"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Отчёт о восхождении и первопроезде российских райдеров с вершины Казбека
Хочу сразу же сказать, что восхождение, да и всё время, что мы провели в районе Казбека, прошли при довольно плохой и нестабильной погоде, поэтому не ждите много красивых фото –многое из задуманного не получилось, но главную задачу мы выполнили!
Для начала – немного общей и технической информации
Казбек – потухший вулкан, высочайшая вершина Грузии и один из пятитысячников большого Кавказа, высота главной вершины 5033 м, расположен в ГКХ на границе Северной Осетии и Грузии.
По количеству восхождений и популярности это вторая вершина на Кавказе после Эльбруса.
Казбек 5033 м
Классические маршруты восхождения на Казбек:
- со стороны Северной Осетии, через Кармадонское ущелье
- со стороны Грузии, от села Казбеги (Степанцминда).
С Казбекского массива во все стороны спускаются мощные и сильно разорванные ледники. На юго-восток стекает Гергетский ледник, на северо-запад с Майлийского плато в Геналдонское ущелье стекает красивым ледопадом ледник Майли, превосходящий по ширине все ледопады Кавказа.
Маршрут со стороны Грузии – самый популярный и технически несложный 2а, при этом очень красивый. Со стороны Осетии, через Кармадон – восхождение посложнее, 2а категории сложности.
Наш маршрут подъёма и спуска – по юго-восточному склону Казбека, от хижины Бетлеми, категория сложности 3б, перепад высот от базового лагеря до вершины – 1300 м.
Крутизна склона:
От 4100 м нижняя треть 40-45 градусов
средняя треть 45-50 градусов
верхняя треть 50-52 градусов
Состояние склона – снег, фирн, скальный участок около 20 м перепада с уклоном 60-70
Время подъёма – около 8 часов, спуск – около 40 мин.
Способ подъёма – скитур от 3600 до 4100 м, передвижение в кошках 4100-5033 м.
Снаряжение – скитур, кошки, ледорубы, верёвка 50 м, набор альпснаряжения: обвязка, карабины, ледобуры, спусковое устройство.
Погода – переменная облачность, туман, ветер на предвершинном гребне до 40 м/с
Красным – маршрут подъёма,зелёным – спуска
Этот спуск я задумал, ещё когда в первый раз попал на грузинскую сторону Казбека, пару лет назад. И из села Казбеги, и из базового лагеря на 3600 в первую очередь видишь как раз этот красивый и логичный вариант спуска с самой вершины до хижины Бетлеми, маршрут хорошо просматривается на всём протяжении, и конечно мне захотелось узнать, кто и как здесь спускался. И с удивлением узнав, что есть только одно описание такого спуска – от австрийской команды, которая 3 года приезжала и пыталась это сделать – я понял, что у нас есть шанс сделать первопроезд!
При планировании такого рода маршрутов сразу возникают 2 главных вопроса: первый – с кем? А второй – когда? Для такого спуска желателен небольшой коллектив людей с альпинистским опытом и большим опытом фрирайда и катания по сложному рельефу.
И так случилось, что я осенью поделился мыслями о таком восхождении с Сергеем Шестихиным –гидом и фотографом из Кировска, и оказалось, что он тоже задумывался об этом маршруте, когда сходил на Казбек со стороны Кармадона! Решение было принято почти сразу после разговора –решено, едем в апреле-мае 2015 года, после акклиматизации в Приэльбрусье!
И наконец, уже весной к нам присоединился третий участник – также прорайдер Мармот. Лыжник и парапланерист Андрей Абрамов. Его привлекла идея слететь с с вершины на cпидглайдере, к сожалению, в итоге так и не осуществившаяся...
Такой командой мы и отправились в Казбеги, предварительно отлично походив и покатавшись в Приэльбрусье.
Андрей Абрамов, Сергей Шестихин, Кирилл Анисимов
Второй вопрос, всегда актуальный при планировании сложных спусков – правильный выбор времени для восхождения. Снежные и фирновые склоны с уклоном 40-50 градусов опасны и лавинами, и вероятностью падения. Зимой на Кавказе, как правило, склоны от 4000 до 5000 м покрыты жёстким фирном и ветровой коркой, а свежий снег либо сдувается, либо сходит в виде лавин. Летом снега на таких высотах обычно больше, но после продолжительного периода хорошей погоды и солнца, а также ветров, образуется жёсткий фирн, местами переходящий в лёд. А после дня солнечной погоды вполне вероятны мокрые лавины, тем более что склон юго- восточный. Ситуация осложняется тем, что этот склон практически весь имеет приличный уклон, без перегибов, карманов и безопасных вариантов подъёма и спуска, в случае лавины или падения на фирне – вариантов остановиться или уйти в безопасное место в реальности нет.
Поэтому мы решили, что оптимальное время для нашего восхождения – это середина апреля- май, в крайнем случае начало июня. И в итоге наш выбор оказался правильным, ещё очень помогла затяжная, снежная и холодная весна, выдавшаяся в этом году на Кавказе. Казбеги встретил нас дождём со снегом, снег даже ложился на дорогу и не таял в течение 1-2 дней –напомню, это высота 1800 м и 14 мая! Неудивительно, что устойчивый снежный покров в такой ситуации начинался на 100 м выше храма Гергети, откуда и начинается подход к базовому лагерю. Так что почти весь путь от храма до хижины мы шли в тумане – на скитуре, с жалостью наблюдая за двигавшейся перед нами большой группой поляков, которые всю дорогу тропили по колено в свежем снегу.
Ближе к вечеру, когда мы уже вышли на ледник Гергети, туман рассеялся и мы наконец увидели нашу вершину – вся в снегу, и вроде бы, к нашей радости, без следов больших лавин и без ледяных участков... К хижине мы подошли уже в темноте…
На следующий день мы решили отдохнуть и прогуляться на скитуре на ближайший к хижине гребень, с перепадом метров 200, на вершинке которого расположена необычная часовня – что характерно для Грузии, храмы здесь можно встретить практически везде…
Долго мы просидели около часовни, пытаясь в разрывах облаков получше просмотреть маршрут... выбора у нас особого не было, прогноз обещал небольшое окно на следущий день, а затем опять период непогоды... Поэтому решение было принято однозначное – старт завтра в 6 утра, а там посмотрим, второй попытки, скорее всего, не получится…
День восхождения
Стандартная овсянка в пакетиках, чай, сбор снаряжения – и вперёд! Группа поляков ушла в 3 ночи, но мы всё-таки рассчитываем на более короткий и быстрый вариант подъёма, поэтому стартуем в 6:30. Погода пока радует – солнце, нобольшой ветер, Сергей успел с крыльца хижины сфотографировать склон с нашими вчерашними следами…
До примерно 4100 м – низа кулуара – удалось дойти на скитуре, что, конечно, здорово сэкономило время и силы. Затем – лыжи на рюкзак, сразу надели кошки, и начался длинный подъём…
Снега на удивление много, так что тропили всю дорогу по очереди, местами проваливались по колено, но чаще было 10-15 см свежего снега или корки, под ней фирн – в общем, идти не очень сложно, но трудоёмко. Уклон, по ощущениям, 40-45 градусов, лавиноопасность небольшая, снег держится хорошо. Видно, что за несколько дней до нас сходили приличные лавины – язык лежит почти до 4000 м, это немного успокаивает – значит, склон всё-таки разгрузился после больших снегопадов.
Проходим кулуар, затем среднюю часть – она оказалась длиннее, чем казалось снизу – до скального пояса шли мы часов 5. За это время погода явно испортилась, солнце скрылось, переменная облачность почти всё время скрывала вершину и соседние гребни.
Временами видимость ухудшалась до 30-100 м, и стало понятно, что на красивый спуск по солнечному склону рассчитывать не придётся. Зато полностью оправдался исходный план подниматься по планируемому маршруту спуска – хотя были предложения подняться по классике, через казбекское плато, или через полку правее. В ситуации с плохой видимостью нам наверняка пришлось бы спускаться по пути подъёма – а значит, не сделать то, ради чего всё и затевалось...
Полчаса мы потратили на прохождение ключевого участка маршрута – скального перешейка, здесь пришлось немного потренировать навыки склолазания – но в кошках и с лыжами за плечами, не самый комфортный вариант. Затем остался участок около 300 м перепада до вершины, с уклоном до 50-52 градусов, видимость здесь уже совсем испортилась, и мы ориентировались по джипиэс и по отдельным камешкам…
Осталось 100 м, затем 50, вот уже прибор показывает 5000 – и тут в тумане вырисовывается контур гребня, за ним, очевидно, вершина. Я начинаю узнавать местность, в разрывах облаков просматриваются знакомые скальные ребра и кулуары. Но перевалив через гребень, мы попадаем в зону очень сильного ветра, от которого нас заслонял склон, по которому мы поднимались. И хотя вершина уже практически видна – мы понимаем, что надо валить! Ветер буквально кладёт нас на склон, с трудом мы снимаем кошки и пристёгиваем лыжи, снятая на минуту перчатка гаранирует 10-минутное отогревание замёрзшей руки...
НО ВСЁ ЖЕ – МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО МЫ НА ВЕРШИНЕ! ТЕПЕРЬ СПУСК!
Андрей давно оставил мысль улететь с вершины на крыле, поэтом спускаемя втроём, аккуратно, ориентируясь на подъёмные следы.
Из-под лыж ползут небольшие осовчики, местами корочка и фирн, но в целом снег на удивление отличный!
За полчаса мы сбрасываем почти 800 метров, здесь уже становится что-то видно, и мы делаем несколько фото на лыжах… снег зимний, в других условиях получились бы настоящие паудер-терны... Затем кулуар, потом склон немного выполаживается, и вот в 3 часа дня мы подъезжаем к хижине, откуда стартовали 9 часов назад…
А Казбек так и скрыт в облаках, в этот раз он нам показался совсем ненадолго…
Затем сборы, обед, прощание с хозяевами хижины и поляками – они так и не сходили на вершину, из-за погоды повернули обратно – и спуск ещё почти на полтора километра вниз –правда, с тяжёлыми рюкзаками, но всё равно, ехать – не идти, и к 9 вечера мы спустились к храму, пройдя пешком всего метров 150 перепада...
Вот такой май в этом году – давненько не помню я такого количества снега в это время!
В заключение хочу сказать, что это восхождение и спуск не получились столь красивыми и «фановыми», как хотелось бы, но это был один из тех дней, которые остаются в памяти надолго. Мы были первыми россиянами, проехавшими этот маршрут и, скорее всего, вторыми за всю истроию спусков с Казбека.
Если это не так, буду благодарен за любую информацию от тех, кто сделал аналогичный спуск или читал об этом.
Для меня этот спуск стоит в ряду первого спуска по восточному склону Эльбруса, спуска по северной стене пика Ленина и некоторыми проездами кулуаров на Кавказе – такие дни стоят сотен дней «обычного» катания, дают новое ощущение жизни и понимание величия и красоты гор…
Спасибо Сергею Шестихину, Андрею Абрамову – за отличную компанию, профессиональную работу и азарт, за красивые фото – я их выложу немного попозже, после того, как Сергей их обработает.
Спасибо фирме Marmot и Black Diamond и компании Mountech – за многолетнюю поддержку и отличную одежду и снаряжение!