Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Катя Коровина, Москва

Мамай. Бэккантри

С Мамаем мне, наконец, удалось познакомиться в минувшем декабре, когда Аня Ханкевич позвала меня поскитурить в Сибири, а точнее в Прибайкалье. Несмотря на то, что за последние годы ущелье Мамай неуклонно набирает популярность, могу предположить, что большой части российского фрирайд сообщества он все еще неизвестен.
По итогам поездки могу сказать, что Мамай – место для фирайда безусловно интересное и достойное описания на нашем сайте как замечательный фрирайд-спот.

Всем поклонникам бэккантри-фрирайда однозначно must visit!

Вид от "трех берез" на Байкал.

Мамай – это название горы и долины реки Большой Мамай. Горный узел Мамай находится в 12 км от Байкала между реками Снежная и Выдринная. Есть версия, что название «Мамай» происходит от эвенкийского «мома», что переводится как «лесистое место».

Вид на вершину Мамай с противоположных склонов

Как добраться

Самолетом (или даже поездом до Иркутска). Далее на машине примерно 195км по трассе M55 в сторону Улан-Удэ. Либо на электричке до остановки Мамай. Если ехать от Иркутска на пассажирском поезде, то ближайшая ж/д станция – поселок Выдрино в 12 км к западу от поселка Мамай.
От платформы Мамай нужно пройти мимо домов по лесной дороге к шоссе 500 м, на шоссе повернуть налево, перейти мост через реку Мамай и через 400 м свернуть на дорогу в сторону ущелья.

Если ехать на машине, то после поселка Мамай нужно свернуть на лесную дорогу (она там единственная) и проехать по ней вдоль реки Мамай, сколько получится. После оставляем машину и идем вверх по снегоходной тропе своим ходом порядка 10км примерно 2,5 часа до поляны с домиками. Конечно, намного быстрее и легче заброситься снегоходом.
Ведь Мамай – любимое место не только фрирайдеров, но и снегоходчиков. Каждые выходные снегоходная тропа обновляется.

Особенности района

Ущелье (или долина) Мамай обладает своим особым микроклиматом. Зимой здесь обычно теплее, чем в других районах Байкала. В начале зимы, пока Байкал не «встал» — где-то до конца января — выпадает много осадков. В сочетании со стабильно минусовой температурой это дает большое количество снега превосходного качества.

Снега много не бывает

Так утверждают местные. И на практике это оказалось именно так. Когда у нас три дня шел снег крупными хлопьями, и температура держалась в районе -12. В Байкальске в это же время было -20 и бесснежно. Даже всего 10-ю километрами ниже по тропе, у автотрассы, где обычно оставляют машины, за это время выпало лишь несколько сантиметров снега…
Благодаря тому, что долина р. Мамай закрыта горами со всех сторон, сильного ветра тут практически никогда не бывает. К тому же основные склоны для катания имеют северо-восточную экспозицию, что также способствует сохранению снежного покрова.
Снег начинает ложиться в октябре и лежит до июня. Хорошо кататься можно с ноября по май.

Морозное утро

Быт

Мамай – это район исключительно для бэккантри. Надо понимать, что тут нет совершенно никакой цивилизации. Житье-бытье возможно в деревянных избушках, если договориться или зазнакомиться с их хозяевами.
Электричество сюда не проведено. Некоторые домики оборудованы аккумуляторами или даже солнечными батареями.

Запасы...
До того, как были построены частные избушки, местные фрирайдеры ставили платочный лагерь. Собственно вариант палатки, хоть и очень суровый, до сих пор имеет право на жизнь. Все продукты надо завозить с собой. Отопление на дровах. Вода в ручье.

Ночная поляна. Фото Романа Волкова.

Катание

Подъемников нет. Соответственно, чтобы скатиться вниз, нужно сначала подняться. Местные ходят в основном пешком, топчут ступени. И это имеет резон. Местами склоны настолько крутые и лесистые, что проще топтать ступени, чем идти на скитуре. Эти тропы поддерживаются в течение сезона, и кататься или спускаться по ним не нужно, чтобы не портить.
В зависимости от протяженности подъема можно сделать в день от 1 до 4 спусков. Но в целом, безусловно, скитур или сплитборды на Мамае очень к месту и позволяют значительно расширить географию.

Скитур в хорошую погоду - одно удовольствие

Рельеф для катания очень классный: достаточный уклон, подушки, скалки. Склоны покрыты высоким лесом, чаще всего густы, за исключением самых вершин. Приятнее всего кататься по кулуарам.
Катаются на Мамае с обеих сторон от ручья. Правда склоны северо-восточной ориентации намного более предпочтительны: снег лучшего качества и меньше лавинной опасности.

Вкусный склон

Перепад высот на Мамае получается довольно приличным. Кунг, металлическая будка от грузовика, стоящая выше поляны по долине, находится на высоте около 880м, а вершина Мамай – это 1600м.

Самые популярные маршруты:

- От «трех берез»: от основной поляны с домиками, перейти ручей на его орографический левый берег, подыматься по ближайшему гребню наверх. Обычно тут всегда натоптана тропа. Три березы в еловом лесу снизу совершенно не видны, но они там наверху и вправду есть. По хорошей тропе, пешком подъем занимает минут 30. Спускаться можно в кулуары под березами или в ручей, сразу забрав сильно влево по ходу спуска.
С трех берез катаются ради развлекухи и ночью с фонариками.

- С самой вершины Мамай. Спуск в цирк, который называют то ли Истинным, то ли Северным (слева по ходу подъема).

Почти у вершины Мамай...

- В Мясном цирке, который замыкает долину.

- С южных склонов. Подъем через «Тропический лес» начинается практически сразу от поляны с домиками.

Подъем на вершину Сторожевая, уже выше тропического леса

На самом деле простора на Мамае хватает с избытком. Возможных маршрутов масса, но описать их точно крайне трудно. Придется ориентироваться на местности и консультироваться с местными райдерами. Они подскажут правильные пути подъема.

Ориентирование на местности...

Лавиноопасность в районе высокая! Склоны крутые, снега много, а подложка из травы и мелких сыпух… особенно опасны, как всегда, южно ориентированные склоны.

Смотрите, думайте, анализируйте, спрашивайте совета у местных. Берегите себя!

Вывод — что мне понравилось на Мамае

- Снег! Много пушистого свежего снега! Все мягко-мягко, можно прыгать, откуда угодно и приземляться как угодно.

После приземления... Найди райдера и собаку :)

- Уклон. Хороший уклон. Нескучно.

Лес с хорошим уклоном

- Приличный перепад.

На вершине горы Мамай

- Рельеф. Плюшки-подушки, скалки, перегибы.

- Красота! Виды на Байкал и зимняя сказка вокруг.

Байкал...

- Возможность рано открыть сезон и отлично покататься, когда в других местах России снега еще недостаточно.

Зимняя сказка...

- Неповторимая атмосфера оторванности от всего мира: зимняя тайга, сугробы, уют теплой избушки, хорошая компания…

Команда Julbo!

За чудесную поездку спасибо Ане Ханкевич, которая меня позвала, местным ребятам, которые помогли нам с транспортом и жильем, а также составили отличную компанию, фотографам Степану Зуеву и Сергею Арсентьеву и всем-всем, кто с нами катался!

Катя Коровина при поддержке Halti, Rossignol, Julbo.

Больше фото здесь

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!