Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Вне трасс
Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Автор: Константин Шишкин, Иркутск

Начнем с определения

Иркутчане – это особый вид особей, которые, несмотря на свой относительно небольшой ареал обитания, периодически встречаются в разных уголках земного шара, в том числе и за пределами Российской Федерации. Как правило, их внезапному появлению предшествует нашествие с воздуха стай так обожаемых ими крупных белых мух, называемых в простонародии снегом. Сбиваясь в плотные группы, от двух и более (неограниченно) особей (лыжной или бордической масти), они устремляются в направлении, неизбежно противоположном общей трассе, чем вызывают острое недоумение у особей местных популяций, и устремляются по бескрайним снежным полям в поисках неизбежно настигающей их з…ницы, из которой им всегда приходится с треском выбираться. И ее, родную, они находят везде, даже там, где ее по умолчанию не должно быть. Говоря проще – это МЫ, разношерстная команда любителей активно и нетривиально отдохнуть, отправившаяся на поиски нетронутой снежной целины в "самое снежное" место на планете – Узбекистан.

Но стоп, все по порядку…

Дорога


Юля (Хьюлетт)
Говорим Чимган – подразумеваем Бельдерсай. Говорим Бельдерсай – подразумеваем Чимган. Место, которое магически притягивает к себе своей нелогичностью. Право же, ташкентцы годами могут нормального снега не видеть, а всего в нескольких десятках километров – его просто залежи. Узбекистан в моем понятии вообще долгое время не ассоциировался со сноубордингом, горными лыжами, снегоступингом и прочими видами культивации снега. И дабы уверенно изменить свое мировоззрение, подкрепленные опытом прошлых иркутских экспедиций, 2 февраля 2009 года из Иркутска, спасаясь от холодов и кризиса, стартовал наш звездный десант в составе 15 человек. Людей начали терять уже на перроне. Серега Матвеев, получив накануне в Байкальске несовместимые со сноубордингом повреждения плеча, сообщил о своем намерении оставить группу. Последняя оказалась в недоумении. Поездка напрочь теряет интерес. Как же так? Кто же теперь, если не Серега, умудрится потерять все документы и деньги в каком-нибудь сугробе во время катания, пропасть без вести в незнакомом городе, опоздать на самолет и догонять потом его на поезде и т.п. Однако, как показала дальнейшая практика, незаменимых людей не существует, особенно среди иркутчан. (см.определение выше).


Отжиг начинался в поезде
Итак, водитель электровоза плавно нажал на газ, и всего через каких-то 18 часов мы оказались в славном сибирском городе Красноярске, откуда нам предстоял долгий и полный неожиданностей перелет в страну аистов и хлопка. "Сибирский" город нас по-сибирски же и встретил. -30 в тени. На солнце – не легче. Большой удачей оказалась любезно предоставленная ныне укоренившимся красноярцем иркутского происхождения конспиративная квартира, которая не без труда вместила на своих квадратных метрах многочисленное барахло, столь необходимое для покорения незнакомых территорий. Поскольку долгожданный вылет планировался в ночное время суток, было решено пойти попастись, чтобы зарядиться энергией на долгий перелет. Удобство расположения явочной квартиры было налицо. В 15-ти минутах ходьбы – автовокзал с автобусом в аэропорт в назначенное время. А совсем рядом – торговый мега-центр с множеством общепитовских фастфудов HiEnd-класса. Сразу внимание зорких глаз пало на кафешку по типу шведского стола. "Бери столько, сколько хочешь и чего хочешь в одну тарелку за 130 рублей, вторая тарелка – 120 рублей, третья и последующие – 110…" Система была хакнута на корню. Естественно, подавляющему большинству достались "третьи" тарелки. Думаю, после этого иркутчан здесь запомнили. Далее все разбрелись кто куда по полезным делам, поклявшись друг другу встретиться с вещами в аэропорту, к тому же билеты на автобус в порт были уже куплены. Самое полезное дело досталось Юлишне (в компании меня), которая решила кардинально изменить маршрут и направить свои исторические корни в Тель-Авив (не путать с Телави из фильма "Мимино"). Крестовый поход за сдачей старого и покупкой нового билетов едва не закончился для нас опозданием на последний автобус в Емельяново (аэропорт так называется).

Хотя это не помешало во время гонки за уходящим временем попутно затариться флэшками по специальной волшебной цене. Ибо информация в наше время – это больше чем время, извиняюсь за тавтологию. Правда, торопиться-то особо в аэропорт не хотелось. Еще будучи в офисе авиакомпании, мы услышали душещипательную историю о том, как в самолете, летевшем, из Индии в Ташкент, решила рожать женщина, в результате чего его посадили в Дели, а в самолете том были красноярские пассажиры, и наш самолет не мог вылететь из Ташкента, потому что ждал этих красноярцев, и т.д…


Упаковка шмоток

Лежбище котиков. Андижанский терминал

Итог – нам прямо сообщили, что самолет опоздает. Типичный пример доказательного предсказания судьбы. Так вот, подобно бабочке, вызывающий ураган на другом континенте взмахом крыла, чья-то новая жизнь надежно обеспечила нам бессонницу на ближайшую ночь в не самом удобном аэропорту с телевизорами, всегда показывающими один и тот же трехминутный ролик, багажными весами с погрешностью плюс-минус 20% (чаще плюс), с пивом за 100 руб./бутылка и полным отсутствием Duty Free. В итоге, в восемь утра шаткой походкой мы ступили на ташкентскую землю, после почти двух дней пути не особо ощущая ее под ногами.

Чимган


Ташкент. Дорога в горы
Иркутчан в Чимгане знают… Иркутчан в Чимгане любят… Да и за что же их (нас) не любить?.. Дорога сюда в свое время была пробита еще чемберленами года три назад и заново вытроплена в прошлом году. Так что мы продвигались по еще не остывшим следам прямо к уже известному нам домику – в недавнем прошлом, эпицентру чемберленовского расколбаса. Нас сразу же поспешили расстроить, что снега в этом году меньше, чем бывало раньше. Звучало неубедительно, ибо за окном автобуса с неба крупными хлопьями падали сугробы. Снег, видать, за нами из Сибири увязался, да мы и не против. Вообще, путешествие в Чимган в снегопад – серьезное для местных жителей приключение. Колеса безбожно буксуют на льду и в снегах, в ход идут колесные цепи и пассажиры в качестве толкающей силы. Нередко безуспешно. Само собой, зимняя резина не в ходу, а летняя часто не имеет протектора в принципе, что не улучшает сцепления. Причем если на российских дорогах за это можно получить по башке и бюджету, то здесь очень показательно выглядел ДПСовский Daewoo Matiz с абсолютно лысым колесом. А спрос, как говорится, рождает предложение – периодически перед подъемами вдоль дороги встречаются местные жители, обмотанные цепями, мирно курящие на обочине. Нет, это не любители тяжелой музыки. Прокат колесных цепей на подъем – местный бизнес. Для желающих более комфортных условий ледового восхождения – пожалуйста, на тех же обочинах припаркованы старые добрые "нивы", которые рады в любую минуту, правда, за совсем другие деньги, затащить вашу "ласточку" на буксире. От лица всех участников снимаю шляпу перед нашим водителем, который с лысыми задними колесами, исключительно на заднем же приводе, умудрился ни разу не забуксовать и, что самое главное, не остановиться. После пройденного пути толкать свой транспорт в гору не хотелось. Хотя, дабы не расслабляться, около дома пришлось-таки организовывать спасоперацию по извлечению автобуса из сугроба и вознесению и востолканию его к нашей калитке.


пос. Чимган
Приехали!!! Копыта вышибают искру из асфальта. Кататься! Кататься! Кататься! Но сначала – душ, размещение, дележка денег, сбор паспортов на регистрацию, обед и т.п. В общем, в плане катания на сегодня перспективы безрадостны – день уходит, темнеет рано. Дележка денег – особая статья. Местная валюта была выменяна для карманных расходов еще по дороге, и сейчас все было похоже на сходку злоумышленников после ограбления банка. Рюкзак денег (не шучу!) вывален на стол и разделен между пайщиками. Количество купюр впечатляло. Вот почему маленькие бумажники в Узбекистане – непопулярный товар, а с банкоматами – вообще никакой перспективы. Самая большая купюра (1000 сум) примерно равна 22 рублям.


Спасоперация – извлечение
автобуса из сугроба
Обед впечатлил не меньше. Шурпу смяли на корню. Вообще, кулинарные изыски Галы и Виталика (наших хозяев) – это тема отдельного рассказа. Плов, манты (они же штучки), чучвара, лагман, домляма – невероятно красиво (и фотогенично), много, разнообразно и самое главное – невыносимо вкусно. Особенно оригинально среди всего арсенала для чревоугодия за завтраком смотрелись упаковочки диетического йогурта. И восклицания "О Боже! Опять еда!!!" в этом доме знакомы. Но для нас все это еще было впереди.


Дележка денег
Итак, изрядно подкрепившись и взбодрившись с помощью бокала домашнего вина, мы, несмотря на позднее время, таки выдвинулись на гору, естественно, на ближайшую – Чимган. Транспортировать нас 2 км до подъемников предложил сам Виталий, все равно по пути. Нет ничего проще, чем упаковать 6 пассажиров с лыжами и бордами в Daewoo Nexia. Четверо – в салон. Двое – по бокам на капот, чтоб колеса буксовали меньше, да и чтоб подтолкнуть было кому в горку. Итог – небольшая вмятина на капоте, выправленная впоследствии руками. Опоздали. "Большие" подъемники уже стояли. Пришлось ставить "галочку" в зачетке о первом катательном дне на истинно-бугельном (тросовом) подъемнике на учебном склоне. Имея в качестве крючка (или спусковины-восьмерки, как у местных) только цепкие пальцы в рукавичке, едва осилили только пару подъемов, чего было вполне достаточно. Далее, где пешком, а где скользя на бордах/лыжах по заснеженной дороге, довольные вернулись в свой новый дом. Далее вечерняя программа, ставшая стандартной. Горячая сауна с бассейном (все включено), сытный ужин без единого шанса остаться голодным и расколбас в его самых различных проявлениях.

Бельдерсай


Еда

На изготовке. Первый день

Утро. Трепет чувствуется в массах. Все произойдет сегодня, то, чего так ждали, за что боролись и к чему стремились. Сегодня станет ясно, есть ли на самом деле то чудо, о котором мечтали и читали в рассказах немногочисленных очевидцев – Бельдерсай с его нетронутыми снежными полями. Именно с него решено было начать знакомство с узбекским фрирайдом. Карета была подана к пол-десятого – УАЗ-санитарка с, как впоследствии выяснилось, узбекским десятиюродным братом Михаэля Шумахера. 15 человек со всем необходимым снаряжением разместились почти без труда, правда, и без особого комфорта. Бельдерсай находится километрах в восьми от Чимгана, в стороне от основной трассы и достаточно обособлен. И если в Чимгане народ гуляет, катается на лошадях и квадроциклах по дороге и на санках/снегоходах по трассе, то в Бельдере шансов нет – надо катать. Само собой, сей факт никого не смущал. Тут же, у станции, сразу зазнакомились с местными легендами, о которых не раз приходилось читать в различных отчетах в недрах Интернета – Гали, местного спасателя и Натальей – можно сказать, хозяйкой бельдерсайской трассы.

Основной подъемник – креселка, практически до верха. Идет медленно, прямо над трассой, позволяя детально рассмотреть все прилежащие склоны и выбрать маршрут повнетрассовей. Правда, не в нашем случае – висело облако, и видимость оставляла желать лучшего. Еще по приезду нам поведали интересный факт, что ветра тут достаточно редки, что делает подъем в кресле достаточно комфортным, несмотря на свою протяженность, не то, что в каком-нибудь Чегете.


Снежная сказка

Такси-Буран

В метрах ста от окончания креселки – бугель (швабра) на самую вершину. Можно дойти до бугеля ногами, можно на таксо – "буран" без капота, рычит, как мотоблок, заводится через раз, билет – 1000 сум. Не так дорого за прикосновение к чуду. Само собой, дошли своим пешком. И увидели... В лучах пробивающегося через висящее прямо на склоне облако – трасса, а точнее полное ее отсутствие, чистый белый листок в руках поэта, переливающийся миллиардами снежинок, без единого следа. Бугель увозил на вершину первых лыжников. Через некоторое время сверху послышались первые, но не последние на сегодня улюлюкающие крики. Из тумана, в облаке снега возвращались "первые ласточки". Кто-то подъехал к подъемнику, в эйфории накрыв всех лавиной поднятого в воздух снега. Хотелось ТУДА! Сразу! Прямо сейчас! Но сразу, как всегда не получилось. Мало кому удалось с непривычки доехать на бугеле до самой вершины на борде. Нет, все мы, естественно, люди бывалые, только то не БойкальзГ с укатанными в бетон подъемами. Это целина. И стоит только чуть сбиться с узкого постлыжного следа, как ты погружаешься в сугроб, который технично отрывает тебя от подъемника. Потом уже была модернизирована тактика подъема: стоит только встегнуть на подъеме заднюю ногу, как жизнь становится приятнее и надежнее.


Подъем к бугелю
А пока я сидел на снегу, одолев около 3/4 подъема, пытаясь встегнуться. Немного выше меня по уши в снегу барахтался Макс. Остальные проезжали мимо, влекомые бугелем, вызывая легкую досаду – но ненадолго… Окружающая картина впечатляла.


На бугеле. Целина
Бугель вывозил участников выше облака, прямо к солнцу и чистому небу. Россыпью серебра сверкали чистые поля нетронутой целины, которая была везде, и которую не надо было искать. И вот они, первые дуги. Трудно передать ощущения этого эйфорического полета в небытие, когда дуга за дугой набираешь скорость, и твоя тень, которая пытается убежать из под тебя, всякий раз накрывается тенью от фонтана снега, выбрасываемого тобой в воздух. Из солнечного зеркала врываешься прямо в облако, где частично теряется изображение, но чувство полета не покидает до самого низа, особенно обостряясь во время внезапного прыжка с какого-нибудь метрового (или более) дропа. Фрирайд, господа!!!!

Из тумана

Так все было...
Облако в течение дня то поднималось, то уходило на нижнюю, "большую" трассу, обеспечивая самое разнообразное катание в течение дня. Снег был волшебным, чудо торжествовало. То и дело приходилось замечать зависть екатеринбуржцев, чей отдых уже заканчивался, а снег только насыпал. А вот, нефик! С собой надо было снег привозить!.. (шутка, конечно…)

И таким все стало...

На вершине

Ближайшие дни нашего времяпровождения (естественно, на Бельдерсае), как может показаться на первый взгляд, не отличались оригинальностью. Но это только для того, кто не в теме. Само собой, на второй день поля вокруг бугеля были раскатаны в лапшу. Но стоит пройти по гребню в сторону за метеостанцию, как открываются не менее белоснежные поля, стелящиеся вниз опять таки – к подъемнику. Ареал катания расширялся с каждым спуском.

Из диалогов на склоне:

— (кто-то не из Иркутска) Слушайте, чо вы туда все время ходите?! Там что, трассы лучше???!!!

— ?!?!?!


За флажки не заступать!... (Костя)

Метеостанция

Обезумевшие от счастья и солнечной погоды участники предавались фото- и видеосессиям, групповым спускам и прочим райдерским утехам, но хотелось большего, совсем настоящего фрирайда, хотя не понятно, куда уж больше. Вот тут самое время вспомнить про еще одну легенду Бельдера. Саша Черных, о котором, как и положено в случае с легендой, читали еще будучи в России, – метеостанщик и главный спец по местным лавинам.

С его одобрения ("…можете ехать по гребням, или по кулуарам – там сейчас хоть на танке катай – ничего не пойдет…") группа двинула в своем любимом направлении – вон от трассы. Самое забавное, что в тот день к нам присоединилась Юлишна, стойко решившая еще до поездки не прикасаться к сноуборду по медицинским показаниям и посвятить себя познанию культурных ценностей Шелкового Пути. Черта с два! Ага, не выдержала душа поэтессы! Не так-то просто подавить в себе иркутчанку.


Натахи

Автопортрет

Поехали! И вот тут-то понимаешь, каким удачным бонусом является наличие камеры или фотоаппарата. Все хотят видеть себя на фотках в стиле обложки каталога Триал-спорта. Поэтому ни у кого не возникает возражений, когда уезжаешь вперед группы, схватывая самые сливки девственной целины. Правда, при этом тяжело искать точку для съемки – мозги совсем не тем забиваются. Но приходится сдерживать и зарубать на корню все райдерские порывы и смиренно садится в снег, замирая в засаде с фотоаппаратом. А дальше – как в кино.


Перед спуском

Прыг-скок (ПЖ)

Десяток жаждущих скорости человек подобно звездному десанту одновременно начинают движение, как по команде, метр за метром взрывая снег, тут же подхватываемый лучами солнца и рассыпаемый вновь на бесконечной сияющей простыне. Не могу снимать… В оцепенении… Тахикардия... Дыхание замирает... Мне все снится... Это все не со мной... Меня здесь вообще нет... Скорее силой воли, чем пальцем, жму на кнопку затвора. Потрясающее зрелище. Невозможно описать, но стоит один раз увидеть. Из оцепенения выводит крик Лехи-Дирижера. Вот они, горнолыжные будни! Отстегнувшаяся при падении лыжа слетает с надува и стремительно уносится вниз по склону нежелательном направлении, слава Богу, недалеко. Вот и приходится ему скатывать вниз подобно своим классовым врагам, сноубордистам, на одной лыже, после чего беглянка торжественно возвращается обратно на ботинок.


Группен-спуск

На гребне

Едем дальше. Снежные поля сменяются редкими кустарниками, затем не такими уж редкими, а эффектно возвышающимися над скальными сбросиками, с одного из которых благополучно улетает Женька, оставив первую, но не последнюю эффектную зарубку на скользяке своей новой доски. Обруливая торчащие из снежка мелкие, но гадкие камешки, съезжаем к ручью. И вот она, та самая з....ца, к которой, как показывает практика, в итоге приводит всякой увлечение целиной.


С низкого старта

Операторская работа

Первый вытроп
Но нам не привыкать тропить, тем более по пояс. На трассу выползли около часу дня. Полдня катания – и по цене одного подъема! Система была хакнута. Ура! Фрирайд экономит деньги!

Из разговоров на подьемнике:

—(кто-то из местных) А вы что, ски-пасс не берете? (на день – 20 000 сум, только на бугель)

— Не-а…

— Блин, это ж сколько денег-то в день уходит у вас?

— Вчера в 9000 уложились

— …?!?... …Вы что, вообще не катаетесь?!...



Макс

Суровяк

В дальнейшем ее, родимую (з…цу), искать не приходилось. Она сама находила нас, как только заканчивался спуск. Особенно запомнился выкат по между двух контрфорсов с неожиданными лихими сбросиками и убийственным траверсом по ручью через кусты и прочие буераки, лишившие меня плеера, безобидно висевшего на брюках. Так я, что называется, "побурханил" на снег грядущий. То был третий катательный день.


Обратная сторона фрирайда
На следующий день погода совсем "испортилась". Трудно объяснить, как так можно говорить, когда светит яркое солнце, температура до +10 градусов, но, видать, у каждого свои понятия о хорошей погоде. Снег стал "пластилиновым", и пришлось катание приостановить, дабы впечатление не портить. К тому времени мы лишились еще четырех участников. Трое девушек из нашего отряда отправились на разведку и поиск культурных ценностей в сердце Древнего Узбекистана – Хиву. Четвертого же участника срочно вызвали домой семейные обстоятельства. Стараясь не терять боевого настроя на фоне потерь, группа усиленно отдыхала и набиралась сил.


Куда я попала...
И надо сказать, полтора дня отдыха пошли на пользу. После напряженного катательного графика появилась возможность отдышаться и осмотреть местность, где нам волею судьбы и наших же желаний удалось оказаться – красивейшее Чарвакское водохранилище и собственно сам поселок Чимган. Вечерами все активно бурханили местному "бурхану" на снег. И не зря!


Вечерние будни
Уже к вечеру стало ясно, что отдых закончился. Снег валил, пожалуй, еще интенсивнее, чем на заезде. За ночь насыпало немеряно. К тому времени наш "перевозчик" поменялся. На этот раз им оказалась старенькая "нива" с багажником в паре с ладой 15-той модели на цепях. В ниве ехало 6 человек, не считая водителя – тот еще экспириенс.


Снегопад
На дороге – до полуметра снега. Движение парализовано. Автобусы буксуют, легковушки роются, а мы продвигаемся. При съезде с колеи снег летит через капот. Полный драйв оффроуда. На канатке – грозный взгляд Натальи: "Не дай Боже кто срулит с трассы!!!…" Даже подъемник пообещала выключить. Строгая. Но особой необходимости в строгости и серьезности намерений не было. Потому что если и бывает нулевая видимость, то в снегопад и туман на горе казалось, что она вообще имеет отрицательное значение. Молоко. Радость от катания в таком "молоке" мы могучей кучкой из трех отчаянных словили еще в первый день, катаясь по-байкальски, по обочинам трассы и нечаянно сиганув в кулуар в совсем не правильном направлении, после чего пришлось "тропить, не поднимая глаз" вверх к опоре подъемника под удивленные взгляды проезжающих неиркутчан. Впоследствии всякий раз с подъемника можно было отчетливо наблюдать глубокий след "подвига сибирских фрирайдеров" Но в этот день "молоко" сгустилось настолько, что во время движения на бугеле нельзя было разглядеть даже силуэт едущего впереди. Шум подъемника – единственный географический ориентир. Недовольное крякание друга где-то впереди – предупреждение о стремительно надвигающемся на тебя дропе. Бесполезно готовиться к прыжку – все равно отрыв произойдет неожиданно. Скорость не чувствуется и набирается мгновенно. Временами "по встречной полосе" мимо тебя стремительно проносится что-то. Задним умом уже соображаешь, что это была опора подъемника, а несешься ты. Думать некогда. Ноги не успевают отрабатывать все ухабы, то выпрямляясь полностью, то упираясь коленками в живот. Только фрирайдер и одновременно автомобилист сможет понять это внутреннее чувство "Все! Пипец стойкам! Ей Богу, потекут!". Твоя радость, если кто-то едет впереди тебя – на этого "живца" и ориентируешься. Главное – не отставать…

Из диалогов по рации:

— Блин, видимость – великая штука…

— Невидимость – тоже…

— )))))…


Мега-Нива
Когда уже спускались вниз, по громкоговорителю бросили клич, что на креселке можно будет подняться еще раз. Нет уж, нафик! Ноги не работают. На трассе бедра и икры забиваются не по-детски. Срочно требуется сауна. Благо, с этим проблем не было за все время нашего пребывания.


Настя на вираже
Вообще, несколько слов хотелось бы сказать о трассе в Бельдере. В отличие от Чимгана, она гораздо больше по протяженности и, как бы это сказать, "правильнее". Сама по себе она достаточно интересна, но… Даже самая интересная трасса, если за ней должным образом не ухаживать, превращается в могул. То же самое и здесь. По центру – только успевай отрабатывать бугры. Зато обочины завалены пухляком. На все это действительно не хватает хорошего ратрака, обзавестись которым, собственно, и хотелось бы пожелать энтузиастам-хозяевам трассы. И вот тем-то и хорош фрирайд, что для него ратрака не требуется, только подъемник. Хотя, как показывает практика, последнее тоже весьма спорно…

Бэккантри

Бэккантри – это фрирайд для сильных, смелых, неутомимых, тех, кого не останавливают трудности подъемов и коварная неизвестность спусков, ну и конечно тех, у кого есть снегоступы или, в крайнем случае, камуса (это для лыжников). И если все это не про нас, то какого тогда лешего мы перли эти чертовы снего-тапочки это через все границы?! Любые попытки воспользоваться этими дарами инженерной мысли доселе на Бельдере встречали непреодолимое сопротивление со стороны здравого смысла, но к крайнему дню пребывания в Чимгане терпение лопнуло, и здравый смысл сдался... Объектом для восхождения был выбран гребень Большого Чимгана. Все-таки хотелось какого-то разнообразия после дней "бесцельного" катания в Бельдере. К тому же именно здесь пару дней назад высадилась из вертолета и стремительно пронеслась вниз эстонская группа хели-лыжников. И если туда даже вертолет долетает, что нам стоит туда пешком забежать.


ПЖ жжОт...
С раннего утра команда добровольцев, решившихся на отчаянный подвиг, доставала из рюкзаков специально для этого случая припасенные заранее и настрелянные у друзей и знакомых диковинные элементы снаряжения. Словно из шляпы фокусника один за другим появлялись снегоступы и треккинговые палочки, а также рации, парочка биперов и изящная лавинная лопатка.

Нет, все это, конечно, периодически (а рации – постоянно, причем с пользой) таскалось на склон и ранее в поисках способа побэккантрить по-взрослому, но как-то не пригождалось. Но сегодня, наконец, всем мечтам суждено было сбыться. Погода стояла не ахти какая. Серое облачное небо, но вроде все видно. Канатчики расшевеливались весьма вяло, хотя в целом продуктивно, учитывая, что, хоть и со второй попытки, мы доехали до конечной станции бугельного подъемника. Уже на подъеме стало понятно, что будет интересно. Со стороны долины стремительно приблизилось и окутало окружающую действительность достаточно густое облако. Ура! Ориентировка на местности с техническими трудностями. Опять нас находит она, которая родимая… Во время подъема нас едва не сбивают скачущие на кочках ташкентские бордисты – а умеют же катать! Впечатляет. Подгонка снаряжения занимает несколько больше времени, чем планировалось, но торопиться некуда, а точнее, не видно куда. Обувшись в модные мега-снеготапочки, выдвигаемся подобно ежикам в тумане.


Ежики в тумане

Бэккантри

Предстоит подниматься сначала по небольшому контрфорсу до контрфорса побольше, далее на гребень – и по нему по горизонтали до точки спуска. Схема сложная, особенно в условиях никудышной видимости, поэтому можно сказать проще – наверх. В какой-то момент наступает стадия начальной дезориентации, и достаются из карманов и рюкзаков очень полезные и актуальные вещи: карта Чимгана (учитывая, что бумажное изображение сравнить не с чем), фотоаппарат (чтоб посмотреть, вдруг на сделанных фотографиях случайно в кадр попал нужный гребень). При этом глаза судорожно вглядываются в безмолвную пелену, высматривая похожий на горы силуэт. Приходится двигаться короткими перебежками, когда облачко периодически дает слабину и приоткрывает завесу. Становится круче, снегоступы буксуют на пониженной, но выход на гребень неизбежен – ну не возвращаться же! Терпение, труд и победа над здравым смыслом выводят нас к цели.


Ориентировка на местности

На гребне Чимгана

Погодные условия меняются. Уже идет снег. Конечно же, это радует, но ориентироваться не помогает. По дороге на гребне находим какой-то "блиндаж", по самую крышу скрытое в снегу бетонное сооружение весьма небольших размеров. Вот тут-то и пригодилась гламурная лопатка. Оказалось, что это сооружение всего где-то 1 х 1 х 1 метр, без особых комфортных условий, этакий карцер для гномика. Шут его знает, зачем оно там, но от непогоды в лихие года, наверное, спрятаться можно.

Готовые сигануть вниз, подходим к примерной точке спуска. Пора… Но у неба всегда на все свои планы. Как бы это сказать, становится ничего не видно совсем. Вокруг – бездна. Снег, ветер, метель, туман… Не холодно в целом, но продувает и морозит чувствительно. Чай не греет, пища не помогает. И тут вспомнился тот самый блиндажик. Само собой, возвращаться к нему никак не хотелось, да и маловат он для отожравшихся уже пловом и лагманом нас, тем более в таком количестве. Было принято решение выкопать новый блиндаж, свой, не бетонный, но из снега. В общем, в любую метель есть одна очень эффективная грелка – лопатой называется (опять пригодилась!).


Блиндаж

Метель, окоп и девочки-пингвины

Копка траншеи – занятие коллективное. Кто-то копает, кто-то борды надставляет, кто-то чаем угощает, да и советчиков хватает. Хороший окопчик получился. В небольшой человеческий рост – и прямо на посадочной посадке вертолета. Так ведь и обвинят потом в саботаже. Вертушек-то на всю Узбекию всего две. Так и представляю заголовок на первой странице "Вертолет в горах провалился в яму!", "Кто виноват в катастрофе вертолета Ми-8МТ?" и т.д. Словом, неплохое сооружение получилось. Можно и на ночевочку оставаться. Но как-то странно светло становится. Видимость до 20 метров или чуть больше. Вырисовывается начало гребня. Сейчас или никогда! Конечно же сейчас! Само собой, о лихом катании мыслей даже не возникает, ноги бы унести. Гребень вырисовывается фрагментами. Сигаю первым в качестве "живца". Только остановившись метров через 40 и оглянувшись назад, замечаю на склоне рядом с моим следом линию отрыва – сбросил-таки соплищу. Но бояться вроде нечего – мы на гребне. Следом за мной, но уже в другую сторону, подобную лавинку сбрасывает Жека. Надо же, как тихо-то все происходит. Сцыкуем, но едем дальше. Периодически щелкаю фотоаппаратом. Пофиг, что непогодь для фотосессии – не пленка же, не жалко. Чем дальше – тем интереснее. Гребень расширяется в весьма неплохие поля. Видимость улучшается. Можно уже ехать увереннее, но продолжаем сцыковать по привычке, что выглядит и ощущается весьма забавно.


Спускаться страшно...

Настин отжиг (задний план)

И чем ближе к низу, том больше нарастает это странное чувство то ли удовлетворения, то ли вдохновения. И неясно из-за чего. То ли от содеянного за день, то ли от того, как удачно в итоге выбрались из нее родимой. Может, это и есть маленькое, едва уловимое, но неизбежно остро ощущаемое – райдерское счастье Кто знает – тот поймет. Плоскотина выносит нас прямо к трассе. Круг замкнулся. Маршрут выполнен. Впервые себя чувствую накатавшимся. Лучик заходящего солнца, бутылка пива, фото на память. Финальный аккорд. Жирное многоточие…

Чимган мы покидали с улыбкой на лице, без тени печали. Странное чувство, что, уезжая, ты как будто ни с кем не расстаешься, а только едешь домой на побывку. Конечно, никакая сказка не может продолжаться вечно, но ты всегда знаешь, что в любой момент можно открыть любимую книгу на нужной странице и вернуться в нее опять. Я не знаю, что меня ждет спустя год, два и более, куда еще занесет жажда наловить приключений, но знаю точно, что сюда, как, думаю, и большинство из нас, я еще вернусь…


Выбрались

Гала и Виталик (хозяева)

Но все только начиналось… Иркутскому десанту предстояло еще высадиться в горячих культурных точках Древнего Востока с целью прикосновения к вечности, правда, без меня. Я же, набив шмотками первой необходимости (фотоаппарат и зарядник для телефона) штурмовой рюкзачок, рванул через перевал в Ферганскую долину, в славный город Наманган, навестить любимую бабушку и других родственников… Дальше история вершилась без моего участия практически до самой обратной дороги.


Самарканд
(Евгений Попов)

Пятница 13 февраля оправдала свою зловещую славу: Костя, наш бессменный гид-проводник по Узбекистану, покинул нас… Он, как было сказано выше, отправился к родственникам, оставив нас, своих бедных чад, в полном непонимании – как за ближайшие 3 дня успеть съездить в Самарканд и Бухару, там осмотреть все местные достопримечательности и закупиться кучей сувениров. Еще в Чимгане был выбран маршрут следования (Ташкент – Самарканд – Бухара – Ташкент) и транспорт (микроавтобус Истана). Как альтернатива рассматривался вариант передвижения общественным транспортом (поезда/электрички и рейсовые автобусы), но он нас не устраивал из-за жесткой привязки по времени и большого количества стыковок.


Отъезд
Таким образом, утром 13 числа поредевшая группа иркутчан налегке (почти все вещи оставили у Костиного брата в Ташкенте) выдвинулась на Истане из Ташкента в сторону Самарканда. Первое, что поразило по дороге: огромное количество стационарных постов ДПС, с резкими "лежачими полицейскими" и мешками с песком… Второе – когда нас несколько раз останавливали, Таир, наш водитель, каждый раз здоровался с "гаишниками" за руку. Мы сначала подумали, что это очередное проявление узбекского гостеприимства, менталитета и т.д., но все оказалось намного прозаичнее . Когда спросили Таира об этом, он сказал, что просто при рукопожатии удобно передавать служителю закона нужное количество купюр. Интересно, а если не угадал с суммой, приходится здороваться опять?

Гур-Эмир

Регистан 1

В середине дня прибыли в Самарканд. До вечера осматривали и фотографировали многочисленные памятники. Древняя архитектура поражает, особенно при ярком солнце… Правда, неприятно удивило, что практически везде с нас хотели содрать деньги, причем зачастую даже за то, чтобы просто посмотреть и пофотографировать снаружи, не заходя внутрь. К тому же для местного населения ценник копеечный, а для туристов – отнюдь… Пример из Самарканда: для местных взрослый билет 500 сум, студенческий 300, детский 100, а для туристов – 5 долларов (примерно 8 000 сум). Разница для взрослого в 16 раз, для ребенка в 80! Жаба нас, само собой, заела, и мы попробовали выдать себя за студентов Спортивного Техникума из Ташкента, но безуспешно: нужны паспорта с пропиской, да и внешностью/одеждой/манерами наша группа на узбеков ну никак не походила. Так что у нас оставалось только два способа экономии иркутчанского бюджета: либо вообще не посещать платные древности, либо торговаться, торговаться и еще раз торговаться! Почти везде можно договориться пройти дешевле на 30-50%.

Вечером на общем совете решили не оставаться на ночь в Самарканде, как планировали сначала, а сразу ехать в Бухару. Там нас уже ждали отделившиеся от нас ранее Маша, Юля и Марина. В Бухару они приехали за день до этого из Хивы, заселились в гостиницу в Старом городе и усиленно зазывали туда же и нас.

Бухара


Регистан 2
Добрались на место уже за полночь, заселились и завалились спать. На следующий день первую половину дня усиленно стучали зубами и топали ногами, т.к. было довольно прохладно и сыро, а почти все теплые вещи мы оставили в Ташкенте. Взяли гида Марьяну. Гид – это гуд! Т.к. сразу сориентировали ее на то, что мы бедные фрирайдеры из далекой Сибири, она нам подсказала, какие достопримечательности бесплатные, какие платные и их стоит посетить, а какие можно просто обойти стороной. Памятников очень много, практически весь Старый город – один большой памятник.


Ляби Хавз
Про еду.

После праздника вкуса и желудка, который у нас был каждый день пребывания у Виталика в Чимгане, мы ожидали чего-то подобного везде в Узбекистане. Не тут-то было! Туристический сезон еще не начался, поэтому половина кафешек была закрыта, а открытые нас не слишком порадовали. Единственное достойное кафе мы нашли только в последний вечер нашего пребывания в Бухаре.

Про баню.


Бухарский базар

Чор-Бакр

Бухарская баня – это что-то! Сама баня находится в древнем здании и, судя по всему, минимально изменилась за предыдущие века. В ней есть несколько помещений, для сибиряка не совсем понятного назначения. Что, по-вашему, нужно делать в помещении, в котором довольно тепло (не жарко!) и есть в стенах ниши, подходящие для сидения? Мы решили, что это какая-то неправильная парилка, к тому же не натопленная, уселись по лавкам-нишам и стали ждать, когда же станет пожарче. Вот тут-то мы и не угадали! Зашедший через минуту банщик сказал, что тут надо не сидеть, а лежать… причем не только в нишах, которых мало, а преимущественно на полу: 15 минут на спине и примерно столько же на животе. После этого переходишь в другое помещение, где опять же сидеть нежелательно, а надо стоять. А потом еще массаж и зеленый чай… В общем, must visit, однозначно!

Про сувениры.


Бухара

Оружие

Половина сувенирных лавок была закрыта, но и имеющихся нам хватило с лихвой. Всяческие картины, миниатюры, ножи, платки, тюбетейки, сумочки, украшения, одежда, вазы, магнитики на холодильник, местные музыкальные инструменты… Вообще покупка сувениров дело неблагодарное, ибо отнимает кучу времени и сил. Зато можно испытать ни с чем не сравнимо удовольствие, когда после продолжительных торгов удается выбить скидку в 30-60%. Умом-то, конечно, понимаешь, что цена изначально была завышена в разы, но все равно приятно.

Про фрукты.


Гостиница Grand Nodirbeck

Лепешки

С фруктами в это время года негусто, к тому же половина из имеющихся на рынке – привозные. Порадовали только гранаты и дыня. Кстати, купить дыню оказалось делом не самым простым, т.к. на базаре в той же Бухаре ее не продавали вообще (ну или очень ловко от нас прятали). Отменный экземпляр удалось найти только в одном месте по пути в Ташкент, за что отдельное спасибо Азизу, нашему второму водителю.

Вот и подошло время возвращаться. Уезжать из Бухары не хотелось совершенно, особенно зная из смс с Родины, что нас ожидает в Иркутске (-37 после +15). А впереди нам еще предстоял почти день пути до Ташкента, докучливые служители правопорядка (всегда носите с собой паспорт с временной регистрацией и таможенную декларацию!), чехарда в аэропорту с распихиванием друг другу перегруза, наконец-то DutyFree (в Красноярске не было) и железная птица, уносящая нас из этой сказочной страны в родную Сибирь…

P.S.
(Константин Шишкин)

Снова Красноярск. Право же, как сурова в этих краях зима. Минус 38, и даже не скажешь, что в тени – ночь на дворе. Такси на вокзал. Поезд со сквозняками и местами вразброс в разных вагонах – кому что попадется... Все завершалось вполне логично. Из солнечной сказки – в холодные будни… Но, наверное, мы были бы не мы, если б не завершили свой отжиг в восточном стиле без финального номера… Мы уже стояли ранним утром на перроне в Иркутске, готовые схватить свои пожитки и двинуть в сторону примелькавшегося за долгие годы вокзала, как кто-то осторожно спросил:

— А где Натаха (которая Михеева)?..

— ???...

— !!!!!!!...

Сломя голову мы с Лехой несемся к первому вагону, куда ее еще в Красноярске определили согласно купленному билету, пробегаем по проходу к последнему купе, открываем дверь, и… Картина маслом… Наташа, укутавшаяся в пуховочку, в зашнурованных ботинках, с умиротворенным лицом спала, прильнув к окну вагона. Ее не мог потревожить ни телефон с севшей батарейкой, ни проводница, потерявшая служебную бдительность…

И была клюква… И были фотки… И то ли еще будет…


Десантники

Самса

Стас

Соня

Натаха

Жека (ПЖ)

Вовка (Фес)

Натаха (которая Валериус)

Настя

Маха

Марина

Макс

Люба

Леха

Костя

Илья

Небольшой FAQ по Узбекистану, или краткое пособие для возжелавших туда съездить.

  1. Про документы и миграционные заморочки. Паспорт – исключительно загран. Виза – для россиян не нужна. В течение трех дней необходимо зарегистрироваться (для нас обошлось $25 – недешево, зато без нашего участия). Нарушение правил регистрации грозит крупными штрафами или депортацией – вы уверены, что не захотите вернуться сюда? На въезде заполняется декларация, где указываются (точно!) все деньги и ценные вещи типа фотоаппарата, мобильника или ноутбука. Паспорт иметь при себе (относится к Ташкенту), а также декларацию. По большому счету, нужна только на таможне, но наших на улице посреди столицы менты тряханули, проверили.
  2. Дорога. Оптимально – самолет. Граница по воздуху пересекается легче, чем на поезде. Последний вариант не особо дешевле, учитывая необходимость что-то есть и периодически "здороваться" с представителями закона. В настоящий момент летают из Ташкента (и обратно) компании "Хаво Йуллари (Узбекские авиалинии)" – в Красноярск и Новосибирск, а также S7 – из Новосибирска, правда, на зиму рейс закрывают, как, впрочем, и Иркутск-Ташкент. Летели первым вариантом – из Крска за 15 700 рублей туда-обратно. По транспортировке – в красноярском аэропорту сноуборд и лыжи расцениваются как негабаритный груз и оплачивается полностью. Поди-ка докажи, что фрирайдная доска составляет меньше 1,5 метра в сумме трех ее измерений. Технология такова: Скручиваются крепы (они – в "бесплатный" рюкзак), а доски пачкой по несколько штук – в один чехол. Денег при таком раскладе расходуется меньше. В Ташкенте же на размер никто не смотрит – можно забивать чехол с бордом до отказа – лишь бы без перегруза, но даже и в этом случае можно "договориться", или, в крайнем случае, "поздороваться".
  3. Снаряжение. Самая полезная вещь после лыж и сноубордов – рации. Вещь крайне полезная, учитывая масштаб трасс и разнообразие маршрутов. Рекомендуемая опция – гарнитура в ухо, еще лучше – с кнопкой-тангентой, выведенной на палец в варежке. Тогда легко быть на связи во время спуска, подъема на бугеле, при тропежке и т.д., не вынимая рацию из куртки и не обшаривая воротник в поисках кнопки на гарнитуре. Снегоступы/камуса/треккинговые палки – на ваше усмотрение. Если не лень ходить – имеет смысл. А ходить-то есть куда. Мы сходили – понравилось.
  4. Хели-ски. Вещь дорогая (около $450 c человека в день), ненадежная – за все время летал только два дня – в самые "некатательные" по качеству снега дни. Вертушка сильно зависима от погоды и от влияния власти – вертолета на весь Узбекистан всего два, периодически изымаются на правительственные нужды. Итог – сорванные туры, обманутые надежды. Мы и без вертака не обломились.
  5. Ехать лучше большой группой, не менее 10 человек. Во-первых, веселее. Во-вторых, легче по деньгам, если снимать домик или заказывать автобус. И главное – подъемники запускают при наличии не менее как раз таки 10 человек. И даже если вы на склоне в будни – единственная группа, то в таком составе катание вам гарантировано.
  6. Везде – торговаться. Восток – это восток. Всегда можно договориться. Чем больше говоришь – тем тебе больше уступают в цене.
  7. И последнее – стоит ли вообще туда ехать, когда все есть гораздо ближе к дому? Если вы задаете себе этот вопрос – не стоит тогда заморачиваться. Если же вас одолевает жажда приключений в хорошей компании – попробуйте, и не пожалеете… Удачи!
Фото: Константин Шишкин,
Станислав Толстнев,
Софья Компаниец,
Илья Алексеев
http://angara.net
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru