"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Катание вне трасс.
Алгоритм действий попавшего в лавину
О том, что же делать бедолаге, попавшему в лавину, написано много текстов с внушающим количеством советов. По большей части, все они повторяют друг друга, причем сваливаются в кучу рекомендации порой диаметрально противоположного свойства: «примите форму эмбриона и имейте минимальную площадь соприкосновения» / «делайте плавательные движения, дабы остаться у поверхности», или: «громко кричите, чтобы вас услышали» / «вдохните и плотно сожмите рот, прикрыв его руками».
Но это не значит что эти советы суть лож, нет. Просто почти никогда нет уточнения, что в разных типах лавин нужно действовать по-разному. К тому же эта тема уж больно необычная, не так много есть живых свидетелей, апробировавших эти советы на себе и благодаря этому выживших. Те, кто погибли, погибли вопреки, или «благодаря» выполненным приемам? И какие именно приемы, из рекомендуемых, они выполняли? Все это - теоретизирование «на тему». Пока опыт просто накапливается и все. Но ценность его все-таки чрезвычайно высока, ибо написан он человеческими жизнями.
Может, когда-нибудь сделают совершенные роботокопии человеческого тела, с абсолютно той же биомеханикой и смогут проводить натурные эксперименты, проверяя те или иные статистические модели. Но пока до этого явно далеко.
До выхода на лавиноопасный склон1. Узнать состояние лавинной опасности в день спуска
Еще до выхода на гору нужно понять состояние лавинной опасности на склонах той высотности и экспозиции, где вы предполагаете кататься, проконсультировавшись у местных гидов и лавинщиков (или просмотрев лавинный бюллетень, если вы катаетесь за рубежом). Интересует не только уровень лавинной безопасности по 5-бальной шкале, но и тот тип лавин, который может сойти в этот день. Зачастую, по прогнозу погоды за 3-5 дней уже можно предположить чего следует ожидать. Так же, стоит заранее узнать специфические особенности конкретного горного района где вы предполагаете кататься. Например, в Хибинах с сентября по середину-конец марта преобладают лавины метелевого переноса. В большинстве своем это т.н. «доски», а вовсе не лавины из свежевыпавшего снега или мокрые. Проведенное шурфование в начале спуска, с последующим экспресс- и сдвиговым тестом подтвердят или опровергнут сделанные ранее предположения.
2. Выполнить стандартные процедуры перед фрирайд-спуском
- включить бипер (если он не был ранее включен)
- выключить плеер))
- проверить качество закрепления снаряжения на рюкзаке
- лыжникам, в случае повышенной лавиноопасности, вынуть руки из темляков
- и т.д.
3. Вызвать управляемый сход лавины, т.н. ski cut
Если опыта достаточно, и вы начинаете спуск по перегруженному снегом склону (в первую очередь в кулуарах и денудационных воронках), то можете попробовать сознательно подрезать лавину, то есть сделать ski cut. Но, следует понимать, что это крайне опасное занятие! Учитывайте, что ваши действия не должны представлять опасности для людей внизу склона / долины.
4. Быть готовым к сходу лавины в любой момент спуска
Если вы не готовы, значит вы не в нужном месте, не в нужный час. Или, по иному говоря, занимаетесь не своим делом. Идите лучше на ближайший подъемник, а еще лучше, - в бар)).
Действия в случае попадания в лавину1. Максимально быстро уехать в ближайшее укрытие
В случае малейшего подозрения на внештатную ситуацию стоит, если рельеф позволяет, максимально быстро «скипнуть» в ближайшее укрытие. Хоть чучелком, хоть тушкой, под любым углом и в любом направлении. Это актуально в первую очередь для кулуаров, а также денудационных воронок с системой гребней и понижений между ними. То же самое возможно и на большом открытом пространстве, наподобие склона кара, если там есть какое-то существенное укрытие из больших камней, скальных стенок или чего-то типа рандклюфта. Аналогично при катании в лесу, - схватиться за дерево, укрыться за большим стволом и т.д. Это еще не лавина…это лишь подозрение, но, вы уже ДЕЙСТВУЕТЕ.
2. Разогнаться по линии падения воды и уйти в сторону
Когда нет возможности схорониться в одной из ближайших зон безопасности (как правило, это ровные поверхности каров, ледников и т.д.), то следует максимально быстро разогнать снаряд вниз по склону и уехать примерно под 45 градусов вбок, таким образом, уходя от потенциальной линии движения тела лавины / камнепада. При этом оглядываться и тем более останавливаться, дабы что-то разглядеть, крайне вредно для здоровья)).
3. Из зоны безопасности оценить обстановку
Если вы сумели уйти без потерь в ближайшее укрытие или просто «дали прямого» до выката, нужно остановится в безопасном месте, отдышаться и внимательно оценить ситуацию. Возможно, ничего и не было, но вдруг кому-то из группы нужна помощь?. В последнем случае – начинайте коммуницировать с членами вашей команды и действовать по обстоятельствам.
4. Если вас «догнало»…
Не важно, были ли вы инициатором схода лавины, и она уходит прямо у вас из-под ног, или что-то догоняет вас сверху, в любом случае, времени на обдумывание нет. Вы попали в лавину, и, нужно действовать. Очень энергично выполняйте любые мускулистые движения, направленные на то чтобы сохранить равновесие и уехать в безопасную зону (см п.2-3). Это вполне реально. Один из наших гидов, Серега Шестихин, в начале прошлого сезона смог убежать по блокам лавин до борта кулуара и, тем самым, сохранить себе жизнь. Не борись он до последнего, кто знает, чем бы это закончилось.
Да, порой для этого нужно прикладывать прямо-таки нечеловеческие усилия, особенно когда лыжи / борд начинает приваливать со всех сторон блоками плотной ветровой доски. Но что делать…, «это фрирайд, детка», приходится шевелить помидорами.
5. Избавиться от палок (лыжникам) и понять в каком типе лавины вы оказались
Когда «соскочить» не удается и снежная масса вас все же увлекает с собой, то нужно, во-первых, избавиться от палок* (лыжникам) и понять в какого типа лавине вы оказались. От этого зависят ваши дальнейшие действия, по крайне мере на стадии «транспортировки» в теле лавины. И по-хорошему, возможные характеристики потенциальной лавины нужно предполагать еще до попадания в нее. Шурфовка, изучение лавинных прогнозов, знание места и т.д., - все это дает нужную базу для этого понимания.
Если это лавина из свежевыпавшего снега (не важно, «доска», или «из точки»), то рекомендуется делать плавательные движения и все что может увеличить вашу плавучесть и поможет остаться на поверхности. Если есть ABS или SPuls – прекрасно!! Дергайте заветную ручку. При этом, в случае когда вы видите край лавины, старайтесь плыть к нему.
Если же это лавина типа «жесткая доска», рекомендуется напротив, принять позу эмбриона, чтобы иметь минимальную площадь соприкосновения с блоками лавины, ибо любые выступающие части тела могут быть сильно травмированы (плотность ветровой доски может достигать 450-600 кг на куб и более). При этом нужно обхватить руками шею с боков, а в случае отсутствия шлема (что, в общем-то, крайне нежелательно), - и шею и голову.
Наверняка вы будете видеть то свет (вас выносит на поверхность или к поверхности), то темноту. При приближении к поверхности можно попробовать вытягивать хотя бы одну руку – наблюдатели с большей вероятностью заметят ваше перемещение (чем ниже будет Last Seen Point, тем быстрее вас откопают товарищи). Если будет получаться хватать ртом воздух у поверхности, вообще прекрасно. Но если нет, то просто максимально задержите дыхание. Большая часть всех лавин от места старта и до своей остановки проходит путь менее 1,5 километров, а это меньше минуты времени. Скорее всего, вы сможете столько удержать дыхание. По крайне мере постарайтесь.
Главные задачи во время транспортирования в лавине:
- не потерять сознание
- не задохнуться снежной массой
- не быть травмированным
* Не только потому что «погнется и в жопу воткнется»)), нет. Главная причина в том, что вашей же палкой вам может так выкрутить руку…что потом никакой хирург обратно не соберет.
6. После остановки лавины - освободить перед лицом максимально возможное пространство
Как только вы почувствуете замедление хода движения лавины, нужно расчистить любым возможным способом свободное пространство перед лицом, т.н. «воздушную камеру». Скорее всего, делать это придется двигая из стороны в сторону головой. В первые секунды, после остановки тела лавины, это еще вполне возможно - снег податлив, но буквально сразу же начинаются процессы уплотнения снежной массы и ее смерзания (на поверхности кристаллов и в межкристаллическом пространстве всегда есть свободная вода, а во время схода лавины происходит их дополнительное оплавление за счет соударения-трения-давления, после же остановки идет плотное прессование всей толщи и ее смерзание).
От размера этой самой камеры будет зависеть время, которое вы сможете продержаться до момента пока вас откопают (в норме, при слаженной работе команды - 5-8 минут). Чем камера значительней, тем больше у вас доступного кислорода, поступающего из окружающей снежной массы и меньше концентрация выдыхаемого вами углекислого газа (то, что разный снег имеет разную плотность и проницаемость, другой вопрос) и тем медленнее будет идти процесс обледеневания. Очень хорошо если у вас при катании есть система AvaLung фирмы Black Diamond. Не в лямке рюкзака, а надетая поверх одежды. Загубник «авалунга» более чем реально ухватить губами и это существенно повышает шанс на спасение (вдыхание воздуха происходит через перепускной клапан на уровне груди, а выдыхаемый воздух отводится за спину и ледяная корочка образуется там).
7. Сохранять спокойствие, экономить силы и ждать пока вас откапают
В абсолютном большинстве, попав в лавину, выбраться самостоятельно из нее невозможно (если только лавина не из целинного снега плотностью 30-50 кг на куб). Тело сковывает снежной массой со всех сторон и часто проблема пошевелить даже пальцами, чего уж говорить про что-то большее. Наиболее правильной стратегией является сохранение спокойствия (аутотренинг, самовнушение, позитивный настрой) и вера в то, что через очень короткое время вас откопают. Вы же тренировались по поиску пострадавшего в лавине с вашими напарниками по команде, не правда ли?
Заодно, благодаря подобному самоуспокоению выровняется дыхание и расход кислорода уменьшится, что также в свою очередь продлит возможное время выживания под снегом.
Хотя можно идти и от обратного, если настроиться-успокоится не получается, то лучше начать просто следить за дыханием. Стараться чтобы оно было ровное и спокойное. Автоматически и все остальные процессы, в том числе и психологические немного придут «в норму». Как известно, дыхание – единственная из автономных систем нашего организма, к которой ведут две независимых ветви нервных клеток и мы ей можем управлять не только в автоматическом режиме, но и осознанно. По сути, дыхание – ворота в автономные процессы нашего тела. Недаром техники ци-гун и иные столь эффективны. Помните про это. Ну и про то что финн Эйнар Миллила в феврале 1965 года пролежал под снегом в Британской Колумбии трое с четвертью суток и остался жив. «Если может финн, то могу и я», - установка именно такая.
8. Когда вас откапывают – по возможности, коммуницируйте, сообщайте информацию о себе.
Ваши друзья, откапывающие вас из-под снега, могут не знать насколько вам плохо, что у вас повреждено и т.д. Вы, скорее всего также этого не будете знать, но все же информации у вас несколько больше, так что сообщайте ее. Коммуницируйте со своими спасателями, с самого первого момента, с которого только можете. Например, если вы теряете сознание, так и скажите «кажется, я теряю сознание», или, у вас болит спина, значит, стоит это озвучить. Возможно, это спасет вам жизнь, ибо ребята перестрахуются и предположат у вас перелом позвоночника, соответственным образом будут перекладывать на носилки и транспортировать. Аналогично с потребностями (физиологическими и психологическими), - не стесняйтесь, говорите о них. Хочется тепла и сидячего положения? Ну, так скажите! Не всегда спасатели имеют должный опыт и чутье, чтобы совершить все правильные в этой ситуации действия. Другой вопрос, что если в данный момент времени помощь нужна не только вам, отнеситесь к этому с пониманием.
9. Как можно быстрее покиньте опасную зону
В ряде случаев есть опасность схода повторных лавин. Если сошло в этой ветке кулуара, то вполне может сойти и в соседней, а выкат-то у них один и тот же… Именно поэтому, обязательно выставляется наблюдатель, а чтобы не допускать хаоса и не подвергать спасателей лишней опасности, спасработы ведут наименьшим числом людей. По этой же причине всех откопанных пострадавших, как только это возможно, транспортируют в безопасную зону. Если вы в состоянии передвигаться, то покиньте территорию отложения лавины в направлении этой самой зоны безопасности самостоятельно. Если же вам нужна посторонняя помощь, - не стесняйтесь ее попросить. Но! Ни в коем случае нельзя самостоятельно передвигаться при любом подозрении на травмы жизненноважных органов (таза, живота, головы и иных). В этом случае позвольте нести себя на носилках. Возможно, от этого будет зависеть ваша жизнь. Будьте внимательны к себе.
10. Поблагодарите своих спасателей
Даже если это ваш знакомый друг, товарищ и брат, поблагодарите его за спасение. Если же это незнакомые люди – спасатели, лыжный патруль, просто другая фрирайд-группа, то тем паче. Нет более неблагодарной работы, чем спасать чужие жизни. Удивительно, но это факт. Так что не следуйте той же психологии большинства, считающей что «спасатель должен спасать». Он ничего не должен. В данный момент он подарил вам жизнь, так что скажите ему слова благодарности, как только это будет уместно и не забывайте о своем «должке» (уже не перед спасателем, а перед собственной жизнью, у которой вы вырвали повторный шанс). В жизни не бывает черновиков и вам чудом удалось сохранить свой холст целым, чтобы продолжить рисовать на нем свою линию…, линию жизни. Делайте отныне это более осознанно.
Алекс Кузмицкий – гид (фрирайд, альпинизм), прорайдер Marmot, Black Diamond, Ortovox и Julbo. Состоит в команде SnowSense. Блог автора