Горы мира > Западная Европа >

Фотографии предоставлены сайтом www.karpaty.com.ua

Поход по главному хребту Украинских Карпат

Говерла

Все началось из того, что кому-то в голову пришла идея пойти в поход на несколько дней в Карпаты. Надо сказать, что из нашей пятерки только мой брат Василий менее-более знал маршрут и имел опыт продолжительных походов в горы, поскольку занимается альпинизмом в местном альпклубе. Мы же представления не имели, что это такое. Это был наш самый, что ни есть, ПЕРВЫЙ раз! Мой брат Василий предложил пройти самый сложный маршрут Украинских Карпат (от г.Попа Ивана и до г.Петроса). То есть мы должны были побывать на всех двухтысячниках.

На следующий день мы начали собираться. Сразу появилась куча проблем: что брать и в что брать. Пришлось покупать рюкзак. К слову хочу сказать или посоветовать новичкам, что лучше такие вещи приобретать в специальных туристических магазинах, где есть хороший выбор и вам подскажут, что лучше выбрать. Мне понравился рюкзак фирмы "Elite" емкостью 75 л ($35-40). Также не забудьте взять с собой каримат: Он очень помогает в сырую погоду.

Теперь еда. Мы собрались все вместе и посчитали, сколько необходимо купить провианта. Поскольку планировали идти на 4 дня, то соответственно еды нам надо было немного. Ограничились вермишелью быстрого приготовления (60 шт), консервами, салом (это обязательно!), свежими овощами на первый день, бульонными кубиками. Вот и все. На пять человек все это стоило очень недорого.

1-й день

Договорились собраться на вокзале в 6.00 утра. Но как всегда, кто-то не успел и мы выехали только в 8.30. Приехали в с.Верховина через три-четыре часа и тут началась такая гроза, что подумывали вернуться. А кроме того, местные гуцулы рассказали, что неделю назад кто-то потерялся в горах. Да, приятного мало. Но не для того же мы приехали, чтобы вот так, не пройдя и километра, возвращаться. Решили, что подъедем к отправной точке нашего маршрута, а если же погода и дальше будет мокрой, то переночуем у пограничников. Сели на "пазик" и отправились в Богом забытое село Шебенэ, что находится почти на границе с Румынией. Автобус был страшно перегружен и иногда, переежжая около пропастей, дух захватывало: еще чуть-чуть и упадет. Но водитель, видно, попался умелый, слава Богу.

От Шебеного до первой ночевки на озере Маричейка где-то 7-8 км. Мы отметились на КПП в пограничников (не забудьте взять свои паспорта, иначе не пропустят), закинули рюкзаки на плечи и начали свое приключение.

Рюкзаки весили около 25-30 кг. Сейчас уже с некоторым опытом знаю, что взяли много лишнего. Но тогда все казалось необходмым. Шагали бодро и весело до первого подъема. Он был небольшой, метров 50, но крутой (угол примерно 45 градусов). Пройдя его, мы повалились на землю, вспотевшие и уставшие. Трое из нас (включая меня) курят, и мы решили покурить. Отдохнув, принялись идти. По пути нам повстречался лесничий. Он остановил нас под предлогом, что ему надо провести с нами беседу о безопасности в горах. Спасла ксива моего брата (он работал в облгос-садминистрации), но если бы не это, нам бы пришлось заплатить по 2-3 гривны. Немного, конечно, но все равно жалко, как для студентов.

Дорога была ровной, так что мы шли ровно и быстро и, пройдя полонину Веснярку, через некоторое врямя очутились возле оз.Маричейка. Оно было небольшое и неглубокое, но купаться не рискнули потому, что температура воды была около 9 градусов. К тому же погода была не очень теплой. Здесь мы встретили наших знакомых, которые вышли на день раньше нас и уже успели тут освоиться. К наступлению ночи небо полностью стало чистым и были видны звезды. Здесь, в горах, воздух очень чистый, а потому видимость хорошая. На ужин была вермишель, консервы, грибной суп и копченое мясо. Оказалось, что Андрей и Олег (наши знакомые) успели уже насобирать грибов и сварить суп. Мои друзья Тарас, Иван и мой брат наотрез отказались даже попробовать его на вкус. А я с еще одним Андерем и знакомыми, долго не думая, смели все подчистую. Друзья очень переживали за нас, но все обошлось. Я просто подумал, что если эти грибы уже ели наши знакомые, то они нормальные. Конечно, раз на раз не приходится. Они знаются на грибах, но... Короче, не советую вообще есть грибы в горах, если у вас нет достаточного опыта собирания. В случае чего вам никто не поможет, потому что никого нет вокруг. Не знаю хорошые или нет были те сыроежки, то мы сьели еще много лука и чеснока, а потом еще "для согрева" и "профилактики" употребили немножко водки. Кстати ее мы взяли мало (2 л на четыре дня), а потому экономили. Кстати к вечеру вся минеральная вода была выпита и мы пили из озера. Она там чистая, хотя и с водорослями.

Потом еще долго сидели и пили чай. Кстати без чая, думаю, было бы вообще туго: сколько бы воды не взяли, все равно когда-то кончится. Воды на маршруте (по крайней мере в начале) полно, но чай вечером очень согревает, а утром бодрит. Вот так сидя, глядя на звезды, разговаривая о чем попало, вскоре ощутили, что очень устали. Нам, непривычным к таким переходам, первый день выдался трудным. Я с ужасом думал, что же будет завтра, когда мускули будут болеть до невозможности от непривычной физической нагрузки.

Ночь была холодной. в палатке также было прохладно, но я этого не чувствовал, лежа в пуховом спальнике в одном белье. Ну и как всегда, долго никто не мог заснуть в палатке, за исключением Васи. Он, привыкший к таким меропирятиям, уснул сразу же. А мы еще долго смеялись над непонятно чем. Вот есть такое: лежишь, спать хочется, а кто-то что-то такое выдаст, что удеражться не можешь и так и тянет на "хи-хи".

2-й день

Утром проснулся и прислушался к себе, готовясь к боли. Но крепатуры, как ни странно, не было. Кстати не было этого и в последующие дни похода. Затрудняюсь объяснить почему. Думаю, что организм как бы приспособился к этим нагрузкам и на следующий день "знал", что сегодня его ждет то же самое. Заметил, правда, что плечевые ремни рюкзака, чуть натерли кожу и она побаливала, но это было очень даже терпимо. Василия и Тараса покусали комары ночью и они вынуждены были использовать какие-то мази. Меня, Андрея и Ивана, как ни странно, это не тревожило: видимо, кровь у меня не очень вкусная, так как ни один комар ею не соблазнился. Ну и хорошо.

Вообще-то мы планировали выйти в часиков 9-10 с утра. Но пока позавтракали и собрались, было уже 11.00. Надо было спешить: до следуещей стоянки было прилично, а дорога обещала быть крутой и тяжелой.

Решили, что сегодня надо во что бы то не стало дойти до озера Бребенескул, которое лежит возле одноименной горы. Пройти надо было прилично, а ктому же первые 4 часа шли все время вверх, поднимаясь на Черную Гору, или г.Попа Ивана. Это было действытельно тяжело, как на первый раз. Продвигались медленно из-за тяжелых рюкзаков. Задыхались от непривычки и перегрузки. Старались идти равномерно, делая пятиминутные привалы на тридцать минут хода. Так нам посеоветовали потом опытные альпинисты.

Гора Поп Иван (наверху обсерватория)

Выйдя на Черную Гору (Поп Иван) (2022 м, 1Б), мы были поражены количеством людей, которое там встретили. На самой горе работала экспедиция геодезистов из Львова и Кракова. Они занимались вопросом реставрации и возобновления работы обсерватории на горе, которая была посторена здесь в начале ХХ века. Здание сегодня очень разрушенное: время и постоянные ветры сделали свое дело. Между этажами прогнили лестничные клетки, так что не советую слишком бегать там. Мы сфотографировались на фоне обсерватории и хотели продолжить наш путь, но внезапно гору накрыли тучи и начался дождь.Спрятались в одну из комнат и ждали 2 часа пока не кончится. Руководитель одной из груп предупредил нас, чтобы мы не остановливались на ночевку на г.Бребенескул: там сильные ветры и в случае грозы может быть опасно.

Озеро Бребенескул

Вышли из обсерватории после обеда (в 14.30). Дождь еще не кончился, но надо было идти, оставался еще очень приличный отрезок дороги. Над горой висел еще туман, когда мы вышли. Это был первый опыт хождения в тумане. На подходе к вершине встретили несколько туристических груп. Они шли с Говерлы. Их маршрут полностью совпадал с нашим, но начинался с планируемой нами точки финиша. Через полтора часа опять стало ясно и засветило солнце. Очень хотелось пить, а родник был где-то под Бребенескулом или же надо было долго спускаться, но в нас не было времени. Набрали воду в дождевой луже поблизости г.Дземброни (1878 м). Тяжело было подниматься на остроконечную каменистую вершину. По дороге встретили группу поляков. Они тоже шли по нашему маршруту, но не сильно спешили. Спускаться с Дземброни было немного страшновато. Узенькая тропинка шла над пропастями и обрывами и надо было осторожно шагать, чтобы не оступиться и под тяжестью рюкзака не полететь вниз. Погода опять начала портиться. Густой туман накрыл нас за Менчулом (1998 м). До Бребенескула (2035 м) мы потеряли Ивана, и пришось ждать не менее полчаса, пока он догнал нас. За это он получил хорошую взбучку. Вася с Тарасом пошли вперед и нам пришлось поспешить. Возле вершины увидели группу харьковчан, которые располагались на ночевку. Мы предупредили их, что может быть гроза. Но они очень устали и не захотели идти дальше.

А небо становилось темнее, туман гуще. Практически ничего не было видно. Южный склон горы был окутан таким туманом, что мы терялись, отойдя на несколько метров. Подумали, что надо спускаться по северной стороне, чтобы где-то расположиться на ночевку. Но не прошли и 50 м, как поняли, что лес очень далеко, а кроме того, завтра надо будет долго подниматься. Возвращаемся. Я начал психовать, что Вася не знает маршрута. Зря, конечно, это только мешает. Спускаемся по северному склону на 40-50 м и видим небольшую ровную площадку, кое-где покрыту лужами. К озеру надо очень долго спускаться, а потому принимаем решение остановиться здесь. Страшновато, правда, как бы не началась гроза. Опасаемся молний - открытая местность. Пошли посмотрели на оз.Бребенескул. Оно приютилось между двух гор и в уголке блеснело синевой. Но спускаться туда - это лишних 30-40 мин, а то и больше. Темнело. В горах это происходит особенно быстро: только солнце скроется за горой, как уже сумерки. Если честно, то этот день был самым трудным. Один подъем на Поп Иван чего стоил! А также была покорена Дземброня. Конечно можно было бы не заходить на вершину, как делает больщинство туристов, но не захотели. Раз уже отправились в горы, так надо бы и побывать на этих самых горах. Но было очень тяжело. Идешь и только одна мысль: ну когда же наконец? Или же вообще не думаешь, шагаешь, отмечая как и куда сделать следующий шаг. Как робот.

Поставили палатку. Затащили кариматы и спальники. Лег и... как же болит спина! Не хочется ни вставать, ни кушать: одно - полежать. Но все-таки заставил себя проглотить несколько бутербродов. Очень хотелось пить. Еле дотащился до лужи (озера?), набрал бутылку воды. В долинке не так дует ветер, но все-таки вблизи озера докучают комары, правда, не так сильно, как вчера: сказывается высота. Не с чего развести костер.Воздух очень холодный. На вершине гуляет ветер и клубится туман. Как там харьковская группа? Но дождя нет и небо медленно очищается от туч. Поев всухомятку и выпивши по 200 грамм чая, еле вскипяченного на маленьком примусе, отдыхаем. Внезапно слышым какой-то топот. Странно... Но вскоре нашлось и объяснение этому звуку. На гребне хребта появляются три лошади. Мы удивлены. Как они сюда забрались? Уже ночью видели огоньки фонариков на вершине. Это нам светили харьковчане, развлекаясь. Но нам тогда было все равно - хотели только спать. Друзьям холодно было спать и они поодевали все, что только можно, а меня спасает пуховой спальник, который рассчитан на температуру до -4 С. Итак самый трудный переход пройден. Завтра будет уже не так тяжело: маршрут ровнее, рюкзаки легче. Перед сном даже не бушевали в палатке, настолько были усталые. Мысли о каком-то дежурстве ночью даже не возникло. Возле Маричейки эта мысль была, но никто так и не дежурил. А здесь, на высоте почти 2000 м зачем? Никто не прийдет и не украдет нас. Поддерживать костер не надо за неимением этого самого костра. Прикалывались, что сюда даже "дядя Миша" не залезет. Итак самый трудный день позади. Завтра пойдем по хребту. Судя по карте, больших спусков и подъемов не предвидется. А это радует. Еще вспоминаю, что забыл повесить на палатку мокрые носки, а потом забываюсь в сне...

3-й день

Проснулся в 6.00 утром.Вышел из палатки, оглянулся - и был поражен. Такой красоты я еще не видел за всю свою жизнь! Под нами лежало белое покрывало облаков, а над головой сияло сонце в синеве. Ощущение будто летишь в самолете. Мы начали восхищаться и, конечно же, фотографироваться. Ради этого надо было сюда прийти. Увидев такое, начинаешь задумываться, что кое-что ты в этой жизни узнал. А кроме того, не каждый это увидит. За такие и подобные картины и влюбляются в горы. Воспоминания и ощущения увиденного и сделанного в горах не отпускают человека, они все время тянут его опять в горы. Горы никогда не бывают одинаковыми и в этом ихняя прелесть и красота. Что бы мы не увидели в горах - это будет в единственный раз. Не часто можно увидеть такую картину, какая предстала перед нами. Вся земля, казалось, утонула в белом молоке, и только вершины гор избежали такой участи, гордо возвышаясь на тучами. И мы вместе с ними. В эту минуту мы были действительно горды за самих себя! Через час все это уже исчезло и нам остались только воспоминания и фотографии. Надо было двигаться дальше. Жажду утолили водой из луж, а вот с чувством голода быдо труднее. Опять ели всухомятку. Как хочется чего-то горячего!

Решили, что следующая стоянка будет под Говерлой. Хорошо, что не повесил носки на ночь. Забыл о росе. Погода нас балует. Недалеко от Бребенескула видим лошадей, которые пасуся здесь. Пастуха не видно. Как они сюда попали? Загадка. Встречаем харьковчан. Они толком не знают дороги и решают идти с нами. Ну что ж, пусть догоняют. Мы сегодня идем быстро. Не смотря на то, что весь маршрут утыкан столбиками (давняя граница межлу Польшей и Чехословакией), нам удается как-то "потерять" г.Ребру (2001 м). Спорим, что мы еще не дошли до нее. Но случайные туристы подсказали, что мы обошли вершину. Ладно, одной покоренной горой меньше. Не беда. К тому же мы и так на высоте около 2000 м. Видно вершину Туркул (1933 м), окутану легким туманом.

Озеро Несамовитое

А вот и озеро Несамовитое. Расположенно у подножья Туркула. Красивое и чистое. Говорят, что есть очень глубокие места. Вообще в нем не советуют купаться на наличием не дне большого количества трещин. Есть легенда, что окунувшийся в озеро через год должен жениться. Насколько все это правдиво можете судить сами: Василий уже раза два до этого купался в нем два года назад. И еще холостой. Правда "купался" - это очень сильно сказано.

В горных озерах вода очень холодная (+7...9С) и долго в воде не пробудеш. Мы планировали еще в Ивано-Франковске третью стоянку сделать именно здесь. Но так как не прошло и двух часов после нашего выхода, можно было идти дальше. Впереди еще целый день.

Поднимаемся на Туркул. Вернее мы вышли между ней и г.Данцинг (1856 м). Оставили рюкзаки и пошли на вершину. Отсюда видна обсерватория на Попе Иване на юго-востоке. Нарпотив видны Данцинг, Пожежевская, Брескул (1911 м) и Говерла (2061 м). На небе со всех сторон плывут маленькие тучки - признак того, что погода будет меняться в худшую сторону. И в самом деле: на Пожежевской начинается дождь.Начинаем спуск. С горы мы спускаемся, как на лыжах, хватаясь за альпийку, которая в отместку бьет нас нещадно по лицу. Андрей не вписывается в поворот и только тажесть рюкзака не дает ему продолжить головокружительний спуск, который вряд ли бы закончился хорошо. Помогаю ему подняться. В грязи по колено, на голову падает дождь, но нам весело.

Подходим к метеостанции с надеждой переждать дождь. Но нас не принимают, отсылая дальше. Ну что ж, надо опять спускаться, правда, уже по менее-более нормальной дороге. Не доходя к базе Заросляк километа четыре-пять,
останавливаемся. У Тараса есть большая пленка. Ней мы накрываемся. К нам присоеденяется еще 10-12 харьковчан. Через некоторое время дождь стихает, но не перестает окончательно. Понимаем, что прийдется здесь переночевать. Собираем ветки для костра. Они мокрые, но у нас есть бензин. Мы взяли его как раз для такого случая. Немного, 2 л, но и этого много для того, чтобы разжечь костер. Недаром Тарас его таскал 2 дня с собой. Пригодился. У нас еще есть сухой спирт, но с ним надо намучиться, чтобы разжечь костер.

Рекомендую брать бензин в поход на случай сырой погоды. Примус хорош, но на нем не приготовишь на много людей. Одних веток для поддержания костра мало и мы вынужденны срубить две-три сухие нетолстые сосенки. На звук топоров приходит какой-то инспектор из заповедника. Он объясняет нам, что мы находимся в заповеднике и рубить лес нехорошо. За одно дерево - 700 гривен штрафа. Мы чуть напуганы. А харьковчане и подавно. Особенно младшие туристы - школьники. Спрашивают у своего руководителя, что теперь будет. Понятно, что надо что-то решать. Отвожу в сторону Васю и высказываю мысль, может дать этому инспектору 5-10 гривен и попросить пусть убирается восвояси. Брат отводит того в сторонку и о чем-то говорит. Инспектор, не взявши денег уходит, попросивши нас поубирать трески от рубки и удалить пни. Слава Богу! Пронесло.

Поужинав, мы знакомимся с харьковчанами, решив присоеденится к ним на сегодня. Ихний руководитель, директор школы - опытный альпинист - рассказывает много интересного о Кавказе и Крыме.Потом поем походные песни. Харьковчане знают много прекрасных туристических песен. Мы же подпеваем им. Потом приходит наш черед, и мы пытаемся показать им нашими неакадемическими голосами всю красоту украинской песни. Ложимся спать поздно, довольные проведенным днем и вечером.

4-й день

Мы возвращаемся домой, усталые, но полные впечетлений. Дома нас с нетерпением и тревогой ждут родители. На утро после сна в теплой постели начинает все болеть. Догнала все-таки боль, а я так "переживал". Видимо теперь организм расслабился и "знал", что нагрузок больше не будет. Но это не спортило впечетления, приобретенные за весь поход.

24 августа, в День независимости Украины мы вышли на Говерлу (2061 м,1Б) - и этим закончили наш туристический сезон.

Вместо эпилога

Это были незабываемые дни, принесшие много нового и интересного. Мне и раньше нравилось проводить время в горах, но после этого "турне" по Черногоре, горы зовут меня. Я знаю, что не смотря ни на что, еще вернусь туда, чтобы опять пройти маршрут Шебене - Заросляк. Мы начинали поход, уверенные, что сможем покорить Черногору. Прийдя домой, я понял, что Черногора "покорила меня". Покорила своей сказочной первобытной красотой. Это не забывается - это на всю жизнь. Я слышу зов гор и сейчас.

После совершенного треккинга по Черногоре хочется чего-то нового. Большего и высшего. Наша следующая цель - Кавказ. Потом, может, Памир или Гималаи. Но это будет уже совершенно другая история.