Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >

Итоги года по версии Mountain.RU.
Человек года: Александр Одинцов

От редакции: «Организаторы международной премии Piolets d’Or объявили обладателя награды за карьеру в альпинизме 2025 года — Александр Одинцов, человек, чья деятельность определила развитие постсоветского альпинизма и вдохновила целое поколение молодых альпинистов в странах бывшего СССР».
Собственно, это всё, что нужно знать об этой номинации.

Александр Одинцов: Я часто задаю себе вопрос, насколько бы поредели ряды замечательных людей, если бы кто-то не надоумил их писать мемуары. Поскольку, к замечательным людям меня нельзя отнести ни при каких обстоятельствах, я, как приверженец малых форм, ограничусь простыми воспоминаниями. Хотя на вечере Федерации альпинизма имел возможность убедиться, что некоторые из моих добрых знакомых совершили литературный подвиг. Написали книги. Снимаю шляпу перед такого рода писательским трудолюбием. Я же человек ленивый. У меня всегда свершению больших дел роковым образом мешает обилие малых. Но спасибо Анечке Пиуновой. Она убедила меня, что писать надо. Мол, это веяние времени. Хотел я было возразить, не принимает ли она за веяние времени простой сквозняк, но не стал. Ей, как журналисту со стажем, видней. И вот сижу, пишу воспоминания. А, поскольку жизнь прожита не зря, тому, кто будет меня когда-нибудь исповедовать, скучать не придется. В общем, подгоняю свой нынешний облик под будущий некролог. «И да простит меня читатель добрый, если кое-где прибавлю к правде элемент искусства».

2002 г. Баффинова Земля, вершина Большого Паруса

Родился в очень простой семье. Небогатой. Скорее, даже бедной. Впрочем, несильно выделявшейся на общем фоне. В школе мне и моим сверстникам доходчиво объясняли, что бедность – не порок. Забывали, правда, добавить, что бедность обременительна, а порок бывает очень даже приятен. До этой простой истины мы уже доходили самостоятельно. Книги, книги и еще раз книги. Вот что определило мое восприятие мира. Райдер Хаггард в романе «Дочь Монтесумы» рассказал мне о судьбе двух родных братьев: Джеффри и Томаса. От первого осталось только тире между двумя датами. Рождение – смерть. Судьба второго - авантюрный роман. Я не хотел быть Джеффри. Я хотел быть Томасом. В городке, где пил каждый второй, причем, пил, как правило, с каждым первым, реализовать это желание было непросто. Так что мой выбор был закономерным: Горный институт с его романтическим флером дальних странствий.

Нисколько не сожалению о сделанном выборе. Конечно, и в Горном преподавали научный коммунизм. Но дозы были терапевтические. Утопическая идея всеобщего равенства, овладевшая обществом в извращенной форме, в Горном находилась на положении бедной родственницы. Тогда это был ВУЗ с максимально возможным в Советском Союзе уровнем свободы. Но я тогда с удивлением обнаружил, что даже в этих условиях, если большинству людей предложить на выбор свободу или биг-мак – они выберут биг-мак. Но, как речной поток сортирует крупицы породы по удельному весу, так студенческая жизнь естественным образом приводит пассионариев в места максимальной свободы. В моем случае это оказалась секция альпинизма. Так началась моя первая жизнь в альпинизме. А жизни оказалось целых три.

1986 г. Пик Тутек. 6ка. Первовосхождение. Передний план Русяев Алексей. 5259м

Главное, что я понял в этой первой жизни, было то, что искать рациональное объяснение, зачем люди ходят в горы, все равно, что листать томик Карла Маркса в поисках цветных картинок. Это мне объяснил человек, которому я обязан пристрастием к перфекционизму, философскому отношению к невзгодам, любовь к хересу и нелюбовью к пориджу, тягой к тренерскому мессианству. Его звали Алексей Русяев. Тренером он был от Бога. Был воплощением тренерской культуры. Если культура – умение материться без мата, Леша был в этом деле виртуоз. Это качество я так и не сумел у него перенять. Когда мне участник в кошках в а/л «Варзоб» наступил на ногу, я сказал ему, чтобы он плодился и размножался. Только другими словами. С Лешей в двойке мы прошли мою первую 5Б. Под руководством Алексея я впервые поучаствовал в Чемпионате СССР. От него я унаследовал мистическое восприятие гор. Когда я высказал ему свое скептическое отношение к идее Бога, он посмотрел на меня внимательно, и сказал, что в группе, поднимающейся по Ушбинскому ледопаду, атеистов не бывает. Вскоре я в этом убедился.

1983 г. Вершина Долар. Маршрут Варбуртона.Русяев. Чемпионат СССР, II место

После окончания института я встал перед выбором: горы или геология. Искушение горами было велико. Я же могу устоять против чего угодно. Кроме искушения. Я поддался искушению и написал заявление об увольнении. На увольнение я не мог рассчитывать ни при каких обстоятельствах. Так как был «молодым специалистом». И, согласно тогдашним законам, должен был отработать 3 года. Но что такое советское трудовое законодательство для человека, прочитавшего Райдера Хаггарда? Серьезность своих намерений я подтвердил рукопашным поединком с начальником. Когда местком, профком и партком убедились, что с Райдером Хаггардом им конкурировать не приходится – меня уволили. Я стал фрилансером. Наверное, одним из первым в Советском Союзе. Далее пунктиром: горы, Крым, Карельские скалы, Чемпионаты Советского Союза, первый самостоятельный опыт тренерской работы. Эта идиллия продолжалась 10 лет. В 90 все внезапно закончилось. Советский Союз развалился, Чемпионаты приказали долго жить, но главное, что меня буквально убило – погиб Русяев. Лавина на пике Ленина похоронила его и еще 40 человек. Закончилась моя первая альпинистская жизнь.

1975 г. Новичек. На Восточном Ирик-Чате. Перевал Чепер-Азау. Приэльбрусье

Чаще всего в удачной идее поражает то, что до нее додумался кто-то другой. Мне часто говорят, что мысль пройти новые маршруты на значимых стенах в разных горных районах мира витала в воздухе. К счастью, у меня хватило нахальства прокукарекать. Так началась моя вторая альпинистская жизнь. Как нащупать пульс времени? Для начала – вытащить руки из карманов. Пульс был неровный. Тут и развал страны, и экономическая неразбериха, и потускневшая национальная гордость. «Русский путь – стены мира». Название грело душу как имперцев, так и либералов. 10 стен. Почему именно 10? Сам не знаю. Просто людям нравятся круглые числа. И потом, двузначное число выглядит внушительнее. Древние Греки считали, что достичь экватора сложно, а пересечь невозможно. Я убедился, что они были недалеки от истины. Первые пять стен были пройдены с интервалом в год. Восхождения эти дались совсем непросто. Восточная стена 4810, Северная стена Аксу, Стена Троллей в Норвегии, Багиратхи в Индийском Гарвале, Башня Транга-Тауэр в Пакистане. Нам сопутствовала какая-то невероятная удача. До экватора мы добрались, как античные мореплаватели, хоть с трудом, но без серьезных потерь. Я возгордился. Западная стена Латок III опустила меня с небес на землю.

2000 г. Латок III, Ледник Балторо

Лавина в 2000 году, несколько сломанных конечностей, четырехсотметровое падение Ефимова с последующим чудесным спасением. Гибель Игоря Барихина в 2001 году. Человека, с которым я прошел первую стену проекта. Успех ударяет в голову, неудача ударяет в сердце. Это была не просто неудача. Это была катастрофа. Я признал поражение. 10 лет не хотел, не мог слышать название этой горы. Только через 10 лет (опять круглое число) мы снова оказались в базовом лагере Латок III. Новая команда, молодые ребята, прежний маршрут.

2001 г. Александр Кленов на фоне Латок III (вторая попытка)

В этот раз гора нас приняла и отпустила. Мне, правда, пришлось заплатить за это одним легким. Оторвавшийся под вершиной тромб весьма удачно попал не в сердце и не в мозг, а в легкое. Легочная эмболия сделала спуск нелегким (простите за каламбур). Латок III был девятой стеной. Я рассчитывал сделать ее десятой, но индейцы в Венесуэле скорректировали планы. Нас сняли с середины стены Аутаны, забрали в плен и беспардонно нарушили все мои расчеты. В десятилетний промежуток времени между Латоком – 2001 и Латоком – 2011 уложились: Стена Большого Паруса на Баффиновой Земле, Северная стена Жанну, удостоенная Золотого ледоруба во Франции, Кзыл-Аскер на границе Киргизии и Китая, ну и злосчастная Аутана. Так что проект остался незавершенным. В этом я усматриваю перст судьбы. Во всем можно найти положительную сторону. Кто бы вспоминал Сизифа, если бы ему удалось завершить свой проект?

2002 г. Баффинова Земля, вершина Большого Паруса

С потерей легкого закончилась моя вторая альпинистская жизнь. Третьей я уже не ожидал. Однако, она состоялась. Сенека говорил, что если Боги хотят кого-то покарать – они делают его педагогом. Его можно понять. Ему сильно не повезло с учеником. Надеюсь, я удачливее. В Центральной школе инструкторов, которой я руковожу в своей третьей альпинистской жизни, персонажей с задатками Нерона мне не попадалось. Хотя курсанты нервно-паралитического действия встречаются.

Ну, с курсантами еще как-то сладить можно, а вот как совместить современные инновации с практикой Советской школы? Чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Я всегда подозревал, что тут не иначе, как съели пастуха. Чтобы не оказаться на его месте, стараюсь не перегибать палку. Опасаюсь наломать дров. Иногда мне кажется, что все напрасно. В одну упряжку впрячь неможно коня и трепетную лань. Но я прагматик. Не хороню свои иллюзии. А вдруг они пригодятся? При этом отдаю себе отчет, что не заслужу ничего, кроме оплеух. Утешает лишь то, что если бы каждому воздавалось по заслугам, у большинства знаки отличия располагались бы сзади. И на суд истории не слишком полагаюсь. У меня он вызывает сомнения хотя бы потому, что проходит в отсутствие подсудимого. Впрочем, сетовать на судьбу не стану. «Мы любим, когда нам трудно!» - как говаривал один мой хороший знакомый, переминаясь с одной помороженной ноги на другую. Но ведь бывают же в альпинистской жизни и светлые минуты: «Счастливчик! Увидишь Париж!» - воскликнул другой мой хороший знакомый, узнав, что мне вручают французскую премию Золотой ледоруб за карьеру в альпинизме. «Париж - это праздник, который всегда без меня» - отвечал я. «Я увижу Монблан, что тоже неплохо». И еще добавил, что я не виноват в произошедшем. Простите меня, если сможете! Я уже давно еду с ярмарки, и на зеркале у себя в комнате повесил записку: «Другие не лучше!». И, вы знаете, повышает настроение. Рекомендую.

От редакции: Друзья, это последний материал из серии «По версии Mountain.RU».
Чтобы он стал не последним в 26-летней истории сайта, поддержите нас своими щедрыми новогодними донатами.
Спасибо, что вы с нами.
До встречи в Новом 2026 году!
РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ДОНАТОВ

Qr-код для быстрого доната

Реквизиты счета
Полное наименование организации
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ВИДОВ СПОРТА И КУЛЬТУРНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ, СВЯЗАННЫХ С ГОРАМИ "ГОРЫ И ЛЮДИ"
ИНН 9726106148
Расчетный счет 40703810600000749342
Банк АО "ТБанк"
Юридический адрес банка Москва, 127287, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 26
Корр. счет банка 30101810145250000974
ИНН банка 7710140679
БИК банка 044525974

Boosty
ЮMoney
Спасибо за поддержку!


Читайте на Mountain.RU:

Главная страница премии «По версии Mountain.RU»

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2026 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru