Горы мира > Тибет >

Кали Демпстер и Брюс Норманд. Два первопрохода: Маунт Гросвенор и Маунт Эдгар

Кали Демпстер

Брюс Норманд

Лауреаты премии Золотой Ледоруб-2010 за первопроход на Ксульянь Вест (Xuelian West) американец Кали Демпстер и шотландец Брюс Норманд (Kyle Dempster, Bruce Normand) вернулись из Сычуньяня с новыми трофеями – два первопрохождения в массиве Минья Конка (Sichuan's Minya Konka Group).

Оба маршрута пытались пройти в прошлом, одна попытка обернулась трагедией.
Кали и Брюс «размялись» первопроходом центрального кулуара западной стены Маунт Гросвенор (Mt Grosvenor aka Riwuqie Feng, 6376м), альпийский стиль, «сингл пуш», т.е. нон-стоп.

Первая попытка прохождения зарегистрирована в 2003 году. Тогда Энди Кейв и Мик Фаулер (Andy Cave, Mick Fowler) отступили с середины, столкнувшись с разрушенным пологим участком, без возможности страховаться, присыпанным снежной пудрой. Осенью того же года Жюли-Анн Клима и Роджер Пейн (Julie-Ann Clyma, Roger Payne) полезли по более короткому пути в правой части стены, вышли на западное ребро, с него – на вершину, сделав первое восхождение на гору.

В 2009 году корейцы предпринимают попытку по центральному кулуару, застопориваются примерно на той же высоте, что и Кейв с Фаулером, спускаются.

Демпстер и Норманд стартовали из базового лагеря (4300м) в 3am, подобрали заброску, оставленную под стеной на 5000м, не связываясь подлезли к ключу, приблизительно до 5700м, остановившего Кейва и Фаулера и – позже – корейцев. Лёд находят тонким, но проходимым (WI 4+).

Западная стена Mt Grosvenor (6376м), Китай. Фото Bruce Normand

Остаток кулуара лезут параллельно (напоминает Supercouloir выше ключа, с парой занимательных ступеней, первая 85° на 5900м и вторая на 6300м).
На вершину поднимаются в 6pm (второе восхождение на Гросвенор).

Спуск: 400 метров по северо-восточному ребру, далее 15 дюльферов по северной стене к леднику и относительно безопасной поверхности, наутро следующего дня, 2am.
Чуть погодя, другая двойка из состава этой экспедиции, французы Жан Аннкан и Кристиан Троммсдорфф (Jean Annequin, Christian Trommsdorff), выбравшие линию правее, спускаются из-за сильного ветра, достигнув высоты 5700 метров.

Тем временем, Демпстер и Норманд переходят к потрясающей юго-восточной стене Маунт Эдгар (Mt Edgar, E Gongga, 6618м).

Ранее в этом году, известные американские альпинисты Джонни Копп и Мика Дэш (Jonny Copp, Micah Dash), делают заброску в объективно опасном кулуаре, ведущему к подножию стены, после чего возвращаются в базовый лагерь. Погода портится, и они понимают, что время для попытки неудачное. Сопровождаемые оператором, 24-летним Вейд Джонсоном (Wade Johnson), решают забрать оставленное снаряжение. Огромная лавина сошла по стене в кулуар, смела их во время подъёма. Тела Коппа и Джонсона нашли спасатели, по сей день никаких следов Дэша.

У Демпстера и Норманда на подход от города Ксинанг (Xinang), подъём, спуск и дорогу обратно, уходит восемь дней.

День третий – подход к кулуару, 5500м.
День четвёртый – лазание по стене, левее центра, до 6000м (три участка WI 5 и один M6).
День пятый – крутые ледовые и микстовые участки до седловины южного ребра на 6200м.
День шестой – вершина, 2.30pm.
Спуск сначала по южному ребру, затем непростой и в непогоду - по южному леднику, на восьмой день возвращение в Ксинанг.

Линия, названная The Rose of No-Man's Land (M6, WI5, Kyle Dempster, Bruce Normand, ноябрь 2010) не прямая, но единственная безопасная на стене.

Это второе восхождение на Маунт Эдгар. Первое совершено в 2001 году корейцами по снежно-ледовой шпоре на западной стене.

Mt Edgar (6618м), Китай. Фото Bruce Normand

Подробный отчёт с фотографиями на Е9 Сlimbing

Читайте на Mountain.RU

Экспедиция Александра Ручкина и Михаила Михайлова по малоизведанным районам Тибета

18-ый Золотой Ледоруб

18-й Piolet d'Or. Критерии отбора или как попадают в «шестёрку»

«Пиолетное» настроение. 18-й Золотой ледоруб. Все, все, все

Кали Демпстер и Брюс Норманд. Два первопрохода: Маунт Гросвенор и Маунт Эдгар. Видео