"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Как ни странно, но в этот культовый фрирайд-район кататься я приехал в первый раз. На майские мне требовалась акклиматизация до 5000 м, и я с удовольствием запланировал пару недель весеннего скитура и фотосетов в Приэльбрусье.
В это время здесь многолюдно. Проходит вертикальная гонка Elbrus Race, курсы Российской школы гидов, различные программы. Но район большой, места хватает всем. И это отличное сочетание многочисленных встреч и катания на снегу без следов.
В первые пару дней покатались с подъёмников на Чегете и Эльбрусе, осматриваясь и высматривая. Правда, из-за задержки пропуска в погранзону, первый же спуск с Чегета получился на Севера. Пограничники не пустили меня по гребню с группой, но разрешили укатиться к Терсколу. Рельеф отличный, можно ехать довольно безопасно по перегибам, останавливаясь на локальных пупырях для дальнейшего ориентирования. В общем, ехал аккуратно, сильно не хулиганил.
Регулярно посещали склоны Эльбруса, плавно наращивая высоту и длительность пребывания. Цели подняться на вершину не было, но при удобном случае хотелось бы. Переночевали на 3900 в домике гляциологов, и с утра поскитурили наверх. Погода так себе, видимости нет, идем от вешки к вешке в тумане. На скалах Пастухова добавился ветер и участки льда, скрытые под свежим снегом. Понятно, что вершины нам не видать во всех смыслах. Я для тренировки еще сходил пешком до 5000, заодно и облегченные кошки испытал. Зато вниз ехали кайфово. Местами свежего снега по колено, прямо на тропе, маркированной флажками. Отличное катание компенсировало вершину.
Вообще классическое восхождение на Эльбрус сейчас продается влёт. Люди с равнины забрасываются на высоту, день на Чегете, день на Бочках, потом ратрак их довозит до 5100, оставшиеся 500 метров идут по 6-8 часов. Цена на ратрак 25 т.р. Спрашивали, а чего же не закинетесь на вершину вертолетом, за четвертак он точно добросит с Азау до верха и обратно. Нам ответили, что тогда потеряется ощущение восхождения. Ничего не имею против, но запах выхлопов и люди с торчащими из карманов банками пива немного отбиваеют желание вливаться в толпу по классике. Хотя в эти дни количество спортсменов просто зашкаливало. Ну, тех, кто от Азау до вершины за три часа без винтокрыла. А какое количество спортивных женских ног! Тот редкий случай, когда обгоняющая группа не вызывает раздражения.
Ориентироваться по району мне очень помогал Кирилл Анисимов, несколько раз приглашал в свою группу. А после майских, когда появился выходной, мы прогулялись малой группой, командой Мармот, составом которой и собрались на Казбек. Рельеф ущелий Эльбруса очень разнообразен и удобен для путешествий. Раскатал кусок, выехал на выполаживание, осмотрелся дальше. Фотографировать одно удовольствие.
Ну и сами мы себе приключения успешно находили. Андрей пытался договориться о вертолетной заброске на Донгуз-орун, но в последний момент нас не пустили неожиданно появившиеся пограничники. Были вежливы, но непреклонны. Особенно запомнился железобетонный аргумент «а давайте представим, что вы враги Родины…». Доводы, что в Грузию мы собираемся легально через неделю, что на машине это комфортней, чем на скитуре, понимания не нашли. Вообще, рассмотрение ситуации через призму казенного «а если вы враги Родины» стало многое для меня объяснять в этой стране.
Тогда мы наметили скитурный маршрут, чтобы выйти к пику Интеркосмос. Оттуда Андрюха смог хотя бы близко подлететь к заветной «Семерке» Донгуза. А я наметил интересный спуск от Интеркосмоса к морене Донгуза.
Компанию нам составила Катя. Погода стояла идеальная, поэтому шли неспешно, прерываясь на чай, дискуссии и фотосессии. Наконец, Андрюха расправил крыло своего спидглайда и взмыл в сторону Семерки. А мы пульнули БПЦ, рисуя в нетронутом снегу плавные дуги как по лекалу. Закончили спуск лагманом и пивом на поляне Чегета, ещё один отличный день!
Ещё одна линия не давала мне покоя. Увидел кулуар на Азаучегет-Карабаши в первый день, прямо с Эльбрусских подъёмников. Информации точной о подходе мало. Но познакомились с бодрыми американцами, которые дошли и раскатали соседний кулуар ВВП. В общем, решили прогуляться. От Чегетской креселки на скитуре по гребню, съехали по Мини-Гранде до выполаживания и под прикрытием скальников «быстрыми перебежками» пересекли поперек все Севера. Наверное, из поселка смотрелось странно. Но используя рельеф можно передвигаться довольно бодро и безопасно. По выпуклому набираем вверх галсами, по вогнутому траверсим быстро и по одному. Добрались до перемычки, пришлось немного полазать по скалам на выходе. А с перемычки картина маслом – вниз довольно круто, выкат скрыт перегибом, по гребню до начала кулуара без веревки не добраться.
Андрей расправил крыло, ловко стартовал с маленького пятачка на гребне и улетел в долину. Я нашел короткий, но крутой кулуар, выводящий к леднику. Снег сырой, отваливается ломтями, стараюсь резать аккуратно, чтобы проскочить сужение раньше, чем он сойдет. Выкатился нормально и поехал выше ледника, осматривая гребень Азаучегет-Карабаши, скрывающий от меня склон, на который мы стремились попасть. Наконец вижу логичный путь подъема на гребень. Связался с Андреем по рации, он уже благополучно спустился к реке. А я упустить этот шанс не могу. Лыжи на рюкзак и вверх топтать ступени. Вышел на гребень, обошел большой карниз, и вот моя цель, заход в кулуар, который высматривал. Далеко внизу, у реки вижу купол спидглайда, отлично. Теперь только вниз, по отпущенному на солнце снегу. Кулуар огромный, зимой здесь должно быть еще масштабнее. Я так и не понял, катал ли его кто-то до меня или нет, есть ли у кулуара какое-то название. Но в любом случае, это классная линия.
Время летит стремительно, 2 недели в Терсколе, нам пора собираться в Грузию. Акклиматизация вылилась в отдельную историю о Приэльбрусье, мне очень понравилось это место, обязательно нужно вернуться сюда зимой. Гадаем на прогнозах, пакуем вещи и уезжаем на Казбек. Но об этом в следующий раз.
Большое спасибо всем, кто составлял компанию в эти дни. Андрею Абрамову спасибо за помощь в фотографировании.
Отдельное спасибо нашим спонсорам: Marmot за классную одежду, Black Diamond за надежное снаряжение.
Источник:Ski.Ru