Источник SCARPA Russia
Фото из архива Надежды Оленёвой

Шаги в альпинизме

Впервые я приехала в «настоящие» горы в 2006 году. В то время я училась в университете, подрабатывала в кафе и на ту первую поездку копила, наверно, год. Это был а/л Безенги и сборы Пермской федерации альпинизма. Накануне поездки я купила свою первую каску, первые кошки и первую веревку – статику, снаряжение и техника альпинизма тогда были совсем другие. На сборах наше новичковое отделение из 9 человек было «бройлерским», как тогда называли. Почти все ребята были с горным опытом и уже ходили горные категорийные походы, а я и еще одна участница Аня, были почти абсолютными новичками, нам пришлось постараться, чтобы не отставать от парней. За полгода до той поездки я начала ходить на скалодром, и мы с друзьями ездили несколько раз на скалы, лазали, учились страховать и дюльферять, на этом весь мой спортивный и тренировочный опыт исчерпывался.

Мое представление о горовосхождениях тогда были на столько скудным, что во время подъема на пик Брно по 1Б, которая казалась мне невероятно сложной, я смотрела на вершины Северного массива – Миссес-Тау, Дых-Тау, Мижерги, и не могла поверить что по этим стенам есть маршруты и на них вообще можно подняться... Спустя 2 года я вновь приехала в Безенги и мы прошли классический маршрут на Миссес-Тау 4Б кат. сл.

В тот первый выезд я даже не знала какие ботинки нужны для альпинизма. Приехала в легких трекинговых ботах в Безенги. Мы сходили 5 гор в Теплом углу и наше отделение выпустили на первую ледовую 3А, на которую все так хотели. Всех, кроме меня в моих трекинговых ботинках. Их подошва была слишком мягкой для маршрута по ледовой стене и кошки у меня были самые простые с мягким креплением. Я не знала, что делать, но было очень обидно и старший тренер Татьяна Витальевна посоветовала пойти в прокат в Безенги. Из ботинок в прокате были только старые вибрамы ВЦСПС, с очень жесткой подошвой. В прочем жесткой у них была не только подошва, они были жуткие и больше напоминали деревянный башмачок Золушки. Но, зато в них можно было идти на ледовую тройку, поэтому я была безмерно довольна ими. Надела их на 2 носка, чтоб было помягче и так и пошла на подход на Австрийские ночевки 15 км, а потом и желанную тройку на Селу.

Австрийские ночевки 2006

Безенги 2006

Узункол 2008

Сказать, что меня зацепили горы в ту поездку, ничего не сказать. Первые несколько дней я просто ходила с открытым ртом, настолько мне все казалось красивым и поразительным. Тогда я не знала ничего ни про разряды, ни про соревнования, ни про суперсложные стены и первопроходы. Мне просто хотелось ходить в горы. Всегда нравилась простота цели – вот вершина и на нее надо подняться, и при этом невероятная сложность ее достижения. Я не занималась спортом в детстве и физические нагрузки давались мне не просто. В горах всегда были потрясающие люди, в те первые сборы мне очень повезло с отделением и потом в течение всей альпинисткой жизни везло с командами и напарниками.

Вершина Эльбруса 2009

Я занимаюсь альпинизмом уже 18й год. Первые несколько лет я ездила в горы раз в год, летом, а тренировки между сборами были бессистемными и не регулярными. Потом мы начали ездить в Крым на скалы каждую весну и иногда осенью. По мере роста сложности маршрутов мне становилось все интереснее. Вектор от поездок ради путешествий и хорошей компании начал смещаться в сторону технической сложности и интересных целей. Появилась реальная необходимость в тренировках, мне хотелось тренироваться, и я много тренировалась. Но прогресс шел не быстро. Нас с напарницей не выпускали на сложные маршруты, на которые нам хотелось. Потом у нас сложилась постоянная банда из 5-6 человек, мы ходили на маршруты в разных связках, но всегда было с кем лазать. В 2011 году мы поехали в Каракол в Киргизии, те сборы были переполнены опытом сложных «простых» гор. Мы плутали на маршрутах по описаниям 60 гг, спускались в ночи по разрушенным гребням, шли больные на восхождение, но все-таки шли. Тогда мы поднялись на пик Джигит по классике 4Б, первая по-настоящему серьезная гора – технический пятитысячник.

Крэк в Зайон, США 2012

США 2012

Рэд Рокс 2012

Джошуа Три, США 2012

В весной 2012 года мы с напарницей Катей Лапыниной присоединились к проекту Zion Women Climbing Fest и поехали лазать в Штаты. Тогда я впервые попробовала щелевое лазание, попробовала лазать сложные трассы со своими точками. Мы общались с девчонками из других регионов, видели, как лазают американцы. Это было потрясающе, сложные скальные маршруты нравились все больше. Та поездка была вдохновляющей.

Мультипитч в Тайланде 2013

Вершина Асан 2013

М-т Альперина, Каравшин 2014

П Желтая Стена, Каравшин 2014

Вернувшись из Америки я поехала в Крым лазать пятерки, а после, летом в Ала-арче мы с напарниками сходили свои первые пятерки в горах – маршрут Лоу на пик Свободной Кореи и Шваба на Байчечекей. В том же году я поменяла вид деятельности. Новая работа позволяла мне больше тренироваться и больше времени проводить в поездках и понеслось. В 2014 году я впервые попала в Каравшин. Это была любовь с первого взгляда к большим стенам. Мы прошли маршрут Альперина на Асан, моя первая 5Б и первый многодневный стенной маршрут с ночевкой на маленькой полочке. Это был совершенно другой мир, вертикальная жизнь, новое измерение. Мне очень нравилось лазать стены и жить на стене. В 2015 мы прошли маршрут Никифоренко на высшую точку Ала-арчи пик Семенова-Тян-Шанского.

М-т Михайлова Бокс 2018

Вершина п Бокс после Михайлова 2018

В 2018 году мы с Катей Репиной сходили маршрут Михайлова в Ала-арче, и он стал для меня неким переломным моментом. До этого все сложные маршруты я ходила в схоженной команде с ребятами, которых очень хорошо знала, с Мишей Копыловым и Алексеем Шумигай. С Катей мы познакомились за полгода до той поездки и ничего не ходили вместе. Кроме того, что маршрут очень разнообразный и сложный по рельефу и технике, мы не просто прошли все вдвоем, мы все спланировали и подготовили сами, не было сборов, большой группы поддержки, кого-то кто бы нам помогал, мы рассчитывали лишь на свои силы. После этого восхождения появилась уверенность и реальная оценка собственных сил. Спустя месяц мы с Катей и Пашей Ткаченко поехали в Саяны ходить наши первые первопроходы. И это была следующая ступень – исследовать новый район, лезть стены не имея описания, зная о них только то, что смогли разглядеть снизу в бинокль.

Мечта 2019

Вершина пика Мечта 2019

Трэд-контест Красноярские Столбы 2019

Примерно в то время я переосмыслила свое отношение к очным соревнованиям по альпинизму. Я начала участвовать в ЭКР и Чемпионатах в скальном классе. Скальная подготовка дает большой запас прочности на восхождениях в горах, и на бигволах в частности. Подготовка к соревнованиям требует более осмысленных и системных тренировок. На соревнованиях я научилась продумывать все восхождение до мелочей еще до старта. Выбирать снаряжение так, чтобы не было ничего лишнего и все было максимально подогнано и удобно в использовании, ведь это напрямую влияет на скорость лазания. Даже схему маршрута перед восхождением я рисовала на руке маркером, потому что заглядывать в бумажку или телефон – это оочень долго. Мы с напарницами по связкам учились на маршрутах понимать друг друга без слов, не делать ни одного лишнего движения, лезть максимально быстро и эффективно. Скорости в скальном классе в последние годы становятся запредельными, женские связки проходят по два маршрута 5-6 кат. сл., мужские по три. В 2020 году мы с Полиной Ошмариной за соревновательный день прошли две 5Б на Морчеку – одну из сложнейших крымских стен. Несложные 5А на Форосским канте мы лазали за 2-2.5 часа. И весь этот опыт я потом перенесла на маршруты в горах.

С девчонками на вершине п Звездный в Ергаках 2020

Асан м-т Тимофеева 2021

Вершина Маттерхорна 2021

В 2019 году случилась одна из самых сложных моих экспедиций – Южно-муйский хребет. Мы провели 20 дней втроем в автономке в сибирской горной тайге. На подходе мой рюкзак весил больше 30 кг, у Жени Глазунова и Паши Ткаченко под 40. Дальность заброски под первую гору была 50 км, под остальные еще дальше. В рамках той экспедиции было пройдено три первопрохода 5Б кат и еще несколько простых маршрутов. Тогда мы совершили первовосхождение на очень сложный и удаленный пик Мечта.

На м-те на Острый 2021

Вершина п Острый 2021

Первовосхождение на Острый 2021

Каравшин 2021

Медали ЧР 2021

В 20-21 гг я много ходила в женских командах. С Полиной Ошмариной и Машей Дюпиной мы прошли маршрут Хвостенко 6А к тр на пик Звездный в Ергаках, а спустя пару месяцев маршрут Дорро 6А к тр на Кязи с Машей в двойке. Год спустя с Машей и Мариной Поповой мы прошли в Каравшине маршрут Тимофеева 6А на Асан и совершили первовосхождение на безымянную вершину в ущелье Дукенек по восточному гребню 5Б кат. в невероятно сложных погодных условиях и назвали его пик Острый!

Акклиматизация в Кокшаал-тоо 2022

На гребне п. Королёва 2022

Вершина п. Королёва 2022

Спускаемся по гребню п. Королёва 2022

В прошлом году удалось познакомиться с высотой и разными ее проявлениями. В команде с Сашей Парфеновым и Ратмиром Мухаметзяновым мы прошли северную стену пика Королёва 5816 м и проложили на ней свой новый маршрут. Восхождение завоевало золото на Чемпионате России в высотно-техническом классе и премию «Золотой ледоруб России». После я попробовала семитысячники и сходила на пики Хан-Тенгри и Ленина по классическим маршрутам.

Золотой ледоруб России 2022

Альпинизм настолько многогранен, что и спустя 18 лет удается ставить для себя совершенно новые задачи, учиться и тренироваться по-новому. Каждый следующий виток развития открывает б'ольшие горизонты, добавляет смелости и решимости на более сложные проекты.

На каскаде Катаракта в Дигории 2022

Ледовый Каньон в Дигории 2023

В 2017 я закончила Центральную школу инструкторов и начала развиваться в новой для себя профессии, а в горы ездить не только для себя, но и для участников. Мы с напарником Михаилом Копыловым реанимировали клуб «Пермская школа альпинизма», начали каждый год набирать новичков, проводить занятия, выезды и сборы. Для меня это было естественным шагом, в какой-то момент просто появилось желание передавать свой опыт и знания.

Каскад GudaPillars Грузия 2023

Грузия 2023

Каскад в Шхельдинском ущелье, Кавказ 2023

Следующим шагом стал проект «Mountain Guru» - всероссийская школа альпинизма, скалолазания и ледолазания. В 2021 году мы с Ратмиром Мухаметзяновым и Максимом Сандаковым организовали школу и начали проводить обучающие курсы и учебно-тренировочные сборы, чуть позже к нам присоединилась Анна Цыганова. Нашими программами мы стараемся охватить весь спектр альпинистской подготовки и передать свой опыт нашим ученикам.

На скалах в Кисловодске 2023

Пик Королёва по северной стене. Видео

Западный Кокшаал-Тоо и первопроход на пик Королёва

Вершина Острог. Первопрохождение по отвесам северной стены

В поисках первопроходов

Торжественный вечер ФАР 2022. Вручение премий «Золотой ледоруб России» и «Стальной ангел». Видео

Продолжаем — пик Ленина

Хан-Тенгри 2022

По версии Mountain.RU
Прорыв года 2021

Подготовка к техническим восхождениям с Надеждой Оленёвой и Ратмиром Мухаметзяновым

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)

Первопроход на п.Королёва. Есть вершина

Пик Острый 4818

Швейцарские каникулы — это 3 четырехтысячника за 4 дня!

Мейнстрим сезона — маршрут Олега Хвостенко на пик Звездный, 6а к. т.