"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Не знаю, надо ли представлять Александра Байдаева, но попробую. Начну с очевидного: Александр Байдаев – один из лучших фрирайдеров России, неоднократный чемпион по фрирайду как на лыжах, так и на сноуборде. Не раз оказывался на подиумах Европейских соревнований, единственный российский лыжник, участвовавший в Verbier Extreme и даже ставший там 7ым. В последние годы Саня отошел от соревнований, уделяя больше внимания съемкам видео. Широкие массы могут оценить его катание в фильмах Ride The Planet от Кости Галата.
А теперь ближе к теме. Саня, на мой взгляд, один из опытнейших специалистов по лавинам. Ведь в течение зимнего сезона он имеет дело с ними каждый день, т.к. одна из основных задач спасателей в Приэльбрусье – разгружать склоны для безопасного катания туристов. А работает он аж с 19…… года.
Почему ты пошел в спасатели?
В детстве меня впечатлил Алеш Байдаев, он так круто проехал… И не раз, конечно, Мне тоже так хотелось кататься на лыжах. Тогда я решил, что буду спасателем и у меня появится супер возможность все время кататься.
Спасатели и тогда были частью лавинной службы?
Да, все время.
Расскажи как раньше все происходило?
Начинался снегопад — все канатки закрывали. Если второй день снег идет, из гостиниц никого не выпускали вообще. Были другие правила, пожёстче. Не дай бог что-то произойдет, кто-то погибнет. Если неделю снегопад идет – неделю никто не катается. 100 процентов. Мы приезжали на работу, сидели ничего не делали, снег чистили. Потом в первый день, когда снегопад заканчивается, пушки обстреливают склоны над дорогой и поселком чтоб их обезопасить. Канатки не работают, весь день работают спасатели. Оделись, поднялись, лопатами карнизы сбивали, склоны подрезали. Естественно, на лыжах всегда. То же самое, в принципе.
И так же на опору ездили? (Опора – популярный внетрассовый маршрут на Эльбрусе, после снегопадов может сходить большая лавина с выходом на трассу)
На опору… Тогда вообще особо никуда никто не ездил. Мы сами начали кататься там. Тогда забирали лыжи оттого, что ты выехал за знак «трасса».
Лыжи с концами забирали?
Нет, отдавали, просто не давали кататься в этот день. У директора забирал потом, объяснительную писал почему заехал…
Сейчас вы продолжаете собой лавины резать?
Ну да.
Расскажи как именно вы делаете склоны безопасными для отдыхающих?
Режем потенциально опасные склоны, карнизы. Там, где лавина может сойти на трассу. Выглядит это так: несколько человек едут на опасный участок, одного обвязывают веревкой, он выходит на линию отрыва и старается спустить лавину. Едет траверсом по предполагаемой линии отрыва и прыгает, стараясь создать максимальное давление на склон. Если лавина не сошла, то же самое проделывает следующий.
Ну и стараемся кататься везде во время и после снегопадов, укатывать склоны, чтоб снег садился и вероятность схода лавин уменьшалась.
Когда режете, всегда что-нибудь сходит?
По разному, бывает ничего не сходит, значит снег стабильный, можно вздохнуть с облегчением. А иногда серьезные лавины сбиваешь.
Несчастные случаи бывают?
Конечно. Под Кругозором кулуар есть – Назкин называется. Мы его режем после каждого снегопада. Назван он по имени молодого спасателя Назира Тилова. Он погиб, когда я только начинал работать.
Как обычно, после снегопада, спасатели поехали резать. В кулуаре пошла лавина и потащила одного из них, Назир бросился за товарищем и не выехал.
С тех пор кулуар называется его именем.
Сейчас периодически, кто-нибудь из наших попадает в лавину, но, слава богу, все обходится.
Позапрошлой зимой на Чегете в один день 7 человек попали в лавину в разных местах, из них несколько спасателей, которых присыпало во время спасработ.
В то время вы обслуживали склоны так же как и сейчас или что-нибудь все же поменялось?
Практически. Так же резали склоны. Только мы сейчас веревки не часто используем. Чтоб возможность была уехать.
После чего вы решили, что так будет лучше?
Мой брат Альберт в паре с Османом Джаппуевым резали Назкин кулуар. Бет резал, Ос страховал. Пошла лавина, Альберта потащило, веревка выскочила из рук Османа, оставив дырку в его перчатках. Пока веревка Альберта удерживала, он успел развернуть доску и вместе с лавиной проехал через скальные сбросы в правой части кулуара. Вот с тех пор веревку используем в основном на карнизых, если карниз обвалится, человек скорее всего не упадет вместе с ним.
А как обезвреживают склоны в других странах?
Иногда так же, как у нас. Где не очень опасно, где небольшие такие доски – они тоже лыжами режут. Но там где опасно – используют другие методы воздействия на снежный покров типа Газэкса или динамита. Я в советское время предлагал так бороться, безопасней намного для спасателей, но никто не озабочен особо спасателями.
За столько лет ты, наверное, уже досконально изучил где и что может сойти на трассу. Бывают ли неожиданности?
Все предсказать, конечно, невозможно. Где-то неделю шел снегопад, никто не катался. Снегопад прекратился, поднялись, солнышко светит, веревку разматываем, Дахир пошел на карниз, я ему говорю: «Подожди, веревку привяжем». Он говорит: «Да нет, я вот этот вот кусочек только собью»… Это было прямо над Кругозором, ближе к траверсу. Там треугольничек такой небольшой, см 50, может быть. Топнул его, обвалился склон за ним, ему повезло, он на спину упал внутрь. Такая лавина сошла — больше км в длину! Линия отравы была от бугеля, который сейчас не работает и ниже Кругозора. Я больше не видел такого.
Я никогда не видела, чтоб ты рыл шурф, ты это хоть когда-нибудь делаешь?
Очень редко. Во время катания, наверно, пару раз. Да и то, чтоб показать клиентам как снег лежит. Ты живешь тут все время, на горе находишься каждый день, видишь какая температура, как снег идет в течение сезона (с ветром или без), какая температура была. Тебе даже копать не надо. У тебя просто и так есть представление, опасно или не опасно. Утром проснулся, идешь на работу, ты уже видишь, где-то лавины сошли. На какой высоте, на каких экспозициях и понимаешь — где опасно, где не очень. Смотришь – на северных склонах ничего не посходило, вроде нормально, а на южных смотришь – там посходило, тут – значит надо быть настороже.
Т.е. катаясь, учитываешь в основном погодные условия, которые были на протяжении сезона?
Да, погода + рельеф. При неблагоприятных условиях несколько дней переждать можешь пока снег сядет, но все равно твое присутствие увеличивает шансы схода лавин. Катающийся человек, он по-любому напрягает склон. Больше возможностей сдвинуть пласт. Он может будет лежать, даже несколько человек проедет, и вдруг пафф, проваливается и сходит доска. Или все едут по одному, подъезжают к безопасному месту, тут за нами ухнуло и пошло. Здесь каждый гид помнит такие истории. Т.е. погода + рельеф + человеческий фактор.
Это касается только твоего родного места или других тоже?
Какая разница. Видишь же примерно, какой масштаб, какой наклон, есть лес или нет леса, можно уехать, нельзя уехать… Есть такие места, что если лавина сойдет – ты попался, есть такие места, где маневр какой-то можешь сделать и уехать.
Часто замечаю, что мне кажется, что снег опасный, а ты говоришь, что нормальный, хоть я тоже здесь живу и каждый день на горе. Может, надо меньше опасаться?
Нет, опасаться полезно, чтоб мозги тоже работали. Вообще не думать о том, что может произойти – не круто. Всегда надо стараться, чтоб максимально безопасно было.
Какие для тебя обязательные правила при катании от которых ты никогда не отступаешь?
Рюкзак, аптечка, бипер, щуп, лопата, фонарик. Вожу это всегда с собой. Если только рюкзак забуду, а так все время это со мной. Профессиональная привычка. Утром, когда перед катанием одеваюсь, всегда надеваю на себя бипер, вечером прихожу домой – снимаю.
Когда ты стоишь на склоне и собираешься поехать, о чем ты думаешь?
Ну выбираю линию.
А чем мотивируешься?
Желанием зажечь)))
Случается ли так, что ты не едешь из-за того, что чувствуешь опасность?
Да, бывает. Если я вижу, что опасно – не еду. Но не везде. Бывают ситуации, когда ты знаешь, что если сам не упадешь, то даже если сойдет, ничего не будет. Но вообще такие моменты, когда ты знаешь, что опасно и все равно едешь, бывают постоянно. Мы же режем склоны, перед тем как туристов пустить. Обезопашивая склоны, все время рискуешь. Режешь склон, не знаешь сойдет, не сойдет, и смотришь примерное направление маршрута куда уезжать. Просчитываешь скорость, которую ты должен набрать и до какого момента не останавливаться.
Т.е., если какое-то опасное место, то в первую очередь ты смотришь, куда смотаться?
Да, заранее представляешь себе, что должен делать дальше, в случае схождения лавины.
Ты сам попадал ты в лавину?
Да.
Расскажешь?
Больно и обидно)
Лично я 2 помню с твоим участием. А ты сколько помнишь?
Несколько. Ну три раза попадал, так, чтоб вообще засыпало.
Ты читал какие-нибудь книжки про безопасность в горах?
Конечно.
А когда начинал работать, они существовали вообще?
Да, только больше из альпинизма это шло, чем из горных лыж. Я и сейчас иногда читаю книжки, нет-нет, попадется что-нибудь интересное. Но в основном в них сформулировано то, чему я научился на собственном опыте.
Сейчас проводят много лавинных курсов, читают лекции, как ты к этому относишься?
Мне кажется, что надо совмещать практику на горе и простые лекции. На горе ты катаешься и на месте объясняешь и показываешь как, что надо делать. Как правильно выбирать линию, как вести себя в группе и т.д. Без практики тут никуда. Но человеку, который проводит в горах лишь 2 недели, ты всего показать при всем желании не сможешь. Например, ты не сможешь продемонстрировать зимой как надо ездить в весеннем тяжелом снегу. Так что и лекции нужны, но простые для понимания.
Как-то наши ребята, которых мы учили биперами пользоваться спасли гида на Камчатке — Максима Балаховского. Не растерялись.
Что посоветуешь начинающим фрирайдерам?
Кино смотреть, потом одеть шлем и зажечь где-нибудь))) Шутка.
Я думаю, нужно кататься с теми, кто имеет гораздо больше опыта. Не важно, с друзьями, гидами. Лучше с гидами, конечно. Ну или с друзьями, которые имеют опыт поведения в горах. Особо не рисковать.
Можешь сформулировать, что обязательно должен уметь человек, который хочет кататься вне трасс?
Прежде всего — уметь кататься, те хорошо контролировать доску или лыжи. Понимать, что это опасно, и не мешать друг другу. Кататься с кем-нибудь, кто знает это место или с гидом…