток делались похожие восхождения… обзывались Альпийским стилем. Но “насос” лучший инструмент - вам любой скалолаз подтвердит. А чтобы с первой попытки мотыльком на огонь свечи во мраке как Борис Дедешко Чо-Ойю по новому маршруту… Красота неповторима!

Сам себе портер на Балторо

Никогда в истории альпинизма женщинам такое не удавалось. Несколько лет назад мы с Марией замахнулись на проект, однако из-за травмы она выпала из обоймы, маршрут “Медовый месяц” пришлось лабать в-одиночку. Восстановившись, Маха стиснула зубы и обаятельной улыбкой растопила моё сердце.

На вершине Гашербрум II

Однако, с самого начала я оставил себе три шанса вернуться на Высоту такими “извинялками”:
- побить рекорд Орзабала в 26 восхождений под старость
- зимний восьмитысячник если “касса ляжет”
- новая линия в альпийском стиле на 8000 с прекрасной половиной человечества

На испанских скалах тепло даже зимой

До пенсии далековато, миллионером пока не стал, но… Красивая умная девушка в напарниках это большая честь! Поэтому я снова пустился во все тяжкие - начал тренироваться для высотных восхождений. Благо, опыта хватает, возможности есть и организм ещё позволяет издеваться над собой любимым. Бег в гору, ОФП до помутнения в глазах, диеты со спецрежимом никто не отменял - без них спортивное подъём в “зону смерти” невозможен, да и спуститься живым желательно.

Хороших тренировок в Сьерра-Неваде

Зимой начала 2022 года с россиянами Антоном, Максимом и Андреем мы затоптали гору Косар-Канг (6050м) в Каракоруме. Спасибо вам, друзья! Первый эксперимент удался, и я снова покатился по кривой дорожке. Интересное первовосхождение на пик Кашмал (5900м) сделали с Марией в начале лета. Запахло настоящими Приключениями! Однако, для полного восстановленя девушке требовалось время, и она отправилась домой. А я… Что ж, мне требовался полный конфирмэйшн. “Подтверждение” по-русски, а не о чём подумали некоторые.

Мы банда и на презентациях

Поэтому в середине июня вы могли бы увидеть мой одинокий силуэт с огромным рюкзаком и пластиковым пакетом продуктов в руке, которые не влезли, направлявшимся в верховья ледника Балторо. За два дня я пробежал по треккингу который большинство преодолевают с караваном носильщиков и мулов за неделю. Это был новый эксперимент - притаранить на своих плечах всё необходимое для восхождения на восьмитысячник.

Восхождение на пик Кашмал

Дальше я начал поперёк и в помощь всем коммерческим экспедициям шляться по маршрутам акклиматизируясь, провешивая перила и пробивая тропу. Меня можно было заметить на Броуде, Гашербрумах и К2… особенно трудным были мотания в десятки километров между горами. По ледникам с базукой… тьфу! с баулом наперевес (без белого коня) пешком на своих двоих. А над головой с регулярностью такси мотались вертолёты коммерсов.

Подготовка трасс для молодёжи в Скарду

В Каракоруме четыре вершины выше восьми тысяч метров. До сих пор, насколько я знаю, в одном сезоне никому не удавалось по-спортивному подняться на них. Кислородных пузогреев в расчёт не беру потому как это схоже с участием в велогонке Тур-де-Франс на мотоцикле. Халява и снобизм. А мне хотелось получить “Корону Каракорума” быстро, но по-взаправдашнему, рассчитывая на свои силы. Понятие “быстро” получается лишь… когда? Правильно! У сильного скромного бегуна.

Местным стало интересно

Скоростные восхождения - второй по значимости спортивный критерий в высотном альпинизме. Если человек топчет классические маршруты без О2 быстрей всех, такой стиль тоже заслуживает уважения. Сам бегал от 3960 до 8035 метров - щекочет нервы и самолюбие. Вроде и безопасно по классике, однако - выдающееся, экстремальное действие. Поэтому и нынче решил оттопыриться в схожем ключе.

Россияне в Каракоруме для зимнего первовосхождения на Косар-Канг

Сначала за 20 часов из Базы в Базу на Броуд-пике. В то же утро француз Бенджамин добежал за семь с половиной часов и слетел на параплане. Круто! - подумал я, устремляясь к другой цели. Однако, на Гашербрум пришлось тыкаться через трещины ледопадов. Чтобы не сгинуть я вспомнил историю альпинизЬмы, и уподобившись папе Карло выстругал своего Буратино - из бамбукового трёхметрового шеста (коих много раскинуто по треккингу) смастерил хорошего напарника. Привязав себя к этому бревну под удивлённые взгляды коммерсов уверенно пробежался по леднику, вцепился в перила, и к вечеру был на вершине.

49-летие на вершине К2

А утром через 25 часов вернулся в Базу. В том сезоне до Первого Гашербрума никто не пошёл несмотря на мои уговоры. Рисковать на втором ледопаде без тропы в одиночку я не стал, поменял дислокацию, и… за 36 часов из Базы в Базу совершил восхождение на К2. Гора нынче лёгкая с кучей перил - Акилле и Лино (первовосходители) на том свете затылки чешут с досады, должно быть. А я… отправился восвояси потому что висел обратный билет в Европу. И лишь дома узнал о восхождении группы пакистанцев на G-1.

Мария в ноябре на склоне Нанга-Парбат

Корона не вышла. Или “не зашла”? Однако, в целом я оказался доволен прошедшим сезоном - так бегать по восьмитысячникам с Днём Рождения 49 на вершине К-2 не всем удаётся. Есть ещё порох в ягодах. Но следовало проверить сеньориту Марию. И в Ноябре соблазнил девушку красотами зимнего пика Ракхиот (7071). Там под гигантской лавиной мы продемонстрировали чудеса реакции, успев прыгнуть в трещину - остались живы. Желание лезть дальше улетучилось подобно мегатоннам крошева льда к подножию горы. Мы благополучно вернулись домой с уверенностью в дне завтрашнем, а именно - мы хотим и готовы лезть на восьмитысячник по новому маршруту в альпийском стиле.

"Куда вас, сударь, к чёрту понесло?"

Когда-то я мечтал, что закончив с горовосхождениями буду жить с супругой и детьми, родителями, попивать кофеёк, писАть мемуары и лазить тёплые скалы. Однако, жить со мной никто не захотел по разным обстоятельствам, а держаться в узде без восьмитысячников стало скучно. Разгоретое подбно двигателю сердце снова просится в бой. Тело хоть и со скрипом ещё поддаётся трудным тренировкам. Поэтому мемуары переиначились в книги о времени настоящем, чем живу сейчас. Инстаграм стал Мольбертом, пришлось завести второй аккаунт. До кучи и в Телеграме пришлось освоиться. Смотрите, пожалуйста? Покупайте книги? Мне приятно делиться информацией - это из актёрского прошлого с любовью к аплодисментам. И детей кормить надо.

Мои книги об АльпинизЬме на пяти языках

Однако, когда иду на восхождение, то далёк от меркантилизма. Альпинизм это свобода творчества, которое принадлежит лишь мне… и напарнице. Поэтому летом 2023 года мы с Марией Хосе попробуем в Каракоруме кое-что интересное. Снова курсы скалолазания для детей Скарду, как в прошлом году, когда мы пробивали новый сектор с печеньками и подарками. Опять вершина 5900 м для акклиматизации. Попытка нового маршрута на Хидден-пик. В августе пропьём с итальянскими друзьями мой Фестиваль в предгорьях Альп - тусовкой молодого адреналина.

Могу! И хочу :)

Разогретое Высотой тело просит новых горизонтов. Спокойно с высоты возраста оценивая перспективы реальности. Если найду бюджет и партнёра, то полезу зимой на 8000. Возможно китайцы разрешат экспедицию, тогда помечтаю о новом маршруте в одиночку в альпийском стиле… чего до сих пор нету на Эвересте. Спонсируйте, пожа-а-алуйста? Но если нет, то - я человек маленький! Умою руки, на мой век восьмитысячников достаточно. Да здравствует свобода напряжения жил на маршруте 8а по тёплым скалам. Да-да, с холодным вином и горячей подругой.

Снова - Спасибо Анне Пиуновой за внимание :)