Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Киргизскому хребту, совершенном группой туристов т/к КФУ «Alter Ego» (г. Казань) в период с 2 по 16 мая 2022 года.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ Проводящая организация Туристский клуб Казанского Федерального университета «Alter Ego». Адрес: г. Казань, ул. Пушкина 32б, https://vk.com/turclub_kfu. Место проведения похода Киргизская Республика, Тянь-Шань, Киргизский хребет Общие сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута г. Бишкек - р. Джарташ - пер. Джарташ (1Б, 3823) - р. Сокулук - р. Каратор - пер. ОГК (2А, 3900) - пер. Асаналиева (1Б, 3800) - пер. Манас (2А, 4150) - р. Алаарча - пер.Туюкcу Западный. (1Б, 4000)- р. Ала-Арча - альплагерь Ала-Арча - г. Бишкек Состав группы
Место хранения отчта и материалов к нему Отчт хранится в библиотеке ФСТ РТ. Дополнительные фотоматериалы (прохождения препятствий, панорамы, снимки соседних с маршрутом перевалов и вершин) находятся у руководителя. Выпускающая МКК Поход рассмотрен МКК федерации спортивного туризма Республики Татарстан, код 116-00-535550000. Определяющие участки маршрута
Обзорная карта маршрута Нитка маршрута: https://nakarte.me/m=11/42.45031/74.34846&l=O/Wp&nktl=jVnm2vwhLr6ckQf-3PCDrg
ОПИСАНИЕ ТСМ Краткое географическое и туристическое описание района Географические особенности Киргизский хребет - один из горных хребтов внутреннего Тянь-Шаня на территории Киргизии, частично на территории соседнего Казахстана. Длина хребта - 375 км. Протягивается с востока на запад от Боомского ущелья до города Тараз. Наибольшая высота - 4875 м (пик Западный Аламедин). Туристическое описание Северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух из этих отрогов - Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноименный альпинистский лагерь. Оба хребта отличаются сильной асимметрией в направлении север - юг. Северные склоны имеют мощное оледенение, на южных склонов ледников почти нет, они, как правило, скальные, сильно разрушенные. Следствием этой асимметрии является большое количество односторонних перевалов, тактика прохождения которых и используемое снаряжение сильно зависят от направления, в котором проходят перевал. Скалы в районе в основном сильно разрушенные, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, ребра. В Киргизском хребте весьма много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера. Общая идея и особенности похода Совершить горный поход с элементами 3 к.с. в учебно-тренировочных целях. Организация подъезда и отъезда Из Казани в г. Бишкек - авиаперелет, из аэропорта на место старта - на заказном автобусе. Выброска из альплагеря Аларча на заказном автобусе в аэропорт г. Бишкек, далее - на самолете в г. Казань. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ График датся на активную часть маршрута. Расстояние по GPS за вычетом артефактов записи, возникающих при ходьбе. Перепад высот по карте, GPS и данным из nakarte.me. ЧХВ - чистое ходовое время.
ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА Примечания: время всюду указано местное (МСК +3) все указания сторон, если это не оговорено отдельно, орографические интервалы времени - ЧХВ все координаты по GPS (WGS 84)
Из аэропорта г. Бишкек на заказном автобусе приезжаем на место старта в долине р. Жарташ. Начинаем движение в 7:40. Движемся вверх по долине р. Жарташ по правому берегу по дороге. Через 2 часа выходим к минеральным источникам (рис. 1), далее движемся по тропе левого берега (рис. 2). Через 1 ч 47 мин, в 14:20 встаем на перекус, через 48 мин в 16:25 встаем на обед. После обеда, переходим на правый берег реки и находим тропу (рис. 3), через 31 мин начинаются старые моренные валы, частично заросшие травой (рис. 4). В 20:20 находим ровную площадку возле реки и встаем на ночевку, погода портится, начинается дождь.
Рис.1 Камень, посвященный пику Владимира Путина
Рис. 2. Долина р. Жарташ
Рис. 3. Долина р. Жарташ
Рис. 4. Старые моренные валы
Подъем в 6:10, выход в 8:00. Продолжаем движение вверх по долине р. Жарташ, через 1 ч 2 мин доходим до плато, окруженного горами (рис. 5).
Рис. 5. Плато вверху долины р. Жарташ Проходим плато, поворачиваем налево по ходу движения в сторону перевала Джарташ (1А по Перечню для лета). В 10:35 начинаем подъем в сторону перевала Джарташ с западной стороны (рис. 6), под ногами средняя осыпь с выходом разрушеных скал. В 12:40 встаем на обед, открывается вид на перевал (рис. 7). В 15:00 надеваем кошки и выходим, движемся сначала по снежнику потом по смерзшейся осыпи (рис. 8, 9). Через 1 ч 45 мин в 18:00 вся группа на перевале, погода сильно ухудшилась, начался сильный ветер и снег. Встаем на ночевку, на седловине наклон, места для палаток мало. С восточной стороны перевала висит снежный карниз, устанавливаем палатки подальше от карниза (рис. 10).
Рис. 6. Заход под пер. Джарташ
Рис. 7. Вид на зап. склон пер. Джарташ с места обеда
Рис. 8. Подъем на перевал Джарташ
Рис. 9. Подъем на перевал Джарташ
Рис. 10. Место ночевки на седловине перевала Джарташ (3800) утром следующего дня
Подъем дежурного в 6:00, завтракаем в 8:00 и в 9:00 выходим. На месте ночевки на восточном склоне перевала снежный карниз с видимой линией отрыва, спускаться вниз там небезопасно, кроме того неизвестно состояние восточного снежного склона. Поэтому проходим по гребню перевала на север примерно 70 м до начала восточного скальноосыпного заснеженного контрфорса и провешиваем веревку на спуск (рис. 11).
Рис. 11. Спуск по веревке с перевала Джарташ В 10:05 начинаем спуск по перилам, через 40 мин в 10:45 все участники спустились по перилам. Далее спускаемся с борта контрфорса в долину перевала в кошках на личной технике, снежный склон, крутизна 35° (рис. 12).
Рис. 12. Спуск с перевала Джарташ Через 1ч 2 мин, в 12:05 крутой склон заканчивается встаем на привал и надеваем снегоступы, далее движемся в снегоступах вниз в сторону долины притока р. Сокулук (рис. 13). Позади открывается вид на перевал и путь спуска (рис. 14).
Рис. 13. Спуск в долину притока р. Сокулук
Рис. 14. Вид на перевал Джарташ с восточной стороны По факту прохождения перевала Джарташ в межсезонье считаем, что его сложность возрастает до 1Б (смерзшаяся осыпь западного склона требует от группы применения кошек и навыков хождения в них, карниз восточного склона и невозможность оценки лавиноопасности обуславливает необходимость организации спуска на восток через контрфорс к северу от седловины с применением перильной страховки). В 14:50 встаем на обед в долине реки Джарташ (вост.) на траве. Продолжаем движение вниз по долине до впадения притока в р. Сокулук, бродим р. Сокулук - уровень воды по колено. Движемся вниз по лев. берегу р. Сокулук, находим дорогу и движемся по ней, в 16:55 бродим приток (рис. 15). Через 43 мин в 18:35 проходим еще один левый приток (рис. 16). Через 20 мин, в 19:05 доходим до р. Каратор - притока р. Сокулук, бродим на другую сторону (рис. 17). Встаем на ночевку 19:40.
Рис. 15. Брод левого притока р. Сокулук
Рис. 16. Брод притока р. Сокулук
Рис. 17. Брод р. Каратор
В 6:00 подъем дежурного, завтрак 7:30, выход 8:40. Начинаем движение вверх по долине р. Каратор по левому берегу (рис. 18). Через 1 ч 32 мин в 11:35 проходим снежники (рис. 19). Через 50 мин в 13:30 доходим до водопада и встаем на обед. После обеда поднялись по правому борту водопада через крупный курум (рис. 21), подъем занял 19 минут, через 20 минут в 16:10 достигаем места где река разделяется на несколько ручьев, бродим р. Каратор на правый берег (рис. 22). Далее движемся вверх по долине, начинается крупный курумник (рис. 23), карабкаемся по правому склону. В 18:05 доходим до снежника и движемся по нему наверх (рис. 24). Через 1 ч 32 мин от места брода, в 18:48 выходим в ложбину между двух валов (рис. 25), встаем на ночевку, ночуем на снегу.
Рис.18. Долина р. Каратор
Рис. 19. Снежники в долине р. Каратор
Рис.20. Обед у водопада
Рис. 21 Крупный курумник
Рис. 22. Брод р. Каратор (участники пытаются перейти на правый берег, но на фото направлены в другую сторону так как ищут более удобный путь по камням)
Рис. 23. Крупный курумник
Рис. 24. Снежник
Рис. 25. Подъем к месту ночевки
В 6:00 подъем дежурного, завтрак 7:00, выход в 8:46. Начинаем движение в снегоступах и кошках, вверх по ложбине между двух валов на северо-восток. Дойдя до конца ложбины, забираем направо по ходу движения (рис. 26). Через 1 ч 32 мин в 11:15 встаем на перекус. Выходим в 12:00, снимаем снегоступы, далее склон более крутой, в снегоступах идти неудобно, движемся по левому борту по ходу движения. Через 54 мин в 13:40 встаем на обед, немного не доходя до ледника, стекающего с цирка перевала ОГК. В 15:55 выходим, начинаем подъем на ледник, прижимаясь к правому краю и выбирая более пологий путь. В 17:20 поднимаемся на ледник и движемся в сторону перевала. Подъем от места обеда занял 1 ч 9 мин. В 18:00 подходим под перевал, не доходя 200 м до взлета, встаем на ночевку. Часть команды ставит палатки, 4 человека идут к перевалу на разведку пути подъема и чтобы нарубить ступеней на завтрашний подъем. В 19:00 группа возвращается.
Рис. 26. Участники движутся от места ночевки в ложбине.
Рис. 27. Подход под перевал ОГК 2А
Рис. 29. Место ночевки под перевалом ОГК
В 4:00 подъем дежурного, завтрак 5:30, выход в 7:05. Начинаем движение в сторону перевального взлета в кошках и связках. Перевальный взлет представляет собой осыпной кулуар с выходом разрушенных скал, крутизной 30, засыпанный частично снегом. Начинаем подъем с юго-западной стороны, преодолеваем первый участок подъема по набитым вчера ступеням за 20 мин. Преодолеваем второй участок подъема за 1 ч 5 мин, походу набивая ступени, снега не очень много. Далее доходим до узкого скального кулуара в верхней части взлета, вешаем веревку 50 м на седловину. В 11:10 вся группа на перевале, подъем занял 3 ч 45 мин, перевальный тур не нашли, возможно он занесен снегом. В 11:30 начинаем спуск на восточную сторону перевала, склон снежный, провешиваем 5*50 м веревок на спуск, глубокий снег станции на ледорубах. Спуск по перилам занял 1 ч 55 мин, спустились на более пологий участок, движемся по леднику в связках, забирая правее по ходу. В 15:05 встаем на обед. Продолжаем далее движение по снежникам в сторону долины. В 19:15 доходим до реки, находим ровную площадку и встаем на ночевку на камнях, спуск после окончания перил занял 2 ч 38 мин.
Рис. 30. Начало подъема на перевал ОГК
Рис. 31. Подъем на перевал по ступеням
Рис. 32. Провешиваем веревку в заключительной части подъема
Рис. 33. Группа на перевале ОГК 2А (4054)
Рис. 34. Путь спуска с перевала ОГК
Рис. 35. Обход ледопада ледника перевала ОГК
Рис. 36. Спуск в долину р.Чонтор
В 5:00 подъем дежурного, завтрак 6:20, выход в 7:35. Начинаем движение вниз по долине через мелкий курумник и протоки р. Чонтор. Далее забираем вправо по ходу движения, на борт, преодолеваем крупный курумник. Забираем еще правее, поднимаясь по травянистому склону у водопада. Через 2 ч 8 мин в 10:25 вылезаем в начало висячей долины, движемся вверх по долине, на юго-восток, движение осложняют снежники под которыми течет река, надели снегоступы. Через 1 ч 48 мин в 14:00 встаем на обед перед началом ледника. В 16:45 вышли в связках по леднику Федоровича, забирая немного влево по ходу движения, далее забираем еще больше влево. Через 2 ч подходим под перевал Асаналиева, не доходя 200 м, встаем на ночевку в 20:00.
Рис. 37. Долина р. Чонтор, забираем вправо для подъема в долину ледника Федоровича
Рис. 38. Долина ледника Федоровича
Рис. 39. Ледник Федоровича. вид на перевал Асаналиева
В 5:00 подъем дежурного, завтрак 6:00, выход в 7:45. Начинаем подъем на перевал Асаналиева (1Б, 3800) с западной стороны, взлет представляет собой осыпной кулуар с выходом разрушеных скал, сыпуха под ногами очень живая. Первый участок подъема преодолеваем по снежнику, далее по осыпному склону. В 9:00 группа на перевале, подъем занял 1 ч 5 мин. Начинаем спуск на восточную сторону в кошках и связках, через 35 мин надеваем снегоступы. Травесируем склон справа от большого ледникового озера. В 13:47 встаем на обед на камнях. Выходим в 16:40 в сторону ледника пер. Манас. Через 1 ч 30 мин немного не дойдя до ледника встаем на ночевку на снегу в 18:40. Погода испортилась- идет дождь.
Рис. 40. Место ночевки и вид на перевал
Рис. 41. Начало подъема на пер.
Рис. 42. Подъем на пер. Асаналиева Асаналиева
Рис. 43. Группа на перевале Асаналиева (1Б, 3800)
Рис. 44. Спуск с перевала Асаналиева (1Б, 3800) на восточную сторону
Рис. 45. Траверс склона справа от озера.
Рис. 46. Вид на ледник перевала Манас
В 5:00 подъем дежурного, завтрак 6:30, выход в 8:25. Начинаем подъем на перевал Манас (2А 4150) по заснеженному леднику в снегоступах и связках, движемся по ложбине по центру ледника. Подходим к ледопаду, обходим его, прижимаясь к левому борту по ходу движения, далее следует небольшое выполаживание. Преодолеваем следующий взлет, на нем имеются широкие трещины до 1м-1,5м шириной, в этом месте снега немного, зондируем путь с помощью треккинговой палки. Через 3 ч 15 мин вылезаем на более пологий участок ледника, слева открывается вид на перевал Шестерых (1Б), забираем направо по ходу движения в сторону перевала Манас (2А). Проходим еще 500600 м, погода сильно портится - очень сильный ветер и снег, видимости практически нет. Останавливаемся переждать непогоду, достаем палатку и встаем на обед. Погода улучшилась, выходим с места обеда и попадаем на седловину перевала в 17:00. Подъем с места ночевки занял 3 ч 45 мин. Провешиваем одну 50м веревку на спуск в кулуаре южной стороны пер. Манас (2А), склон с этой стороны представляет собой заснеженный кулуар, крутизной 35°- 40°, снега местами по пояс. Спускаемся в 19:00, спуск занимает 2 ч. Далее проходим от перевала 200 м и встаем на ночевку.
Рис. 47. Начало подъема на пер. Манас (2А 4150)
Рис. 48. Ледопад на пути подъема, обходим с левой стороны (по ходу)
Рис. 49. Подход к ледопаду
Рис. 50. Вид на седловину перевала Манас (2А 4150) с севера
Рис. 51. Группа на седловине перевала Манас
Рис. 52. Спуск на южную сторону перевала Манас
Рис. 53. Пусть спуска с перевала Манас.
В 5:00 подъем дежурного, завтрак 6:30, выход в 8:25. Начинаем движение вниз по леднику в связках и снегоступах, забираем правее по ходу движения, обходя неровности ледника, выбирая более пологий путь. Через 1 ч 15 мин, в 10:05 доходим до небольшого участка осыпи, не покрытого снегом, снимаем кошки и спускаемся без связок на личной технике. Далее движемся вниз по снежникам, мокрый снег сильно проваливается и затрудняет движение, надеваем снегоступы. Снежники заканчиваются, спускаемся сначала по осыпи потом по травянистому склону к р. Аларча, в 12:15 встаем на реке на обед, высота 3050 м, спуск от места ночевки занял 2 ч 45 мин. Выходим в 14:50, вверх по долине р. Аларча, в северном направлении. Движемся вверх по снежинкам которые чередуются с моренами без снега. Через 1 ч 15 мин надели снегоступы, движемся в северо-восточном направлении в сторону ледника Туюк-Су Южный, местами снег сильно проваливается снегоступы не спасают. Движемся в направлении перевала Алтын-Тор Восточный (1Б), находим небольшую ложбину и встаем на ночевку.
Рис. 54. Спуск с ледника перевала Манас на юг
Рис. 55. Спуск с ледника перевала Манас
Рис. 56. Спуск в долину р. Аларча
Рис. 57. Подъем на ледник Туюк-Су Южный
В 5:00 подъем дежурного, завтрак 6:30, выход в 7:55. Выходим в связках и снегоступах. Идем в северном направлении. Поднимаемся на более пологую часть ледника, справа по ходу движения скала. Туман, видимости нет (рис. 58). Проходим одну ходку вдоль скалы, оставляя е по правую руку. На пару минут появляется видимость, наблюдаем перевал Туюк-Су Западный (1Б 4050м) (рис. 59). Начинаем двигаться напрямую в сторону перевала, в 10:55 подходим под взлет перевала. Подъем от места ночевки занял 1 ч 57 мин. Перевал Туюк-Су Западный (1Б 4050м) представляет собой осыпной перевал, сильно засыпанный снегом, только в верхней части взлета снега меньше и виднеется осыпь. В 11:30 начинаем подъем на перевал, движемся траверсом с набором высоты в сторону основной линии взлета (рис. 60). В 12:00 группа на перевале (рис. 62), подъем занял 30 мин. В 12:15 начинаем спуск в северном направлении в сторону ледника Туюк-Су Северный. Кидаем 30м веревки на спуск, склон с этой стороны очень заснежен, снега местами выше колена. Спуск по перилам занял 15 минут. В 12:50 встаем на обед. Выходим в 15:05, движемся в связках и снегоступах по леднику в северо-западном направлении, слева по ходу движения открывается вид на пер. Медик (2А). В 17:11 ледник заканчивается, движемся по моренным валам вниз по долине. В 18:55 встаем на ночевку на траве.
Рис. 58. Подъем по леднику Туюк-Су Южный. Справа по ходу движения скалы.
Рис. 59. Вид на пер. Туюк-Су Западный (1Б 4050м) с ледника Туюк-Су Южный
Рис. 60. Подъем на пер. Туюк-Су Западный (1Б 4050м) с ледника Туюк-Су Южный
Рис. 61. Подъем на пер. Туюк-Су Западный (1Б 4050м) с ледника Туюк-Су Южный
Рис. 62. Группа на пер. Туюк-Су Западный (1Б 4050м)
Рис. 63. Путь спуска с пер. Туюк-Су Западный (1Б 4050м) на север
В 6:00 подъем дежурного, завтрак 7:30, выход в 8:45. Движемся вниз в сторону долины р. Ала-Арча, находим тропу и движемся по ней. Через 30 мин спускается в долину р. Ала-Арча и движемся по правому берегу реки по дороге. Через 30 мин переходим реку на левый берег по железному мосту. Движемся по дороге в сторону альплагеря. В 12:40 доходим до альплагеря Аларача, маршрут окончен.
Рис. 64. Долина р. Ала-Арча.
Рис. 65. Мост через р. Ала-Арча
Рис. 66. Группа на финише Потенциальные опасности на маршруте и обеспечение безопасности 1) Опасность обвала сн-лд. карниза вост. склона пер. Джарташ. 2) На всех перевальных взлетах толстый (порядка 1 м) слой снега. В условиях очень теплой весны может быть лавиноопасно. Наиболее интересные объекты на маршруте Перевалы ОГК и Манас, долина р. Ала-Арча. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Специальное и групповое снаряжение Специальное снаряжение Групповое:
Личное:
Организация питания Готовка на примусе в скороварке, на завтрак и ужин крупы и макароны, на обеды супы. Перекусы с использованием лички. РАСЧЁТ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ Протяженность: 91,1 км Длительность: 12 дней Препятствия: Перевалы: 1Б - 3, 2А - 2 По набору горных препятствий маршрут соответствует III к.с. Протяженность маршрута менее нормативной, что обусловлено значительной трудностью передвижения по долинам в условиях межсезонья, вследствие наличия глубокого рыхлого снегового покрова, и необходимостью применять снегоступы для передвижения. Итоги и выводы по прохождению маршрута Маршрут пройден успешно, участники получили необходимые навыки для преодоления горных препятствий 3 к.с. Рекомендации Маршрут может быть рекомендован для прохождения другим группам при условии соблюдения мер безопасности в условиях межсезонья. Записка с перевала Манас (2А, 4150)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||