Вне трассMountain.RU

Телемарк

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Авторы: Светлана Малова, Дмитрий Постнов, Саратов

Бэккантри и телемарк на Таганае. Краткое техническое описание

Читайте на Mountain.RU

Заключительный этап Кубка России по ски-альпинизму. Командная гонка.
О том, как это было

Эльбрус. Заключительный этап кубка России по ски-альпинизму.
Интервью с победителями и призёрами индивидуальной гонки

Аннеси. CISM 2013. 2-е Всемирные Зимние Армейские Игры.
Интервью с тренером российской сборной Вооруженных Сил по ски-альпинизму Александром Томащуком

Ликбез. Ски альпинизм или ски тур.
Интервью с председателем комитета по ски-альпинизму Юрием Кургановым

Собираясь провести неделю в феврале на Таганае выяснили, что в Интернете толком нет материалов про внетрассовое катание в этих местах. Нашли один клип на YouTube про весенее катание на сноубордах с Круглицы, пару упоминаний про фрирайдные спуски, в основном - опять же с Круглицы, и отрывочные сведения из отчетов туристских групп о состоянии леса и наличии снегоходных следов. Хорошие космоснимки Google на большую часть района опять-таки не нашлись (на зиму 2012/2013). Пришлось импровизировать, угадывать катальные места по карте, высматривать с вершин и разведывать.

В итоге, практически все запланированное удалось, получили массу положительных эмоций. Это краткое техническое описание призвано помочь тем, кто будет планировать подобное мероприятие, чтобы все получилось еще лучше, чем у нас!

Справочные сведения

Время и погода: Катались с 4 по 9 февраля 2013г. На Новый Год может быть маловато снега, да и световой день короче. В марте-апреле явно будет наст, и условия катания на открытых склонах могут сильно измениться. На момент нашего выхода архив погоды в Златоусте (с сайта rp5.ru) показывал слой снега 60 см. На самом деле, в горах сугробы были куда глубже. По утверждению местных жителей, "зима снежная, но бывало и больше". То есть, описание составленно для среднего, возможно чуть выше, количества снега.

Что делали: Каждодневные выходы на полный световой день, с легкими рюкзаками (доп. одежда, "обеденный перекус", термосы с чаем). Ночлег - в приютах национального парка "Таганай". Цель выходов была простая - насладиться красотой уральской зимы и катанием по целине без тяжелых рюкзаков.

Как делали: Стиль "бэккантри + телемарк". Эти две вещи хороши сами по себе, но вместе - совершенно неотразимое сочетание. Под бэккантри понимается свободное (не по лыжням) движение на лыжах (ну, считайте, похоже на ПВД), а телемарк - это техника спуска, совершенно необходимое дополнение, чтобы чувствовать себя свободно на спусках в целине. Нам повезло, буранные следы на вершины были засыпаны снегом, тропежка была легкой, а на крутых подъемах мы использовали самодельный камус из авизента. Сознательно не употребляем здесь слово "фрирайд", так как оно уже неразрывно связано с экстримом, очень крутыми склонами и прыжками со скал, а мы этим не занимаемся и не планируем. Если кто-то, проехав тот же склон, что и мы, скажет, что это фрирайд - мы не виноваты :).

Схема Национального парка "Таганай"
Про нацпарк "Таганай":

Это на Южном Урале, к северу от города Златоуст.

Общую информацию и обзорные карты можно найти на официальном сайте нацпарка www.taganay.org. Там же можно заказать (и оплатить переводом) места для ночлега на приютах, но мы рекомендуем связываться напрямую с теми, кто на них работает, и платить на месте - и информация о наличии мест будет точнее, и отношение к вам будет куда заинтересованнее.

Если кратко, все приюты разные, со своим лицом, и люди на них тоже разные. Практически все здесь не случайно, отдали Таганаю много лет, а кое-кто и родился здесь же, когда еще существовал поселок Киалим.

Приют Киалимский кордон - часть строений осталась от когда-то существовавшего поселка, эти дома строили, чтобы жить в них долго, хорош для размещения большой группой, рядом - горы Ицыл и Дальний Таганай.

Приют Метеостанция - в доме бывшей метеостанции на открытом всем ветрам плато горы Дальний Таганай.

Приют Таганай - несколько домиков-срубов на группу 4-8 человек на поляне в лесу, главный плюс - расположение в центре нацпарка и под склонами Круглицы.

Приют Гремучий Ключ - привычное место обитания альпинистов, которые любят лазить по Откликному Гребню и Двуглавой сопке. Атмосфера здесь соответствующая!

Приют Белый Ключ - ближе всех к городу, не относится к национальному парку, это частное предприятие, арендовать надо целый дом, а не по количеству людей.

Практически на всех приютах есть бани.

Контактные телефоны: приют Метеостанция 8-902-89-21-9-пять-шесть приют Таганай 8-922-75-72-9-четыре-один приют Гремучий Ключ 8-912-77-86-9-два-восемь, 8-905-83-58-6-двадцать.

Описание районов катания
Уровни сложности. Упоминаемые в описании склоны мы приблизительно классифицировали как горнолыжные трассы:
зеленые - место, где любой новичек может кататься с горки и учится телемарку
синие - где все проезжается в общем легко, но кататься интересно, требуется некоторе умение
красные - интересные склоны, со сложными и/или крутыми участками.
черные - это уже реальный фрирайд, см.выше.

г. ИЦЫЛ (1049м)

Подъем на Ицыл от Киалимского приюта начинается с поляны по дороге, что забирает к югу. От дальней развилки - налево, на север, к вершине. Бывает натоптана и прямая тропа от приюта к вершине. На пологом южном склоне есть изба лесника. Она уже вне нацпарка, статуса приюта не имеет, порядок и уют в ней поддерживаются силами туристов и хозяина. От избы тропа выводит на предвершинные скальные выходы. Для катания сама вершина неинтересна - жесткий задутый снег, большие камни.

Мы катались по южному и западному склонам (на схеме закрашено синим). Уклон в среднем небольшой, но хватает для слалома между елками. Есть интересные участки на курумниках. Учиться и заниматься техникой можно среди полян немного ниже избы (зеленая звездочка на схеме).

К вечеру, после очередного подъема к вершине, мы прошли траверсом на запад, и возвращались к приюту лесом (иногда густым), а затем прямой тропой от вершины к приюту. В целом, весь этот склон интересен для неторопливого "гулятельного" бэккантри с короткими, но порой технически замысловатыми траекториями спуска. Вопросительными знаками на схеме указана перспективная для катания часть Ицыла, до которой мы не добрались, но осматривали ее с Дальнего Таганая.

Спуск по южному склону Ицыла

Телемарк-стойка в классическом исполнении.

г. Дальний Таганай (Метеостанция) (1120м)

Дорога на вершинное плато г. Дальний Таганай, где стоит домик бывшей метеостанции (ныне там приют нацпарка) идет по распадку между восточной и западной частями горы. Подъем легкий и красивый, сначала среди берез, потом - среди высоких заснеженных елей. Путь от Киалимского приюта до границы леса занял чуть больше часа, с тропежкой лыжни по старому заметенному следу. На самом плато - ветрено, видимость не очень. Подошли к метеостанции, дверь оказалась заперта, ломиться и стучать не стали, так как особой нужды не было.

Изучать окрестности начали от основания скального хребтика в нескольких сотнях метров к западу от метеостанции. Здесь укрытое от ветра место, небольшой склон хорош для начинающих телемаркеров, а более опытные могут развлечься прыжками (безопасными) со снежных надувов и козырьков. В общем, готовый учебный телемарк-полигон (зеленая звездочка на карте).

Продвигаясь вдоль скал к югу, неплохо можно покататься с выкатами в лабиринт высоченных елей. Отсюда мы проложили траекторию сквозь лес вновь на дорогу подьема. Головоломный слалом в лабиринте заснеженных елей интересен, вполне безопасен (уклон здесь невелик, а врезаться в заснеженную ель/пихту нестрашно) и хорошо тренирует технику крутых поворотов "на месте", чтобы вписаться в очередной просвет между елками. Сама дорога на пути подъема имеет участок среднего уклона в просторном лесу с полянами. Слетать по ней вниз и тут же подниматься для еще одного спуска (в стиле "yo-yo skiing") - одно удовольствие. Верхняя часть дороги хороша для первых шагов в технике телемарка вне трасс.

Восточный склон горы гораздо круче и более интересн в спортивном плане. Тут склон существенно сложнее, тянет на красный уровень, порой нужно прыгать с заснеженных глыб. При нашем количестве снега можно было кататься прямо от скальных выходов и между ними. Судя по карте, похожий уклон имеет и северный склон, и западный за скальным хребтиком (отмечены знаком вопроса на схеме). При наличии времени, их разведка для катания может дать интересные результаты.

Вдоль гребня на юго-запад от метеостанции.

Восточный склон г.Дальний Таганай. Лена второй день осваивает телемарк... на деревянных лыжах.

г. КРУГЛИЦА (1178м)

Круглица - самое очевидное (и самое упоминаемое в Интернете) место для внетрассового катания на Таганае. Приют "Таганай" - рядом, у подножья. Есть тропа, которая идет почти по прямой на гору (показана на схеме). А главное, почти весь восточный склон хорош для катания: стоит спуститься чуть ниже вершинного плато (на плато - заструги, ледяные наросты и бетонной твердости участки фирна), и можно летать по крутому, но ровному вверху склону, прорезать траектории в группах елей в средней части склона, а потом докатываться до самого низу по языкам курумников. Начинающие тут тоже могут кататься, но более осторожно, длинными траверсами склона. Западный склон (на схеме - знак вопроса) тоже небезинтересен, но в нашу погоду он был задут ветром и сильно неоднороден по жесткости. Спуск к приюту - по тропе подъема. Если поставить себе цель не соскакивать с тропы и не тормозить, то это - отдельное развлечение.

На траверсе восточного склона Круглицы, перед выходом на вершинное плато.

Полет! Полет! И еще раз Полет!

Весь этот склон и склон с елками ниже - подарок Круглицы!

Мы отрывались до последних лучей заходящего солнца.

г. Откликной Гребень (1155м). Долина Сказок

К Откликному гребню от приюта "Таганай" нужно идти по тропе, пересекающей Заячьей поляну. На подъеме к самому хребту - участок больших полян. Это роскошное место для красивого катания на чем угодно, по слухам оно давно облюбовано сноубордерами (восклицательный знак на схеме). Мы там провели не один час, обкатав все возможные траектории.

Подножье Откликного гребня также хорошо для ненапряжного катания (зеленый и синий уровень), в тон прогулке по красивым окрестностям. Здесь можно покататься и транзитом, перебазируясь с одного приюта на другой (с Таганая на Гремучий ключ), если оставить рюкзаки у тропы. Мы не заглядывали на его западный склон, но вполне возможно, что там еще лучше.

Любимая поляна

Долиной сказок к Откликному гребню

"Перевал" у подножья Откликного.

Телефотосессия под Откликным на фоне Круглицы.

Покатавшись у Откликного, Долиной сказок возвращаемся к Круглице.

г. Двуглавая сопка (на некоторых картах - гора Малый Таганай, 1034м)

Подниматься на эту гору лучше с лыжами в руках (на спине) от приюта Белый ключ, сначала по металлической лестнице, а потом по крутой тропе до скал на вершине. Это наиболее скалистая и "альпийская" из гор Таганая, ее склоны мы классифицировали как красные с оттенком черного. Кататься здесь можно и нужно. За недостатком времени мы не пробрались в распадок между вершинами, а спустились только наиболее крутой траекторией, между тропой подъема и "Скалодромом". Несомненно, на Двуглавой сопке можно провести целый день, забираясь наверх по тропе и находя новые пути спуска между скал и по курумникам.

На вершине г.Двуглавая Сопка. Вдали - Откликной гребень.

Заключение

Мы обкатывали горы Таганая в том порядке, как они описаны. Того и вам советуем: сложность нарастает постепенно, можно совершенствовать уровень катания ото дня ко дню и неизменно получать удовольствие!

Участники:
Дмитрий Постнов (лыжи Rossignol BC 125 (175см), ботинки Fischer BCX 675, крепы Voile 3-pin cable, палки Black Diamond) - мультиспортсмен.
Светлана Малова (лыжи Fischer S-bound 89 (169см), ботинки Alpina BC 1575, крепы Voile 3-pin cable, палки Black Diamond) - мультиспортсменка.
Елена Лебедева (лыжи деревянные обструганные под 89-69-79 (180см), ботинки Salomon (прогулочные), крепления "беговые" SNS) - мультиспортсменка.
Антон Хохлов (лыжи Head carve (180см), ботинки Salomon (комби), крепления "беговые" SNS)- мультиспортсмен.

Фотографы: А. Хохлов, С. Малова.
Видеооператоры: Д. Постнов, А. Хохлов, С. Малова.

Зимняя сказка в стиле телемарк. Большой фотоальбом >>

ВИДЕОКЛИП о ТАГАНАЕ (7 мин.) >>

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!