Автор: Дмитриев Михаил

Хибины, лыжный поход с элементами (часть 2)

24 марта, 3-й ходовой день

Радиальный выход на кольцо перевалов Лявочорр

С утра отличная погода – солнце, температура -12, потом еще немного теплеет. Выходим около 9.00, выбираемся обратно на дорогу и идем по ней вниз, на север. За переход доходим до озера Гольцового (фото 15). Опытный Участник, раздухарившись, рождает предложение попробовать от перевала Северный Лявочорр дойти траверсом до перевала Северный Партамчорр или хребта над ним, т.е. превысить план по траверсной части выхода. Судя по карте и визуальному впечатлению, при хорошей погоде это выполнимо. Но для начала нам надо добраться до первого перевала.

Тут старая генштабовская карта (другие топографические карты на Хибины нам неизвестны) и прошлый опыт нескольких участников, побывавших когда-то давно на этом перевале, неожиданно подводят нас. На карте никакой тропы от озера под перевал не обозначено по воспоминаниям, раньше туда пробивались из-под Партамчорра более или менее напрямую через лес, даже не выходя на озеро. Решив, что другого пути нет, мы переходим на восточный берег озера, поросший густым лесом, идем вдоль него на север и в конце концов пытаемся войти в лес по руслу какого-то маленького ручья. В лесу тропежка по колено и густой подлесок, в русле ненамного лучше, затем оно сужается до метра и начинает причудливо извиваться… Командир, тем не менее, героически ломится сквозь всю эту «сельву». Но тут Штурман, сохранивший трезвость ума и к тому же оснащенный прибором GPS с залитой картой, решает поглядеть на экранчик и с удивлением сообщает, что километром севернее в приборе показана дорога от берега озера в восточном направлении! Как раз туда нам и надо. Доверившись современным технологиям, выбираемся из коварного леса, идем вдоль берега и через километр – о счастье – видим ту самую просеку в лесу, всю в следах лыж и снегоходов.

Фото 15. Озеро Гольцовое, хребет с перевалами Лявочорр и Партамчорр Фото 16. Вверх к перевалу Северный Лявочорр

Дорога идет вдоль ручья Северный Лявойок, быстро набирая высоту. Километра через три она сужается, превращаясь в набитую лыжню. Вскоре проходим мимо двух лагерей школьных групп, а затем начинаем встречать многочисленных школьников, возвращающихся из радиалки на Северный Лявочорр. Через полтора перехода лес заканчивается (фото 16), начинает дуть несильный ветер.

Фото 17. Развилка под перевалами Лявочорр Фото 18. Вид с запада на седловину пер. Северный Лявочорр

Через полперехода, пройдя мимо поворота направо, в цирк под перевалом Центральный Лявочорр (фото 17) подходим под перевальный взлет Северного Лявочорра (фото 18). За переход поднимаемся (фото 19) на лыжах на перевал, представляющий собой широкую седловину. На ту сторону открывается неплохой вид (фото 20). Отсюда до северного края Хибин совсем недалеко. Мобильные телефоны работают хорошо, чем все и пользуются.

Фото 19. Подъем на пер. Северный Лявочорр Фото 20. Вид на северо-восток с пер. Северный Лявочорр

На перевале группа делится на три подгруппы. Командир и Опытный Участник собираются, в соответствии с планом, пройти траверсом через гору Лявойок, перевал Центральный Лявочорр, гору Лявочорр и оттуда по отрогу хребта спуститься обратно в ручей Северный Лявойок. Штурман и Реммастер собираются сходить только на первую гору и вернуться обратно по пути подъема. Остальные просто идут вниз.

Фото 21. Подъем на г. Лявойок Фото 22. Подъем на г. Лявойок

Начинаем подъем на Лявойок (фото 21). Идем пешком, все в кошках, кроме Опытного Участника. Технических трудностей нет, но на склоне много не до конца засыпанных снегом камней, поэтому местами идти неудобно Вначале крутизна градусов 30 через пару сотен метров набора высоты склон выполаживается (фото 22). Общий перепад высоты между перевалом и г. Лявойок больше трехсот метров. Через час с лишним добираемся до вершины, представляющей собой, скорее, плато. У треноги, обозначающей вершину, встречаем группу из Питера (фото 23). Ребята делятся чаем из термоса, чем сильно подкрепляют наши измотанные и иссушенные организмы. Не стоило делать третий день таким напряженным. Часть западного склона горы представляет собой красивый обрыв (см. фото 24, сделанное позже с перевала Центральный Лявочорр), восточный очень пологий. Гребень с перевалом Центральный Лявочорр выглядит отсюда местами довольно изрезанным (фото 25).

Фото 23. Группа питерцев на г. Лявойок Фото 24. Западный склон г. Лявойок, вид с пер. Центральный Лявочорр

Командир и Опытный Участник прощаются с остальными и идут по гребню на Центральный Лявочорр. Вблизи оказывается, что, несмотря на изрезанность, гребень легко проходим пешком на всем протяжении. Быстро спускаемся на перевал. Его восточный склон пологий, западный имеет крутизну порядка 45 градусов (фото 26, 27). Основными проблемами с подъемом на него представляется лавинная опасность и небольшой скальный пояс наверху.

Фото 25. Вид с г. Лявойок на пер. Фото 26. Пер. Центральный Лявочорр
Фото 31. Озеро Гольцовое вечером Фото 28. На г. Лявочорр

Далее больше часа поднимаемся на г. Лявочорр. Подъем чисто силовой, но сил у нас уже не очень много... Вершина представляет собой еще более обширное плато, у которого и краев-то не видно (фото 28). Хребет продолжается на юг широким и плоским гребнем. Думаем, не попробовать ли пройти по нему в направлении перевалов Партамчорр, с тем, чтобы спуститься в долину ручья Лявойок (см. карту, на которой есть ручей Северный Лявойок и «просто» Лявойок. Последний течет из-под перевалов Партамчорр). На этом можно было бы сильно сэкономить расстояние, но в итоге решаем не рисковать, двигаясь под вечер по незнакомым местам и, возможно, без лыжни. Спускаемся вниз, как и планировали, по северо-восточному отрогу хребта. Вначале, из-за торчащих из-под снега камней, идем пешком. Фотографируем перевал Центральный Лявочорр и цирк под ним (фото 29). Там видна чья-то палатка – видимо, группа собирается завтра лезть на этот перевал. Дойдя до места, где склон справа делается достаточно пологим и без камней, надеваем лыжи, оставляем гребень (фото 30) и с ветерком скатываемся по склонам в северном направлении, обратно в долину ручья Северный Лявойок.

Фото 29. г. Лявойок, пер. Центральный Лявочорр и цирк под ним Фото 30. Закат над отрогом под Лявочоррами

Далее спуск по лыжне, по пути подъема. Из-за накопившейся усталости он кажется очень длинным. На озеро (фото 31) выходим в сумерках. Очень хочется пить, но вся жидкость выпита еще на первой горе. Оставшееся расстояние идем каждый в своем темпе. В лагерь приходим в темноте. Остальная группа уже там и сейчас готовит ужин. Сильно вымотавшийся Командир, томясь ужасной жаждой, выпивает, не подумавши, подряд несколько кружек тепловатого чая. В результате начинает тошнить, и вскоре весь чай попадает в ближайший сугроб. К счастью, на этом проблемы заканчиваются, и еда отторжения не вызывает.

Фото 27. Пер. Центральный Лявочорр

За ужином уставшая, но довольная группа традиционно несколько раз разливает. Участники на "индивидуально-групповой" раскладке радуются первым организационным успехам - смогли достать и съесть все, что хотели. Всем делается очень весело, поем песни под уютное потрескивание печки, несколько раз выходим посмотреть на звезды и т.д. Ацкий отжыг. На улице, кстати, минус 25. Наконец, объявляется отбой, но процесс сильно растягивается, поскольку Реммастер и Старый Инструктор впали в слегка измененное состояние сознания, никак не желают ложиться, не гасят свет и ведут какой-то бесконечный разговор. Смысл его неясен – слышны лишь однообразно чередующиеся звуки голосов. Пару раз общественность пытается повлиять на разошедшихся участников, но безрезультатно. Наконец, Командир торжественно обещает, что напишет об этом эпизоде в отчете и вывесит его в сеть. Это действует – разговор быстро затихает, свет гаснет. За день пройдено порядка 25 км, суммарный набор высоты у наиболее отличившихся участников больше километра – неплохая вышла радиалка.

Читать начало ____ Продолжение следует...