Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Владимир Зорин, г. Нижний Новгород

Лето, лыжи, Эльбрус

Команда Горного клуба ИПФ РАН совершила восхождение на Западную вершину Эльбруса (высота 5642 метра) и спустилась на лыжах и сноуборде вдоль классического маршрута 18 июля этого года. Руководитель команды: В. Зорин

Генеральный спонсор и организатор экспедиции – торговая марка «Игуана»: одежда для активной жизни. Магазин в Нижнем Новгороде находится в торговом центре «Шоколад» на втором этаже. Спонсоры экспедиции – торговые марки «PALE» и «FACTORY»: производство лыж и сноубордов. Сделано в Альпах.

Состав команды: В. Зорин, А. Боханов, Г. Боханова ( лыжи «PALE Xt 14»), Е. Зорин (сноуборд «FACTORY, Fly Away»).

Краткое, не совсем правдивое, но в целом правильное, изложение событий.

Лагерь 4200

Эльбрусский дубль, Владимир Зорин, г.Нижний Новгород
По сигналу будильника я проснулся, энергично расстегнул палатку, высунул лицо на улицу и - сразу получил заряд снега в это самое лицо. Рука автоматически закрыла «молнию». Я протер физиономию и понял, что нам опять не повезло: горы сегодня не видать, на улице страшная пурга, видимость слишком мала, а ветер слишком силен, чтобы пытаться сделать восхождение. Можно спокойно досыпать. Я улегся в спальник. Лицо согрелось. И тут до меня дошло – задержка еще на один день делает наши шансы на реализацию продуманного и подготовленного нами варианта подъема и спуска с Эльбруса по не пройденному еще маршруту очень небольшими. Мы рискуем оказаться без горы. Правда, в запасе всегда остается классический вариант подъема. Надо же такое невезение – погода испортилась в самый неподходящий момент! Решив, что утро мудрее, чем ночь, я закутался в спальник и попытался уснуть. Сильный ветер трепал палатку, и она грохотала, как железная, снег громко барабанил по крыше, временами гремел гром, Лешка и юнга-бордер громко храпели Одним словом, спать возле железнодорожной магистрали более комфортно, чем здесь на природе вдали от цивилизации.

Пурга в базовом лагере на 4200 м
Наступило утро. Пурга продолжалась. Мы решили, что пора позавтракать, но для начала надо размяться (ну и … вы сами понимаете). Кроме того, снег уже изрядно завалил палатку, и надо было разгребаться. Мы выбрались на улицу и сразу со всей очевидностью поняли, как были правы, что не пошли на гору. Видимость - не более 20 метров, ветер сшибает с ног. Выгрести снег между палаткой и ветрозащитной стенкой оказалось непросто. Пробовали использовать сноуборд, но он гораздо охотнее подчинялся порывам ветра, чем рукам копателя, и все время порывался улететь от нас. Наплевав на все, надели перчатки и стали грести руками. Слава богу, перчатки, сделанные из мембранной ткани, не намокали. В противном случае пришлось бы сушить их на животе. Другого варианта просушивания снаряжения во время вынужденной отсидки в пурге у нас не было. Уже через пять минут такой прогулки очень захотелось назад в палатку. Там тепло и уютно, можно замотаться в кофточки и спальник и, высунув только один нос, играть в «балду», а можно, растопив снежок, попить чайку, благо далеко за ним ходить не надо – только приоткрой полу палатки и сразу при первом порыве ветра получишь его сполна во всех видах.

Старики, к которым Лешка себя относит, любят рассказывать о том, как они ходили в горы много лет назад. Сегодня уже невозможно представить, каким образом тогда обходились без современных технологических достижений. Сейчас на нас брюки и куртки из мембранной ткани, которые не продуваются, но «дышат» и почти ничего не весят. А раньше в горах носили брезентовые куртки, очень красиво называвшиеся штормовками. Они промокали под дождем, продувались на ветру, но отлично защищали от комаров. Однако откуда же взяться комарам в горах? За спиной тогда был брезентовый рюкзак под названием «Абалаковский». В нем вместо пуховой куртки лежал огромный шерстяной свитер. А как великолепно сидели брезентовые брюки в стиле unisex с лямочками через плечи и удобными пузырями на коленях и … еще на одном месте!

Наконец «балда» надоела рассказы о славном прошлом приелись наблюдения за нашей лыжницей, делающей себе прическу в условиях, далеких от предлагаемых в парикмахерских (доставляющие, конечно, приятные впечатления), стали невозможными из-за наступившей темноты, и мы потихоньку отошли ко сну.

Утро перед восхождением

Восхождение

На вершине 5642 м

Выше 5000 м

Удовольствие на всю катушку

Траверс восточной вершины на уровне седловины

Горнолыжное лето в разгаре

Широкие поля ниже седловины

Улетающий вдаль

Наконец докатили до скал Пастухова

Гора

Наступила следующая ночь. Погода не улучшилась. Мы уснули под грохот палатки, слабо веря в ближайшее счастливое будущее. Я проснулся в 4 часа. Палатка по-прежнему тряслась, но как-то не так, по-другому. Осторожно расстегнул молнию, высунул лицо на улицу, зажмурив глаза на всякий случай. Лицо осталось сухим. Тогда я открыл глаза и сразу завопил: «Подъем, проспали!» Видимость была отличная, на небе ярко сияли звезды, а ветер, хоть и не перестал, но уже не сбивал с ног. Вскакиваем, ставим кипятиться воду, собираем вещички на гору. Уже светает, на востоке горы раскрашиваются в розовые цвета. Очень красиво, однако ветер не дает возможности расслабиться и полюбоваться горами. Упаковываемся в ветрозащитную «Игуану», сразу становится теплее. Делаю несколько фотографий восхода под крики Лешки, не очень вежливо объясняющего мне, что хватит «жевать сопли» - пора бежать на гору.

Тронулись. Лыжи, привязанные к рюкзаку, работают как парус, при их определенной ориентации относительно ветра получаешь изрядный толчок. Следом идет наш бордер – юнга. У него парусность гораздо больше – борд торчит выше головы как параплан, раскачивая хозяина при каждом порыве ветра. Нет, я никогда не перейду на это снаряд. Ski forever. Хотя, конечно, лыжник должен управлять четырьмя предметами, а бордер только одним. Я, например, иногда путаюсь в этих самых четырех предметах, но на борд не встану! Время бежит быстро, а гора приближается очень медленно. Отрицательно сказывается вчерашняя отсидка на высоте, которая, конечно, поубавила наши спортивные возможности (и так не очень высокие). Ветер просто достал. Одежда не продувается, но часто приходиться идти навстречу ветру, при этом он забирается в узенькие щели под капюшон и подло остужает мою голову. Я с дуру надел очень тонкую шапочку. Мозги леденеют и отказываются думать. Хотя одна идея пришла в голову: «А что если капюшон приклеить к лицу скотчем?» Вернемся, надо будет записать скотч в список необходимого снаряжения для восхождения. Предлагали же мне брать капюшон с меховой отделкой, отказался, вот теперь мучаюсь.

Наконец-то окончился траверс седловины. Перед нами взлет на вершину. Это самое крутое место на всей трассе подъема и спуска. Как назло, вчерашний сумасшедший ветер укатал его почти до льда. И как мы тут будем спускаться? Я бодро шагаю, с размаху засаживая кошки в фирн. Позже Лешка показал мне видео, снятое на подъеме выше седловины. Оказывается, я перебирал ногами, как старый дед - в час по чайной ложке. Плохая у него камера.

Вышли на верхнее плато на высоте 5600 м. Взору открылся бескрайний простор снежного поля, утыканного небольшими вершинками. И которая здесь самая высокая? По-моему, они все одинаковые. Наконец - о радость! - вышли на вершину.

Вспоминаю про фотоаппарат, но не тут-то было. Он замерз, затвор не работает. Открываю молнию на куртке и засовываю его поближе к телу. Ветер моментально последовал за фотоаппаратом, остудив меня. Борясь с холодом и нагревая камеру, снимаю рюкзак и отвязываю лыжи. Они сразу вырываются из рук и пытаются улететь по ветру. Всаживаю их в снег ski-stopper-ами понадежнее. Снимаю кошки, привязываю ледоруб к рюкзаку. Опять вспомнил про фотоаппарат, пробую. Ура, работает!

Начинаю фотографировать все подряд. Очень много ошибок – некачественных кадров. Черт с ним, внизу разберемся.

Вщелкиваюсь в крепления лыж, рядом бордер стрекочет своими трещётками на креплениях. Начинаем спуск с вершины. Грохоча лыжами по льду, вылетаю на вершинное плато, капюшон сдвинул шапку на глаза после первого же движения. Теперь гляжу одним глазом исподлобья, не решаюсь отвлечься, чтобы поправить шапку руками. Неуклюже поворачиваюсь, и рюкзак перевешивает меня, резко торможу, выбросив лыжи поперек движения. Останавливаюсь и беспомощно сажусь у ног Лешки, снимающего мой позор на видео. Как я ненавижу смотреть на себя по телику! Некрасивая у меня техника спуска. А тут еще Лешка со своей камерой.

В расстроенных чувствах подъезжаю к крутому участку. Очень не хочется здесь падать. Остановиться шансов нет, если что - долетишь до самой седловины. А там камушки лежат внизу, их хоть и немного, но они такие большие и несимпатичные. Аккуратно широкими дугами проходим склон. Канты практически не оставляют следов.

Юнга нашел более правильный путь, он проехал чуть дальше на север и, как-то перебравшись через каменную гряду, траверсировал крутой участок склона на юг. При таком варианте перепад высот крутого участка меньше и вероятность упасть на траверсе совсем мала. Бордер молодой, а соображает! Не зря учили его столько лет ходить по горам.

Далее проезжаем траверс седловины по склонам восточной вершины. Отдыхаем. Ниже - огромные поля умеренной крутизны. Потрясающий вид на Донгуз-Орун, очень красивая вершина! Отсюда он выглядит низким и кажется, что совсем рядом. Снег очень разнообразный: то жесткий, то мягкий, то с застругами. Но это уже не фирн. Здесь лыжи цепко хватают снег кантом и уверенно режут дугу, постукивая по застругам. Широченные поля позволяют расслабиться и получить удовольствие.

Подъезжаем к нашей палатке, которая нам стала родной за эти дни. Очень хочется пить. Все-таки нам повезло. Отличная команда, отличная гора, отличные лыжи! Что еще надо для отпуска! Особенно доволен юнга. В его арсенале это уже третий спуск с вершин Эльбруса. Он с любовью смотрит на свой новый борд. Главное его достоинство – универсальность. Это очень важно в таком путешествии. Он позволяет и попрыгать, и прокатиться по свежему снегу, и по фирну процарапаться. И это все в «одном флаконе».

До свидания Эльбрус, мы еще встретимся!

Ушба, вид сверху

Украшение гор

Остудить ноги после спуска

Нигде нет отдыха фотографу

Лешка, кинооператор. После Эльбруса цветочки
кажутся особенно красивыми

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!