Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Вне трасс
Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Ирина Лобусова, Толя Казакевич, Андрей Родионов

Расколбас по-Узбекски или Чембы на Тянь-Шане

Как начиналось

(Впечатления Ирины Лобусовой):


Главным вдохновителем и «мутенем» поездки в самом высоком и светлом смысле слова был наш бессменный «путеводитель» - Толя Казакевич. А к нему как бабочки на свет потянулись все мы (восемь иркутян и трое москвичей) – изголодавшиеся по целине и приключениям.

Перелет до Ташкента был веселым и, как нам показалось, не очень долгим: 1,5 часа до Красноярска и 3,5 от Красноярска до Ташкента. Конечно, в Красе пришлось поторчать часа четыре, но и это время пролетело незаметно под пивко и байки «бывалых райдеров», а в народе - просто чемберленов.


Ташкент встретил нас по-весеннему (+15 -20 февраля!): теплым ласковым ветерком и молодой зеленой травкой (в смысле на газонах, а не то, что вы подумали). Подождав часик микроавтобус, который любезно за наши деньги предоставила встречающая сторона, мы двинули в горы. А двигать надо было быстро, т.к. уже темнело, и дорога покрывалась наледью. Два часа пути с остановками типа: «еще пивка, а может, и водочки возьмем!» и мы на месте. Место называется Чимган. Собственно, в Узбекистане два места для катания: гора Чимган в поселке с одноименным названием и Бельдерсай с вершиной Кумбель (минут 20 езды от Чимгана на УАЗике). Но об этом - с подробностями и придыханием - позже.

Где жили

Частная гостиница, которую опять же любезно за наши деньги предоставила встречающая сторона, оказалась, мягко говоря, некондиционной во всех отношениях. Терпеть отсутствие тепла и света – да, легко, но на Мамае! А здесь, после перелёта в несколько тысяч километров, хотелось хоть немного комфорта (и пусть закидают меня снежками «бывалые» райдеры со словами: «нам комфорта не надо, нам катуху давай!»). Все-таки посмотрев еще несколько таких гостиниц (т.е. домов человек на 10-15), мы поняли одно - остальные еще хуже. Да еще и хозяин гостиницы, уговаривая остаться, как бы между делом сказал, что канатка на Бельдере принадлежит ему и включать он будет ее специально для нас в любое время.


В голове возник так и неозвученный вопрос: а что, если мы жить у вас не будем, нам ее не включат? И вообще, что значит «включать», разве она не работает весь день? (Ответы на так и не заданные вопросы пришли сами собой на следующий день). Мы решили не париться – завтра все равно на гору. Но после ужина пришло спасение – за нами приехали москвичи - бывшие иркутяне, которые уже два дня как наслаждались фрирайдом и жили в отличном коттедже да еще с сауной. Раскумаренным и уставшим нам не хотелось менять место своей дислокации, но аргументов в пользу нового пристанища было море: практически за те же деньги, $15 с человека: проживание, завтрак, ужин-националка плюс сауна каждый день, короче all inclusive по-узбекски, да еще и гора только что приготовленного плова, томящегося в ожидании нас. Несмотря на уже сытые желудки и закрывающиеся зени, пришлось ехать на разведку – все остались в восторге и в тот же вечер мы перебазировались в новый дом.

О главном


Ну, а с утра бодренькие и впечатленные фото-рассказами москвичей, с дрожью во всем теле от предвкушения «наконец-то» - двинули на гору. Погода порадовала – ни облачка, тепло – где-то 0 -3. Решили начать с Бельдерсая – там, как мы уже знали и трасса длиннее (около 3,4 км, перепад 700 метров), и интересней. Когда подъехали, канатка, действительно, не работала. Но все тот же хозяин нашего первого дома – канатчик, сказал, что все (ожидающих было человек 6!) ждут нас, чтобы запустить.. А запускают ее при наличие минимум 10 человек! Нас было 12 – и все заработало! (Неоценимый плюс- отсутствие очередей и народа на склонах!) 1000 сум (местная валюта 1000сум= примерно $1) с человека стоит один подъем на креселке, которая поднимает тебя почти на самый верх, а оттуда бугель – за 500 сум – на вершину горы Кумбель. Итого за 42 рубля (сумасшедшие деньги, особенно если сравнивать с Байкальском !) мы поднялись на вершину.


Вид, открывшийся нашим взорам, впечатлял – Тянь-Шань, блин! А некоторые из участников (вроде меня), впервые увидевшие большие горы, вообще офигели, и на несколько минут впали в глубокий ступор: от восторга хотелось орать во все горло, но что-то останавливало, наверное, безмолвное величие этих многовековых снежных вершин, и какой-то исходящий от всего этого покой и гармония. Из ступора меня вывели крики «Йохо-хо-хо!» уносящихся вниз по склону «бывалых» райдеров - чемберленов. Спасибо, напомнили, зачем я сюда приехала. И понеслось…и понеслись…




Только продвинутые чемберлены раскатывали целину, а «чайнички» (вроде меня, опять же) сначала корячились, типа «вкатывались» по укатанной трассе, довольно крутой и жесткой…А потом, после совершенно замечательного обеда на метеостанции, расположенной на вершине Кумбель, решились все-таки пойти туда, где так призывно лежала и манила та самая целина. Конечно, после наших трех чембов совсем девственной она уже не была, но поле было большое и поймать кайф всем места хватило!



Уставшие, но счастливые мы вернулись домой, где нас уже ждала горячая сауна с бассейном, (впрочем, как и все последующие дни) вкуснейший ужин: лагман – национальное узбекское блюдо, пальчики оближешь, а потом были еще шурпа, еще раз плов, и море красного вина местного, домашнего приготовления (1,5 литровая баклашка стоит 45 руб. на наши деньги), очень приятного на вкус, которое уже после первого стаканчика «вшторивало» так, что «мама не горюй». А мы и не горевали: наперебой делились впечатлениями о первом дне катания, смотрели видео и фото, отснятые за день (спасибо Богдану – взял с собой ноут-бук!) и ржали до коликов в животе от увиденного (хотя на горе многим из нас было не до смеха).


Погода следующего дня уже с утра не предвещала ничего хорошего в смысле видимости, но много отличного в смысле – снега. За окном крупными хлопьями валило и видимо валило всю ночь, потому как приехавший за нами УАЗик не смог подъехать к дому - вместо дороги были сугробы. А облака опустились так низко, что видимость было лучше назвать «невидимостью». Но, несмотря на это, канатку, как по мановению волшебной палочки, при нашем появлении тут же включили.


Наверху было все гораздо печальнее опять же в смысле видимости, но не в смысле снега: молоко, одним словом! Фотоподтверждение прилагается! Но зато можно суперски зажечь прямо по еще «целым» трассам, потому что снега по пояс навалило! Главное, ехать на музыку, которую включили внизу бугеля, иначе можно куда угодно укатиться, а потом «тропить, не поднимая глаз».

Чем, собственно говоря, и занялись на следующий день наши трое бравеньких богатырей -чемберленов (Толя, Белый и Богдан): дури и здоровья у них навалом, потому и решили они изведать неизведанное. Здесь передаю повествование – Толяну, заметив лишь одно, что Анюта, девушка Богдана, с присущей женщинам предусмотрительностью и практичностью, забрала у своего благоверного все документы, авиабилеты и деньги, с которыми Андрюха Богданов готов был уже ломиться, я извиняюсь, хоть и в манящую своими бескрайними полями целины, но страшную и довольно лавиноопасную «ж…».

Целина. Рассказывает Толян:


Еще в первый день катания мы приметили отличный кулуар. По словам местных гидов предстоял выкат около 5-6 километров, и часик тропежки. Решив, что вся целина рядом с трассой уже укатана, с раннего обеда мы собрались наверх. Местные гиды никак нас не хотели отпускать одних, под предлогом лавиноопасности, незнания местных гор, выкатов и прочего. Оставив предложения гидов внизу, у подъемника, мы поднялись наверх и бодренько затропили по гребню.


На гребне нам встречались отличные 5-ти метровые надувы, 60-ти градусные сбросы в другую сторону, и, разумеется, хорошее «молоко», в котором, как известно, рельефа не видно совсем. Через час мы были на старте, перед тем самым заветным кулуаром.

Склоны изрядно нагружены, появляется привычная дрожь в коленках перед спуском. На нас быстро надвигается серая туча. Пора ехать.


Прыжок с карниза, 100 метров целины, поворот головы назад – и… как ни странно, склон не пошел! Поняв, что состояние склона вполне отличное, мы устремились вниз по 3-4х километровому природному пайпу, который летом является ручьем. Через пару километров нас ждал сюрприз – 4-5 метровый сброс. Особенно он впечатляет, когда едешь первым, думая, что впереди тебя небольшой метровый сбросик, а полет оказывается значительно дольше.

Выкат Андрея Родионова (или просто Белого):


Далее последовал дерьмовый и кислый выкат – точнее вытроп, вытрапливать оказалось весьма долго, ждущие нас внизу товарищи уже успели употребить - это было ясно по прерывистым фразам, раздающимся по рации, на которой забыли кнопку отпустить. Тропа была тоже весьма смешная, если б мы так ходили на Мамай, то дорога туда пролегла бы через Тальцинский и Байкальск с 5-ю ночевками. Видимо, тропить гидов учили те, кто наркотики через границу переносит и следы путает


Встретили нас душевно – сначала спасы с матами, когда поняли, откуда мы вышли, а потом наши ребятки с криками и воплями, что мол молодцы, раскатались грамотно.

Итог: Грамотно катанули, спасы перестали ругаться и зауважали, а бармен и начальник подъемника стали звать нас «хулиганами».


Следующие дни было еще веселее – мы воспряли духом, снега навалило. Утром самые первые рванули наверх – пришлось откапывать вход в бар, и дверь в вагончик с мужиками канатчиками – снега было столько, что сами они выйти не могли. Далее, проявив инициативу, мы отрыли посадочную площадку и в награду поехали раскатывать девственную целину.


Как результат - 3 небольшие лавинки прямо возле трассы, очередные нотации спасов и засыпанный по шею, но счастливый Толян, оторвавший по фронту метров 400 склона с криками «За…..сь каталово». Щас все подумают: вот дебилы-отморозки, спускают лавины и ржут, - а то, что опасно не знают – нефига подобного.


Было и такое, что, глядя в кулуар, мы, образно выражаясь, производили желтый снег и уезжали оттуда нафиг, так как мозги есть, и страх - хорошее чувство, спасавшее нас не раз. А пустить лавинку небольшую, и в ней катануть - милое дело, когда знаешь что больше чем 500 метров она не сыпанет и никого не закатает.

Полезные советы

В общем, счастье не покидало нас все 7 дней, и каждый из них был просто отдельной историей, достойной отдельного отчета. Снежные поля конечно меньше, чем на Эльбрусе, но и плюсов достаточно много. Разнообразный рельеф, достаточно низкие цены, отличная кухня, гостеприимные народ, отличная погода. Писать про каждый день катания мы не будем, а лучше просто расскажем вам, как туда съездить и что надо знать начинающему Узбеку:

Истина первая


Кем бы вы ни были - вас непрерывно разводят. Даже если вы сторговались в 3 раза дешевле, значит, можно было в 6. Это мы поняли после почти 2-х дневной прогулки по Ташкенту. Если просят 5, то можно договориться за 1 тысячу сумм – то есть 1 доллар с машины.


Да, и не забудьте перестать мыслить рублями и баксами, не пытайтесь переводить деньги на привычную валюту, иначе цены покажутся смешными и путешествие обойдется в 3 раза дороже. Мыслить тыщами, конечно, весьма приятно и торговаться тоже: - давай не 6000, - давай 4000 – цифры завораживают.

Случай из жизни:
Таксист и мы.
- Куда, брат, надо?
- Нам в клуб «Катакомба».
- Ок, 5 тысяч - и поехали (необходимо уточнять, с машины или с каждого человека)
- А Вы знаете, где это?
- Бэз праблэм, если чё - спросым и даэдэм (значит не знает, и кататься вам долго, и цена вырастет, надо сразу оговорить, что пофиг сколько ездим до места, доедем и заплатим сколько сказали)
- Давай за 2000.
- Нэ, брат, ты че ???
- Давай за 2000.
- Брат, обижаешь
(повторить 5 раз и вероятность уехать за 2000 вырастет с 10% до 90%)

Днем еще проще: делите конечную цену на два и вперед - кто-нибудь, да согласится, точнее почти каждый. Вышеперечисленная стратегия годится для всего: базары, жилье, лавочки с сувенирами и т.д.

Истина вторая


Надо делать регистрацию, это стоит 5 баксов, иначе каждый мент будет требовать с вас денег. Если она есть, денег требовать не перестанут, но вы смело можете следовать с ним к любому посту и разговаривать, включив дурочку. И ни в коем случае денег не давать. На самой горнолыжной базе в Бельдерсае, или в Чимгане – можно обратиться к канатчикам, они подскажут, как ее сделать. Что бы не мотаться в Ташкент, можно найти человека, которые за дополнительные деньги все сам оформит. Стоить это будет на 10 долларов дороже.

Самое страшное это, когда люди при погонах и официальные представители аэропорта пытаются тоже срубить баблосов на вас. Единственным выходом является разговор с вышестоящим начальством о том, «как нечестно поступают ваши сотрудники, без вас бабло рубят, а вы и не знали, обидно ж…..» - такая байда канала почти везде, нас отпускали с миром и всегда бесплатно, и с большим перегрузом в чехлах и ручной клади. Вторая бая: мы сборная Cибири по фрирайду, студенты мы, спортсмены, блин какие деньги - последние на машину истратили, чтоб доехать до аэропорта». Эта вещь проканывала даже в Красноярске, и нас без очереди и бабла проводили по VIP выходам и входам.

Итог


……..Неделя в горах, - это еще и минимум помноженное на два время «отходняка». Они снятся, о них думаешь, и туда хочется возвращаться и возвращаться. Во сне раскатываешь нераскатанное. А наяву строишь планы о новой поездке.

Стоит ли ехать в Узбекистан? Наверняка – да. Хотя бы, потому что море целины и отсутствие очередей народа вам обеспечено. А еще, как вы уже, наверное, поняли из вышесказанного, подъемники не закрывают даже в самую «непогодь», а, значит, вы не потеряете ни дня катания, что тоже большой плюс. Но ехать все же лучше большой бандой (хотя бы 10 человек – по той же причине - подъемники!) Для желающих обогатиться еще и культурно есть возможность съездить на экскурсию Самарканд или Бухару, но для этого нужно пожертвовать двумя днями катания. Вы готовы на это?

Тогда вперед, как говорится, и с песней - Узбекистан ждет вас с распростертыми объятиями. Тянь-Шань и восточного колорит обеспечены, а с собой захватите расколбасное настроение и доску\ лыжи – кто на чем – и все туда, время есть, еще успеете!

Их нужно знать в лицо:


Казакевич Толя

Климова Ирина

Лобусова Ирина

Захаров Семен

Син Саня

Макаров Леха

Родионов Андрей

Судникович Дима

Апрокитнев Паша

Болгов Дима

Богданов Андрей

Потапкина Аня
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru