Вне трассMountain.RU

Сноуборд

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор и фото: Евгений, Приморский край.

Трагедия на Фалазе. Взгляд изнутри.
Рассказ 2-го участника ЧП

Эрвин.
Фалаза 2011 год
16 марта вечером, когда мы поняли, что на форуме больше никто идти не вызвался, мы созвонились с Эрвином и стали решать, ехать или нет. Надежды на хоть какой-то снег не было, но съездить хотелось обоим, и мы решили поехать вдвоем, как в прошлом году, чтобы как минимум поддержать форму, и ради традиции, что называется.

17 марта в 7 утра я выдвинулся из Находки с тем расчетом, чтобы успеть доехать в Анисимовку к приезду Эрвина, которого я обещал забрать со станции. Приехал, забрал, поехали в Грибановку. По приезду начали снаряжаться, сходили в лесок возле стоянки - снега было ниже колена. Я еще раздумывал, новую доску взять или старую.

Собрались, и в 11 выдвинулись наверх. В самом начале подъема мы поняли, что тропы нет вообще. Это удивило нас, ведь на Фалазу ходят не только лыжебордеры, но и пешие туристы, которых полно. Но тропы не было и мы потратили массу времени на подъем и подход к месту старта. Мы начали тропить по меченным деревьям, периодически поглядывая на навигатор с маршрутом. Процесс восхождения осложнялся тем, что под снегом, порой глубоким, были заледеневшие поджимы воды, и закатанные в лед остатки старой тропы, которые, будучи покрыты снегом, не дают возможности нормально идти. Подскальзываешься постоянно. Пару раз мы промахивались немного мимо маршрута подъема, но по навигатору успешно вышли на хребет. Оттуда пошли к вершине.

Вспоминая прошлый сезон, когда мы дважды ходили на Фалазу, хребет не был закрыт снегом, всюду торчали камни. В этот раз снега было достаточно, хребет был закрыт. Мы порадовались и даже обсудили, как удивятся ребята на форуме, узнав, что здесь достаточно снега. Во второй половине подъема нас обогнали пешие туристы. Семья, поднимавшаяся на гору праздновать годовщину свадьбы. От хребта до вершины мы шли уже по их тропе, но это было лишь немногим проще.

Фото Илья Гузеев, Владивосток

Добрались до вершины только в 16 часов. Снега ближе к вершине горы оказалось очень много. Мы перекусили, переоделись, пофотографировались, познакомились и поговорили с туристами, и В 17:00 начали спуск по лесу. Начать спускаться решили немного раньше чем обычно, т.к. снег на вершине был очень глубокий, а мы хотели сберечь ноги для спуска и идти дальше не стали. Старались держаться правее при спуске. Шли по навигатору, но условия были таковы, что порой приходилось отклоняться от трека. Мешали деревья, бурелом, глубокий снег, обрывы. В результате, мы вышли ниже сыпухи и направились наперерез к кулуару. Вышли на кулуар справа (если смотреть снизу горы) около 19 часов. Он был отделен от нас высокой скальной стенкой, которую мы благополучно, но не без осторожности, перелезли. Незадолго до этого, Эрвин позвонил родителям и сказал, что на электричке вернуться не получится, и что домой его отвезу я. Также, примерно за пол часа до этого у меня закончилась 8 гигобайтная карта памяти в нашлемной камере, поменять которую я решил непосредственно перед спуском по кулуару, ради чего, собственно, камеру и брал. Именно поэтому не удалось записать сам сход лавины и процесс поиска, что могло бы иметь значение при разборе дела. Но как вы узнаете дальше, все произошло неожиданно и молниеносно.

До выхода к кулуару, пока мы шли на досках по лесу, я шел впереди и делал "тропу" для Эрвина, т.к. он часто зарывался из-за коротковатой доски. Мне-же было проще на вайдовой 164-ке, да и вес позволял делать хорошую траншею. Когда добрались до кулуара и отстегнулись, перелезали через стенку уже без бордов. Перелезли и оказались сбоку от кулуара, метрах в 20 ниже от его начала. Эрвин пошел в кулуар первым - хотел прохватить по чистому пухляку. Я шел позади, т.к. хожу по снегу медленнее из-за веса и проваливаюсь глубже. Эрвин вышел на середину желоба кулуара и сел пристегиваться. На тот момент я был сбоку и шел от скальной стенки к кулуару, когда сверху кулуара (от его начала) пошла лавина. Лавина не выглядела устрашающе, ничего похожего на настоящие большие лавины, которые мы видели в фильмах про Аляску и т.п., просто стекающий по склону снег. Но я все равно крикнул: "Эрвин!!! Лавина! Щемись!!!" Он сидел лицом по склону в метре (или около того) от ствола толстого дерева, и я надеялся, что он перекатится за дерево или схватится за него, но очевидно, что пристегнувшемуся бордеру перекатиться быстро возможно лишь на твердом укатанном склоне. На рыхлом снегу, в котором проваливаешься по пояс, это сделать быстро почти невозможно. Потом его накрыло облаком снежной пыли и я утратил с ним визуальный контакт. Лавина скатилась метров на 15 и остановилась (расстояния, временные периоды и т.п. могут быть неточными, т.к. я был не в состоянии точно оценивать эти данные в тот момент - все происходило молниеносно, а у меня ощущение времени растянулось, как всегда бывает в экстренных ситуациях). Я бросился щупать снег в поисках Эрвина. Пару раз ткнул в снег бордом, и поняв, что это бесполезно, выломал длинную ветку, которую и использовал в качестве щупа. Щупать начал с того места, ближе всего к которому находился - с места где сидел Эрвин, когда его накрыло. Я надеялся что его просто присыпало сверху снегом... Прощупывал всю предполагаемую ширину и длину завала от места где он сидел до места где нашел его. Параллельно с прошупываением я звонил по телефону жене, в МЧС, в полицию, на базу Грибановка. Также, в надежде, что это поможет найти точное место, я звонил на телефон Эрвину, но звука от его телефона я не услышал. Как потом оказалось, он оставил тот телефон в машине, а с собой взял другой.

Поиск занял в районе 10 минут. Затруднялись поиски глубиной снега - при каждом перемещении я проваливался минимум по колено, а порой и глубже. Нашел я его примерно в 2 метрах от окончания лавины. То есть, метров 10 его тащило под снегом, чему способствовал борд, пристегнутый к ногам. Лавина ударила Эрвина в спину, опрокинула лицом вниз и завалила снегом. Я начал его выкапывать откопал левую руку и начал откапывать голову. Копал интенсивно, хоть это и трудно делать бордом, т.к. он гнется и крепы не удобны как держатель. Особо не боялся его повредить, т.к. он был в каске. Откопал голову, туловище и немного верхней части ног. лежал он на животе, немного на боку. Левая стороны была немного выше. Толщина плотного мокрого снега поверх него была от полуметра до метра. Ноги были глубже и удерживались сноубордом, который, как якорь, не давал сдвинуть Эрвина с места. Терять время на откапываение ног я не стал, начал тянуть за рюкзак, разворачивая тело левым боком вверх, открывая грудину. Получилось, но порвался рюкзак. Снег постоянно ссыпался, затрудняя работы. Затем я начал делать искусственное дыхание, после чего выполнял массаж сердца. Голова и левая сторона груди была приподнята над снегом, что дало возможность ее массировать, но делать это руками с достаточным усилием не получалось, тело было на полуметровой глубине и я не мог принять подходящее для эффективного массажа сердца положение, т.к. проваливался сам. Тогда я принял решение сесть сбоку и делать непрямой массаж сердца ногой в сноубордичсеком ботинке. Эти процедуры я продолжал в течение 10 +/- 5 минут (мне трудно судить о времени). К сожалению, оживить Эрвина не удалось. Все время пока я искал, откапывал и реанимировал Эрвина мне звонили из МЧС, полиции и т.п., но я эти звонки сбрасывал, аргументируя тем, что занят и пытаюсь оказать помощь.

Когда я понял что больше ничего сделать нельзя, я позвонил в МЧС и полицию за инструкциями, что мне делать дальше. Мне было сообщено, что уже темнеет, и помощи от МЧС и полиции ждать не приходится. Мне посоветовали пометить место трагедии и постараться выжить и выбраться самостоятельно. Напомню, что трагедия произошла в самом верху кулуара. И примерно 2 - 2,5 километра мне предстояло спуститься одному в темноте, в мокрой одежде по пояс в снегу. Я все понял, пометил место рюкзаком Эрвина (который в дальнейшем помог указать МЧСникам на место трагедии) и начал спускаться вниз на сноуборде. Состояние мое было уже не в порядке, я замерз, устал, испытывал шок от произошедшей на моих глазах трагедии, да и попросту опасался новых лавин, а поэтому ехать на сноуборде долго я не смог. Меня два раза засыпало снегом по пояс, и когда стало темно, я понял, что больше откапываться и ехать на борде вниз я не смогу. В этот моент я прошел первую четверть спуска (по навигатору). Очень мало. Тогда я отстегнулся и продолжил спускаться пешком, стараясь держаться боковых сторон кулуара, где меньше снега, меньше лавинная опасность и больше деревьев.

Фото Илья Гузеев, Владивосток

Когда я прошел треть спуска, до меня дозвонился А.С. Грибанов, и сообщил, что за мной вышла группа местных спасателей. Я продолжил движение вниз пока не встретился с группой. Не знаю как далеко я дошел, но я слышал, что спасатели прошли снизу до меня 700 метров. Если так, то мне повезло преодолеть большую часть спуска. По своим ощущениям я в это поверить не могу... Знаю лишь, что сверху я спускался 2,5 часа по пояс в снегу на черепашьей скорости, а когда встретил ребят, по тропе мы вышли за полтора часа нормального хода. В любом случае, если бы не они - неизвестно каким и когда бы я вышел из кулуара, это если вообще вышел бы... Огромное вам спасибо! Раньше я никогда не верил в пользу спасателей при живом и активном пострадавшем. Чем могут помочь люди человеку, который спасается сам? Не телепортируют же его домой. Но я ошибался. Польза эта огромна. Это и тропа, по которой идти в разы быстрее, это и моральная поддержка, и помощь в переноске снаряги и указания на препятствия. Наверное хрустальную вазы выносили бы менее аккуратно, чем ребята выводили меня. Еще раз, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Затем мы вернулись на базу Грибановка, где хозяева, обогрели, накормили, напоили чаем и водой, в которой я испытывал огромную нехватку, пока спускался ел много снега. На базе я встретил Валеру с Леной, которые приехали сразу-же как только узнали что случилось. Их поддержка помогла мне держаться в норме, пока мы дожидались следователя Большекаменской прокуратуры. Затем приехал следователь, я дал показания, нарисовал схему происшествия, после чего в 2 часа ночи Валера повез меня домой в Находку, справедливо рассудив, что сам я на машине далеко не уеду. После приезда домой в 5 утра, я обработал раны на ногах, которые растер в кровь, выбираясь с горы, рассказал все жене и лег спасть на пару часов. Это был первый день...

Второй день для меня был как в тумане. Сил действовать уже почти не было. Начался отходняк, и мозг отказывался поверить в случившееся. Я рассказал о трагедии своим родителям, взял с собой друга и с Валерой мы поехали назад в Грибановку, чтобы успеть к возвращению МЧСников с Эрвином. Главной моей задачей в этот день было поговорить с родителями Эрвина. Рассказать им о том, что случилось, высказать свои искренние соболезнования и дать понять, что их сына не бросили на произвол судьбы в этой трагедии, а до последнего пытались его спасти. Понятно, что это им особо не помогло, но что-то нужно было говорить.

Неприятным моментом стало то, что следователь, пообещавший обеспечить предупреждение и вызов родителей Эрвина "специально подготовленными людьми", не выполнил обещание, и родители Эрвина до последнего были в неведении. Они вынуждены были сами искать информацию. Так они вышли на меня, сами позвонили. После этого мы все собрались в Грибановке и стали ждать возвращения МЧСников, которые начали восхождение в 11 часов утра, а вернулись часов в 8 вечера. Стиль работы, оснащение и подготовленность участовавших в этом происшествии спасателей - это тема отдельной статьи, скажу лишь одно: Я СЧАСТЛИВ, ЧТО ОНИ НЕ СТАЛИ СПАСАТЬ МЕНЯ ОТТУДА В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ! Я уж лучше как нибудь сам... Да и местные ребята справились гораздо лучше.

Весь день мы сидели и ждали когда вернутся "спасатели". При каждом взгляде на родителей Эрвина у меня сердце обрывалось. Это огромная потеря для них. После разговора я старался особо не тревожить их. Большую часть времени просто сидел и молчал, старался помочь, если о чем-то просили. То, что происходило у меня в душе знаю только я. Случившееся стало для меня личной трагедией. На моих глазах случилось страшное происшествие с моим хорошим товарищем. Я приложил все усилия, чтобы спасти его, но не вышло - все произошло слишком быстро... Чтобы научиться жить с этим, мне понадобится время.

Потом ребята пошли на 5-ю опору с биноклем, и по телефону координировали МЧСников, которые не могли выйти на место трагедии, несмторя на то, что мои точные спутниковые координаты места у них были (но сел GPS). Когда спасатели нашли место и начали откапывать Эрвина, ребята начали собираться идти им навстречу в кулуар, чтобы помочь с возвращением. После того как ребята вышли, я сидел с рацией и ждал от них новостей. Затем, получив по рации информацию о том, что они возвращаются, мы пошли тропить обходную дорогу для саней, на которых везли Эрвина. Эрвина привезли...

Потом мы с Валерой проводили родителей с Эрвином до Большого Камня, помогли при сдаче в морг, попрощались и разъехались.

Я искренне соболезную всем родным, близким, друзьям и товарищам Эрвина. Мы общались не очень долго, но я знаю - он был хорошим человеком. Спокойный, надежный, всегда готовый подать руку помощи. И идя с ним в горы я знал, что могу на него положиться. Уверен, если бы завалило меня, он сделал бы все что нужно.

Эрвин! Ты знаешь, я старался... Прости, что не успел...

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!