Горы мира > Алтай >

Aвтор: Cергей К., Москва

р. Кучерла – вдп. Тегеек (4-й день)
(Записки инструктора)

«…Хлюпает в ботинках жгучая вода,
Мы куда-то прёмся – явно не туда…»

(Из туристкой песни)

Хмурое утро. Блин горелый, опять хмурое! Сбор палаток и рюкзаков идёт все под тем же, уже привычным дождём.
Выходим на тропу и чапаем к Текелюшке. Одно радует - там нас ждёт хоть какой-то навес (лишь бы он был не занят), где можно немного передохнуть от этой мокроты. И вот мы на Текелюшке, где на газу быстро делаем по кружке горячего чая.

Настроение у туристов отвратное. Дождь уже просто осточертел. Все мокрые и замёрзшие, как бездомные собаки. Вода в реках поднялась неимоверно. Если мы через Текелюшку ещё более-менее нормально прошли (по брёвнам), то на следующий день другие группы уже вешали перила (и это через Текелюшку!!!).

Пока приходили в себя под навесом, подбегает сверху по Текелюшке девчушка, руковод группы. У неё «ЧП» – на спуске по каньону (по которому нам подниматься через неделю) в её группе сорвалась иностранка. К счастью удержалась на скалах, но чтобы её вытащить пришлось рюкзак сбросить в реку. А в нём были все документы. Как ей теперь уезжать домой – вообще не понятно. К сожалению, в данный момент ничем помочь им не можем (у самого мокрая в усмерть группа стоит, околевает), но при возвращении обещаю посмотреть в реке рюкзак, и при возможности достать. Тем более, что в рюкзаке кроме документов ещё фляжка спирта, разведённого водкой (!!!) - чего только «буржуи» не придумают.

Пока разбираемся со спасением рюкзака, своя группа преподносит сюрприз, не скажу что неприятный. Одна молодёжная почти семейная пара «туристов», второй день радующая меня нытьём и стонами о своей тяжкой доле, вдруг решает дальше не идти. Дело в том, что наш маршрут был спланирован так, что мы должны были сюда же вернуться через неделю. И именно такой возможностью и решили воспользоваться эти «лайт-туристы». И хотя у них сначала были какие-то сомнения в целесообразности этого поступка, но добрый, но умный инструктор тут же их развеял, рассказав о том, как им будет здорово здесь отдохнуть целую неделю – красивое место, купание, загорание, дров - завались и т.д. (напомню для знакомых с этим районом - речь идёт о стоянке в нижнем течении Текелюшки). Им тут же была выделена вся необходимая снаряга (палатка, топор, котелок) и запас еды.

После этого, здесь же (спрятанная под камнями) была оставлена часть еды на вторую часть маршрута (всё равно сюда возвращаться) и группа в облегчённом и улучшенном составе бодро полезла наверх, в сторону Кучерлинского озера.

В планах стояло дойти до озера, но планы-планами, а жизнь-жизнью!

водопад Тегеек

Непрекращающийся дождь опять внёс свои коррективы. Дойдя до стоянки напротив водопада Тегеек и понимая, что впереди нам ничего хорошего не светит, т.к. дальше тропа становилась труднее и начинался первый курум (большая россыпь крупных камней), принимаю решение встать здесь на ночь, и уже утром решить – пережидать дождь на днёвке, или идти дальше.

Тут же разводится хороший костёр и группа, как может, начинает обустраивать лагерь и самое главное – сушиться.

Дождь на какое-то время стихает. Но, потом опять начинается с прежней силой. Температура падает, и народ начинает откровенно «дубеть». Тем более, что почти никто не взял с собой серьёзных тёплых курток (пуховка инструктора не в счёт). В ход идут даже спальники.

Какое-то спасение от всепроникающего холода и сырости наступает только во время еды, но…краток миг счастья.

Вечером под непрекращающимся дождём наши дежурные, проявив мужество и несгибаемое упорство, всё же смогли приготовить ужин, который мы с благодарностью и уничтожили.

Самое интересное - человек так устроен, что именно такой (мягко говоря) дискомфорт, раскрывает людей очень хорошо. Нытики и пессимисты тут же впадают в гнусную апатию, начиная мотать нервы окружающим, а нормальный народ переключается в режим авантюрно-оптимистичного энтузиазма. И именно в такие минуты коллектив начинает сплачиваться, т.к. группа тут же разбивается на тех, кто медленно «умирает» в своих палатках, и тех, кто только в компании таких же неунывающих авантюристов (пусть и под дырявым тентом) готов весь вечер сидеть, ухахатываясь над разной ерундой, и обсуждать проблемы «мироздания». И именно в такие минуты происходят разные забавные вещи, которые вспоминаются потом очень долго.

Вот маленький пример.

Ночь.
Дождь.
Собачий холод.
Сырость неимоверная.
Костёр погас.
На столе, в качестве свечки, лежит включённый налобник.

Половина туристов пытается согреться в своих палатках, а наиболее активная часть группы, давно уже переварив остатки ужина и сгруппировавшись под тентом, занимается обсуждением первостепенных туристских вопросов: «Строение кристаллов», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Способы передвижения пищух в воде» и т.д.

На столе лежит еда, отложенная на завтрак (это святое, трогать нельзя). Рядом какие-то кулёчки и пакетики. Народ периодически туда с вожделением заныривает, но кроме сухой приправы ничего не находит. И в этот момент наш завхоз Сима откуда-то выуживает странного вида слегка подмоченный пакетик с сухим картофельным пюре, и брезгливо приподняв его двумя пальчиками (как крысу за хвост) задумчиво глядя на него, произносит сакраментальную фразу: «Что-то я не вижу смысла в этом продукте».
При этом нужно учесть, что мою инструкцию - «Завхоз должен быть жадным» - она с первого дня впитала в себя как губка, и билась с нами за каждую макаронину как львица. Поэтому вы можете представить, что мы подумали, услышав приведённые выше слова. Первая мысль у всех была примерно такая - «Капец! У завхоза «крыша» от холода поехала». Но, наше замешательство длилось лишь секунду. А в следующий миг (даже не секунду, а именно миг) содержимое пакета было превращено в чьей-то миске в здоровенный шматок полноценного картофельного продукта. При этом к миске одновременно рванулось энное количество ложек, которые тут же раскалились от работы.

Под тентом повисла зловещая тишина...!

И тут за спинами активно жующих туристов из темноты раздаётся наивный вопрос: «Я тут ничего не пропустила?», произнесённый голосом нашей туристки Юли. Услышав, что тишина под тентом приобрела поистине странный характер и увеличилась до неимоверной скорости, последовал второй, не менее наивный вопрос: «А что это вы тут делаете»? Результат тот же – тёмная масса безмолвных людей, что-то активно терзающая в тишине.

И вот тут её торкнуло!
Поняв, что прения по этому вопросу лучше перенести на другое время, она тут же подключилась к общему действу, обеспечив своему желудку занятость на ближайший час.

После окончания внезапной трапезы, временно насытившийся народ ещё долго вспоминал произошедшее, пугая мокрую ночную тайгу гомерическим хохотом. В общем, вечер перестал быть томным. :)

Третья часть _____ Продолжение следует....

Пропало желание читать дальше!

Уважаемый автор! Вы пишете интересно, даже увлекательно! Фотографии удачно сопровождают текст. Мне читать все это особенно интересно, т.к. места знакомые, был там несколько раз. Всё, казалось бы хорошо, но... Какой-то бардак с размещением частей вашего повествования. После первых двух фрагментов сразу идут части 10, 11, 12 и т.д. А где же предыдущие? Ну, я догадался открыть десятую часть и шаг за шагом спуститься там на предыдущие страницы. Дошел до 5-6, прочитал, а дальше идти - к 7, 8, 9 - невозможно, не работает ссылка. Спуститься можно, а подняться к последующей части - никак невозможно. Ну полный маразм! Что же мне, каждый раз заново открывать 10-ю и спускаться до нужной мне части? Ей-богу, пропадает желание читать такое творение.

жуки-плановики

чудо, как изложено! Я видел такие группы, сбоку, скучно у них не было (если со стороны), однако описание изнутри,- это всегда шедевр, особенно связное, как сейчас, ГУТ. Так держать!