Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Владимир Зорин, Александр Малеханов, Нижний Новгород

Новый вариант спуска с Эльбруса на лыжах и доске:
через западное плечо на ледник Большой Азау

окончание

В июле 2006 года команда Горного клуба Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород) спустилась на лыжах (4 чел.) и сноуборде (1 чел.) с вершины Западного Эльбруса (5642 м) вдоль Западного гребня и далее через Западное плечо (плечо Кюкюртлю) на ледник Большой Азау. Таким образом, после серии успешных спусков по северным и восточным склонам, выполненных разными командами в последние несколько лет (на юг по «классике» – само собой), Эльбрус освоен для лыж и сноуборда на все четыре стороны света.

Новый вариант спуска с вершины Западного Эльбруса

Путешествие носило комбинированный характер, его основные этапы:

– акклиматизационный поход в районе а/лагеря «Узункол» (6 дней),
– заброска снаряжения из долины Уллукам через пер. Сев. Хотютау в базовый лагерь у подножья южного ребра массива Кюкюртлю (4150 м), катание на юго-западных полях Эльбруса и высотная акклиматизация (8 дней),
– восхождение и спуск с вершины Западного Эльбруса, спуск по леднику Большой Азау на левобережные морены (на лыжах и доске – до 3600 м), дальнейший спуск в Баксанскую долину через «Старый Кругозор» (3 дня).
Сроки: 13 июля (приезд в «Узункол») – 31 июля (отъезд из Баксанской долины) 2006 года.
Спонсоры команды: профком ИПФ РАН, компания Amersports (снаряжение Atomic )

Экспедиция посвящена 30-летию Института прикладной физики РАН

НЕФОРМАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

Состав команды:

Владимир Зорин ( 1952 г .р., в.н.с. ИПФ РАН, к.м.с. по горному туризму) – автор идеи и вдохновитель, главный по фото. Лыжи Atomic Metron 11 B 5, ботинки Atomic M 100.
Александр Малеханов ( 1960 г .р., в.н.с. ИПФ РАН) – руководитель и завхоз. Лыжи Atomic Metron 11 B 5, ботинки Atomic M 100.
Алексей Боханов ( 1968 г .р., вед. инж. ИПФ РАН) – главный по снаряжению и видео. Лыжи Atomic Metron 11 B 5, ботинки Atomic M 11.
Галина Боханова ( 1978 г .р., доц. ВВАГС) – главная по аптеке, урокам английского, русской поэзии и карвинга. Лыжи Atomic Sugar Daddy , ботинки Atomic X 100.
Евгений Зорин ( 1986 г .р., студ. НГТУ) – главный по «отрывам». Сноуборд Atomic Alibi , ботинки Atomic Waiver .

Предисловие

Вдохновляющий опыт катания по «нетрадиционным» склонам Эльбруса у нашей команды уже был: первая вылазка на вершину с лыжами и доской состоялась летом 2004 года и завершилась «Эльбрусским дублем» . Так мы назвали два своих спуска с обеих вершин по северным склонам (базовый лагерь был у нас на морене ледника Карачул). Тогда, по нашим представлениям, это был первый спуск на север с Западной вершины. И именно в том путешествии, делая акклиматизационный траверс (без лыж) юго-западных и западных полей Эльбруса через его Западное плечо, мы обратили внимание на полную пригодность этих полей для нормального (т.е. не экстремального) катания. Уже в следующем 2005-м попытались осуществить задуманное, но по разным причинам тогда не сложилось – ограничились спуском с Западной вершины по «классике» на ледник Гарабаши. В тот же год командой программы «Перезимовать лето» [ www . rasc . ru / freeride - summer ] был впервые освоен восточный склон Эльбруса – маршрут вдоль Ачкерьякольского лавового потока. Поэтому к сезону 2006 года оставался незакрытым только один вопрос – западные склоны. Теперь же можно уверенно сказать, что вполне безопасные (со всеми необходимыми оговорками относительно акклиматизации, тактики, погоды и пр.) backcountry -спуски с Эльбруса возможны на все четыре стороны света – на север (с обеих вершин, на ледники Карачул или Уллукол), на восток (в направлении плато Джикаугенкез), на запад (см. ниже) и, разумеется, на юг (по «классике» или рядом).

Уточним, что такое здесь «на запад». По определению – это вдоль хорошо выраженного Западного гребня. Он начинается от самой вершины и тянется в сторону Западного плато примерно до 5000 м. А куда потом? Можно рассматривать два варианта – через Западное плечо (4900 м) на правую ветвь ледника Большой Азау или через Западное плато (4500 м) на ледник Битюктюбе. Оба маршрута хорошо известны для восхождений на Западный Эльбрус как маршруты 2Б к.тр. [А.А. Алекссев. Эльбрус и его отроги, – М., 2002], хотя и редко используются. Мы выбрали первый из них по самой простой причине: в 2004 году уже прошли ключевую часть этого маршрута – южное ребро массива Кюкюртлю или т.н. «хобот», спускающийся к правому рукаву ледника Большой Азау. Поэтому знали наверняка, что скатиться по «хоботу» и дальше по леднику в принципе можно и без особых проблем. Что же касается второго варианта, то мы просто не знакомы с нижней частью этого маршрута (той, что ниже Западного плато): На само же Западное плато выехать с вершины, не сворачивая к югу на плечо – легко, там ровный и без трещин склон.

Еще одно уточнение: Западное плечо Эльбруса иногда называют плечом Кюкюртлю, а также и Юго-западным плечом. Это широкое плечо спускается со склонов Западной вершины именно на юго-запад, но мы для краткости и, следуя многим описаниям, будем использовать термин «Западное плечо». И если уж быть совсем точным, то спуск с Эльбруса строго на запад – это прямо в ледопад Кюкюртлю, т.е. туда, куда лучше и не смотреть…

Выбор стратегии

Поскольку сам маршрут спуска с Эльбруса (и восхождения на него) уже выбран, осталось выбрать все остальное – прежде всего, как хорошо акклиматизироваться и автономно организовать заброску всего снаряжения и продуктов в место установки базового лагеря. Это место тоже выбрано по прошлому опыту – уютные мульды у самого подножия «хобота» (4150 м), под забором приметных жандармов. Место, действительно, очень удобное – прямо под маршрутом и защищено от ветров.

Для того, чтобы «хорошо акклиматизироваться», мы запланировали недельную разминку в привычном для себя режиме горного похода, а затем, уже из базового лагеря, тренировочный спуска с Западного плеча с целью не только попробовать склон, но и наследить там побольше – в случае ухудшения погоды это может пригодиться. Заброска немалого груза в базовый лагерь на 4000 из долины – тоже элемент хорошей (трудовой) акклиматизации. Итого, получается около двух недель активной части путешествия, и только затем восхождение и спуск с вершины. Такая неторопливость и есть ключевой элемент нашей стратегии – залог того, что на подходе к вершине не будет тех неприятных ощущений, которые могут проявляться по-разному, но зовутся одинаково «горняшкой». А такие ощущения нам совсем ни к чему: лыжи и доску мы берем на гору не для того, чтобы потом «тормозить».

Теперь остается решить, как выходить к базовому лагерю. Выбрали, опять же, знакомый нам вариант – по правой ветви ледника Большой Азау через пер. Хотютау. И склоны там хороши для разминочного катания, и народа на тех склонах – ни души. Но можно и по-другому подойти к тем мульдам – траверсировать ледники Малый и Большой Азау со стороны Гарабаши. И хотя путь через те два ледника не близкий и через многие трещины, но зато общий набор высоты не велик, а до «бочек» подняться можно на канатке. В общем, кому чего больше нравится, но нам – в сторонке от скопления отдыхающих и мусорных куч. Это у нас, наверное, от многолетних занятий горным туризмом.

Итак, остается определиться с первым этапом акклиматизации, а вся основная программа уже ясна: подъезд в долину Уллукама (до т.н. Ворошиловских кошей) и заброска снаряжения на пер. Хотютау, следующая заброска в мульду и установка базового лагеря, затем тренировочное катание на «хоботе», оно же завершение акклиматизации. Наконец, главное блюдо – восхождение и спуск с вершины, а после него – спуск по леднику Большой Азау и левобережным моренам в сторону канатной дороги, т.е. в Баксан (как самое простое и быстрое возвращение в цивилизацию).

С учетом предстоящего 30-летнего юбилея своего родного и всегда поддерживающего нас работодателя – ИПФ РАН – решили назвать все это дело экспедицией «Эльбрус 2006». Определившись со стратегией и названием, заказали майки с соответствующей картинкой на грудь и начали соображать недельный кольцевой поход в Западном Приэльбрусье.

Акклиматизационный поход

В 2004 году пешую акклиматизацию мы проводили на ближайших к Западному Эльбрусу перевалах (Кольцевой, Сев. Кюкюртлю, Хотютау) и на траверсе его западных склонов. В этот раз решили начинать немного издалека – в а/л «Узункол» . Это удобно – в лагере можно и большую заброску оставить (лыжи, борд, продукты…), и транспорт найти для последующего переезда на Ворошиловские коши. К тому же, никто из нас в тех краях еще не был, так что было интересно. А нужный нам транспорт – легковой «Уазик» – мы легко нашли даже раньше: в поселке Хурзук, где меняли доставившую нас сюда «Газель» на что-то более подходящее для подъезда в лагерь.

Нитку похода выбирали таким образом, чтобы и соседние с Узунколом долины посмотреть. Получился в итоге вариант, который мы прошли, не торопясь, за неполные 6 дней: а/лагерь – р. Мырды – пер. Сев. Джалпакол (1А, 3400 м ) – р. Джалпакол – пер. Вост. Актур (1Б, 3530 м ) – в. Актур ( 3700 м , радиально) – пер. Сев. Ак (1А, 3450 м ) – долина Ак-Тюбе – пер. Ак-Тюбе (1Б, 3350 м ) – долина Мырды – а/лагерь.

В Узунколе на выходе

Цирк пер Джалпакол

Пер Сев Джалпакол

Актуры

На Актуре

Долина Ак-Тюбе

Пер Ак-Тюбе

Спуск в Мырды

Перевалы все хорошо известные, никаких отклонений от имеющихся у нас описаний мы не обнаружили (в библиотеке они все есть и не по одному разу). Отметим только, что перевалы оказались весьма достойными (в пределах, разумеется, своих «единичных» категорий) и с хорошим набором высот. Одним словом, в самый раз для нашей разминки. Жаль только, что больше одного дня хорошая погода не держалась (пожалуй, это и для Западного Кавказа маловато). Были у нас планы еще и на Гвандру Главную сходить с ледника Мырды, но из-за погоды задержались в долинах и уже могли не успеть к договоренному сроку вернуться в лагерь (все же, не за Гвандрой мы сюда пришли, да и машину не хотелось машину заново искать!). Зато в тот день, когда мы поднялись на пер. Вост. Актур и с него на вершину Актур, погода просто «звенела», и мы имели особое удовольствие разглядеть всю трассу нашего будущего спуска с Эльбруса. Увидели как на ладони буквально все: и забор жандармов по краю ледника Большой Азау (а под тем забором и будет наш базовый лагерь), и склон «хобота» в профиль, и Западное плечо с приметной осыпной «запятой» над ним, и обширное Западное плато с уходящим от него на вершину скально-осыпным Западным гребнем. Себя только там пока не увидели.

Эльбрус

В целом, остались очень довольны знакомством с районом. Пользуясь случаем, выражаем нашу признательность начальнику учебной части а/лагеря «Узункол» Руслану Расуловичу Магомедову и директору Энверу Хабчаеву за внимание к нашей команде и доброжелательный прием.

График движения в акклиматизационном походе :
14.07: выход из а/лагеря, подход под пер. Сев. Джалпакол
15.07: пер. Сев. Джалпакол. Полудневка (дождь, гроза).
16.07: подход под пер. Вост. Актур. Полудневка (тактическая).
1 7 .07: пер. Вост. Актур – радиальный выход на в. Актур – пер. Сев. Ак – долина Ак-Тюбе.
18.07: полудневка (дождь). Пер. Ак-Тюбе – долина Мырды.
19.07: спуск в а/лагерь. Полудневка (душ, пиво, хычины).

Организация базового лагеря

Утренний переезд на загруженном с лихвой «Уазике» из Узункола в Уллукам обошелся без приключений (хотя дорога там боевая – даже этой машине было не просто), и через почти три часа мы были на Ворошиловских кошах. Здесь привычная уже проверка документов пограничниками, и дальше – только пешком. Центральная застава расположена ниже, на слиянии этих двух долин (там строго проверяют, если ехать снизу), а выше по долинам – посты, в том числе, и на слиянии Кичкинекола и Уллукама, т.е. прямо у кошей. Вообще, без пропусков в погранзону в этих крах делать просто нечего. Это и хорошо – намного спокойнее здесь стало.

Попытались пойти со всем грузом «докуда сможем», но далеко не смогли – через две коротких ходки встали лагерем на правом берегу Уллукама, у ручья в последних соснах. К слову, груз наш был не только тяжел и габаритен, но и живописен при этом: рюкзаки, разноцветно зачехленные спусковые снаряды, продуктовые коробки… все же, экспедиция! :) После скорого обеда приступили к освоению «челночной тактики» по установке базового лагеря, что заняло у нас в общей сложности пять ходовых дней. Сначала (в тот же вечер) отнесли заброску вверх по Уллукаму до окончания каньона, на следующий день перенесли туда лагерь и отнесли заброску выше под самый перевал, еще через день встали лагерем на пер. Сев. Хотютау ( 3600 м ) и первый раз покатались, затем (уже четвертый день) отнесли мешки в базовую мульду ( 4150 м ) и спустились оттуда на лыжах, наконец, опять поднялись в мульду и поставили базовый лагерь.

Каньон Уллукама

Мульды 4100

На перевале Сев. Хотютау у нас получился своего рода промежуточный лагерь – здесь мы ночевали целых три раза (правда, один день просто просидели в палатке под дождем). Место открытое, но нам повезло – ветров сильных не было, и закатов красивых насмотрелись. Здесь же мы впервые расчехлили свои новые Atomic из коллекции 2006/07 и получили первую дозу удовольствия от летнего фрирайда, приправленную видами розовеющего на закате Эльбруса и окрестностей. Катание здесь приятное – склоны правого рукава ледника Большой Азау спокойные, широкие и без трещин, с переменным уклоном. Хотя дождливое лето дало себя знать – ближе к перевалу ледник был больше похож на пашню, чем на ожидаемый нами (по памяти с 2004 года) склон «для фитнеса». Но главным было другое – то, что мы, наконец, катаемся! С чувством морального превосходства посматривали в бинокль в сторону «бочек» и «Приюта 11» – у них там подъемники и ратраки, зато у нас – реальное backcountry , и мы буквально в одном шаге от своей главной цели!

Закат на Хотютау

Катание на Хотютау

Хобот-маршруты

…Итак, в ясный солнечный день 25 июля мы поставили в базовой мульде свою новую желтую палатку – один из замечательных даров нашего институтского профкома к новому сезону – с твердым намерением не снимать ее до тех пор, пока не скатимся сюда с вершины. Первые хлопоты по обустройству базового лагеря заняли некоторое время, а после обеда пошли потоптать «хобот». Лыжи брать с собой не стали, поскольку высоко уходить под вечер не собирались, да и осмотреться здесь ногами сначала хотелось бы. Наиболее сложный участок как раз в нижней части – подъем на узкий снежный гребень по склону крутизной до 40 град. между скалами (слева по ходу) и ледовым зеркалом, подрезанным бергшрундом (справа). Снега в верхней части этого коридора и на ножевом гребне явно мало, это мы увидели при подходе. Затем гребень постепенно расширяется и плавными увалами, с редкими трещинами, поднимается до самого Западного плеча, с общим перепадом высот более 700 м . Это и есть «хобот», подпертый с обеих сторон отвесными сбросами. В тот выход мы прошли примерно половину его склона, поскольку поднявшиеся снизу облака только изредка позволяли просмотреть подъем хотя бы на веревку вперед. Но все, что мы хотели – увидели: снега на первом взлете и ножевом участке хотя не слишком много, но держится он хорошо, аккуратно проехать можно. Удовлетворенные этим, решили сделать назавтра глубокую разведку маршрута, прокатившись с Западного плеча по всему «хоботу».

График движения при организации базового лагеря :
20.07: переезд в долину Уллукам. Первая заброска (до окончания коньона).
21.07: подъем по Уллукаму до места впадения ручья Хотютау (2 часа), вторая заброска (под пер. Сев. Хотютау).
22.07: подъем по «немецкой тропе» на пер. Сев. Хотютау (3 часа), вечернее катание на леднике.
23.07: третья заброска (в «мульду 4150»), спуск на пер. Сев. Хотютау на лыжах и доске.
24.07: дневка на пер. Сев. Хотютау (дождь)
25.07: подъем в «мульду 4150» (2.5 часа), пешая разведка «хобота» (3 часа)

Тренировочный спуск с Западного плеча

Утром следующего дня снова пошли на «хобот» (8.00). Для разведки другого варианта решили обойти справа ( по пунктиру ) нижний бергшрунд и ледовое зеркало (кстати, так нарисовано в описании А.А. Алекссева, с.159). Здесь можно выйти на «хобот» уже в широкой его части, минуя ножевой гребень, но зато крутой снежно-ледовый склон более протяженный. Как и вчера, поднимаемся в кошках, с одновременной страховкой двумя связками. Через 2,5 часа вышли на гребень «хобота» примерно там, где вчера повернули назад, и, коротко посовещавшись, приняли однозначное решение использовать для спуска вчерашний вариант: здесь слишком тонкий слой снега, который днем раскиснет и поползет под кантами. Кстати, и подниматься на «хобот» слева, т.е. вдоль скал через ножевой гребень, тоже проще.

Взлет на хобот

Верхушка хобота

Дальнейший неторопливый подъем до широкой снежной перемычки в Западном плече, с частыми съемками фото- и видеосюжетов, занял еще 1,5 часа (всего от палатки – 4 часа). Погода нас явно баловала в тот день, а снег по мере нашего подъема становился все более зимним – предвкушение спуска нарастало. Где-то в середине «хобота», обходя одну из редких трещин и почувствовав близкий лед под кошками, завернули один крючок и прошли веревку с попеременной – для чистоты жанра (2Б всё же). В конце, при обходе слева крупного бергшрунда есть еще один взлет (до 30 град), но в целом склон некрутой и для катания вполне подходит. Выйдя на платообразное Западное плечо (12.00), решили пройти еще немного – дальнейших ориентиров отсюда еще не видно. Через полчаса увидели, наконец, как нужно будет двигаться дальше – дойти до аккуратной осыпной «запятой», из-под нее выходить к осыпной гряде Западного гребня и двигаться где-то там вдоль нее до вершины, что мы и видели с вершины Актура. Но это уже не сегодня, а сейчас мы готовимся ехать вниз, навострив видео- и фотокамеры. Погода по-прежнему яркая, виды вокруг – до самых горизонтов, ветры тихие, и даже не верится, что такое счастье бывает и в этом ненастном сезоне. Одним словом, начинается то, ради чего было все предыдущее!

Спускаемся строго вдоль следов подъема, не разъезжаясь по склону и постоянно снимая друг друга (будет ли еще такая погода в ближайшие дни?). Склон «хобота» и на спуске не кажется сложным, но нужно быть постоянно внимательным (!) Во-первых, нельзя подъезжать близко к краям этого извилистого склона (ледовые и скальные сбросы с обеих сторон), а во-вторых, есть редкие трещины, которые снизу хорошо видны и обходятся, а при движении сверху и на скорости – можно и поймать под ноги. Справа от нас, далеко внизу, ярко зеленеет долина Уллукама, и иногда мы как будто зависаем прямо над ней . Слева, через разорванный рукав нижнего ледника – крутые скально-ледовые склоны Южной предвершины ( 5993 м ) и от нее на юг – ледники Азау, а еще дальше хорошо видна блестящая на солнце колония «бочек Гарабаши». За всем этим – Донгузорун, Ушба и весь Главный Кавказ, от вершин Безенги до Домбая… Вот так и ехали в тот день, постоянно хлопая глазами, не в силах их оторвать от того, что вокруг! Наконец, подъезжаем к «финишным воротам» – ножевой гребень и затем крутой спуск вдоль скал на пологую часть ледника к нашей мульде. По другую сторону гребня – склон еще круче и километровый сброс до самого Уллукама. Это наиболее ответственный участок, где важно «не смазать» кантами. Как раз то, что можно назвать настоящей No Fall Zone : здесь падать просто нельзя!

Спуск по хоботу

Спуск вдоль скал

Ножевой гребень

Босоногие в мульде

Спуск с Западного плеча со всеми остановками, съемками и любованиями горными пейзажами занял почти 1,5 часа. К 15.00 мы спустились в лагерь, утомленные солнцем, но уверенные в своей готовности скатиться теперь и с самой вершины. В столь мажорном настроении сбросили башмаки и перешли к приятным процедурам.

Продолжение следует...

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!