Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Ксения Свердлова
Фото: Максим Солдаткин, Ксения Свердлова

Безенги-Приэльбрусье. Июнь 2005

Часть 1

Так получилось, что среди тех немногих районов Кавказа, где мне не пришлось бывать, был и район Безенги. Я попала туда только в прошлом году, в начале сентября. Всего на неделю, но ее хватило, чтобы этот район прочно занял место в моем сердце. С другой стороны, недели хватило (или не хватило) также и на то, чтобы твердо решить, что сюда надо обязательно вернуться следующим летом.

Собственно, я-то хотела приехать в Безенги в альпинистский сезон, чтобы на вершины сходить. Но так уж получилось, что из моих друзей уже никто ни на какие горы не ходит, а ходят, в лучшем случае, в походы с детьми. Ехать в альплагерь с незнакомыми людьми, записываться в чужое отделение… В общем, мне этого не хотелось. И я стала от праздного интересу посматривать в интернете, а что бы такое-эдакое можно там найти, в смысле – в горы. Была даже мысль – записаться в команду приключений Альпиндустрии на Мак-Кинли, но испугали холода…

Вот так случайно мне и попались на глаза программы backcountry на сайте RASCа. В программе, правда, позиционировался район Приэльбрусья, но когда мы списались с Кириллом Анисимовым, выяснилось, что в этом году планируется выезд в Безенги. Для меня вопрос был решен.

Встал вопрос снаряжения. На чем идти? Ски-тура у меня нет (если не считать Бескидов, оставшихся со времен покорения Саян и Кодара), покупать вроде пока не собираюсь… Из горных лыж имеются видавшие виды Salomon Xscream и слаломные Salomon Equipe 10 3V, уж явно для этого случая не подходившие. Так что делать нечего, берем Xscreamы. Адаптеры мне одолжили, камуса обещал взять Кирилл.

Из Москвы собирались ехать еще два молодых человека: Александр и Максим мы списались, чтобы купить билеты на один рейс, и на этом наше предпоходное общение закочилось. Меня немного смущало, что люди незнакомые. «Ну да ладно, Кирилла же я знаю»,- успокоила я себя.

В Минводах нас встретили Кирилл и Игорь (Комаров), мы погрузились в «Газель» и потряслись в сторону Безенгов. Ехали не быстро, с остановками, «Газель» попалась современная, инжекторная, у нее периодически перегревался бензонасос (или что-то там еще), приходилось ждать пока остынет. С горячим ехать никак не хотела.

вид на лагерь
К ужину все-таки добрались до лагеря. Накрапывает дождь. Нормально. Ну вот, наконец-то я снова здесь.

Вечером распределяем продукты на заброску в хижину в Теплом Углу. Завтра пойдем туда акклиматизироваться. (Потом оказалось, что продуктов забросили туда столько, что все пришлось нести обратно).

Утро встречает нас солнышком и голубым небом. Правда, тучки не ушли, они только расступились, но это же Безенги! Кирилл бежит впереди – ему что, он в Терсколе живет. Мы плетемся за Игорем. Игорь ходит медленно, но без остановок. Интересно, а завтра как я пойду, с рюкзаком, без остановок-то?

хижина в Теплом Углу
Периодически накрапывает дождик, но идти не мешает. Когда подходим к хижине, уже наполз холодный туман.

В хижине два человека, собираются завтра на Гидан. Папа с сыном. Папе 73 года. Вот бы и нам так, в 73 года - то…

Стены хижины изнутри оклеены плакатами советских кинофильмов, почти все из них – незнакомые. Вот интересно, вроде бы я как раз в это время и росла. Ну что ж, надо идти вниз. Завтра мы вернемся сюда уже с ночевкой. Быстро обедаем и спускаемся. На спуске, уже почти у входа в лагерь, нас, наконец, настигает проливной дождь. Почему-то нет горячей воды, но мы уже влезли в душевую и даже разделись, так что выхода нет, придется под холодной. Все равно хорошо.

Вечером собираем на завтра рюкзаки. Привязываю лыжи, примеряю. Мама дорогая! Видимо я сильно изменилась в лице, потому что Комаров тут же предлагает мне взять вместо моих его запасные скитуровские лыжи. Отставку Xscreamам и адаптерам! Берем Radarc, выигрываем, по-моему, килограмма 4-5. Господи, и ходила же я раньше с тяжелыми рюкзаками, и ничего…

Всю ночь льет как из ведра, в том числе на Сашкину кровать.

Макс под рюкзаком
После завтрака выходим. Только собрались – обнаружилось, что одна из моих палок-телескопов приказала долго жить. Комаров злится, говорит, что с такими доисторическими палками только в музей. Кирилл пробует ее починить, но увы – это навсегда. Ситуацию спасает начспас (на то он и начспас) Виктор Михалыч, выдав мне палку из личных запасов.

у водопада
Наконец выходим. Погода ничего себе, дождик перестал, не жарко. Эх, правильно я сделала, что взяла вместо треккинговых ботинок пластик. С тутошними погодами – самое оно. С непривычки ноют плечи.

Кошмар, так без остановок и идем. Если не считать одной коротенькой у водопада – одеться/раздеться. На подъеме от речки в Теплый Угол сдаюсь – очень хочется пить. Все очень рады, т.к. пить хочется всем. Идем дальше. Начинаю потихоньку отставать. Противная сыпуха! По-моему, вчера хижина стояла гораздо ближе…

Кирилл
Ребята уже осваивают территорию, разложили куртки, сушат, пока солнышко есть. Сидим на камнях, балдеем. Разговор ни о чем, горы кругом, дышат: туман то подступит, то отойдет. Беру коврик, устраиваюсь на ровном месте. Не хочется думать ни о чем, просто хорошо и все. Все хорошее длится недолго, туман подступает окончательно и бесповоротно, из него сеется то ли дождь, то ли снег.

Саша
Ребята решают сходить на разведку на близлежащий гребень под Архимедом, посмотреть сверху путь нашего завтрашнего подъема. Мы с Игорем остаемся дома.

Хорошие новости – наверху всюду снег, можно идти на лыжах прямо от хижины. Ночью поливает, под утро дождь сменился снегом, все засыпало.

«Вот такое хреновое лето», - говорит Комаров в камеру. Нормальное лето! Идем по свежему снегу! Погода – как на заказ. Солнце, ни единого облачка. Без рюкзака-то – совсем другое дело!

утро в Теплом Углу

Арбуз

Часа через три выходим на перевал Укю. Справа вершина Укю, слева Урал. Впереди за перевалом долина Думалы.

Подъем на перевал Укю

вид в долину Думалы

спуск с перевала
Снимаем камуса, надо спускаться. Склоны широкие, раскатистые, снег отличный. Ух, как здорово! Каждый рисует свой след. Настроение на 5 баллов.

Игорь Комаров
Внизу снег становится более «кашным», но все-таки удается доехать прямо до хижины. Жалко, что так быстро. Идешь, идешь вверх часов несколько, а спускаешься от силы минут 30. И это со всеми остановками, съемками, разговорчиками.

мы у хижины
Вниз от хижины по тропе идем почти бегом. Насколько это возможно с торчащими лыжами, которые смещают центр тяжести рюкзака совсем не туда, куда надо. Однако от дождя мы убежать не успели, он опять настигает нас в том же месте на подходе к лагерю. И опять проливной. Ну так мы ж в Безенги!

Ура, есть горячая вода! Очень хочется есть, а ужин никак не наступает. Стараемся о нем не думать и ведем у нас в комнате всякие интеллектуальные разговоры, навеянные кучей интеллектуальных книжек (!), которые привез с собой Макс. Однако Сашка каждые полчаса спохватывается и смотрит на часы. Но нет – до восьми еще далеко! Завтра мы никуда не идем, отдыхаем. Послезавтра - в Джанги-Кош. С нами пойдет Михалыч. Ночью опять поливает.

Утро дня отдыха начинается с чашки настоящего кофе (я не поленилась привезти даже «жезве») с яблоком, припасенным Максом со вчерашнего ужина (мы его все-таки дождались). Читаем книжки. Сначала мы с Сашкой смеялись над Максом, когда он вынул из рюкзака увесистую пачку книг. А потом как-то незаметно для себя всю эту пачку и разобрали. Я читаю учебник по геологии.

Уллуауз
Днем дождик ослаб, почти даже кончился, так что можно поснимать окрестности. Весь склон над лагерем (в березовой роще) зарос рододендронами. А в сентябре там было все усеяно брусникой.

Макс ушел на фотосессию куда-то надолго. Тем временем дождь кончился совсем, вышло солнышко, все тут же стали вытаскивать вещи на просушку. Ни одного свободного места на перилах корпуса, и на травке разноцветные пятна спальников, курток и ботинок. Спустилась группа прибалтов. (Мы долго спорили между собой – на каком языке они говорят. Понятно, что из Прибалтики, но откуда? В конце концов я просто подошла и спросила. Оказалось – из Латвии). Они пытались сходить на пик Брно, но их развернула непогода. Ну надо же – а нам так повезло! Вообще в лагере народу немного. Кроме нас и прибалтов еще группа каких-то, как мы решили, у-шуистов. Потом оказалось – йогов. Разномастная такая группа, и молодежь, и пожилые, и спортивные, и вроде не очень. Они занимались своей гимнастикой с палками и иногда ходили в треккинг в сопровождении Адельби.

Альпинистский сезон начинается позже, в июле.

Ночью опять дождь. Сашка переехал на другую кровать.

Утром собирались выйти до завтрака, но Михалыч сказал, что пока идти опасно, т.к. всю ночь поливало, и с большой вероятностью пойдут камни. Надо подождать пока чуть просохнет. На завтрак мы не записаны, поэтому пьем чай у Михалыча на втором этаже. У меня сдохла вторая палка – не сдвигается, решила ее на всякий случай не трогать, а то сломается совсем. Пойду как есть, как с обычной.

Дождик перестал, но пасмурно, вот-вот пойдет снова. Ну и хорошо, идти не жарко. Стараемся побыстрее проскочить по карману ледника под камнеопасными склонами.

подъем в Джанги-кош
Начинается дождь, переходящий в снег. Снег под ногами начинает проваливаться. Пора надевать лыжи. Михалыч надевает снегоступы. На лыжах идется гораздо бодрее. Поворот ледника. Решаем идти левее ледопада, там где обычно проходит тропа. Сейчас все под снегом. Некоторое время идем на лыжах, потом приходится их снять – слишком круто.

Наверху метет. Порыв ветра снимает с Комарова плащ, завязанный на шее, и накидку с рюкзака. Плащ Сашка поймал, а вот накидка пошла в счет жертвоприношений.

Стены не видно, низкие облака. Все белое. Это напоминает мне Кодар зимой. Лыжи пришлось снять еще раз на подходе к хижине на крутом взлете. Вот и хижина. Это здорово, что она есть, спать в палатке на снегу в такую погоду…

Дыхтау
Пьем чай, беседуем. Спрашиваю Михалыча: «Куда тут на шхельду ходят?» -«Да вон там, говорит, на краю обрыва.» Топчу тропу. М-да, крутоватенько будет, не дай Бог соскользнешь. Зато с видом на Шхару.

Ночью горностаи гоняют мышей. Мыши носятся под крышей с жутким топотом. У них там что, копыта?

Шхара
Утром Михалыч встал первым, тихонечко, чтобы нас не разбудить. Но я все равно уже не сплю. Вылезаю из спальника, выхожу на улицу… Погоду заказывали? Все открылось, Стена в натуральную величину. Это что, Кавказ? Масштабы какие-то памирские.

Народ постепенно подтягивается из хижины. Михалыч показывает маршруты на Шхару, пик Руставели, Джанги, Гестолу. Не спеша, с расстановкой завтракаем и выходим наверх, в цирк Селлы.

в цирке Селлы
Подъем от хижины крутоват, на снегу утренняя корка, поэтому идем в кошках. У Кирилла кошек нет, и камуса хреновые ему приходится идти прямо в лоб, чтобы лыжи не проскальзывали.

Постепенно снег отпускает, кошки уже не нужны. Прямо перед нами южные склоны (стены) Дых-Тау и Мижирги.

Селла
Справа остаются пик Варшавы и пик Селлы. Хорошо просматривается ледовая 3Б на Селлу, лед на солнце аж блестит.

Игорь Комаров
Ветра нет, жарко. Идем до высоты 4050. Это небольшой каменный гребень. Оттуда начинаем спуск. Несмотря на огромное удовольствие от спуска, ужасно жалко теряемой высоты. Не хочу уходить!

Цирк Селлы – на спуске
Ребята фотографируют. У меня фотоаппарат хороший, но большой. Чтобы его достать, надо остановиться и снять рюкзак.

Пока я ковыряюсь, все уже спустились, приходится фотографировать пустой склон, расписанный нашими следами. Снег с утра был белый, а теперь стал в пятнах цвета крем-брюле. Как по мороженому едешь. Макс снимает на камеру, поэтому временами едем по очереди, чтобы он успел снять каждого. Михалыч ждет нас в хижине с горячим компотом. Здорово!

Последний спуск к хижине – просто супер катуха. Сашке с Максом так понравилось, что они решают повторить. Тем более, что снизу подъемчик смотрится вообще пустяковым. Сашка ленится надевать камуса и идет пешком, лыжи на плече. Макс не спеша надевает камуса и в два счета обгоняет Сашку. Вот он уже спустился, а бедный Саня все идет. Тяжело ему. А мы сидим на солнышке, наблюдаем. И балдеем…

Наконец Саня начал спускаться. Разогнался со страшной силой и летит прямо в хижину! У Михалыча глаза на лоб полезли. В последний момент затормозил и рухнул в яму. (Там образовалась такая яма – с одной стороны наддув, с другой – стена хижины).

На обед Михалыч достает из каких-то местных запасов экзотические пакетики с супчиками. Нам с Игорем удается отхватить томатный, а остальным достается что-то менее вразумительное. Оно потом оказалось очень перченым и соленым. А томатный – вполне даже ничего.

на спуске - Кирилл
Как ни печально, но надо идти вниз. С рюкзаком спускаться менее приятно, но все-таки он уже легче – все несъеденные продукты оставили в хижине. Да и горнолыжные ботинки – основная тяжесть – на ногах. Хорошо, на спуске лыжи снимать не надо.

Круто вниз – это не вверх.

на спуске - Ксения
Участок рядом с ледопадом всем очень понравился. Дальше ледник становится совсем пологим, почти ровным, но в небольших плотных застругах, как рябь на воде. Это, я вам скажу, посложнее, чем с крутых гор спускаться! Зато быстро. Через несколько минут уже у большого камня. Все. Лыжи надо снимать, дальше пешком.

В лагерь приходим уставшие и довольные. Приказ Пана Директора (Комарова) – через 20 минут все к Михалычу пить чай. Ну уж нет! Только через душ.

Бегом в душ, бегом к Михалычу. Ура, еще не начали. (Или меня ждут?). Тосты по кругу. Приходит Адельби. Пьем чай. Я не хочу отсюда уезжать! Ну его, этот Эльбрус, может остаться? Михалыч моих намеков не принимает, значит правда, надо уезжать…

Ребята готовятся к Москве, а мне пора думать о следующем этапе. Завтра перебираюсь в Азау.

Далее: Часть 2 >>

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!