"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Андрей Абрамов Фото: Андрей Абрамов, Антон Чернов, Вано Лаврентьев, Серёга Тагунов
Persian powder - 2005
Идея оставить свой след на иранской целине возникла в целом спонтанно. В прошлом году она была посеяна моей польской знакомой, которая прислала e-mail с двумя словами о "огромных снежных полях в высоких горах недалеко от Тегерана". Идея ехать пришла с акцией Аэрофлота, который обещал довезти до Тегерана за 99$. Как раз к моменту получения виз стали известны планы США о возможной войне в Иране, и все знакомые сомневались в нашем успешном возвращении. Между тем Иран завалило снегом и к моменту отлёта дороги в горах были закрыты.
Удалось узнать, что в стране нашего предполагаемого отдыха царит строжайший "сухой закон". Алкоголь запрещён к ввозу и употреблению и самое мягкое наказание за нарушение - тюрьма. Поэтому в самолёте все старались выполнить норму по неправильному образу жизни на две недели вперёд, в итоге нам дали официальную бумагу о том, что следующее действие экипажа по борьбе с дебошем, это аварийная посадка в месте по выбору командира экипажа, также предлагалось сдать все напитки. Скоро всё стихло.
Валюта
Несмотря на три часа ночи, Тегеран встретил нас по-летнему тёплой погодой, таможенный досмотр был формален, женщины закутаны в платки, но симпатичны. Поменяв деньги. Каждый стал миллионером и получил свой мешочек местной валюты. Призрак терроризма и ядерной угрозы стал постепенно растворяться. На следующий день осваивали Тегеран. Делать там нечего, бетонные джунгли, часть людей ходят в респираторах и с заклеенными носами, но горы видны отчётливо. Туда мы и поехали.
Демавенд (5671 м)
Попадая в Иран нужно забыть суету и поспешность. Здесь особый менталитет. Никто никуда не спешит, царит раздолбайство. Официальный выходной пятница, но и в четверг многие не работают. В выходные народ валит в горы, поэтому с местами возникают проблемы, возникли они и у нас. Но мы уже в горах, поэтому бытовые проблемы отходят на второй план.
В Иране три крупных места для катания: Дизин, Шамшак и Точал.
Дизин
Дизин
Самый большой курорт. Перепад высот 2700 - 3500 м.
Кабинки в Дизине (очень тесные для четверых)
Подъёмники: 3 кабинковых (кабинки на 4 человек, но очень тесные), 2 парнокресельных, 5 бугельных (с тарелочками). Маркированных трасс нет, есть полоса обрабатываемая ратраками. Вокруг, нераскатанные просторы. Вне "трассы" катается мало народу, нет у них сноубордической тусовки.
Бугель в Дизине
С бугеля можно уйти на целинные поля, местные крутят пальцем у виска, и говорят, что там и летом-то опасно гулять пешком. Пройдя по гребню минут пять-десять можно ехать в соседнее ущелье, следов мало, а то и вовсе нет.
Крутизна склонов средняя, максимально 30-35 градусов. Никакой растительности (лес, кустарники) в зоне катания нет, нет и шансов въехать в дерево. С моей точки зрения идеальные места для первых шагов в целине. Снег был уже севший. Солнце палило нещадно больше недели. Склоны отпускало после 10 утра. К обеду невозможно находится на склоне, очень жарко.
С верхней станции открывается замечательный вид на соседние хребты, виден идеальный конус Демавенда - высочайшего вулкана Евразии (5671 м).
Из минусов, только один отель (второй в стадии ремонта, на ремонте и многочисленные шале). На этом инфраструктура заканчивается, поэтому вечерние развлечения сводятся к ресторану и бару отеля, ассортимент в которых неизменен, и надоедает на второй день. Из еды салат, кебаб (типа шашлык) и суп дня. Днём поесть можно на горе, но цены сильно завышены.
Самый запомнившийся спуск был ночью. Луна ещё не вышла, и видно практически ничего не было. Нас сопровождали местные спасатели, следили, чтобы мы не выезжали на подготовленную для слалома трассу. Снег уже схватило и я втопил. Спасатели пытались догнать.
Дуга
Самое интересное, что это был мой первый (и крайний) спуск в пределах "трассы", поэтому в паре мест я вылетал в какие то нераскатанные кулуарчики. В общем, адреналина море.
Попасть в Дизин можно двумя дорогами: верхней (70 км) и нижней (120 км). Верхняя дорога идёт через Шамшак. В сильный снегопад обе дороги обычно закрывают из-за лавин.
Шамшак
Шамшак
Крупный посёлок. Несколько пунктов проката лыж и сноубордов, магазинчики и небольшие кафе не дадут умереть с голоду. Можно заказать такси и съездить в один из ресторанов ниже по дороге. Перепад высот 2400 - 3150 м.
Два парнокресельных подъёмника плюс три бугеля с тарелочками. Верхняя станция креселок расположена в начале гребня. Склон гребня, обращённый к подъёмникам, состоит из ряда коротких, но крутых кулуаров. Подъём по гребню занимает не больше 20 минут.
Склоны в Шамшаке покруче дизинских. Есть места до 40-45 градусов. Правда, протяжённость спусков меньше.
Для любителей походить со сноубордом на рюкзаке в окрестностях есть несколько вершинок, ходу туда час-два. Как раз с одной из этих вершинок и был проложен нами самый интересный путь спуска. Перед нами прошли норвежцы на ски-турах, идти по их лыжне было приятно.
Дорога вверх
Начало спуска не предвещало ничего необычного, широкие нетронутые никем целинные поля, но через некоторое время ущелье стало сужаться. Появились следы норвежцев, которые спускались с соседней вершины.
Колючки
Дальше спуск вдоль речки, прыжки с заснеженных камней и слалом между ними. И вот у одинокого деревца дорога раздваивается. Путь вниз преграждает скальный сброс метров десять высотой, за которым просматривается продолжение, и можно попробовать подняться вверх на седловинку.
Первоцвет
Ходить вверх не стиль, и обойдя сброс, соскребаемся в ущелье. Скальные стенки отвесно уходят вверх, ширина метров пять. Красиво, едем дальше. Несколько поворотов - приехали. Опять скальная стенка, и рядом практически вертикальный кулуарчик.
Ледяное царство
При просмотре кулуарчика обнаружилась сосулька, свисающая с него в большой скальный грот. Некоторое время обдумывали ситуацию, можно конечно наверх пойти, но теперь совсем далеко, решили спуститься до начала сосульки. Эх, верёвку бы с ледобуром. В итоге страховка через связанные темляками палки - телескопы. Высоты вроде не очень много, внизу сугробик - решаюсь прыгать…
Прыжок с сосульки
Высоты оказалось метра три-четыре, а вместо сугробика - лёд. Жёсткое приземление, и выкатываешься в ледяное царство, всё в сосульках, постоянно что-то падает сверху, хорошо, что шлем на голове.
Здесь тренируются ледолазы
На противоположной стороне ущелья каскадный лёд, где тренируется ледолазная школа.
Этот прыжок был, наверное, самым опасным моментом всей поездки, если вы ищите опасности - они вас найдут.
До Дизина от Шамшака 12 км, доехать можно на такси (3$ машина), но проще поймать машину, подвозят охотно. Недалеко от Шамшака есть ещё подъёмник в Дарбонсаре, зона катания там небольшая, но для разнообразия можно посетить.
Ледяное царство
Отражения
Отражения
Маленькая инсоляционная лавинка
На фоне мечети
Первая жертва
С карнизика
Ласточкин хвост в полёте
Катание в Шамшаке
Катание в Шамшаке
Отражения
Точал
Расположен практически в Тегеране. Канатка поднимает с 1900 до 3800 м. Её длина - 7.5 км, она является самой длинной канатной дорогой в мире. Но зона катания здесь небольшая, а подъёмник работает только до 12.30-13.30, в зависимости от дня недели (в Дизине и Шамшаке до 15.30). Отель только один, на промежуточной станции (3500 м). Поэтому, если не успели на канатку, топать, по словам местных жителей, часа четыре.
Полёт
Парапланы
Пара отморозков из нашей банды взяла с собой парапланы. Им удалось немного полетать в Дизине и Шамшаке, основная проблема - отсутствие нормальных посадок, ну и постоянный сливной ветер в спину. Для расширения кругозора было предпринято несколько выездов на полёты с местными пилотами.
Полёт над Тегераном
Места для полётов есть рядом с Тегераном. Условия в целом хорошие, но не самые простые. Доступны тандемные полёты над пригородами Тегерана. Аренда полного комплекта снаряжения на месте - 30$ в день.
Водители
Так иранцы возят доски и лыжи
Система движения заслуживает отдельного описания. Светофоры есть, но они просто мигают различными цветами и внимания на них никто не обращает. Пешеходных переходов нет, все переходят, где им удобно, наперекор транспортному потоку. Изредка встречаются пешеходные мосты. Самые опасные для пешехода - мотоциклисты, они составляют почти половину потока, и любят ездить ночью без фар. Движение хаотично, даже на пустой дороге водители совершают затейливые манёвры, подрезая окружающих и радостно бибикая. Манёвры по встречной тоже в порядке вещей, задний ход посреди дороги - норма.
На горных серпантинах ничего не меняется, правда обзор там хуже из-за многометровых отвалов снега. Перед закрытыми поворотами принято бибикать, что мало помогает - в машине обычно орёт музыка. Когда водитель видит встречную машину, он так рад, что мигает ей дальним светом, слепя всех. Поездка ночью от Шамшака до Дизина приносит не меньше адреналина, чем спуск в кулуаре. Бензин очень дёшев (1$ за десять литров), поэтому и такси недорогое.
Еда
Завтрак иранцев, варёные бараньи головы ("кале паче")
Различные виды кебаба и рис, нет, много риса. Основная особенность - кислый привкус практически всей пищи, связанный с повсеместным добавлением барбариса. Даже фисташки в барбарисовом соку. Очень вкусны сендвичи, они объединяют в себе кебаб, салат, солёные огурцы и прочую снедь. На завтрак предложат местный йогурт (маст) и лепёшки.
С напитками хуже. Пиво только безалкогольное, напоминает по вкусу лимонад. Есть чай и пепси-кола.
На базаре можно приобрести широкий ассортимент пряностей, орешков и пр. Очень вкусен инжир, необычны сушёные лимоны.
Страна
Демавенд из Дизина
Ситуация в сегодняшнем Иране напоминает СССР. После революции 1979 года женщин закутали в хиджабы, опустили железный занавес, запретили алкоголь и т.д. Но сейчас ситуация меняется. 70% населения несогласно с политикой государства, самая непопулярная фигура - мулла, зреет новая революция. Кстати, при запрете на алкоголь, в любой аптеке Тегерана и в некоторых магазинах свободно продаются за 3-4$ бутылки с надписью Этанол (С2Н5ОН), это он и есть!!! Покупаем, разбавляем, немного апельсиновых корочек для аромата - русский фрирайдер нигде не пропадёт. Так же доступен гашиш по демпинговым ценам.
Население радушно встречает любого иностранца, пытается общаться. Английский знают не все, таксисты, персонал гостиниц и кафе часто не обременён этим знанием. Порой, когда от тебя хотят отмазаться в гостинице, изображают потерю дара разговаривать по-английски. Но общее впечатление положительно, и общение с местными приятно.
Расходы
Перелёт: 350-400$ (по акции Аэрофлота 150$)
Виза: консульский сбор 90$, с учётом оформления через фирму - 150$.
Жильё: от 10-20$ в день, на курортах лучше бронировать отель из Москвы заранее, на выходные с местами проблемы.
Еда: недорого, средний ужин 4-5$.
Подъёмник: 6-7$ в день.
Валюта: риалы, менять лучше сразу по прилёту в аэропорту, 1$~8800 реалов.
Отморозки
Итоги
Удалось открыть для себя новое катальное место. Снег здесь очень хороший, и его много. Рельеф интересный. Солнца дофига. Отношение местного населения - доброжелательное. Девки симпатичные, но к ним нужен особый подход. Страна большая, можно после катания слетать на Персидский залив, или осмотреть культурные ценности. Внутренние авиаперелёты недороги. Собираемся вернуться ещё раз, посетить Демавенд.