Автор: Владимир Могила, Одесса
Автор фотографий: Алексей Шелхаков, Украина

Две одесские нитки на стене Ерыдага. Фото-отчет

Немного фотографий с февральского Ерыдага. В принципе, их можно не комментировать, и так все понятно, объясню только некоторые технические моменты, чтобы было понятно, где и что, если кто-то соберется на наш маршрут. Эта зима для Ерыдага была «урожайной». Открыли сезон питерцы (сбор под руководством Т.И. Тимошенко), совершив восхождения от простых маршрутов до 6А (м-т К. Дорро). Затем приехал наш коллектив из разных городов Украины (Одесса, Симферополь, Днепропетровск, Харьков) всего 13 человек. Совершили четыре восхождения: Незаметдинова (5А), Некрасова (5Б) и два первопрохождения двумя одесскими командами. К параду присоединилась смешанная команда из разных городов России (6 человек) под руководством А. Григорова, участвующая в зимнем чемпионате Москвы, совершив восхождение по м-ту Бабицкого (6А). Вот, кажется, и весь урожай. Может, кого пропустил?

Два одесских маршрута. Левый (А. Лавриненко, А. Хоменко, Т. Цушко) на СЗ массив, правый (В. Могила, В. Клебанский, М. Перевалов) на главный массив. Оба маршрута сложные, но по сложившейся традиции, 6Б на этом массиве не присваивают, значит будут две новые сложные 6А. Первый маршрут проходит леве м-та Дорро, наиболее сложная нижняя часть (первый бастион). Со слов А. Лавриненко – маршрут, очевидно, зимний, т .к. летом, скорее всего, камнеопасен. На нижнем бастионе большое количество карнизов. Второй маршрут проходит левее м-та Ефимова, наиболее сложная средняя часть (нависающее «зеркало»). Маршрут вполне подходит для лета. Скалы в основном очень прочные.

Техническое фото маршрута (лучше кликнуть для увеличения). Собственно стены получилось - 26 веревок. В первой трети (конец 8-й веревки) маршрута есть отличная ночевка с «крышей» над головой (Camp1). Зигзаг вправо после этой полки вынужденный, чтобы обойти стороной разрушенный кулуар. Так будет безопасно в т.ч. и летом. Следующий бивуак – пещера в конце 19-й веревки. Тоже очень безопасно – крыша над головой, но площадку мы не строили, вешали платформу, хотя, построить можно. Следующий бивуак (Camp3) - тоже очень удобный – это уже террасы перед выходом на плато. «Зеркало» в средней части сильно напоминает Шаанкаю. Общий вынос нависания определить сложно, но не менее 10 м. Через две веревки после второго бивуака – красивая 120-метровая щель. Рельеф здесь напоминает граниты Каравшина. Последняя веревка (желтая стена, обвалившаяся несколько лет назад) - стандартный выход с маршрутов Ефимова и Щедрина. Шлямбурами и дырками старались не злоупотреблять, но они там местами есть. По одному шлямбуру есть почти на каждой станции. Предварительно мы надеялись, что сможем спускаться по пути подъема, чтобы не тащится с платформой в обход, но затем отказались от этой затеи из-за сильного нависания на «зеркале». В принципе, платформа на маршруте не нужна, лучше взять больше веревок.

Автор большинства фотографий (кроме тех, что сделаны непосредственно на восхождении) Алексей Шелхаков (Симферополь), один из авторов маршрутов «Самурай», «Уголок» и др. в Крыму.

Первая веревка

Наш доктор: товарищ полковник (Игорь Бондарь)

Начало 5-й веревки

На 15-й веревке

Солнце появляется после 14:00

На «зеркале»

Первый работает на 17-й веревке

Второй бивуак

22-я веревка – красивая 120-метровая трещина

Желтая стена. Последняя сложная веревка.

Где-то там лезут соседи

Максимка

Село Куруш. Здесь живут удивительные люди, которые всегда готовы помочь.
Здесь уважают альпинистов и даже знают названия маршрутов.
Многие местные жители сами занимаются альпинизмом.

Эльдер. Местный альпинист и просто хороший человек

Автор фотографий: Алексей Шелхаков

Читайте на Mountain.Ru:

Маршрут команды а/к Одесса на вершину Ерыдаг СЗ по СЗ стене

Спасибо

Замечательные фотографии. И маршрут тоже!