Туризм в Украине является официальным видом спорта. В рамках Чемпионата и Кубка Украины проводятся соревнования на местности, в залах, между группами, совершившими походы в различных регионах мира. Велосипедные походы делятся на VI (шесть) категорий сложности. До 2006г. выпуск на маршруты осуществлялся по методике, принятой еще в СССР, - сравнение маршрута с эталонным [1], притом, что «Программа деятельности ФСТУ на 2001-2003...» предусматривала пунктом 2.1.3 ввести методику бальной оценки категорийности спортивных маршрутов. (Слово «бальная», относительно веломаршрутов, в последующих документах исчезло???). В данный момент действует методика, выдержка из которой, для походов высших к.с., приведена ниже.
Таблица 1.
Категория
сложности похода
Количество ходовых дней,
Т рекомендована *
Протяженность
L км., не меньше
Дополнительная характеристика природных препятствий**
по равнинной местности
по горной местности
1
2
3
4
5
IV
13
600
Не меньше 300 км. грунтовых дорог, полевых и лесных троп. При отсутствии этих преград L ≥ 1200 км.
Не меньше 150 км. грунтовых дорог,
ΣH = 7000 м.
При отсутствии грунтовых дорог ΣH = 10000 м.
V
16
700
Не меньше 400 км. грунтовых дорог с песчаными или заболоченными участками, по лесным чащам с преодолением водных преград вброд
Не менше 200 км. грунтовых дорог,
ΣH = 10000 м.
При отсутствии грунтовых дорог
ΣH = 15000 м.
VI
20
800
Не меньше 500 км. дорог, которые тяжело преодолеваются по заболоченым и песчаным участкам, лесные чащи, преодоления речек с наведением не менее одной переправы.
Не менше 250 км. грунтовых дорог,
ΣH = 12000 м., преодоление не менее одного категорийного перевала 1А или реки с наведением переправы. При других условиях ΣH = 20000 м.
Примечания
-* допускается уменьшение ходовых дней „T реком.” до 4-х дней в походах І к.с., а для походов ІІ- VI к.с. – до („T реком.”+1) походов каждой предыдущей к.с.
-** для велопоходов, которые включают равнинные и горные участки, преграды учитываюся в соответствующих (к расстоянию и преодоления преград) пропорциях
-** радиальные кольцевые выезды (не более 10% от общей протяжнности маршрута) как в равнинной так и горной местностях зачисляются в полном объёме
-** линейные радиальные выезды в горной местности, на велосипедах с грузом, зачисляются в обе стороны, а без велосипедов (подъём на вершины, спуски к источникам, другие вылазки и прочее.) – зачисляются в одну сторону
-** не менее чем 50% ночевок для походов всех к.с. должно быть в полевых условиях.!!!
Чемпионаты Украины среди туристских спортивных походов проводятся в различных классах и видах туризма. География пройденных маршрутов обширна, что вызывает определенную радость за наших туристов, имеющих возможности и спортивное мастерство выбирать любой регион для путешествий. Имеются и «домашние» маршруты. Я остановлюсь на двух походах велосипедистов по Украине, представленных на Чемпионат.
Маршруты.
Поход V (пятой!!!) к.с. группы одесситов под руководство Янко Я.Д. в интересном районе. Большая часть маршрута проходит вдоль Днестра и его притоков (фото 1).
Фото 1. Справочные сведения о туристском спортивном походе V к.с. группы СТК «Одесса».
Хорошо подготовленный отчет, в котором большое внимание уделяется фактическому и аналитическому материалу, связанному с одними показателем, - набор высоты (фото 2).
Фото 2. Элементы высотного графика прохождения маршрута.
Каково было мое удивление, когда я взглянул Приложение 4 (фото 3).
Фото 3. Список группового снаряжения группы СТК «Одесса».
Высокоточный высотный график построен с помощью счетчика километров и авиационного высотомера, как выяснилось из телефонного разговора с руководителем.
В сознании возникли воспоминания о подарке дедушки на мой день рождения. Супернадежный стальной счетчик, с крыльчаткой, которую ударял цилиндр, закрепленный на спице. Я с гордостью вращал колесо перед ребятами во дворе, и мы наблюдали перемещение цифр.
Все материалы о наборе высоты представлены в отчете, исходя из убеждения группы, что местность, абсолютная высота которой едва превышает 400м., подходит под раздел «Горы».
В географии и туризме нет количественных показателей понятия «Горы». Но показатели, несомненно, существуют. Находятся они в области физиологии человека. Если изучить ряд книг по этой тематике, например издания [2] и [3], то можно выяснить, что специалисты считают, - пребывание в состоянии покоя и умеренные нагрузки на высоте до 800-1000м не оказывают существенное влияния на физиологические функции организма. В то же время, длительное пребывание выше 2500м над уровнем моря, даже в состоянии покоя, оказывает влияние на функциональные показания организма. Сказывается недостаток кислорода (на 3000м. содержание кислорода в воздухе падает до 14.30 % по сравнению с 20.94% на уровне моря) Необходимы специальные механизмы адаптации, в частности, ступенчатая акклиматизация. Эти выводы сделаны при исследовании функциональных показателей людей с постоянным местом жительства на равнине. Народность «шерпа», представители которой являются проводниками на Эверест, уникальна и малочислена.
Чем руководствовались участники группы, рассматривая район путешествия, как горную местность, в отчете не разъяснено.
Так же мое внимание привлекла еще одна пятерка, - харьковская группа под руководством Хоменко А.Г.
Глядя на это отчет, я вспомнил свои студенческие годы в Харькове где, помимо великолепного авиационного образования, получил необходимые навыки общественной жизни. Один из них помогает мне постоянно. Зам декана по второму курсу заставлял меня переписывать заявление на его имя пять!!! раз, мотивируя это словами: «форма и содержание любого документа, - заявления, курсовой работы и пр. - это не выражение отношения ко мне, к факультету либо институту, это выражение отношения к самому себе». С тех пор мне никогда не возвращали документы по формальному признаку.
ЦМКК могла не рассматривать отчет, имеющий многочисленные отклонения по форме и содержанию, но решили, - это проблема группы.
Маршрут был пройден по Крыму (фото 4).
Фото 4. Справочные сведения о походе 5 к.с по Крыму группы под руководством Хоменко А.Г.
Очень интересная цифра, - суммарный набор высоты – 14220м. за 15 ходовых дней (фото 4). Приборы, которые использовала группа, методика расчета набора высоты описаны в тексте отчета (фото 5).
Фото 5. Выдержка из Технического описание первого дня маршрута.
Для меня до сих пор осталось загадкой, - каким образом можно корректировать показания одного барометрического прибора другим. С указанным методом подсчета суммарной высоты я никогда не сталкивался.
Крым – место известное для байкеров. Накоплены многочисленные информационные материалы. Я решил проверить некоторые цифры, приведенные в отчете. В нитке маршрута есть участки с однозначным путем прохождения. Один из них, – подъем из п. Заречное на плато Чатыр-Даг (фото 6).
Фото 6. Техническое описание 10-го дня маршрута 07.05.2007.
На высотном графике маршрута это участок выглядит следующим образом (фото 7).
Фото 7. Фрагмент высотного графика, представленного в отчете.
Наша команда проходила данный участок несколько раз: в рамках многодневного похода, мультигонки, тренировочных выездов. Трек, записанный с помощью GPS, представлен ниже (фото 8).
Фото 8. Графическое представление, при помощи программы OziExplorer, трека, записанного GPS.
Граничные точки несколько отличаются по высоте:
п. Заречное 372, 65 трек / 280 отчет
Плато Чатыр-Даг 1028,09 / 1040
Значения набора высоты существенно разнятся 708 трек / 1215 отчет (фото 9).
Подобная проверка, с привлечением GPS треков, расчетов по карте вручную и с помощью программного обеспечения, была проведена для нескольких дней с однозначным маршрутом движения по местности. Значения набора высоты по отчету превышают (до 44%) цифры, рассчитанные при проверке.
Информация к размышлению
Технические условия не предусматривают эксплуатацию велокомпьютеров при отрицательных температурах. Замерзает экран, быстро садится питание. Специальных исполнений я не нашел. У простых GPS – навигаторов также замерзает экран, но при более низких температурах. Спец. исполнений, с диапазоном рабочих температур от -60° до +60°, достаточно. Армейский вариант, силовой двойной корпус, - хоть под танк бросай. Спец коммуникатор (ПК + модем + спутниковая связь + GPS) – используется в лагерях высотных экспедиций в Гималаях и Каракорумах. Естественно, любое изделие с приставкой «Спец» несколько отличается от стандарта по цене (на порядок), и по весу.
Отсутствие визуализации не означает, что прибор не работает. Датчики продолжают выдавать информацию, процессор обрабатывает данные. Что происходит с велокомпьютером, при медленном падении напряжения в цепях, я не знаю. Результаты сбоя работы более универсального оборудования может проверить каждый.
Реквизиты простейшие: офис с мини АТС. (Советую не проводить опыт в собственном офисе, особенно, в пятницу после обеда). Источник бесперебойного питания емкостью 10-15 мин., к которому подключена АТС. Необходимо так же проверить свои знания английского в области электротехники, либо иметь свободные 50$ для вызова специалиста. Итак, время «Ч». Вы обесточиваете офис. Гарантированные минуты ИБП выдает стабильное напряжение, которое затем…медленно падает!!! Если АТС не будет выключена,- в течение последующих 30-40 мин. произойдет бессистемная перекоммутация сигналов. Требуется новая настройка работы станции.
По данным группы (фото 9) небольшие отрицательные температуры отмечены только утром. Возможно, все дело в альтиметре велокомпьютера? Ни одна экспертиза не способна установить, что показывал не поверенный прибор группы в Крыму на маршруте. Мы взяли другую модель велокомпьютера Sigma Sport с альтиметром, которая имеется в нашей команде, полагая, что датчики первичной информации одинаковы. Проведена проверка погрешности измерения, по сравнению с GPS, при быстром изменении высоты, - со 2-го на 14-й этаж на лифте и обратно (фото 10). Тест на трассе протяженностью около 30 км., с перепадами до 60 м., дал погрешность по общему набору высоты так же в пределах 2%.
Фото 9. График движения.
Фото 10. Показания GPS и велокомпьютера при тестировании измерений высоты.
Все материалы нашей проверки, замечания других членов ЦМКК, были направлены в адрес Харьковской ОФСТ. Участник группы, бывший тогда еще и Президентом Харьковской ОФСТ, Васильев Ю. К. очень активно общался с ЦМКК и руководством ФСТУ на этапе рассмотрения отчета. После получения замечаний, в адрес многочисленной группы туристов от имени Васильева Ю.К. был распространен интересный текст. (Некоторые личные замечания в адрес членов ЦМКК не приведены).
Здравствуйте,ШАНОВНІ КОЛЕГИ !
ВВАЖАЮ, ЩО ВІДПОВІДЬ ГОЛОВИ ЦМКК ГАНЬБИТЬ СУЧАСНИЙ РІВЕНЬ ВИМІРЮВАНЬ У ПОХОДАХ(ЕЛЕКТРОННІ ВЕЛОКОМПЬЮТЕРИ, GPS, АЛЬТІМЕТРИ ТОЩО), ЯКИМ КОРИСТУЮТЬСЯ ПРАКТИЧНО ТІЛЬКИ ВЕЛОТУРИСТИ, БО УСІ ІНШІ ТУРИСТИ (ПІШОХІДНИКИ, ВОДНИКИ, ГІРНИКИ ТОЩО) ВИМІРЮЮТЬ СВІЙ ШЛЯХ ТА ВИСОТУ ОРІЄНТОВНО ПО МАСШТАБУ ТА ГОРИЗОНТАЛЯМ КАРТИ, ЩО НЕ Є ОБЄКТИВНО ЯК У ОДИН БІК ТАК Й В ІНШИЙ (ЗБІЛЬШЕННЯ ЧИ ЗМЕНШЕННЯ).
Т. к. я пригласил к обсуждению наших коллег, не владеющих украинским, перевожу на русский.
Здравствуйте, Уважаемые коллеги!
Считаю, что ответ Председателя ЦМКК позорит современный уровень измерений в походах (электронные велокомпьютеры, GPS, альтиметры, т.п.), которыми пользуются практически только велотуристы, потому что другие туристы (пешеходники, водники, горники, т.д ) измеряют свой путь и высоту ориентировочно по масштабу и горизонталям карты, что не объективно как в одну сторону, так и в другую (увеличение либо уменьшение)
Это обращение я попросил прокомментировать специалистов. От себя добавлю. Я не знаю случаев, когда группа, имеющая хорошую топографическую карту, не смогла завершить велосипедный маршрут и подготовить отчет. Отсутствие приборов навигации в горах, в частности на Эльбрусе и Говерле, неоднократно приводило к трагедиям. Только 11 и 12 мая 2006 года спасатели сняли со склонов Эльбруса 11 (одиннадцать!!!) замерзших тел. Люди не смогли спуститься в непогоду. 2 января уже нынешнего, 2009 года, открыт счет новых жертв (два человека) непогоды на Говерле. В длинный список восходителей, для которых необдуманное и неподготовленное общение с Эльбрусом закончилось трагически, в том же 2006 году вписали свою строку велотуристы. Александр Григорьев, бывший Председатель велокомиссии при Федерации спортивного туризма России с 1993 г., заканчивал поход VI (шестой) к.с. по Северному Кавказу не одобренным МКК участком маршрута, - переход вдвоем через перемычку Эльбруса. В тумане двойка разошлась и потерялась. Григорьев, не имея устройств связи и навигации, длительное время находился на склонах Эльбруса. Был снят спасателями, и доставлен в больницу Тырныауза с сильными обморожениями конечностей и открывшейся язвой, где вскоре скончался.
Комментарии специалистов по геодезии и картографии.
Теоретические основы топографии
Топографическими называются общегеографические карты большого масштаба (1:200 000 и большего). В их основе, так называемая, международная миллионная карта мира – обзорно топографическая карта всей земной поверхности, выполненная в масштабе 1: 1000 000. Для создания карты применяли равноугольную цилиндрическую проекцию. Поверхность земли отображают отдельными зонами шириной 6° по долготе и проектируют на воображаемый цилиндр, который касается земной поверхность вдоль серединного меридиана зоны (проекция Гаусса-Крюгера). Затем поверхность цилиндра разворачивают в плоскость. Для удобства использования зону делят параллелями на листы. Т.е. один лист карты масштаба 1: 1000 000 имеет форму трапеции размером 4° по широте и 6° по долготе. !!! Равноугольная проекция оставляет без изменений углы и формы малых объектов, но в ней, в значительной мере, деформируются длины линий и площади объектов.
На мои вопросы ответил профессор Ковальчук Иван Платонович. Зав. Кафедры геодезии и картографии Национального Аграрного университета (г. Киев).
Вопрос: Равноугольная проекция деформирует длины линий на карте. Можно ли посчитать величину искажения?
Ответ: Это простая задача. Существую таблицы длины дуги в 1° параллелей и меридианов по земной поверхности (фото 11). Рассчитав величину дуги на карте можно записать уравнение (фото 12). При современном уровне математического и аппаратного обеспечения все эти искажения с высокой точностью учитываются программами обработки картографического материала.
Фото 11. Таблица длины дуги в 1° параллелей и меридианов.
Фото 12. Пример расчета искажений в курсе «Физическая география мира».
Вопрос: Насколько точно можно вычислить по карте набор высоты при однозначном маршруте движения по местности?
Ответ: Рассмотрим технологию подготовки картографического материала с использованием аэрофотосъемки. Самолет на определенной высоте и с определенной скоростью движется над поверхностью земли. Фотоаппаратура постоянно делает снимки. Берутся два соседних снимка, отображающие один участок поверхности (стереопара) и при помощи специальной аппаратуры проводится привязка снимков к местности по трем координатам. Т.е. карта реально отображает рельеф. Точность зависит от масштаба. Она составляет треть от величины изображения сплошных горизонталей. Если на карте сплошные горизонтали нанесены через 20м. (как на карте с масштабом 1: 100 000, в 1 см 1 километр) точность будет порядка 7м.
Так же мне помог Кучер Олег Васильевич. Первый заместитель директора по научной работе НИИ геодезии и картографии.
Вопрос: В мире существует множество геодезических систем координат, т.е. способов задания положения точки на поверхности Земли. Зачем это необходимо? Существуют ли четкие зависимости между различными системами?
Ответ: Мир всегда был разделен на страны, политические блоки. Различные научные школы спорят между собой. К примеру, при построении выше упомянутой цилиндрической проекции в СССР использовали проекцию Гаусса-Крюгера, а практически во всем остальном мире UTM– универсальная поперечная проекция Меркатора. Объективно понятно, по каким причинам. Но имеются и чисто научные причины. Основы высшей геодезии в этом вопросе следующие.
Математически, точно описать фигуру Земли практически невозможно, потому что невозможно задать конечную функцию, которая представит поверхность Земли. Упрощенное представление фигуры Земли – это Геоид. Фигура, которая получается, если представить, что на нашей планете нет материков и островов, а есть лишь бесконечный мировой океан. Поверхность этого океана и определит поверхность геоида. Основное свойство геоида в том, что вектор силы тяжести в любой точке геоида перпендикулярен его поверхности (составляет с поверхностью прямой угол). Если мы привяжем к нитке грузик, то нить укажет нам направление точно в центр масс Земли, а для геоида еще и будет перпендикулярна его поверхности. Фигура геоида постоянно уточняется и усложняется. Но даже упрощенный и неточный геоид для практического применения оказался слишком сложным.
На практике стали использовать Референц-эллипсоид (от лат. referens – сообщающий, вспомогательный) – земной эллипсоид, с определёнными размерами и положением в теле Земли, служащий вспомогательной математической поверхностью, к которой приводят результаты всех геодезических измерений на земной поверхности.
Системы координат можно разделить на Геоцентрические и Топоцентрические. В геоцентрической системе размеры эллипсоида, ориентация и положение его центра выбираются следующим образом:
большая полуось эллипсоида лежит в плоскости экватора геоида
малая полуось направлена по оси вращения Земли
среднеквадратичное отклонение поверхности эллипсоида от поверхности геоида минимально по всей территории земного шара.
Начиная с 50-х годов прошлого столетия ведется плодотворная интернациональная работа специалистов по создания и совершенствованию мировой геоцентрической системы WGS (англ.. World Geodetic System). В данный момент действует WGS 84, - четвертая редакция. Ранее были системы WGS 72, WGS 64 и WGS 60.
Топоцентрическая (национальная) система координат появляется так: вы берете некоторый эллипсоид и располагаете его таким образом, чтобы для заданной территории среднеквадратичное отклонение поверхности эллипсоида от поверхности геоида было минимальным. При этом остальная часть мира вас не интересует: отклонения на другой стороне Земли может быть сколь угодно велико.
В СССР, в нынешнее время в России и некоторых других странах, используется Эллипсоид Красовского – референц-эллипсоид, размеры которого выведены в 1940 г. советским геодезистом А. А. Изотовым на основании исследований, проведённых под общим руководством Ф. Н. Красовского.
Практическое применение теоретических основ следующее. Карты Генерального штаба СССР построены в системе координат 1942 г. (СК-42, Пулково 42). Имеются открытые данные о пересчете координат этой топоцентрической системы в координаты геоцентрическй системы WGS, которая является основой GPS. Подобные преобразования можно выполнить при помощи специального программного обеспечения, в GPS-навигаторах имеется возможность работать в различных системах координат. В частности, на территории Украины, среднее отклонение по координатам составляет 180 м. На территории Земли такой же порядок чисел отклонения национальных систем от WGS.
Совсем другое дело с Высотами. Топоцентрические (национальные) системы используют отсчет высоты от уровня моря (в частности Балтийская система высот). Понятие высоты в Геоцентрической системе WGS, - это превышение !!! над референц-эллипсоидом (в данный момент GRS 80). На территории Украины абсолютные цифры расхождений по высотам невелики: 15 – 45 м. Отклонения имеют зональный характер в направлении долготы. Пространственная ориентация осей референц-эллипсоидов некоторых национальных систем имеет существенное отклонение от осей референц-эллипсоида GRS 80. Различие координаты «Высота» в некоторых точках Земли достигает 1000 м. !!!
Заключение.
Информация к размышлению
Цифры, представленные ниже, родились не при написании этой статьи. Лето 2007г было очень жарким. Приходилось искать возможности пользоваться ночной прохладой и отсутствием машин в городе. На уровне подсознания они, несомненно, являются одним из факторов, побудившими меня к изложению предыдущего материала.
Киев - город на семи холмах. Эту фразу вы прочтете в путеводителях, услышите из уст экскурсоводов. Несомненно, речь идет об исторической части города, которая существовала в ХI –XIII в.в. Впоследствии к центру стали присоединять села и хутора, которые становились районами и массивами, застраивались пустоши в низинах. Высоты (по дороге) колеблются в пределах 180-200м. Золотые Ворота (исторический памятник) 191м., Мариининский Дворец 196м, Батыева гора 183м. Через семь холмов можно проложить 4 -5 не повторяющихся маршрута. Один из них, протяженностью 37.8 км., позволяет набрать высоту 853м. Остальные не сильно будут отличаться по набору высоты, - абсолютные высоты те же.
Т. е. пять кругов, - 200 км дистанция и 5х800 = 4000м набор высоты.
Я полагаю, в окрестностях большинства городов возможно дополнительно проехать не одну сотню км. грунтовых дорог по различному рельефу.
Все вышеизложенное я написал с целью выработать мнение по двум вопросам
КАКИМ образом все - таки измерять набор высоты по маршруту движения??? Необходимо ли это делать с геодезической точностью в автономном длительном путешествии, учитывать перепады 5-10 м.? Верить ли велокомпъютерам, GPS, картам, их обработке вручную и при помощи программного обеспечения?
Может ли один численный показатель, – НАБОР ВЫСОТЫ, - являться мерилом всех сложностей на маршруте во время движения группы…рельеф…абсолютные высоты и перепады…реки и болота…автономность, климат и пр., либо необходима ЦИФРОВАЯ (бальная) оценка препятствий в отдельности, и маршрута в общем???
p.s.
Спортивный туризм, в настоящий момент, рассматривает походы, длительность которых свыше трех дней. Однако из собственного опыта знаю, - хорошо спланированная покатушка на два-три дня, - занятие яркое, информативное и порой очень интенсивное. Подбор участников всегда вызывал определенные трудности. Возможно, и такие маршруты необходимо внести в спортивную классификацию, проводить очный Чемпионат??? (В альпинизме давно существует класс соревнований «Малые горы»). Ввести для таких маршрутов некоторый интегральный показатель, который повысит информативность для последующих групп,
Пример « IС комб. ++ 180 »
где:
I - количество дней, до трех вкл.
С – сложность (цифровой показатель).
дополнительно:
комб.- комбинированный, характеристика покрытия. Грунт/асфальт приблизительно равны, так же: гр.- грунта не менее 80%
тв.- асфальта не менее 80%.
« ++» - интенсивность прохождения маршрута. Три уровня.
180 - километраж.
Расчет сложности вызовет на начальных стадиях противоречия, но со временем все образуется.
Литература.
1. Туристские спортивные маршруты: Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989 – 1992 годы. – М.: Профиздат, 1989. – 192 с. (Б-чка самодеятельного туриста).
2. Булатова М.М, Платонов В.Н. Спортсмен в различных климато - географических и погодных условиях. – К.: Олимпийская литература, 1996. – 176 с.
3. Супруненко Ю.П. Горам навстречу. – М.: Знание, 1989. – 160 с. + 16 с. вкл.
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия
альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной
деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей
жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической
и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом
экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!