Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU статьи Николая Симонова:
Траверс пика Мечта Август 1999 г.
Обрывки дневника Терскей-Алатау, 1994 год, август.
Секции горного туризма Новосибирского университета 20 лет

об Ак-Шийраке:
Ак-Шийрак. Центральный Тянь-Шань Обзор района
Отчет о походе в Ак-Шийрак группы туристов из Москвы в июле-августе 2001г.

Автор: Николай Симонов. г. Новосибирск

 

 

 

 

 

Ак-Шийрак.
Отчет о горном походе 4 к.с.,
2001г.

Массив Акшийрак был выбран в качестве района путешествия далеко не случайно. Идея поехать в эту малопосещаемую, а для туристов из Новосибирска совершенно неизвестную часть Тянь-Шаня возникла в секции горного туризма НГУ достаточно давно, лет 7-8 назад, после того, как были пройдены маршруты по Куйлю. Основной целью похода был сбор информации, каких-то особых спортивных целей мы перед собой не ставили. Поэтому, несмотря на очень сильный состав участников, был заявлен поход только 4-й категории сложности. Мы учитывали, однако, что известная суровость района всё равно сделает наше путешествие достаточно нелёгким. Естественным поэтому стало завершение похода с посещением красивых лесистых долин Терскей-Алатау, озера Алакуль и горячих источников Алтын-Арашан.

Содержание

1. Краткая характеристика района похода
  • Транспортные и иные проблемы, возникающие на подъездах к началу маршрута и при выезде домой
  • 2. Справочные сведения о группе и маршруте

  • Состав группы
  • План похода и пройденный маршрут
  • Материальное обеспечение группы
  • 3. График движения и краткий дневник
    4. Техническое описание перевалов и участков маршрута

  • Пер. Каинды (1Б,4327)
  • Пер. Карасай Сев. (2А,4600)
  • Пер. Клешня (1Б,4600)
  • Пер. Птицы (2Б,4750)
  • Пер. Геологов (2Б,4700)
  • Обзорная седловина (4800) и узловая вершина (5000)
  • Пер. Осыпной (1Б,4300)
  • Пер. Рокуэлла Кента (2А,4700)
  • Пер. Пилигрим (2Б,4500)
  • Пер. Ашутор (1Б4200)
  • Пер. СОАН (2А,4050)
  • Пер. Арчалытор Сев.(2А,4200)
  • Пер. Онтор (1Б,3980)
  • Озеро Алакуль и пер.Алакуль (1А,3800)
  • Горячие источники Алтын-Арашан и река Арашан
  • 5. Выводы и рекомендации

    6. Фотографии

    Краткая характеристика района похода

    Акшийрак - это горный район Тянь-Шаня, расположенный к югу от хребта Терскей-Алатау и отделённый от него долиной реки Сарычат. Река эта после поворота на юг носит название Ирташ, затем меняет его на Уч-Кель и является левым притоком реки Сары-Джаз. Она отделяет Акшийрак на востоке от горного массива Куйлю. С запада к Акшийраку примыкают вытянувшиеся на 50-60 км в длину и на 20-30 км в ширину Кумторские сырты (высокогорные равнина, фактически степь, местами заболоченная из-за вечной мерзлоты). По ним на юго-запад стекают истоки реки Нарын. С юга массив отгорожен сыртами от хребта Кокшаалтау. 

    Акшийрак (высшая точка - 5150 м) состоит из трех сближенных параллельных гряд (хребтов), ориентированных с северо-востока на юго-запад и разделенных крупными продольными долинами. Между северной и средней грядами лежит глубокая продольная долина, в западной части которой расположен ледник Петрова (его длина - 14 км, по величине это третий ледник бывшего Советского Тянь-Шаня), а в восточной части находятся ледники бассейна реки Джамансу. Длина ледника Джамансу более 10 км. Между средней и южной грядами лежат ледники: с западной части - Карасай Южный, а с восточной - Каинды (Коянды, Коенду) (длиной более 8 км). Западная часть средней гряды отделена от основного массива большим (длиной более 10 км) ледником Карасай Северный. Общее число ледников в массиве - более 130, площадь оледенения - около 450 кв. км. Языки ледников лежат на высотах 3700-4100 м, снеговая линия - 4100-4400 м в зависимости от экспозиции склонов. Следует отметить сравнительно слабую разорванность ледников, здесь нет больших ледопадов.

    Рельеф внутренней части массива Акшийрак имеет типичный альпийский облик - узкие скалистые водоразделы, крутые стенки, острые вершины и гребни. Последние из-за большой крутизны склонов часто лишены покрова льда и фирна, даже если они поднимаются выше снеговой линии. Многое здесь объясняется абсолютной высотой района, а также тем, что сложен этот горный массив метаморфическими сланцами, известняками, гранитами. Интересно, однако, то, что, несмотря на скальный рельеф, практически все сложные (до 3А категории трудности) перевалы в массиве Акшийрак - снежно-ледовые. В то же время есть много достаточно простых и в то же время имеющих важное значение для составления нитки маршрута перевалов 1Б-2А категорий. Что касается вершин, то, похоже, альпинистам здесь есть где разгуляться, причём маршруты для восхождений можно найти на любой вкус, в том числе и скальные. Следует учесть к тому же, что в альпинистском отношении район Акшийрака представляет фактически белое пятно.

    Климат на Акшийраке более суров, чем на Терскей-Алатау. Массив практически полностью поднят на высоту более 4 километров. Средняя годовая температура даже на сыртах -7-8 њС, т. е. ниже, чем на Памире или на Новой Земле. Здесь только три месяца в году имеют положительную среднюю температуру, и нет ни одного дня без заморозков. Среднесуточная температура самого теплого месяца - июля - в районе сыртов +4.7 њС, в августе +3.0 њС. Так что неудивительно, что не то что деревьев, но и стланика здесь практически нет. Более того, травянистые поляны на высоте выше 4 тысяч - тоже редкость.

    Не так давно район Акшийрак был объявлен заповедником. Живности, однако, в нём немного: слишком уж суров климат. Даже грызунов практически нет, только горные козы чувствуют себя достаточно комфортно, да и то только в предгорьях, граничащих с сыртами, где есть хоть какая-то трава. Козлов много, и скоро, может быть, снежные барсы придут вслед за ними и поселятся в этих горах.* 

    Что касается Терскей-Алатау, то этот горный хребет, замыкающий с юга котловину озера Иссык-Куль, достаточно хорошо знаком как туристам, так и альпинистам. Достоинств у этого района множество, а самое главное - это то, что они сочетаются, и каждый может найти в этом многообразии что-то для себя. Красивые и сложные вершины и перевалы, лесистые долины, фактически лесной парк из тянь-шанских елей, горячие минеральные источники - всё это в непосредственной близости от населённых вполне дружелюбно настроенными людьми долин.

    Характерной особенностью этого горного района является то, что наиболее высокие вершины сосредоточены в основном гребне хребта, в центре его восточной части. Это Каракол (5216 м), Огуз-Баши и Джигит. От водораздела к иссык-кульской котловине спускаются длинные боковые гребни, разделённые глубокими долинами. В прямоугольнике между реками Алтын-Арашан и Чон-Кызылсу обычно и проходит большая часть маршрутов. Это обусловлено, в частности, тем, что именно в долинах этих рек находятся народные курорты с минеральными источниками. Кроме того, здесь же находится красивейшее озеро Алакуль.

    Южные склоны хребта полого спускаются к высоко поднятым долинам рек Сарычат и Куйлю, по другую сторону от которых находятся, соответственно, горные массивы Акшийрак и Куйлю. 

    О маршрутах по Акшийраку

    Построение нитки маршрута в этом районе в большой степени определяется начальной точкой. Особого выбора здесь нет . Это долина Каинды, долина Карасай, верховья реки Сарычат и, возможно, река Кумтор. Выход из района практически ограничивается этими же долинами. Наиболее надёжно не заказывать машину на определённый срок, что, к тому же, весьма неудобно, а самостоятельно выходить через долину Сарычат на Терскей-Алатау.


    Карта района (2,83 Мб)
    Составил Дмитрий Ремизов (Москва)

    Если даже есть желание не ограничиться Акшийраком, а продолжить поход в районе Куйлю, то и в этом случае лучше выйти в верховья Сарычата, перейти на левый берег реки и идти по нему на восток, тем самым избавившись от проблемы переправы через Ирташ.
    Наиболее интересен во всех отношениях (как в спортивном, так и в эстетическом) средний хребет, точнее тот его отрезок, что начинается с ледника Северный Карасай на западе и заканчивается красивой трапециевидной вершиной 5125 на востоке. Здесь сосредоточена бóльшая часть сложных перевалов. Кроме этого отдельным объектом интереса является массив пика 5150, высшей точки района, находящейся в восточной части северного хребта.

    Между центральным и северным хребтами лежит ледник Джамансу, левая морена которого поросла травой, что даёт возможность отдохнуть от льдов и снегов. Здесь, к тому же, находится довольно большое озеро.
    Включать в маршрут низовья ледника Петрова вряд ли разумно из-за ведущихся там разработок золота. По этой же причине часть хребта, расположенную к западу от ледника Карасай Северный, если и стоит посещать, то только в радиальных выходах, или делать небольшое кольцо без спуска в долину. Во время ночёвки на леднике Петрова мы явственно слышали ритмичный гул работающих тяжёлых механизмов, других звуков со стороны рудника не доносилось. То есть, судя по всему, взрывных работ в настоящее время там не производится, а золото добывают с помощью машин типа драги.

    Литература
    1.Высокогорные перевалы / Сост. Л.Б.Директор - М.:Профиздат,1990.

    *Надежды на это мало, так как именно егеря заповедника занимаются отстрелом козлов, а барсов в Киргизии за последние 10 лет было убито столько, что, по-видимому, процесс вымирания этого вида красивых кошек стал необратим.

     

    Транспортные и иные проблемы, возникающие на подъездах к началу маршрута и при выезде домой

    Добираться до начала маршрута в районе Акшийрака удобнее всего через городок Каракол (или Пржевальск, как он назывался ещё совсем недавно). Если не разбрасываться деньгами, то тем, кто едет из Новосибирска, лучше всего сесть на российский поезд номер 225, идущий до Алма-Аты (или Алматы, как предпочитают говорить казахи, причём название города не склоняется), до вокзала Алма-Ата-1. Рейс этот ходит регулярно, через день по нечётным числам, чередуясь с поездом казахского подчинения (тот идёт до вокзала Алма-Ата-2). Народ уже давно прочувствовал разницу между ними и предпочитает ездить на более чистом российском, в котором, к тому же, в основном поддерживается порядок и можно быть уверенным в том, что плацкартный вагон не превратится в проходной двор и тебе не будут садиться на голову безбилетники, заплатившие проводнику. Билеты лучше покупать заранее, так как за несколько дней до отъезда даже места в купе полностью разбираются. (Нам в августе 2001 года плацкартные билеты до Алма-Аты стоили 753 рубля, т.е. около 26 долларов). Поезд выходит из Новосибирска вечером, идёт около полутора суток и прибывает утром на второй день.

    О деньгах

    В поезде менять деньги нет смысла, так как на станциях рубли берут наравне с теньге (курс - примерно 4.8 теньге за 1 рубль). На вокзале Алма-Ата-1 обменный пункт с более выгодным курсом находится в подвале, рядом с туалетами. В Киргизии в ходу только сом (около 1. 5 сома за рубль), но в Караколе (в центре города) достаточно много обменных пунктов. Немного выгоднее везти не рубли, а доллары. К тому же, как оказалось, с фирмой, которая нас обслуживала, пришлось рассчитываться именно долларами. Сомы на теньге и наоборот лучше всего менять при пересечении границы на дороге, соединяющей Бишкек с Алма-Атой.

    О регистрации

    В Алма-Ате и в Киргизии, как известно, надо регистрироваться (см. материалы по этой теме на mountain.ru). Это подразумевает, что российский паспорт у вас в полном порядке. Если вы только приехали, имейте при себе и билеты, так как в течение трёх дней в Алма-Ате можно находиться без регистрации. На вокзале милиционеры к нам даже не подходили, а вот в городе на них вполне можно нарваться. Самое главное - это иметь регистрацию на выезде. Когда мы на обратном пути сели в поезд, наши документы проверяли четыре раза. 

    Весьма кстати в 2001 году вступило в силу соглашение между Киргизией и Казахстаном о взаимном признании регистрации. Это означает, что лучше всего сразу, не задерживаясь в Алма-Ате, доехать до Каракола и там зарегистрироваться. Стоит это около 3 долларов. Можно самим зайти в милицию (она находится недалеко от автовокзала) или оформить бумаги через одну из многочисленных турфирм. Кроме этого, на Терскее лесники могут потребовать при встрече пропуск в альптурзону (10 долларов), а для Акшийрака необходим ещё и пропуск в заповедник (ещё 10 долларов). Так что спокойнее не мучиться, а заранее связаться с какой-нибудь из фирм и оформить эти бумажки. Мы так и поступили. Приведу адреса трёх достаточно надёжных компаний:

    1) "Туркестан" (мы пользовались их услугами, что обошлось нам не очень дёшево) 
    psi@karakol.su
    (Пышненко Сергей), http://www.karakol.su/rus/index.html
    адрес: 722360, Кыргызстан, Иссык-Кульская обл., г.Каракол, м-н "Восход" 10/50
    Тел.: +996 3922 59896 Факс: +996 3922 59896
    2) khanin@infotel.kg (Игорь Ханин), Тел.: +996 3922 20548, Факс.: +996 3922 50163
    3) "Неофит" (их услугами пользовалась группа из Московского университета, рук. Александр Зотов, sandy@medlux.ru
    телефоны в Караколе (3922) 2-57-30, 2-57-37, 2-06-50, 4-22-78. E-Mail: fedoseenko@rambler.ru

    Из Алма-Аты в Каракол можно добираться различными способами. Самый дешёвый вариант, скорее всего, это доехать до автовокзала и сесть на автобус Алма-Ата - Чолпон-Ата, а затем - на автобус до Каракола. (Томичи в 2000 году доехали до Балыкчи (Рыбачьего) за 670 теньге (около 4 долларов) с каждого, см. их отчёт). Немногим дороже обойдётся проделать этот путь на микроавтобусе. Дополнительный плюс у такого варианта - это то, что не надо заезжать в Бишкек. 
    Второй вариант: автобус (или маршрутка) до Бишкека, а затем пересадка на автобус (или, опять же, на маршрутку) до Каракола или до Чолпон-Аты. По стоимости этот вариант сравним с первым, но в Бишкеке возможны нежелательные контакты с милицией.
    Третий вариант: нанять машину прямо до Каракола. При этом, возможно, водитель предпочтёт ехать по восточной дороге через Кегень. Этот путь короче, но после Кегеня начинается довольно длинный участок плохой дороги. Именно на этом отрезке происходит пересечение границы Казахстана и Киргизии, и ни та, ни другая республика не находят денег на ремонт. Мы заранее заказали микроавтобус и ехали именно этим путём. Обошлось это нам достаточно дорого: 200 долларов за машину.

    О пересечении границы

    Никаких проблем не возникает, если у вас документы в порядке. На киргизском пропускном пункте пограничники попросили нас дать им что-нибудь поесть. У них, в отличие от казахской стороны, даже электричества нет, и еду, похоже, завозят им нерегулярно.

    О Караколе

    Городок небольшой, но в последнее время, судя по всему, в нём бурно развивается туристический бизнес. Возникло множество компаний, предлагающих за вполне приемлемую цену нужные туристам услуги. Иметь дело, конечно же, лучше с теми, кто себя уже зарекомендовал. Расположен Каракол достаточно далеко от берега Иссык-Куля, на правом берегу одноимённой речки. Достопримечательностей, кроме музея Пржевальского в пригородном посёлке Пристань, нет. Есть, правда, дореволюционные, построенные из дерева мусульманская мечеть и православная церковь. Автовокзал находится недалеко от северного въезда в город. Почта, обменные пункты, основные магазины и небольшой базар находятся в центре. Это ближе к горам и западнее автовокзала. Основной базар - ещё западнее, к нему можно попасть, если двигаться от автовокзала прямо в этом направлении. В любую часть города можно дойти пешком, но можно и доехать на маршрутке (за 4 сома). Автобусы, говорят, ходят, но, похоже, вымирают. Ночевать можно в юртовом лагере компании "Туркестан" (чуть восточнее центра), но это дороговато (с нас семерых взяли 20 долларов за целую юрту). Дешевле можно переночевать на бывшей базе альплагеря (ныне - "Неофит"), либо в домике, либо в своей палатке. База эта находится на юго-восточной окраине города, мимо неё идёт дорога вверх по ущелью Каракол. 

    О подъездах

    Попасть на Акшийрак можно пешком через какой-либо из простых перевалов: Котор (1Б,4300) или Ашутор (1Б,4200) из долины Чон-Кызылсу, Джукучак (1А,4040) из долины Джууку. В этом случае, однако, придётся тащить на себе груз на весь поход. Мы поступили по-другому. Почти за 400 долларов мы заказали машину (трёхосный Зил-131 с будкой всё в той же компании "Туркестан"), чтобы через перевал Барскаун (3816) доехать прямо к началу маршрута. Как известно, у западной границы массива Акшийрак, под ледником Петрова (там, где раньше работала метеостанция "Тянь-Шань") находится крупное месторождение золота, которое сейчас интенсивно разрабатывается канадско-киргизской компанией "Кумтор". Эта компания улучшила и поддерживает в хорошем состоянии кратчайший путь от рудника к Иссык-Кулю, к селу Барскаун. Поэтому, несмотря на большой перепад высот (подъём на 2200 метров от озера), через перевал можно проехать практически на любой машине. После него дорога выходит на сырты, обширные плоские пространства, и разветвляется: путь налево ведёт на рудник, а прямо - на перевал Суек (4026). Чтобы ехать дальше, нужна машина повышенной проходимости.

    Выехали мы из Каракола перед обедом, к тому же нами было запланировано завершить поход на Терскее, и мы договорились заехать вверх по Чон-Кызылсу, чтобы оставить заброску около ФГС (физико-географической станции). Дорога, как оказалось, очень плохая, никто за ней не следит, вследствие чего мы потратили 4 часа на это дело. Так что, в результате, нам пришлось ночевать сразу после спуска с перевала Суек и добираться до реки Каинды только на следующий день. В первый день мы проехали более 150 километров за 6 часов, а во второй - 110 километров, тоже за 6 часов.

    После перевала Суек дорога пересекает широкую долину, переходит по мосту довольно большую реку (северный исток Нарына), а потом долго тянется по плато вдоль южного края хребта Акшийрак. При этом приходится пересекать несколько речек, пара из них - довольно серьёзные (в том числе Карасай, левый приток Нарына), а мосты отсутствуют ( остатки одного из них стоят посреди потока). Водораздел между Карасаем и притоками реки Акшийрак (бассейн Сарыджаза) ничем не выделяется, какого-то заметного перевала нет. Дорога идёт по холмам и увалам каменистого плоскогорья сыртов. У моста через Каинды - стойбище, как я понял - егерей заповедника.

    Теоретически, подъехать можно и через рудник "Кумтор", но для этого нужно связываться с руководством компании и получать у них разрешение. В случае успеха маршрут можно начать от реки Кумтор или, проехав дальше на северо-восток по сыртам, от истоков реки Сарычат.

    С заездами в долины Терскея никаких особых проблем нет. На курорты Аксу и Джеты-Огуз ходят рейсовые автобусы и маршрутки. В Аксу они идут от базара. В любом случае можно договориться с шофёром. Вверх по Караколу тоже идёт дорога. Там, где она заканчивается, на слиянии Онтора с Кёльтором собираются что-то строить и по этой причине её начинают приводить в порядок. Она, однако, до сих пор не для всяких машин доступна. Примерно в таком же состоянии и дорога вверх по Арашану. Хуже обстоит дело с дорогой вдоль реки Чон-Кызылсу, по которой и до источников Джилису уже трудно доехать, а выше - требуется что-нибудь типа Газ-66. Да и то доехать можно только до разрушенного моста за километр до бывшей физико-географической станции (в доме живут, но станция бездействует).

    О выезде

    Добираться обратно в Алма-Ату можно теми же путями, что и при заезде. Оптимальный вариант, по-видимому, через Чолпон-Ату. Мы предпочли ехать ночным автобусным рейсом в Бишкек (по 170 сомов), а затем (за 800 рублей на троих, хотя можно было и дешевле сговориться) - на маршрутке.

    Билеты на обратный поезд лучше приобретать в Новосибирске. Часть нашей группы так и поступила, но, однако, эти билеты нам не понадобились. Приехали мы в Алма-Ату на два дня раньше, а к 7 сентября, как оказалось, летний ажиотаж уже спал, что позволило нам спокойно уехать в этот же день (за 3770 теньге или 770 рублей с человека за место в плацкартном вагоне). Неиспользованные билеты при этом сдать, по существующим правилам, нельзя: в кассе делают отметку, а деньги возвращают там, где билеты были куплены.

    На этой странице я попытался поделиться с вами имеющейся у меня информацией, которая может быть полезна при организации похода в районе Терскей- Алатау и Акшийрака. Но наша группа была, естественно, не единственной, кто заезжал в горы через Каракол в 2001 году. Мнения других людей по этому поводу можно найти, например, на странице Омского сервера К2 и в отчёте А.Зотова из МГУ. Кроме нас, на Акшийраке в конце июля - начале августа прошла поход 4 категории группа из Москвы под руководством Д.А.Ремизова. Их отчёт тоже скоро должен появиться в сети на серверах mountain.ru и westra.ru

    Справочные сведения о группе и маршруте

    Состав группы

    No
    Ф.И.О.
    г.р.
    опыт
    обязанности
    1 Первозванский Василий Викторович 1971 6у, 3р руководитель, врач
    2 Венглинская Елена 1980 завхоз
    3 Сальников Георгий Ефимович 1965 6у, 6р заместитель руководителя, снаряжение
    4 Сербуленко Леонид Михайлович 1955  
    5 Симонов Николай Александрович 1956 6у, 5р фотограф
    6 Тупицын Владимир Германович 1965  
    7 Хачков Андрей Александрович 1977 5у, 1р  

     

    План похода и пройденный маршрут

    Дата
    Запланированный маршрут
    Пройденный маршрут
    11-13.08 г. Новосибирск - г. Алма-Ата (поезд)  г. Новосибирск - г. Алма-Ата (поезд) 
    13.08 г. Каракол (Пржевальск) (микроавтобус) г. Каракол (Пржевальск) (микроавтобус)
    14.08 р. Каинды (машина) - р. Геологов, заброска р. Чон-Кызылсу - пер. Барскаун - пер. Суёк (машина)
    15.08 лед. Каинды р. Каинды (машина) - р. Геологов, заброска
    16.08 пер. Каинды (1Б,4327) лед. Каинды
    17.08 лед. Карасай Северный пер. Каинды (1Б,4327)
    18.08 пер. Карасай Северный (2А,4600) лед. Карасай Северный
    19.08 пер. Клешня (1Б,4600) пер. Карасай Северный (2А,4600)
    20.08 пер. Птицы (2Б,4750) пер. Клешня (1Б,4600)
    21.08 выход к заброске (р. Каинды) пер. Птицы (2Б,4750), выход к заброске (р. Каинды)
    22.08 лед. Геологов лед. Геологов
    23.08 пер. Геологов (2Б,4700) пер. Геологов (2Б,4700)
    24.08 подход моренное озеро лед. Солнечный
    25.08 пер. Чомой Южный (2А,4700) (или Обзорная седловина (4800)) Обзорная седловина (4800)
    26.08 выход на пер. 35 лет Победы (2Б,4800) (или радиальный выход на пик 5150, спуск) радиальный выход до узловой вершины (5000), пер. Осыпной (1Б,4300)
    27.08 радиальный выход на пик 5150, спуск с перевала (или пер. Осыпной (1Б,4300)) пер. Рокуэлла Кента (2А,4700)
    28.08 пер. 100 лет Фрунзе (2Б,4700) (или пер. Рокуэлла Кента (2А,4700)), ледник Безымянный пер. Пилигрим (2Б,4500)
    29.08 пер. (2Б,4500) (возможно первопрохождение), ледник Сарытор пер. Ашутор (1Б,4200)
    30.08 р. Сарычат р. Карабаткак
    31.08 пер. Ашутор (1Б,4200) пер. СОАН (2А,4050)
    01.09 р. Айлама р. Арчалытор
    02.09 пер. СОАН (2А,4050) лед. Арчалытор
    03.09 лед. Арчалытор пер. Арчалытор Северный (2А,4200)
    04.09 пер. Арчалытор Северный (2А,4200) пер. Онтор (1Б,3980) - приют "Сирота"
    05.09 приют "Сирота" оз. Алакуль - пер. Алакуль (1А,3800) - источники Алтын-Арашан
    06.09 оз. Алакуль - пер. Алакуль (1А,3800) - источники Алтын-Арашан спуск в г. Каракол - г. Бишкек (автобус)
    07.09 спуск в г. Каракол г. Алма-Ата (маршрутка) - поезд
    08.09 г. Алма-Ата (автобус, маршрутка) поезд
    09-11.09 г. Новосибирск (поезд) 09.09. - г. Новосибирск

    Отличия пройденного маршрута от намеченного

    1. Доехали мы к началу маршрута на день позже
    2. Первую часть удалось пройти на 1 день быстрее
    3. Из-за болезни В.Тупицына отказались от кольца вокруг вершины 5150 и воспользовались запасным вариантом, на который затратили на 1 день меньше
    4. Перевал с ледника Безымянный на ледник Сарытор был пройден до нас и получил имя Пилигрим
    5. Перевал Ашутор прошли сходу (ещё 1 день сэкономили)
    6. Подход к перевалу Арчалытор растянули на 2 дня
    7. После перевала Арчалытор дополнительно прошли перевал Онтор (1Б,3980)
    8. В Каракол спустились 6 сентября и вечером уехали в Алма-Ату, где на следующий день сели на поезд

    Материальное обеспечение группы

    Общественное снаряжение 

    1. Палатка 1
    2.
     
    Спальник
     
    1 4хместный
    3 индивидуальных
    3. Верёвка основная (10мм) 3 по 50м
    4. Верёвка вспомогательная (6мм) 1 (50м)
    5. Ледобуры 15
    6. Скальные крючья, закладухи около 15
    7. Карабины 15
    8. Ледосброс 2
    9. Лавинная лопата 2
    10. Снежный якорь 1
    11. Снежная пила 2
    12. Верёвка расходная 10 м
    13. Трёхголовый примус "Горыныч" 1
    14.
     
    Скороварка + кастрюля + поварёшка + стеклоткань + "шуба" для скороварки и кастрюли  
    15. Ремнабор  

    Продукты

    Были взяты из расчёта 650 граммов на человека в день. И как-то так получилось, что мы всегда были сыты.

    Аптечка

    Была собрана с учётом автономности похода и удалённости района. Поэтому получилась большая и тяжёлая. Использовалась, в основном, для того, чтобы лечить Вову от кашля.

    Денежные расходы

    Поход обошёлся в 4168 рублей на каждого плюс расходы на обратную дорогу, которые оказались немного разными. Те, кто прошёл маршрут до конца и возвращался позже других, затратили в среднем по 1433 рубля. В сумме получился 5601 рубль или 190 долларов. Бóльшая часть (по 112 долларов с каждого) была израсходована на расчёты с принимавшей нас фирмой, причём около 90 долларов из этой суммы ушло на оплату транспортных услуг. 

    Далее: График движения и краткий дневник >>

     


    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999- Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Rambler's Top100